Анализ исходного состояния
Общие требования по предоставлению бюджетных кредитов муниципальным образованиям Ивановской области ежегодно устанавливаются областными законами о бюджете на очередной финансовый год. Процессуальное описание порядка предоставления, использования и возврата муниципальными образованиями Ивановской области бюджетных кредитов закреплено в постановлении администрации Ивановской области от 17.03.2005 N 41-па.
В настоящий момент нормативно закреплены в законодательстве Ивановской области:
- требования к форме и содержанию заявки и сопровождающих документов, подаваемых заявителем с целью получения бюджетного кредита;
- требования к срокам рассмотрения заявки на получение бюджетного кредита;
- закрытый перечень возможных целей привлечения кредитов, а также требование использования привлекаемых средств строго по целевому назначению. Бюджетные кредиты из областного бюджета муниципальным образованиям Ивановской области могут предоставляться только на две возможные цели: 1) покрытие кассовых разрывов, 2) приобретение топлива;
- запрет на предоставление кредитов при наличии просроченной задолженности по ранее полученным бюджетным средствам на возвратной основе;
- требование о наличии права на бесспорное списание суммы бюджетных средств с лицевого счета заемщика в случае невозврата или несвоевременного возврата бюджетного кредита, уплаты процентов за пользование им в установленные кредитным договором сроки, а также взыскание неустойки в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
В действующем порядке предоставления бюджетных кредитов муниципальных образований отсутствует исчерпывающий перечень критериев принятия решений о предоставлении или об отказе в предоставлении кредита.
Решение о предоставлении или отказе в предоставлении бюджетного кредита основывается на расчете потребности муниципального образования в кредитовании, проводимом сотрудниками Департамента финансов Ивановской области.
Как показывает статистика рассмотрения обращений муниципальных образований за 2005 - 2007 г. г., отказы в предоставлении бюджетных кредитов являются редкими исключениями. В 2005 году было отказано в предоставлении бюджетных кредитов трем муниципальным образованиям, в 2007 году - одному муниципальному образованию. В 2006 году все обращения муниципальных образований о предоставлении бюджетных кредитов из областного бюджета были удовлетворены.
В подавляющем количестве случаев кредитования происходит пересмотр первоначально заявленных сумм. Формализованная процедура определения фактического объема предоставляемого бюджетного кредита отсутствует, но существует сложившаяся практика рассмотрения заявок, выработаны неформальные критерии пересмотра сумм кредитов.
При обращении муниципальных образований с просьбами о предоставлении из областного бюджета бюджетных кредитов запрашиваемые суммы могут быть уменьшены:
- если при расчете потребности муниципального образования в бюджетном кредите учитывались суммы планируемых капитальных расходов;
- если по результатам расчетов, проведенных Департаментом финансов Ивановской области на основе данных текущей отчетности об исполнении местного бюджета, происходит переоценка заявленной муниципальным образованием величины кассового разрыва;
- если выявляется несоответствие объемов расходов муниципального образования, указанных в заявке на получение бюджетного кредита, и объемов бюджетных ассигнований из сводной бюджетной росписи местного бюджета;
- если выдача бюджетного кредита в запрашиваемом объеме ведет к нарушению требований Бюджетного кодекса РФ к уровню расходов по обслуживанию муниципального долга, предельному размеру муниципального долга либо предельному размеру дефицита бюджета муниципального образования.
План реформирования
В сфере предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам предстоит ужесточить бюджетные ограничения по изменению условий и сроков предоставления кредитов, а также повысить объективность процедуры выдачи кредитов. В первую очередь это касается кредитов на покрытие кассовых разрывов.
Процедуру предоставления кредитов планируется модифицировать с акцентом на единовременное распределение сумм, предусмотренных в областном бюджете на выдачу кредитов местным бюджетам. Будет разработана и утверждена методика распределения общего объема между подавшими заявки муниципальными образованиями. Методика должна предусматривать проверку заявленной потребности в бюджетном кредите, по результатам которой сумма заявки может быть сокращена, либо сама заявка - отклонена.
Сумма, предусмотренная на кредитование местных бюджетов, должна распределяться пропорционально поданным и скорректированным заявкам.
Как и прежде, кредиты не должны предоставляться муниципальным образованиям, имеющим просроченную задолженность перед областным бюджетом.
По результатам распределения сумм, предусмотренных для кредитования местных бюджетов, будут заключаться кредитные договоры (соглашения) с указанием конкретных сроков и сумм привлечения кредита. При этом целесообразно закрепить норму, согласно которой сроки и суммы привлечения могут быть изменены по дополнительному соглашению только в сторону их уменьшения.
Организационно план реформирования сводится к принятию соответствующих нормативных правовых актов, закрепляющих новые процедуры распределения и предоставления бюджетных кредитов.
┌════┬══════════════════════════════════════════════════════┬═════════════‰
│ N │ Мероприятие │ Сроки │
│ │ │ реализации │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│20.1. Исключен. - Постановление Правительства Ивановской области от│
│19.08.2008 N 221-п │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│20.1│Подготовка проекта постановления Правительства│до 01.01.2009│
│ │Ивановской области, закрепляющего порядок и методику│ │
│ │распределения средств на предоставление кредитов│ │
│ │местным бюджетам на покрытие временных кассовых│ │
│ │разрывов, порядок заключения и исполнения кредитных│ │
│ │договоров (соглашений). Согласование и принятие│ │
│ │постановления │ │
└════┴══════════════════════════════════════════════════════┴═════════════…
Возможные альтернативы и обоснование выбора решения
Альтернативность реформирования по данному направлению связана с возможностью установления различной периодичности конкурсного распределения бюджетных кредитов между муниципальными образованиями. Наиболее реальными альтернативами являются ежегодное либо ежеквартальное проведение процедуры сбора и рассмотрения заявок органов местного самоуправления с последующим распределением кредитных ресурсов между муниципальными образованиями.
Схема ежегодного распределения кредитных ресурсов проигрывает ежеквартальной по степени точности прогнозирования кассовых разрывов муниципальными образованиями, но выигрывает с точки зрения издержек на администрирование данного процесса. Сложившаяся статистика в Ивановской области свидетельствует о малом количестве предоставляемых бюджетных кредитов муниципальным образованиям в течение года. Поэтому проведение процедуры распределения кредитных ресурсов один раз в год представляется более оправданным.