Действующий

О ПРОГРАММЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 20.05.2010)


13. Организация оперативного учета задолженности перед бюджетом, рассроченных и отсроченных платежей в бюджет

Анализ исходного состояния

Величина недоимки по платежам в областной бюджет, объем дебиторской задолженности бюджетных учреждений Ивановской области находятся на низком уровне. По состоянию на 01.01.2007 величина недоимки составляла 305,0 млн. руб., или 2,36% от объема доходов областного бюджета за 2006 год. Объем дебиторской задолженности бюджетных учреждений Ивановской области был на уровне 200,8 млн. руб. и 1,56% объема доходов областного бюджета соответственно.

Сокращение объема задолженности перед бюджетом и бюджетными учреждениями стало возможным благодаря последовательно реализуемой политике, направленной на снижение объема недоимки по платежам в бюджет, сокращение объема дебиторской задолженности бюджетных учреждений. Департаментом финансов Ивановской области регулярно отслеживаются и анализируются данные об объеме задолженности, принимаются меры по недопущению возникновения новой задолженности и по погашению существующей.

На данный момент в Ивановской области не практикуется предоставление отсрочек и рассрочек по платежам в бюджет. Однако нельзя исключать возможность применения данного инструмента в будущем. Роль государственных органов исполнительной власти Ивановской области в процессе предоставления отсрочек и рассрочек сводится к осуществлению согласительных процедур.

Существующая схема управления задолженностью не лишена отдельных недостатков, одним из которых является низкая степень регламентации реализуемых процедур. Отсутствует нормативно закрепленный порядок предоставления (согласования) рассрочек и отсрочек. Нормативно не закреплен порядок проведения мониторинга задолженности перед бюджетом, при этом информация о задолженности накапливается в различных учетных формах.

Другим недостатком сложившейся административной практики является закрытость информации. Сведения об объемах недоимки по платежам в бюджет, дебиторской задолженности бюджетных учреждений являются закрытыми.

План реформирования

В 2008 году планируется предпринять ряд мер, направленных на повышение регламентации процесса предоставления рассрочек и отсрочек по платежам в бюджет Ивановской области, упорядочение процесса учета и повышение открытости результатов мониторинга задолженности перед бюджетом Ивановской области.

Планируется нормативно закрепить порядок предоставления отсрочек и рассрочек (в рамках взаимодействия с органами федеральной налоговой службы), а также порядок мониторинга накопленной дебиторской задолженности, отсроченных и рассроченных платежей. С учетом слабой остроты проблемы целесообразно закрепить квартальную периодичность проведения мониторинга.

Вместе с порядком мониторинга должен быть разработан и утвержден план действий для случаев, когда дебиторская задолженность, отсроченные или рассроченные платежи превышают определенные пределы или демонстрируют динамику быстрого роста.

Информацию о текущей задолженности предстоит сделать публичной. Данная информация должна содержать не только прямые объемы задолженности, но и расчетные потери, связанные с временной стоимостью денег (инфляционные потери). Методика расчета инфляционных потерь должна быть закреплена отдельным актом (приказом Департамента финансов) и учитывать срок возникновения отдельных обязательств.

┌════┬══════════════════════════════════════════════════════┬═════════════‰
│ N  │                     Мероприятие                      │    Сроки    │
│    │                                                      │ реализации  │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│13.1│Разработка   проекта    постановления    Правительства│до 01.06.2008│
│    │Ивановской     области,     закрепляющего      порядок│             │
│    │предоставления отсрочек и  рассрочек.  Согласование  и│             │
│    │принятие постановления                                │             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│13.2│Разработка   проекта    постановления    Правительства│до 01.06.2008│
│    │Ивановской области, закрепляющего порядок  мониторинга│             │
│    │накопленной дебиторской задолженности,  отсроченных  и│             │
│    │рассроченных платежей, план действий при  значительном│             │
│    │росте   или    объеме    дебиторской    задолженности.│             │
│    │Согласование и принятие постановления                 │             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│13.3│Разработка и утверждение приказа Департамента финансов│до 01.06.2008│
│    │области, закрепляющего методику  расчета  инфляционных│             │
│    │потерь от сохранения дебиторской задолженности        │             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│13.4│Создание  на   специализированном   сайте   Ивановской│до 01.09.2008│
│    │области  в   сети   Интернет   специальной   страницы,│             │
│    │посвященной   раскрытию    информации    об    объемах│             │
│    │дебиторской задолженности, рассроченных и  отсроченных│             │
│    │платежах и объемах инфляционных потерь  от  сохранения│             │
│    │дебиторской задолженности                             │             │
│(в  ред.  Постановления  Правительства Ивановской области  от  19.08.2008│
│N 221-п)                                                                 │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│13.5│Автоматизация мониторинга дебиторской задолженности   │до 31.12.2008│
│(пп. 13.5  введен  Постановлением  Правительства  Ивановской  области  от│
│19.08.2008 N 221-п)                                                      │
└════┴══════════════════════════════════════════════════════┴═════════════…


Возможные альтернативы и обоснование выбора решения

По данному направлению набор возможных альтернатив реформирования довольно ограничен. Варианты могут возникать относительно периодичности мониторинга, а также относительно применения его результатов.

В плане реформирования предусмотрен квартальный период проведения мониторинга, реальной альтернативой которому выступает ежемесячная отчетность. Выбор в данном случае обусловлен отсутствием серьезных проблем в области накопления дебиторской задолженности. Повышенные издержки на проведение более регулярного наблюдения не оправданы.

Относительно применения результатов мониторинга мог быть реализован вариант, предусматривающий ответственность руководителей соответствующих органов и учреждений за накопление (рост) дебиторской задолженности. Такая политика призвана изначально создать стимулы для жесткого контроля за объемом задолженности. Вместе с тем применение жестких решений представляется нецелесообразным. Во-первых, ситуация и так достаточно благополучная. Во-вторых, причины возникновения или роста задолженности могут быть индивидуальными и далеко не всегда зависящими от самих руководителей. По этой причине наиболее верной является политика быстрого реагирования на случаи возникновения значительной задолженности.

Оценка рисков и чувствительности к воздействию внешних факторов

Ниже приведены ключевые риски, полностью исключить которые при реализации Программы реформирования не представляется возможным:

N

 Риск        

 Причины       

 Методы минимизации     

1

Противодействие

нововведениям внутри

системы органов

исполнительной

власти области      

Низкая актуальность

проблемы дебиторской

задолженности        

Проведение разъяснительной

работы                      


Существующие риски имеют низкую вероятность осуществления, однако при негативном сценарии развития событий они могут поставить под сомнение реализацию плана реформирования по данному направлению.