Действующий

О ПРОГРАММЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 20.05.2010)


Таблица


Областные бюджетные учреждения, оказывающие социальные услуги

Государственный

 орган -

 учредитель   

 Тип учреждений                

Количество

учреждений

Департамент

здравоохранения

Ивановской

области         

Учреждения по оказанию специализированной

медицинской помощи (областная клиническая

больница, детская клиническая больница,

госпиталь для ветеранов войн, станция

переливания крови, кардиологический

диспансер, областная туберкулезная больница,

противотуберкулезный диспансер,

онкологический диспансер,

кожно-венерологический диспансер,

наркологический диспансер, психиатрическая

больница)                                    

 15    

Учреждения среднего профессионального

образования                                  

 2    

Детские санатории                            

 2    

Дома ребенка                                 

 2    

Прочие (территориальный центр медицины

катастроф, бюро судебно-медицинской

экспертизы)                                  

 2    

Комитет

Ивановской

области по

культуре        

Музеи                                        

 9    

Училища                                      

 3    

Библиотеки                                   

 3    

Театры                                       

 4    

Филармонии                                   

 1    

Департамент

образования

Ивановской

области         

Областные государственные образовательные

учреждения для обучающихся, воспитанников с

отклонениями в развитии (специальные

(коррекционные) общеобразовательные школы,

специальные (коррекционные)

общеобразовательные школы-интернаты)         

 23    

Областные государственные образовательные

учреждения для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

(специальные школы-интернаты, детские дома)  

 17    

Областные государственные образовательные

учреждения для детей, нуждающихся в

длительном лечении (санаторные

школы-интернаты)                             

 2    

Областные государственные образовательные

учреждения начального профессионального

образования (профессиональные училища,

профессиональные лицеи)                      

 26    

Областные государственные образовательные

учреждения среднего профессионального

образования (колледжи, техникумы)            

 4    

Областные государственные образовательные

учреждения дополнительного образования детей

 2    

Прочие учреждения (учебно-консультационный

пункт в ФГУ ИК-4 УФСИН,

психолого-медико-педагогическая консультация)

 2    

Департамент

социальной

защиты населения

Ивановской

области         

Стационарные учреждения социального

обслуживания                                 

 9    

Центры социального обслуживания (центры

социального обслуживания, комплексные центры

социального обслуживания)                    

 28    

Социально-реабилитационные центры для

несовершеннолетних                           

 13    

Прочие (профессиональное училище-интернат,

центр психолого-педагогической помощи семье и

детям, центр социальной адаптации для лиц без

определенного места жительства и занятий,

реабилитационный центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями)               

 4    

Комитет

Ивановской

области по

спорту          

Спортивные школы (специализированные

детско-юношеские школы олимпийского резерва,

детско-юношеская спортивная школа)           

 8    

Государственная

служба занятости

населения

Ивановской

области         

Центры занятости населения                   

 19    

Управление по

делам архивов

Ивановской

области         

Государственный архив                        

 1    

Департамент

землепользования

и природных

ресурсов

Ивановской

области         

Агентство по охране и использованию объектов

животного мира, отнесенных к объектам охоты,

водных биологических и природных ресурсов    

 1    

Управление

ветеринарии

Ивановской

области         

Станции по борьбе с болезнями животных       

 24    

Межрайонные ветеринарные лаборатории         

 6    

Департамент

общественных

связей,

молодежной и

информационной

политики

Ивановской

области         

Редакции районных газет                      

 21    

Управление по

обеспечению

защиты населения

и пожарной

безопасности

Ивановской

области         

Пожарные отряды                              

 13    

Комитет

Ивановской

области по

лесному

хозяйству       

Лесхозы                                      

 22    

Лесотехническая школа (учреждение начального

профессионального образования)               

 1    

ИТОГО           

 289    



Таблица составлена на основе распоряжения Правительства Ивановской области N 265-рп от 26.10.2006 "Об утверждении перечня подведомственных исполнительным органам государственной власти Ивановской области государственных учреждений Ивановской области".

Для большей части государственных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями Ивановской области, отсутствуют альтернативы в виде аналогичных платных услуг, оказываемых негосударственными организациями. Основными причинами этого являются:

- Низкий уровень спроса со стороны населения, являющийся следствием низкого уровня доходов населения, а также бесплатности (или низкой стоимости) государственных социальных услуг для конечных получателей;

- Отсутствие оформленного бюджетного спроса на государственные услуги. Практикуется прямое бюджетное финансирование хозяйственной деятельности учреждений и организаций, оказывающих государственные услуги. Сектор экономики, производящий государственные услуги, представленный бюджетными учреждениями, закрыт для частных подрядчиков и инвесторов;

- Существование нормативных ограничений на оказание отдельных видов услуг частными компаниями.

Отсутствие конкуренции в сфере оказания государственных услуг, финансируемых за счет бюджетных средств, негативно отражается на качестве услуг. Ситуацию существенно усугубляет высокая изношенность основных фондов бюджетных учреждений. Существенное повышение качества государственных услуг и обслуживания становится невозможным без значительных капитальных вложений в бюджетную сеть. Несмотря на явное улучшение в последние годы ситуации с организацией текущего бюджетного финансирования, областной бюджет не располагает ресурсами для восполнения многолетнего недофинансирования капитальных расходов.

Одним из способов создания конкурентной среды является перевод бюджетных учреждений, оказывающих государственные услуги, в форму автономных некоммерческих организаций с последующим переходом от сметного финансирования к механизму конкурсного распределения субсидий. Реализация данного направления предусмотрена в Ивановской области распоряжением Правительства Ивановской области от 6 июля 2007 года N 227-рп "О мерах по повышению эффективности использования и распоряжения имуществом государственных учреждений Ивановской области". Согласно данному распоряжению в 2007 году органами исполнительной власти Ивановской области должна быть проведена подготовка предложений по созданию автономных некоммерческих организаций путем изменения типа существующих государственных учреждений Ивановской области.

Создание автономных некоммерческих организаций на базе существующих бюджетных учреждений стимулирует появление конкурентных отношений в сфере оказания государственных услуг. Более высокая степень самостоятельности автономных некоммерческих учреждений будет способствовать более активному привлечению источников внебюджетного финансирования, которые могут направляться на обновление основных фондов.

План реформирования

Несмотря на теоретическую привлекательность перевода бюджетных учреждений в форму автономных некоммерческих организаций, существует ряд ограничений правового, политического и экономического характера, не позволяющих быстро и масштабно осуществить данный процесс.

В 2008 - 2009 г. г. реализацию данного направления предполагается осуществлять в режиме эксперимента, отработки техник и методов перехода к оказанию государственных услуг некоммерческими автономными организациями. По завершении отчетного периода должно возникнуть понимание о возможности и эффективности масштабного перевода бюджетных учреждений в форму автономных некоммерческих организаций, выверенных механизмах управления и организации такого перевода.

┌════┬══════════════════════════════════════════════════════┬═════════════‰
│ N  │                     Мероприятие                      │    Сроки    │
│    │                                                      │ реализации  │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│3.1 │Создание  рабочей  группы  по  реформированию  сектора│до 01.01.2008│
│    │бюджетных учреждений                                  │             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│3.2 │Проведение    выборочных    экспертных    обследований│до 01.03.2008│
│    │государственных   учреждений    Ивановской    области,│             │
│    │предоставляющих основные государственные услуги       │             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│3.3 │Проведение  оценки  возможных  социальных  последствий│до 01.03.2008│
│    │перехода к оказанию  отдельных  услуг  некоммерческими│             │
│    │автономными   организациями    и    негосударственными│             │
│    │организациями                                         │             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│3.4 │Формирование  сводной  оценки   возможности   перевода│до 01.04.2008│
│    │госучреждений, оказывающих государственные  услуги,  в│             │
│    │форму некоммерческих автономных организаций,  а  также│             │
│    │перехода  к   предоставлению   государственных   услуг│             │
│    │негосударственными организациями                      │             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│3.5 │Утверждение  рабочей   группой   перечня   учреждений,│до 01.04.2008│
│    │которые целесообразно  перевести  в  форму  автономных│             │
│    │некоммерческих организаций в 2008 - 2009 г. г.        │             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│3.6 │Подготовка   проекта   постановления    Правительства,│до 01.06.2008│
│    │устанавливающего   перечень   государственных   услуг,│             │
│    │предоставление  которых  в  среднесрочной  перспективе│             │
│    │может   осуществляться   автономными   некоммерческими│             │
│    │организациями  и   негосударственными   организациями.│             │
│    │Согласование и принятие постановления                 │             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│3.7 │Подготовка   проекта   постановления    Правительства,│до 01.06.2008│
│    │закрепляющего порядок и план-график перевода бюджетных│             │
│    │учреждений   в   форму    автономных    некоммерческих│             │
│    │организаций  в  2008  -  2009  г.  г.  Согласование  и│             │
│    │принятие постановления                                │             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│3.8 │Проведение  исследования  по  выработке  требований  к│до 01.05.2008│
│    │объему и качеству государственных услуг, планируемых к│             │
│    │предоставлению на контрактной  основе  создаваемыми  в│             │
│    │2008  -  2009  г.   г.   автономными   некоммерческими│             │
│    │организациями                                         │             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│3.9 │Утверждение рабочей  группой  требований  к  объему  и│до 01.06.2008│
│    │качеству   государственных   услуг,   планируемых    к│             │
│    │предоставлению на контрактной  основе  создаваемыми  в│             │
│    │2008  -  2009  г.   г.   автономными   некоммерческими│             │
│    │организациями                                         │             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│3.10│Внесение  изменений  в   нормативные   правовые   акты│до 01.10.2008│
│    │области,   подготовка   и   принятие   новых    актов,│             │
│    │закрепляющих     принятую      модель      организации│             │
│    │финансирования государственных услуг                  │             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│3.11│Реализация   мероприятий   по    переводу    бюджетных│до 01.04.2009│
│    │учреждений   в   форму    автономных    некоммерческих│             │
│    │организаций в соответствии с утвержденным  порядком  и│             │
│    │планом-графиком перевода на 2008 - 2009 г. г.         │             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│3.12│Подготовка и утверждение правового акта  Правительства│до 01.09.2008│
│    │Ивановской области, утверждающего  порядок  и  условия│             │
│    │предоставления  средств  государственным  учреждениям,│             │
│    │изменяющим свой тип, для поддержки создания автономных│             │
│    │учреждений Ивановской области                         │             │
│(пп. 3.12 в  ред.  Постановления   Правительства  Ивановской  области  от│
│19.08.2008 N 221-п)                                                      │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│3.13│Проведение  оценки  первых  итогов  передачи  оказания│до 01.11.2009│
│    │государственных  услуг   автономными   некоммерческими│             │
│    │организациями. Обсуждение итогов на рабочей группе    │             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│3.14│Принятие  решения   о   целесообразности   дальнейшего│до 01.11.2009│
│    │перехода  к   предоставлению   государственных   услуг│             │
│    │автономными некоммерческими организациями и  о  планах│             │
│    │осуществления такого перехода                         │             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│3.15│Подготовка  и  утверждение  плана-графика  дальнейшего│до 31.12.2009│
│    │перевода государственных учреждений в форму автономных│             │
│    │некоммерческих организаций на 2010 -  2012  годы  (при│             │
│    │необходимости)                                        │             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│3.16│Предоставление  средств  государственным  учреждениям,│до 30.09.2008│
│    │изменяющим свой тип, для поддержки создания автономных│             │
│    │учреждений Ивановской области                         │             │
│(пп. 3.16  введен  Постановлением  Правительства  Ивановской  области  от│
│19.08.2008 N 221-п)                                                      │
└════┴══════════════════════════════════════════════════════┴═════════════…


Возможные альтернативы и обоснование выбора решения

Альтернативность реформирования возникает в сфере выбора масштаба преобразований, а также определения способа закрепления имущества за создаваемыми автономными некоммерческими организациями.

С точки зрения масштаба преобразований альтернатива лежит в плоскости организации не экспериментального, а массового перевода государственных учреждений в форму автономных некоммерческих организаций. Такая альтернатива потенциально ускоряет создание конкурентных отношений в сфере оказания государственных услуг, однако несет в себе высокие социальные риски. Опыт российских регионов по масштабному переводу бюджетных учреждений в форму автономных некоммерческих организаций пока нельзя назвать во всех отношениях успешным.

С точки зрения способа закрепления имущества за автономными некоммерческими организациями, создаваемыми на базе существующих бюджетных учреждений, могут реализовываться схемы, различающиеся степенью свободы распоряжения имуществом. При передаче имущества в долгосрочную аренду автономным некоммерческим организациям обеспечивается высокая степень сохранности имущества, но может происходить снижение эффективности деятельности создаваемых автономных организаций в связи с существенной ограниченностью свободы распоряжения имуществом. Диаметрально противоположным вариантом является передача имущества на баланс создаваемых автономных некоммерческих организаций с предоставлением полной свободы распоряжения им. Благодаря этому, автономные организации получают возможность более широкого использования данного ресурса для осуществления своей деятельности, повышается их заинтересованность в эффективном использовании активов. Недостатком второй схемы является наличие рисков существенных потерь для областного бюджета и казны Ивановской области в результате ошибок менеджмента автономных организаций. При крайне негативном сценарии возможно наступление ситуации, при которой автономная некоммерческая организация лишается имущества, необходимого для оказания государственных услуг, и прекращает оказывать государственные услуги. В этом случае на бюджет Ивановской области могут лечь расходы на возобновление деятельности по предоставлению соответствующих государственных услуг.

В связи с вышеизложенным, при осуществлении реформ целесообразно применить двухэтапный порядок перехода к организации оказания государственных услуг автономными некоммерческими организациями.

Оценка рисков и чувствительности к воздействию внешних факторов

Ниже приведены ключевые риски, полностью исключить которые при реализации Программы реформирования не представляется возможным:

N

 Риск      

 Причины       

 Методы минимизации        

1

Противодействие

преобразованиям

со стороны

трудовых

коллективов

переводимых

бюджетных

учреждений     

Негативные ожидания

трудовых коллективов

бюджетных учреждений

по поводу планируемых

(проводимых)

преобразований       

Проведение разъяснительной работы

в трудовых коллективах,

разъяснения возможных выгод от

планируемых (проводимых)

преобразований                   

2

Противодействие

преобразованиям

со стороны

органов

исполнительной

власти,

курирующих

соответствующие

учреждения     

Неизвестность

относительно успеха

преобразований,

необходимость

изменения

управленческой модели

управления оказанием

услуг (утеря

административных

рычагов воздействия)

Материальное стимулирование

государственных служащих,

принимающих активное участие в

реализации Программы

реформирования. Концентрация

преобразований в отраслях, где

руководители соответствующих

ведомств наиболее лояльны к

нововведениям                    


Вышеприведенные риски указывают, что реализация Программы реформирования по данному направлению не лишена влияния со стороны внешних факторов. В то же время, с учетом того, что масштабные преобразования на первом этапе реализации данного направления не планируются, существующие риски не могут поставить под сомнение достижение планируемых результатов.