Действующий

О ПРОГРАММЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 20.05.2010)


4. Оптимизация распределения прав и ответственности между субъектами бюджетного планирования

Анализ исходного состояния

В Ивановской области отсутствует практика разработки и реализации среднесрочных ведомственных целевых программ. Реализуется традиционная схема планирования текущих расходов бюджета по принципу "от достигнутого". При расчете проектировок на плановый год используются объемы расходов базового периода, корректируемые в связи с изменениями нормативной базы и инфляционным удорожанием. Процедура бюджетного планирования подчинена решению задачи по обеспечению своевременного и полного финансирования сложившихся обязательств. Отсутствует механизм увязки расходов бюджета с целями и задачами органов исполнительной власти. Планирование расходов бюджета "снизу вверх" от смет отдельных бюджетополучателей существенно ограничивает возможности использования бюджета как инструмента управления, повышения качества и доступности государственных услуг.

План реформирования

Формирование среднесрочных ведомственных программ является одним из ключевых и самых сложных элементов Программы реформирования. Разработку ведомственных программ предполагается организовать в разрезе утвержденного перечня государственных услуг (тех же, для которых должны быть разработаны стандарты качества и осуществлена оценка потребности). Основополагающим должно стать правило "одна услуга - одна программа".

Расходы на оказание государственных услуг имеют значительный вес в общем объеме расходов областного бюджета (порядка 40% - 50%). Поэтому внедрение программно-целевого метода планирования для данной категории расходов потенциально позволяет достичь существенного повышения эффективности расходов областного бюджета в целом.

Каждая ведомственная программа будет содержать государственное задание на оказание государственной услуги, охватывать текущие и капитальные расходы, необходимые для оказания государственной услуги в плановом периоде и достижения установленных показателей результативности. Базовыми показателями ведомственных программ должны стать показатели качества, объема, доступности, стоимости и надежности оказания государственных услуг. Такая конструкция обеспечит максимальную и непосредственную связь финансирования с результатами.

Ведомственные целевые программы будут иметь среднесрочный характер и, при необходимости, ежегодно корректироваться в зависимости от устанавливаемых приоритетов и планируемого объема финансирования расходов по оказанию государственных услуг. При формировании и корректировке ведомственных программ планирование расходов будет вестись раздельно по действующим и принимаемым обязательствам.

Организационно внедрение ведомственных целевых программ в практику бюджетного планирования потребует осуществления целого комплекса мероприятий, в том числе:

1) установления однозначного соответствия между функциями отраслевых исполнительных органов государственной власти Ивановской области и государственными услугами, за оказание которых они несут ответственность;

2) внесения изменений в организацию бюджетного процесса. Институт ведомственных целевых программ, основные аспекты их составления, рассмотрения и утверждения должны быть закреплены законом области;

3) нормативного закрепления порядка разработки и рассмотрения ведомственных программ, ключевых требований и рекомендаций по составлению программ;

4) разработки и установления количественных показателей, которые могут (должны) использоваться для оценки планов, осуществления текущего и последующего контроля за достижением целей и решением задач по оказанию государственных услуг (т.е. для формирования и контроля за исполнением ведомственных программ);

5) разработки и установления порядка корректировки объемов финансирования ведомственных программ исходя из планируемых и фактически достигнутых результатов.

Внедренческий блок должен быть осуществлен таким образом, чтобы к 2009 году область уже смогла перейти на составление ведомственных программ по оказанию государственных услуг. Как показывает практика, активное внедрение программно-целевых методов планирования в бюджетный процесс часто терпит неудачу из-за отсутствия у государственных служащих навыков программно-целевого планирования, недостаточной технической оснащенности, отсутствия должной консультационной поддержки составления программ.

Для обеспечения внедрения инструмента ведомственных целевых программ планируется:

1) организовать проектные обучающие семинары с органами исполнительной власти по составлению ведомственных целевых программ;

2) обеспечить консультационную и методическую поддержку органам исполнительной власти по составлению ведомственных программ (как в 2008, так и в 2009 году);

3) сформировать и распространить для органов исполнительной власти примеры (образцы) составления ведомственных целевых программ;

4) подготовить программное обеспечение, облегчающее составление ведомственных целевых программ;

5) обеспечить материальное стимулирование в 2008 году государственных служащих органов исполнительной власти, подготовивших наиболее качественные ведомственные программы;

6) организовать регулярное проведение социологических опросов по оценке уровня удовлетворенности населения области качеством оказания государственных услуг (дефицитной, как правило, является статистика по уровню качества предоставляемых государственных услуг).

В первом полугодии 2009 года в принятую нормативную базу по формированию и исполнению ведомственных целевых программ могут быть внесены изменения по результатам анализа первых итогов внедрения программно-целевого бюджетирования.

Заключительным этапом внедрения должна стать организация системы текущего учета исполнения ведомственных целевых программ - их включение в бюджетную классификацию, в систему казначейского исполнения бюджета области. Это позволит оперативно формировать отчетность о финансовой стороне исполнения ведомственных целевых программ.

┌════┬══════════════════════════════════════════════════════┬═════════════‰
│ N  │                     Мероприятие                      │    Сроки    │
│    │                                                      │ реализации  │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│4.1 │Проведение   оценки   функций    и    задач    органов│до 01.05.2008│
│    │исполнительной  власти   области   по   предоставлению│             │
│    │государственных      услуг,      оценки      изменения│             │
│    │результативности их деятельности  с  учетом  изменения│             │
│    │объемов   бюджетных   расходов    на    предоставление│             │
│    │государственных услуг                                 │             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│4.2 │Подготовка проекта закона о внесении изменений в Закон│до 01.05.2008│
│    │области "О бюджетном процессе в  Ивановской  области",│             │
│    │закрепляющих   институт   ведомственных   программ   и│             │
│    │основные  аспекты  их  составления,   рассмотрения   и│             │
│    │утверждения. Согласование и принятие закона           │             │
│    │(осуществляется  совместно  с  внесением  изменений  и│             │
│    │дополнений в Закон области  "О  бюджетном  процессе  в│             │
│    │Ивановской    области",    предусмотренных     другими│             │
│    │мероприятиями Программы)                              │             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│4.3 │Подготовка   проекта    постановления    Правительства│до 01.05.2008│
│    │Ивановской области, закрепляющего порядок разработки и│             │
│    │рассмотрения  ведомственных  программ,  в  том   числе│             │
│    │процедуру   раздельного   планирования   расходов   по│             │
│    │действующим  и  принимаемым  обязательствам,  ключевые│             │
│    │требования и  рекомендации  по  составлению  программ,│             │
│    │порядок корректировки бюджетных ассигнований исходя из│             │
│    │плановых   и   фактически   достигнутых   результатов.│             │
│    │Согласование и принятие постановления                 │             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│4.4 │Проведение в  2008  году  социологического  опроса  по│до 01.06.2008│
│    │оценке  населением  области  уровня  удовлетворенности│             │
│    │качеством оказания основных государственных услуг     │             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│4.5 │Разработка и утверждение  нормативным  правовым  актом│до 01.06.2008│
│    │количественных  показателей,  которые  могут  (должны)│             │
│    │использоваться  для  оценки   эффективности   оказания│             │
│    │государственных  услуг  и  составления   ведомственных│             │
│    │программ                                              │             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│4.6 │Проведение проектных обучающих  семинаров  с  органами│до 01.08.2008│
│    │исполнительной  власти  по  составлению  ведомственных│             │
│    │целевых программ                                      │             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│4.7 │Подготовка    и    распространение     для     органов│до 01.08.2008│
│    │исполнительной власти примеров (образцов)  составления│             │
│    │ведомственных целевых программ                        │             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│4.8 │Обеспечение консультационной и методической  поддержки│с  01.07.2008│
│    │органам   исполнительной   власти    по    составлению│по 01.10.2008│
│    │ведомственных  программ  в  2008  году  (консультации,│             │
│    │экспертные рекомендации по доработке программ)        │             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│4.9 │Разработка     и     внедрение     специализированного│до 01.09.2008│
│    │программного обеспечения  для  автоматизации  процесса│             │
│    │составления и  редактирования  проектов  ведомственных│             │
│    │целевых программ                                      │             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│4.10│Проведение конкурса  ведомственных  целевых  программ,│до 01.03.2009│
│    │подготовленных  в  2008  году   (утверждение   условий│             │
│    │конкурса, методики оценки программ, проведение  оценки│             │
│    │программ, материальное стимулирование победителей)    │             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│4.11│Проведение в 2009 году второго социологического опроса│до 01.04.2009│
│    │по оценке населением области уровня  удовлетворенности│             │
│    │качеством оказания основных государственных услуг     │             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│4.12│Подведение первых итогов внедрения программно-целевого│до 01.04.2009│
│    │бюджетирования   (внедрения   ведомственных    целевых│             │
│    │программ)                                             │             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│4.13│Внесение  изменений  в   нормативные   правовые   акты│до 01.06.2009│
│    │области,    закрепляющие     порядок     формирования,│             │
│    │рассмотрения  и   исполнения   ведомственных   целевых│             │
│    │программ (при  необходимости,  по  результатам  первых│             │
│    │итогов внедрения)                                     │             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│4.14│Обеспечение консультационной и методической  поддержки│до 01.10.2009│
│    │органам   исполнительной   власти    по    составлению│             │
│    │ведомственных  программ  в  2009  году  (консультации,│             │
│    │экспертные рекомендации по доработке программ)        │             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│4.15│Внесение  изменений  в   нормативные   правовые   акты│до 01.12.2008│
│    │области,  регламентирующие  казначейское   исполнение,│             │
│    │закрепляющих порядок оперативного  учета  расходов  на│             │
│    │реализацию  ведомственных  программ   при   исполнении│             │
│    │бюджета                                               │             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│4.16│Доработка  программного  обеспечения  по   организации│до 01.12.2008│
│    │казначейского исполнения областного  бюджета  с  целью│             │
│    │организации   оперативного   учета    исполнения    по│             │
│    │ведомственным программам (при необходимости)          │             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│4.17│Проведение конкурса  ведомственных  целевых  программ,│до 31.12.2009│
│    │подготовленных  в  2009  году   (утверждение   условий│             │
│    │конкурса, методики оценки программ, проведение  оценки│             │
│    │программ, материальное стимулирование победителей)    │             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│4.18│Автоматизация   мониторинга   ведомственных    целевых│до 01.09.2009│
│    │программ                                              │             │
│(пп. 4.18  введен  Постановлением  Правительства  Ивановской  области  от│
│19.08.2008 N 221-п; в ред. Постановления Правительства Ивановской области│
│от 02.04.2009 N 98-п)                                                    │
└════┴══════════════════════════════════════════════════════┴═════════════…


Возможные альтернативы и обоснование выбора решения

Основная альтернатива предложенному варианту решения состоит в формировании ведомственных программ по принципу ориентации на решение проблем. При этом подходе каждое ведомство формулирует стратегические цели в сфере его деятельности (обычно - отрасли), выделяет базовые проблемы и на основе этих проблем - формирует ведомственные программы (обычно по принципу "одна проблема - одна программа", хотя на практике распространены и другие вариации). Цель таких программ, как правило, - решение соответствующей социально-экономической проблемы, а индикаторы - показатели конечного социального эффекта.

Преимущество такого подхода состоит в его тесной корреляции с отчетностью регионов перед Минрегионразвития РФ, сводным докладом о результатах и основных направлениях деятельности Правительства, оценками деятельности руководителей субъектов Российской Федерации.

Практика формирования таких программ является самой распространенной среди регионов России и, к сожалению, самой безрезультатной. Построение ведомственных программ на основе проблемно-ориентированного подхода обладает следующими недостатками: