Анализ исходного состояния
Существующая система поддержки малого предпринимательства сложилась в 1997 году с принятием областного Закона от 31.12.1997 N 48-ОЗ "О поддержке малого предпринимательства". Конкретные мероприятия по организационной, консультационной, финансовой поддержке планировались и реализовывались в рамках долгосрочной целевой программы развития и государственной поддержки малого предпринимательства на период до 2006 года (утв. Законом Ивановской области от 24.12.2002 N 98-ОЗ).
Основным направлением поддержки субъектов малого предпринимательства являлось предоставление займов и гарантий, а также субсидирование процентных ставок по привлекаемых кредитам. Также важное значение имела консультационная и информационная поддержка малого предпринимательства.
Финансовая и консультационная поддержка осуществлялась на базе Ивановского государственного фонда поддержки малого предпринимательства, муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства. В целях повышения доступности информационной и методической поддержки субъектов малого бизнеса был создан информационный Интернет-портал "Малый бизнес Ивановской области" (http://mb.ivanovo.ru/).
Достигнутые к началу 2007 года показатели развития малого предпринимательства в Ивановской области свидетельствовали об успехах проводимой политики повышения деловой активности населения. По итогам 2006 года доля малого предпринимательства в обороте розничной торговли составила 15,7%, в объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - 21,9%.
Однако уже в 2007 году началось замедление развития сектора малого бизнеса. Рост объемов выпуска и торговых оборотов в секторе малого бизнеса близок к темпам инфляционного повышения цен. Увеличение объемов в физическом выражении практически не наблюдается. Согласно базовому варианту прогноза социально-экономического развития Ивановской области в 2008 - 2009 годах ожидается сохранение данной тенденции. Этому будет способствовать и сокращение объемов бюджетных ассигнований, выделяемых на поддержку малого предпринимательства в Ивановской области. Заложенные в областном бюджете 2007 года и проекте бюджета 2008 года суммы финансирования существенно ниже объемов, которые были предусмотрены в первоначальном варианте программы развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Ивановской области на 2007 - 2009 годы.
В условиях сокращения финансирования повышается потребность в более эффективном использовании имеющихся ресурсов. Сейчас возможности выработки и принятия эффективных решений в сфере поддержки малого бизнеса ограничены из-за дефицита оперативной информации о данном секторе экономики. Существующая система показателей и отчетности о деятельности субъектов малого предпринимательства выстроена под решение задачи информирования федеральных органов исполнительной власти о состоянии данного сектора экономики. Отсутствует эффективный механизм сбора и анализа информации, ориентированный на подготовку управленческих решений областного уровня по совершенствованию практики стимулирования деловой активности.
План реформирования
Для изменения базовой тенденции в 2008 - 2009 г. г. необходимо активизировать работу по поддержке малого и среднего предпринимательства. И, в первую очередь, с точки зрения поддержки инфраструктуры развития предпринимательства. В рамках целевой программы (разработанной с учетом изменившегося федерального законодательства) должны быть предусмотрены мероприятия по оказанию консультационной и организационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Наиболее целесообразно организовать такую поддержку посредством размещения государственного заказа на предоставление соответствующих услуг либо посредством субсидирования специализированных некоммерческих организаций (например, торгово-промышленной палаты).
Для наблюдения за состоянием деловой активности будет закреплен порядок проведения мониторинга деятельности малого и среднего бизнеса. Помимо статистической информации (в т.ч. о финансово-экономических результатах) туда должны войти результаты выборочных конъюнктурных опросов малого и среднего предпринимательства. Проведение конъюнктурных опросов планируется заказывать либо в органах статистики, либо в специализированных социологических организациях.
Проведение мониторинга должно быть организовано ежеквартально - в части оперативной отчетности (статистической, налоговой) и ежегодно - в части расширенной отчетности (в т.ч. конъюнктурных обзоров).
┌════┬══════════════════════════════════════════════════════┬═════════════‰
│ N │ Мероприятие │ Сроки │
│ │ │ реализации │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│15.1│Формирование проекта долгосрочной целевой программы│до 01.07.2008│
│ │поддержки малого и среднего предпринимательства на│ │
│ │2009 - 2011 г. г. Согласование и утверждение программы│ │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│15.2│Подготовка проекта постановления Правительства│до 01.09.2008│
│ │Ивановской области об утверждении порядка оказания│ │
│ │консультационной и организационной поддержки субъектам│ │
│ │малого предпринимательства. Согласование и принятие│ │
│ │постановления │ │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│15.3│Подготовка проекта постановления Правительства│до 01.01.2009│
│ │Ивановской области о проведении мониторинга│ │
│ │результатов деятельности малого и среднего│ │
│ │предпринимательства. Согласование и принятие│ │
│ │постановления │ │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│15.4. Исключен. - Постановление Правительства Ивановской области от│
│11.03.2009 N 57-п │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│15.5│Проведение мониторинга результатов деятельности│до 01.07.2009│
│ │субъектов малого и среднего предпринимательства в 2009│ │
│ │году (в т.ч. по итогам за 2008 год) │ │
│(п. 15.5 в ред. Постановления Правительства Ивановской области от│
│11.03.2009 N 57-п) │
└════┴══════════════════════════════════════════════════════┴═════════════…
Возможные альтернативы и обоснование выбора решения
Альтернативы реформирования по данному направлению существуют в отношении выбора различных вариантов проведения мониторинга, а также различных способов оказания консультационной и организационной поддержки субъектам малого предпринимательства.
Основная альтернатива предложенному способу проведения мониторинга состоит в использовании исключительно уже имеющейся статистики - налоговой, официальной государственной. Плюс данного подхода - существенно более низкие затраты на его проведение. Минусы - низкая точность официальной статистики (отчетность субъектов малого бизнеса перед органами статистики очень ограниченная, используется множество неочевидных коэффициентов досчета и корректировки).
Альтернативами предусмотренному способу организации консультационной поддержки выступают развертывание собственной сети консультационных пунктов, а также создание консультационного центра при исполнительном органе государственной власти. В обоих случаях достигается больший контроль и возможность управления работой пунктов. Однако в первом варианте велики затраты на создание сети (как финансовые, так и временные). Тогда как во втором варианте присутствует малый территориальный охват и выполнение несвойственных функций государственным органом. Вариант заказа данных услуг на рынке либо некоммерческим структурам представляется более привлекательным со всех точек зрения.
Оценка рисков и чувствительности к воздействию внешних факторов
Ниже приведены ключевые риски, полностью исключить которые при реализации Программы реформирования не представляется возможным:
N | Риск | Причины | Методы минимизации |
1 | Несвоевременное принятие ОЦП по развитию малого и среднего бизнеса (как следствие, организации консультационной и организационной поддержки) | Длительный характер принятия (согласования). Совпадение процесса разработки ОЦП с выработкой новых правил к их составлению | - |
2 | Сопротивление принятию новой редакции областной (долгосрочной) целевой программы | Отсутствие в бюджете достаточных средств для увеличения расходов на развитие малого и среднего бизнеса | Частичное финансирование расходов за счет Программы реформирования региональных финансов |
3 | Невыполнение критерия пятого уровня (отсутствие роста доли малого предпринимательства в промышленном производстве) | Переход малых предприятий в разряд средних. Концентрация малого бизнеса в сфере услуг. Изменение порядка статистического определения показателей развития малого бизнеса | - |
Каждый из рисков обладает невысокой вероятностью реализации, но отличается очень слабой степенью управленческого воздействия. В большей степени это относится к последнему риску, когда погрешности статистического учета и процессы естественного роста малых предприятий могут привести к снижению доли малого предпринимательства в объеме промышленного производства области.