Анализ исходного состояния
Величина недоимки по платежам в областной бюджет, объем дебиторской задолженности бюджетных учреждений Ивановской области находятся на низком уровне. По состоянию на 01.01.2007 величина недоимки составляла 305,0 млн. руб., или 2,36% от объема доходов областного бюджета за 2006 год. Объем дебиторской задолженности бюджетных учреждений Ивановской области был на уровне 200,8 млн. руб. и 1,56% объема доходов областного бюджета соответственно.
Сокращение объема задолженности перед бюджетом и бюджетными учреждениями стало возможным благодаря последовательно реализуемой политике, направленной на снижение объема недоимки по платежам в бюджет, сокращение объема дебиторской задолженности бюджетных учреждений. Департаментом финансов Ивановской области регулярно отслеживаются и анализируются данные об объеме задолженности, принимаются меры по недопущению возникновения новой задолженности и по погашению существующей.
На данный момент в Ивановской области не практикуется предоставление отсрочек и рассрочек по платежам в бюджет. Однако нельзя исключать возможность применения данного инструмента в будущем. Роль государственных органов исполнительной власти Ивановской области в процессе предоставления отсрочек и рассрочек сводится к осуществлению согласительных процедур.
Существующая схема управления задолженностью не лишена отдельных недостатков, одним из которых является низкая степень регламентации реализуемых процедур. Отсутствует нормативно закрепленный порядок предоставления (согласования) рассрочек и отсрочек. Нормативно не закреплен порядок проведения мониторинга задолженности перед бюджетом, при этом информация о задолженности накапливается в различных учетных формах.
Другим недостатком сложившейся административной практики является закрытость информации. Сведения об объемах недоимки по платежам в бюджет, дебиторской задолженности бюджетных учреждений являются закрытыми.
План реформирования
В 2008 году планируется предпринять ряд мер, направленных на повышение регламентации процесса предоставления рассрочек и отсрочек по платежам в бюджет Ивановской области, упорядочение процесса учета и повышение открытости результатов мониторинга задолженности перед бюджетом Ивановской области.
Планируется нормативно закрепить порядок предоставления отсрочек и рассрочек (в рамках взаимодействия с органами федеральной налоговой службы), а также порядок мониторинга накопленной дебиторской задолженности, отсроченных и рассроченных платежей. С учетом слабой остроты проблемы целесообразно закрепить квартальную периодичность проведения мониторинга.
Вместе с порядком мониторинга должен быть разработан и утвержден план действий для случаев, когда дебиторская задолженность, отсроченные или рассроченные платежи превышают определенные пределы или демонстрируют динамику быстрого роста.
Информацию о текущей задолженности предстоит сделать публичной. Данная информация должна содержать не только прямые объемы задолженности, но и расчетные потери, связанные с временной стоимостью денег (инфляционные потери). Методика расчета инфляционных потерь должна быть закреплена отдельным актом (приказом Департамента финансов) и учитывать срок возникновения отдельных обязательств.
┌════┬══════════════════════════════════════════════════════┬═════════════‰
│ N │ Мероприятие │ Сроки │
│ │ │ реализации │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│13.1│Разработка проекта постановления Правительства│до 01.06.2008│
│ │Ивановской области, закрепляющего порядок│ │
│ │предоставления отсрочек и рассрочек. Согласование и│ │
│ │принятие постановления │ │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│13.2│Разработка проекта постановления Правительства│до 01.06.2008│
│ │Ивановской области, закрепляющего порядок мониторинга│ │
│ │накопленной дебиторской задолженности, отсроченных и│ │
│ │рассроченных платежей, план действий при значительном│ │
│ │росте или объеме дебиторской задолженности.│ │
│ │Согласование и принятие постановления │ │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│13.3│Разработка и утверждение приказа Департамента финансов│до 01.06.2008│
│ │области, закрепляющего методику расчета инфляционных│ │
│ │потерь от сохранения дебиторской задолженности │ │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│13.4│Создание на специализированном сайте Ивановской│до 01.09.2008│
│ │области в сети Интернет специальной страницы,│ │
│ │посвященной раскрытию информации об объемах│ │
│ │дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных│ │
│ │платежах и объемах инфляционных потерь от сохранения│ │
│ │дебиторской задолженности │ │
│(в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 19.08.2008│
│N 221-п) │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│13.5│Автоматизация мониторинга дебиторской задолженности │до 31.12.2008│
│(пп. 13.5 введен Постановлением Правительства Ивановской области от│
│19.08.2008 N 221-п) │
└════┴══════════════════════════════════════════════════════┴═════════════…
Возможные альтернативы и обоснование выбора решения
По данному направлению набор возможных альтернатив реформирования довольно ограничен. Варианты могут возникать относительно периодичности мониторинга, а также относительно применения его результатов.
В плане реформирования предусмотрен квартальный период проведения мониторинга, реальной альтернативой которому выступает ежемесячная отчетность. Выбор в данном случае обусловлен отсутствием серьезных проблем в области накопления дебиторской задолженности. Повышенные издержки на проведение более регулярного наблюдения не оправданы.
Относительно применения результатов мониторинга мог быть реализован вариант, предусматривающий ответственность руководителей соответствующих органов и учреждений за накопление (рост) дебиторской задолженности. Такая политика призвана изначально создать стимулы для жесткого контроля за объемом задолженности. Вместе с тем применение жестких решений представляется нецелесообразным. Во-первых, ситуация и так достаточно благополучная. Во-вторых, причины возникновения или роста задолженности могут быть индивидуальными и далеко не всегда зависящими от самих руководителей. По этой причине наиболее верной является политика быстрого реагирования на случаи возникновения значительной задолженности.
Оценка рисков и чувствительности к воздействию внешних факторов
Ниже приведены ключевые риски, полностью исключить которые при реализации Программы реформирования не представляется возможным:
N | Риск | Причины | Методы минимизации |
1 | Противодействие нововведениям внутри системы органов исполнительной власти области | Низкая актуальность проблемы дебиторской задолженности | Проведение разъяснительной работы |
Существующие риски имеют низкую вероятность осуществления, однако при негативном сценарии развития событий они могут поставить под сомнение реализацию плана реформирования по данному направлению.