Действующий

О ПРОГРАММЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 20.05.2010)


21. Организация мониторинга качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований

Анализ исходного состояния

В Ивановской области мониторинг качества управления бюджетами муниципальных образований проводится на ежеквартальной основе. Порядок проведения мониторинга утвержден приказом Главного финансового управления Ивановской области N 105 от 07.06.2005 "О мониторинге соблюдения муниципальными образованиями Ивановской области требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и качества управления бюджетами муниципальных образований Ивановской области".

На данный момент основным предназначением проводимого мониторинга является представление информации в Министерство финансов РФ. Расчет интегральных оценок муниципальных образований не проводится. Отсутствует механизм финансового стимулирования муниципальных образований, показывающих лучшее качество управления общественными финансами по результатам мониторинга.

План реформирования

Основным направлением совершенствования сложившейся системы мониторинга качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований является использование данного механизма для управления процессом реформирования муниципальных финансов.

На первом этапе необходимо расширить перечень отслеживаемых показателей для получения более полной оценки качества управления муниципальными финансами и уровня платежеспособности местных бюджетов. Должен быть сделан выход на интегрированные оценки качества и платежеспособности.

Для автоматизации мониторинга управления качества муниципальных финансов предполагается разработать и внедрить специальное программное обеспечение.

В конце 2008 года планируется провести конкурс между муниципальными образованиями области на реализацию собственных программ (планов) реформирования муниципальных финансов. Данные программы должны быть запланированы и реализованы в течение одного года, в ходе их реализации должны быть осуществлены базовые мероприятия, повышающие эффективность управления финансами. К числу таковых должны быть отнесены: разработка реестров муниципальных услуг, организация учета потребности в оказании услуг, внедрение инструмента задания на оказание муниципальных услуг, совершенствование программно-целевого метода планирования, ужесточение финансовой дисциплины и т.д.

Оценочные критерии конкурса должны быть четко взаимоувязаны с критериями оценки качества управления финансами и платежеспособности местных бюджетов.

На третьем этапе, в 2009 году, в нормативные правовые акты, регулирующие распределение субсидий фонда софинансирования расходов, планируется внести изменения, связывающие методики предоставления субсидий с оценкой уровня платежеспособности и качества управления финансами (чем больше уровень, тем большие шансы и/или больше размеры субсидий должны получить муниципальные образования). Такие изменения могут быть применены как к "капитальной" части ФСР, так и к его выравнивающей части.

В качестве еще одного стимула для органов местного самоуправления по повышению качества управления финансами планируется сделать результаты мониторинга качества и платежеспособности публичными, организовав их регулярную публикацию.

┌════┬══════════════════════════════════════════════════════┬═════════════‰
│ N  │                     Мероприятие                      │    Сроки    │
│    │                                                      │ реализации  │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│21.1│Подготовка   проекта    постановления    Правительства│до 01.07.2008│
│    │Ивановской области, утверждающего методики оперативной│             │
│    │и  годовой  оценки  качества  управления  финансами  и│             │
│    │платежеспособности      муниципальных      образований│             │
│    │Ивановской области                                    │             │
│(пп. 21.1 в  ред.  Постановления   Правительства  Ивановской  области  от│
│19.08.2008 N 221-п)                                                      │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│21.2│Подготовка   проекта    постановления    Правительства│до 01.10.2008│
│    │Ивановской области, закрепляющего  порядок  проведения│             │
│    │конкурса  на  предоставление  субсидий  на  реализацию│             │
│    │муниципальных  программ  реформирования   общественных│             │
│    │финансов (с методикой  оценки  и  порядком  проведения│             │
│    │конкурса). Согласование и принятие постановления      │             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│21.3│Проведение  конкурса  на  предоставление  субсидий  на│до 01.11.2008│
│    │реализацию   муниципальных   программ   реформирования│             │
│    │общественных финансов в 2009 году                     │             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│21.4│Подведение итогов конкурса на предоставление  субсидий│до 01.04.2010│
│    │на реализацию  муниципальных  программ  реформирования│             │
│    │общественных   финансов   в   2009   году,   выделение│             │
│    │финансовой помощи (субсидий)                          │             │
│(в  ред.  Постановления  Правительства Ивановской области  от  11.03.2009│
│N 57-п)                                                                  │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│21.5│Подготовка  проектов  изменений  в  закон   Ивановской│до 01.06.2009│
│    │области о межбюджетных  отношениях,  предусматривающих│             │
│    │взаимосвязь  уровня  платежеспособности   и   качества│             │
│    │управления финансов с  объемом  выделяемой  финансовой│             │
│    │помощи. Внесение, согласование и принятие закона      │             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│21.6│Разработка и внедрение  программного  обеспечения  для│до 01.02.2009│
│    │проведения     мониторинга     качества     управления│             │
│    │муниципальными финансами и платежеспособности  местных│             │
│    │бюджетов                                              │             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│21.7│Разработка специальной страницы на  специализированном│до 01.02.2009│
│    │сайте Ивановской области в сети Интернет,  посвященной│             │
│    │мониторингу качества управления местными  финансами  и│             │
│    │платежеспособности местных бюджетов                   │             │
│(в  ред.  Постановления  Правительства Ивановской области  от  19.08.2008│
│N 221-п)                                                                 │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│21.8│Подготовка и утверждение приказа Департамента финансов│до 01.08.2008│
│    │Ивановской области о  порядке  проведения  мониторинга│             │
│    │оперативной  и  годовой  оценки  качества   управления│             │
│    │финансами    и    платежеспособности     муниципальных│             │
│    │образований Ивановской области                        │             │
│(пп. 21.8  введен  Постановлением  Правительства  Ивановской  области  от│
│19.08.2008 N 221-п)                                                      │
└════┴══════════════════════════════════════════════════════┴═════════════…


Возможные альтернативы и обоснование выбора решения

Альтернативные варианты реформирования по данному направлению могут различаться по степени использования результатов мониторинга в принятии решений о распределении финансовой помощи среди муниципальных образований.

В наиболее консервативном варианте результаты мониторинга будут использоваться при распределении субсидий из фонда реформирования муниципальных финансов, которое предполагается в 2008 году. Ожидаемый стимулирующий эффект в данном варианте будет ограничен относительно небольшими объемами финансирования, численностью получателей финансирования из фонда реформирования муниципальных финансов, а самое главное - сроками воздействия, так как распределение фонда будет носить единовременный характер.

Другим вариантом является широкое использование результатов мониторинга при распределении субсидий фонда софинансирования социальных расходов. В данном варианте потенциальный стимулирующий эффект будет существенно выше, чем в первом. Однако полномасштабный переход к распределению финансирования с учетом результатов мониторинга качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований может быть сопряжен с политическими рисками и рисками применения новой методики мониторинга.

В связи с указанными недостатками и преимуществами каждого из вариантов представляется целесообразным реализовывать на практике компромиссный вариант. В 2008 году новая методика мониторинга пройдет апробацию при распределении средств фонда реформирования муниципальных финансов. Начиная с 2009 года, с учетом результатов оценки качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований будут распределяться средства фонда софинансирования социальных расходов.

Оценка рисков и чувствительности к воздействию внешних факторов

Ниже приведены ключевые риски, полностью исключить которые при реализации Программы реформирования не представляется возможным:

N

 Риск      

 Причины     

 Методы минимизации         

1

Сопротивление

преобразованиям

модели

межбюджетных

отношений со

стороны органов

местного

самоуправления  

Дополнительные

обременения,

связанные с

внедрением учета

результатов

мониторинга при

распределении

финансовой помощи

Постепенное внедрение модели.

Мотивационный принцип стимулирования

в 2008 году.

Осторожный подход к применению

дестимулирующих мер на переходном

этапе (минимизация "эффекта

наказания", постепенное его

усиление)                           


Основной риск реализации плана реформирования состоит в сопротивлении нововведениям со стороны органов местного самоуправления и представителей их интересов в областной Думе. Уровень сопротивления может быть достаточно высоким.

Из внешних факторов можно отметить возможное изменение федерального законодательства в сфере межбюджетных отношений, которое потребует переработки методик оценки.