Действующий

О ПРОГРАММЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 20.05.2010)


9. Снижение и ликвидация просроченной кредиторской задолженности бюджета и бюджетных учреждений

Анализ исходного состояния

Проблема просроченной кредиторской задолженности бюджета и бюджетных учреждений потеряла актуальность для Ивановской области в 2005 - 2006 годах. В этот период удалось добиться нулевых показателей просроченной кредиторской задолженности областного бюджета и бюджетных учреждений. Объемы кредиторской задолженности, не являющейся просроченной, продолжают стабильно удерживаться на уровнях, близких к нулевым.

Вместе со снижением остроты проблемы просроченной задолженности произошло изменение в областном законодательстве, из которого исчезли процедуры инвентаризации кредиторской задолженности бюджетных учреждений. Продолжает действовать лишь соглашение с Минфином РФ, содержащее требование недопущения просроченной кредиторской задолженности по отдельным видам расходов регионального бюджета (в первую очередь по заработной плате).

В настоящий момент нормативно закрепленный механизм по предотвращению возникновения, а также по сокращению и ликвидации возникающей просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений отсутствует. В то же время существует ряд управленческих приемов, используемых Департаментом финансов Ивановской области на практике для предотвращения возникновения просроченной задолженности. Описание данных приемов приведено в разделе "Совершенствование порядка финансирования кассовых разрывов".

Иная ситуация с кредиторской задолженностью государственных унитарных предприятий. По результатам проведенной инвентаризации общая величина кредиторской задолженности на 1 января 2007 года составляла 388,36 млн. руб., из которых 213,6 млн. руб. являлись просроченной задолженностью.

Основными причинами образования просроченной кредиторской задолженности государственных унитарных предприятий Ивановской области стали:

1. Высокая себестоимость выпускаемой продукции (оказываемых услуг), связанная с низкой производительностью, высоким уровнем текущих затрат на содержание устаревшего, изношенного оборудования и прочих основных фондов.

2. Отставание индексации регулируемых тарифов от темпов роста себестоимости продукции (услуг), связанного с ценовым ростом основных видов затрат (запасные части, ГСМ, электроэнергия, газ и т.д.).

3. Кризис текущей ликвидности предприятий, выражающийся в хроническом недостатке оборотных средств.

4. Неполное возмещение затрат автотранспортных предприятий на перевозку льготных категорий пассажиров.

План реформирования

План реформирования по данному направлению предполагает, прежде всего, разработку и закрепление набора процедур, запускаемых при возникновении просроченной кредиторской задолженности у бюджета или бюджетных учреждений, обеспечивающего оперативное решение возникающей проблемы. В числе таких процедур целесообразно предусмотреть действия по реструктуризации просроченной задолженности и ее переоформлению (при невозможности оперативного погашения).

В отношении задолженности государственных унитарных предприятий необходима разработка и реализация плана действий по ее ликвидации, реструктуризации и переоформлению. По факту снижения задолженности госпредприятий до минимума в их отношении также может быть утвержден план "оперативного реагирования" на случай возникновения просроченной задолженности.

Кроме того, необходимо закрепление обязательности и порядка проведения мониторинга кредиторской задолженности бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий (в т.ч. публичности основных результатов мониторинга), а также оперативной отчетности о состоянии, видах кредиторской задолженности и основных кредиторах. В качестве превентивных мер на руководителей унитарных предприятий и учреждений должна быть возложена персональная ответственность за возникновение просроченной кредиторской задолженности.

┌═══┬═══════════════════════════════════════════════════════┬═════════════‰
│ N │                      Мероприятие                      │    Сроки    │
│   │                                                       │ реализации  │
├═══┼═══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│9.1│Подготовка    проекта    постановления    Правительства│до 01.04.2008│
│   │Ивановской  области  о  порядке   проведения   текущего│             │
│   │мониторинга   кредиторской    задолженности    бюджета,│             │
│   │государственных учреждений и государственных  унитарных│             │
│   │предприятий. Согласование и принятие постановления     │             │
├═══┼═══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│9.2│Подготовка    проекта    постановления    Правительства│до 01.04.2008│
│   │Ивановской  области   о   плане   первоочередных   мер,│             │
│   │принимаемых при возникновении просроченной кредиторской│             │
│   │задолженности    бюджета,     бюджетных     учреждений.│             │
│   │Согласование и принятие постановления                  │             │
├═══┼═══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│9.3│Проведение  инвентаризации  кредиторской  задолженности│до 01.04.2008│
│   │государственных унитарных предприятий                  │             │
├═══┼═══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│9.4│Разработка плана мер по  ликвидации,  переоформлению  и│до 01.07.2008│
│   │реструктуризации       просроченной        кредиторской│             │
│   │задолженности государственных унитарных предприятий    │             │
├═══┼═══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│9.5│Реализация плана мер по  ликвидации,  переоформлению  и│до 01.12.2008│
│   │реструктуризации       просроченной        кредиторской│             │
│   │задолженности государственных унитарных предприятий    │             │
├═══┼═══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│9.6│Подготовка    проекта    постановления    Правительства│до 01.04.2009│
│   │Ивановской  области   о   плане   первоочередных   мер,│             │
│   │принимаемых при обнаружении  просроченной  кредиторской│             │
│   │задолженности  государственных  унитарных  предприятий.│             │
│   │Согласование и принятие постановления                  │             │
├═══┼═══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│9.7│Подготовка    проекта    постановления    Правительства│до 01.04.2009│
│   │Ивановской    области,    закрепляющего    персональную│             │
│   │ответственность      руководителей      государственных│             │
│   │учреждений и государственных унитарных  предприятий  за│             │
│   │возникновение просроченной кредиторской  задолженности.│             │
│   │Согласование и принятие постановления                  │             │
├═══┼═══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│9.8│Создание на специализированном сайте Ивановской области│до 01.07.2008│
│   │в  сети  Интернет  специальной  страницы,   посвященной│             │
│   │оценке   финансовой   дисциплины   бюджета,   бюджетных│             │
│   │учреждений и государственных унитарных предприятий     │             │
│(в  ред.  Постановления  Правительства Ивановской области  от  19.08.2008│
│N 221-п)                                                                 │
├═══┼═══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│9.9│Автоматизация мониторинга кредиторской задолженности   │до 31.12.2008│
│(пп.  9.9  введен  Постановлением  Правительства  Ивановской  области  от│
│19.08.2008 N 221-п)                                                      │
└═══┴═══════════════════════════════════════════════════════┴═════════════…


Возможные альтернативы и обоснование выбора решения

Альтернативность реформирования по данному направлению возникает в сфере баланса между применением метода быстрого обнаружения и ликвидации задолженности и методом предотвращения возникновения задолженности как таковой. В базовом варианте акцент сделан на применении первого метода, однако выбор мог быть и иным.

Для предотвращения появления задолженности может быть введен контроль заключения договорных обязательств и их исполнения. Явный недостаток такой меры и аналогичных ей - чрезвычайно высокие издержки на организацию при слабой актуальности самой проблемы просроченной задолженности.

Оценка рисков и чувствительности к воздействию внешних факторов

Ниже приведены ключевые риски, полностью исключить которые при реализации Программы реформирования не представляется возможным:

N

 Риск      

 Причины      

 Методы минимизации         

1

Противодействие

преобразованиям

со стороны

исполнительных

органов

государственной

власти,

руководителей

учреждений и

унитарных

предприятий     

Возложение

персональной

ответственности за

возникновение

просроченной

задолженности (при

возможных перебоях

в финансировании)

Синхронизация преобразований с

принятием нормативного правового

акта, позволяющего распорядителям

планировать график выделения

ассигнований исходя из

потребностей.

Обеспечение высокой краткосрочной

ликвидности для осуществления всех

запланированных расходов в плановые

сроки                              

2

Неполное

исполнение плана

мер по

ликвидации,

переоформлению и

реструктуризации

просроченной

задолженности

государственных

унитарных

предприятий     

Низкая

заинтересованность

руководителей ГУП.

Длинная цепочка

управленческого

воздействия       

Возложение ответственности за

исполнение плана на руководителей

курирующих ведомств.

Организация регулярного текущего

контроля за исполнением            


Осуществление рисков может снизить масштаб планируемых мероприятий (в части принятия нормативных правовых актов, устанавливающих персональную ответственность, исполнения планов ликвидации задолженности), однако это не должно поставить под сомнение эффективность реформирования по направлению в целом.