Действующий

О ПРОГРАММЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 20.05.2010)


17. Повышение эффективности собственности субъектов Российской Федерации

Анализ исходного состояния

Система управления государственными унитарными предприятиями Ивановской области и организациями, доли уставного капитала которых принадлежат Ивановской области, основана на распределении полномочий между Департаментом управления имуществом Ивановской области и отраслевыми органами.

Основной задачей Департамента управления имуществом Ивановской области является обеспечение сохранности и эффективного использования имущества унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала которых принадлежат Ивановской области.

Задачей отраслевых департаментов является управление областными предприятиями в целях решения социально-экономических проблем, обеспечения оказания качественных государственных услуг населению и организациям Ивановской области. С этой целью ежегодно осуществляется планирование деятельности государственных унитарных предприятий.

Основным инструментом планирования деятельности государственных унитарных предприятий выступают программы деятельности предприятий, ежегодно утверждаемые курирующими отраслевыми органами. Порядок разработки и утверждения программ установлен постановлением Администрации Ивановской области от 29 сентября 2003 года N 83-па "О порядке разработки и утверждения программ деятельности государственных унитарных предприятий Ивановской области".

Представители Департамента управления имуществом и отраслевых департаментов активно участвуют в планировании деятельности организаций, доля Ивановской области в уставном капитале которых составляет 50% и более. В отношении организаций, доля Ивановской области в уставном капитале которых составляет менее 50%, детальный мониторинг и планирование не осуществляются, а проводится последовательная политика приватизации.

В целях оперативного контроля выполнения программ унитарных предприятий, оценки финансово-экономического положения государственных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала которых принадлежат Ивановской области, осуществляется регулярный мониторинг их деятельности.

Сбор информации для мониторинга осуществляется в форме периодической отчетности руководителей областных государственных унитарных предприятий и представителей Ивановской области в органах управления открытых акционерных обществ. Требования к содержанию и периодичности отчетности установлены указом Губернатора Ивановской области от 4 января 2001 года N 5-уг.

По государственным унитарным предприятиям Ивановской области в Департамент управления имуществом и курирующие отраслевые органы поступает также регулярная финансовая отчетность.

На основе поступающей информации Департамент управления имуществом и отраслевые департаменты параллельно ведут мониторинг и осуществляют оценку и анализ результатов деятельности предприятий. Перечень отслеживаемых показателей, методика их мониторинга и анализа нормативно не утверждены, в каждом исполнительном органе действует сложившаяся практика.

На основе результатов проводимого мониторинга Департаментом управления имуществом совместно с курирующими отраслевыми органами готовятся предложения по управлению государственными унитарными предприятиями и организациями, доли уставного капитала которых принадлежат Ивановской области.

Одним из ключевых решений, принимаемых с учетом результатов мониторинга, является приватизация государственных унитарных предприятий, продажа долей Ивановской области в уставном капитале организаций.

По итогам финансового анализа деятельности государственных унитарных предприятий, все осуществляющие деятельность предприятия разделяются на 3 группы:

1 группа - осуществляющие деятельность государственные предприятия, предлагаемые к преобразованию в акционерные общества (со стоимостью чистых активов более 100 тыс. рублей). Данные предприятия предлагаются для включения в прогнозный план приватизации. При этом учитывается мнение отраслевых органов государственной власти Ивановской области. Изначально в эту группу было отнесено 27 предприятий. Численность группы сокращается по мере приватизации входящих в нее предприятий.

2 группа - осуществляющие деятельность государственные предприятия, имеющие чистые активы недостаточные для преобразования в акционерные общества (менее 100 тыс. рублей). В отношении данных предприятий предварительно, до включения в прогнозный план приватизации, проводятся мероприятия по финансовому оздоровлению, уточнению их статуса, проведению и оформлению реорганизационных, ликвидационных процедур и внесению соответствующих изменений в реестр государственного имущества. Изначально в эту группу было отнесено 13 предприятий.

3 группа - предприятия, имеющие социальную значимость для Ивановской области, не подлежащие к включению в прогнозный план приватизации. К данной группе было отнесено 4 предприятия.

Используемая система критериев не оформлена в виде нормативно-правового акта, в связи с чем решения, принимаемые на ее основе, не являются неоспоримыми. Допустимой является ситуация, при которой отраслевые органы отказывают в согласовании приватизации предприятий, обосновывая их социальную значимость. Такая практика стала причиной появления третьей группы предприятий, не подлежащих приватизации.

План реформирования

Ключевым элементом реформы по данному направлению должна стать формализация и объективизация критериев принятия решений относительно сохранения в собственности области отдельных предприятий и организаций. Планируется разработать и принять нормативным правовым актом ясные критерии для сохранения или реализации соответствующей собственности.

Данные критерии, основанные на оценке бюджетной и социальной эффективности, должны оформлять уже существующую сегодня практику принятия решений. Оценка социальной значимости (эффективности) должна стать объективной и прозрачной, не допускающей различных толкований. Методику оценки социальной эффективности целесообразно фокусировать на таких факторах, как: обеспечение оказания государственных услуг (в первую очередь, с более высокой надежностью), непосредственное предназначение организации для реализации национальных проектов и т.д. Оценку бюджетной эффективности - на экономии в осуществлении бюджетных расходов (предоставление услуг, в т.ч. государственных услуг по более низким ценам).

Очевидно, что доли в уставных капиталах акционерных обществ, размер которых составляет менее 25%, должны быть включены в план приватизации (поскольку отсутствует возможность эффективного управления данными организациями).

На основе утвержденных критериев должна быть проведена инвентаризация в отношении существующих пакетов акций и государственных унитарных предприятий и, впоследствии, скорректирован уже существующий план приватизации.

Полное приведение в соответствие перечня ГУП и АО, находящихся в собственности области, установленным критериям будет достигнуто к 2010 году.

┌════┬══════════════════════════════════════════════════════┬═════════════‰
│ N  │                     Мероприятие                      │    Сроки    │
│    │                                                      │ реализации  │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│17.1│Подготовка   проекта    постановления    Правительства│до 01.07.2008│
│    │Ивановской  области,  закрепляющего   порядок   оценки│             │
│    │бюджетной  и  социальной  эффективности  сохранения  в│             │
│    │собственности области ГУП и долей в ОАО.  Согласование│             │
│    │и принятие постановления                              │             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│17.2│Подготовка   проекта   закона   Ивановской    области,│до 01.07.2008│
│    │устанавливающего  систему  критериев  для   сохранения│             │
│    │государственных унитарных предприятий  и  организаций,│             │
│    │доли  уставного   капитала   в   которых   принадлежат│             │
│    │субъектам Российской Федерации (в т.ч. с учетом оценки│             │
│    │бюджетной и социальной эффективностей). Рассмотрение и│             │
│    │принятие закона                                       │             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│17.3│Проведение    оценки    бюджетной     и     социальной│до 01.01.2009│
│    │эффективности, а также целесообразности  сохранения  в│             │
│    │собственности области ГУП и долей в ОАО в 2008 году   │             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│17.4│Подготовка  проекта  закона,  вносящего  изменения   в│до 01.01.2009│
│    │прогнозный    план    приватизации    государственного│             │
│    │имущества Ивановской области  (на  основе  проведенной│             │
│    │оценки). Внесение, согласование и принятие закона     │             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│17.5│Проведение   процедур   приватизации    в    отношении│до конца 2009│
│    │утвержденного   перечня    организаций    (ликвидация,│года         │
│    │рыночная оценка, регистрация эмиссии и т.д.)          │             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│17.6│Проведение    оценки    бюджетной     и     социальной│до 31.12.2009│
│    │эффективности, а также целесообразности  сохранения  в│             │
│    │собственности области ГУП и долей в ОАО в 2009 году   │             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│17.7│Создание  на   специализированном   сайте   Ивановской│до 01.10.2008│
│    │области  в   сети   Интернет   специальной   страницы,│             │
│    │посвященной  публикации  информации  о   собственности│             │
│    │Ивановской области (в  т.ч.  реестров  государственных│             │
│    │унитарных  предприятий,  акционерных   обществ,   доли│             │
│    │которых принадлежат области, и сведений о  результатах│             │
│    │их деятельности)                                      │             │
│(в  ред.  Постановления  Правительства Ивановской области  от  19.08.2008│
│N 221-п)                                                                 │
└════┴══════════════════════════════════════════════════════┴═════════════…


Возможные альтернативы и обоснование выбора решения

Альтернативы реформирования по данному направлению сводятся к принятию различных подходов к оценке эффективности сохранения государственных унитарных предприятий, долей в уставных капиталах акционерных обществ.

В плане реформирования сделан акцент на эффекты, связанные с надежностью и эффективностью оказания государственных услуг, а также реализацией национальных проектов развития. В то же время методика может быть нацеленной и на получение бюджетного эффекта (положительного потока доходов), и на получение социально-экономических эффектов (поддержание занятости, снижение социальных рисков и т.д.). Учет данных факторов делает подход к сохранению предприятий и долей в капиталах более гибким, многофакторным. Недостаток данных подходов - попадание в "зону правового риска", поскольку сохранение в государственной собственности имущества, напрямую не предназначенного для реализации полномочий области, в ближайшие годы станет невозможным.

Оценка рисков и чувствительности к воздействию внешних факторов