Анализ исходного состояния
В Ивановской области вопросы повышения квалификации государственных гражданских служащих регулируются областным Законом "О государственной гражданской службе Ивановской области" от 06.04.2005 N 69-ОЗ.
Организация повышения квалификации проводится как централизованно в рамках финансирования областной целевой программы "Развитие государственной гражданской и муниципальной службы в Ивановской области на 2007 - 2009 годы" (утв. Законом N 131-ОЗ от 18.12.2006), так и самостоятельно органами исполнительной власти.
Существующая схема организации повышения квалификации кадров обладает рядом существенных недостатков. Малые объемы финансирования не позволяют обеспечить повышение квалификации на минимальном уровне (один раз в три года) даже для половины гражданских служащих Ивановской области.
Проблема дефицитности финансирования усугублялась недостаточно эффективной схемой формирования заказа на обучение. Отсутствовал системный подход к определению направлений повышения квалификации, по которым организовывалось обучение государственных служащих. Тематика обучающих курсов на очередной год определялась по решению "сверху", без предварительного сбора и анализа информации о реальных потребностях органов исполнительной власти в повышении квалификации.
Указанные недостатки централизованной схемы повышения квалификации частично компенсировались за счет дополнительной организации курсов отдельными органами исполнительной власти, а также за счет участия в федеральных программах повышения квалификации.
План реформирования
Реализация Программы реформирования финансов предполагает широкое внедрение передовых практик в сфере управления общественными финансами, охватывающее всю систему государственных органов исполнительной власти Ивановской области. Успешность реализации Программы реформирования финансов во многом будет зависеть от профессиональной готовности государственных гражданских служащих к восприятию новых подходов и дальнейшему их применению.
При сохранении существующих объемов повышения квалификации будет невозможно быстро и качественно восполнить дефициты профессиональной подготовки государственных гражданских служащих в сфере управления общественными финансами. В плановом периоде необходимо существенно нарастить объемы и качество централизованного повышения квалификации гражданских служащих.
Параллельно представляется целесообразным поощрять организацию повышения квалификации на основе децентрализованной модели. Для этого необходимо изменить подходы к формированию смет расходов исполнительных органов государственной власти Ивановской области, в обязательном порядке предусматривая достаточные средства на повышение квалификации государственных гражданских служащих.
Формирование государственного заказа на повышение квалификации гражданских служащих должно осуществляться на основе мониторинга существующих потребностей органов исполнительной власти. При этом в плановом периоде особое внимание должно быть уделено повышению квалификацию в области государственных финансов.
В целом за период до конца 2009 года в рамках Программы должны пройти повышение квалификации 450 государственных служащих Ивановской области. При поддержании таких объемов повышения квалификации в течение двух лет будет достигнут уровень, при котором более 50% гражданских служащих проходят повышение квалификации не реже одного раза в три года.
┌════┬══════════════════════════════════════════════════════┬═════════════‰
│ N │ Мероприятие │ Сроки │
│ │ │ реализации │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│22.1│Подготовка проекта постановления Правительства│до 01.08.2008│
│ │Ивановской области, устанавливающего порядок│ │
│ │планирования расходов исполнительных органов│ │
│ │государственной власти на повышение квалификации│ │
│ │гражданских служащих. Согласование и принятие│ │
│ │постановления │ │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│22.2│Сбор заявок от органов исполнительной власти│до 01.12.2008│
│ │Ивановской области в потребности в повышении│ │
│ │квалификации гражданских служащих в 2009 году │ │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│22.3│Подготовка проекта нормативного правового акта,│до 31.12.2008│
│ │утверждающего перечень предметов изучения при│ │
│ │повышении квалификации в 2009 году. Согласование и│ │
│ │утверждение нормативного правового акта │ │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│22.4│Размещение государственного заказа на повышение│до 01.06.2009│
│ │квалификации гражданских служащих в 2009 году (в│ │
│ │централизованной части) │ │
│(в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 02.04.2009│
│N 98-п) │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│22.5│Размещение государственного заказа на повышение│до 01.07.2010│
│ │квалификации государственных гражданских служащих в│ │
│ │первом полугодии 2010 года. Организация повышения│ │
│ │квалификации государственных гражданских служащих │ │
│(п. 22.5 введен Постановлением Правительства Ивановской области от│
│30.12.2009 N 368-п) │
└════┴══════════════════════════════════════════════════════┴═════════════…
Возможные альтернативы и обоснование выбора решения
Альтернативность реформирования по данному направлению возникает в сфере выбора модели организации и финансирования повышения квалификации - централизованной либо децентрализованной и их соотношения на этапе реформирования.
Альтернативой плану реформирования могли бы стать полностью централизованный механизм либо полностью децентрализованный. Недостатком первого варианта является проблема полноты учета потребностей конкретного исполнительного органа в повышении квалификации сотрудников, недостаточная степень индивидуализации обучения. Также существует проблема "бесплатного ресурса" - когда финансирование повышения квалификации осуществляется за счет средств иного органа, их эффективность использования по умолчанию снижается. Так, можно прогнозировать большее количество заявок, чем имеется возможностей, направление заявок даже в тех случаях, когда потребность в повышении квалификации невысока. Кроме того, вероятно появление экстерналий в области контроля за распределением "квот" на повышение квалификации.
Полностью децентрализованный механизм учитывает потребности исполнительных органов, максимально учитывает их специфику, но, вместе с тем, не является идеальным с точки зрения обеспечения "догоняющего" процесса повышения квалификации. Более того, он сложен с точки зрения учета и отражения расходов целевых средств, выделенных на Программу реформирования.
В связи с вышеизложенным, наиболее эффективным представляется переход к децентрализованной модели, при сохранении известной доли централизации на этапе реализации Программы реформирования государственных финансов.
Оценка рисков и чувствительности к воздействию внешних факторов
Ниже приведены ключевые риски, полностью исключить которые при реализации Программы реформирования не представляется возможным:
N | Риск | Причины | Методы минимизации |
1 | Обеспечение повышения квалификации преимущественно для тех служащих, которые проходят его регулярно | Наличие в аппарате ОИВ ключевых специалистов, на которых делается ставка с точки зрения распространения новых навыков и компетенций в органе | Установление требований к распределению квот, выделяемых в рамках реализации Программы реформирования |
2 | Сопротивление принятию нормативного правового акта, устанавливающего порядок формирования расходов ОИВ области на повышение квалификации | Отсутствие в бюджете достаточных средств для существенного увеличения расходов на повышение квалификации гражданских служащих | - |
Наиболее существенным внешним фактором является риск непринятия нормативного правового акта, устанавливающего порядок формирования расходов исполнительных органов на повышение квалификации государственных гражданских служащих. Акт может быть не принят по причине необходимости значительного увеличения расходов на эти цели. Непринятие акта может привести к тому, что плановые объемы обучения не будут достигнуты к окончанию реализации Программы.