Действующий

О ПРОГРАММЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 20.05.2010)


15. Реализация комплекса мер по повышению деловой активности


Анализ исходного состояния

Существующая система поддержки малого предпринимательства сложилась в 1997 году с принятием областного Закона от 31.12.1997 N 48-ОЗ "О поддержке малого предпринимательства". Конкретные мероприятия по организационной, консультационной, финансовой поддержке планировались и реализовывались в рамках долгосрочной целевой программы развития и государственной поддержки малого предпринимательства на период до 2006 года (утв. Законом Ивановской области от 24.12.2002 N 98-ОЗ).

Основным направлением поддержки субъектов малого предпринимательства являлось предоставление займов и гарантий, а также субсидирование процентных ставок по привлекаемых кредитам. Также важное значение имела консультационная и информационная поддержка малого предпринимательства.

Финансовая и консультационная поддержка осуществлялась на базе Ивановского государственного фонда поддержки малого предпринимательства, муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства. В целях повышения доступности информационной и методической поддержки субъектов малого бизнеса был создан информационный Интернет-портал "Малый бизнес Ивановской области" (http://mb.ivanovo.ru/).

Достигнутые к началу 2007 года показатели развития малого предпринимательства в Ивановской области свидетельствовали об успехах проводимой политики повышения деловой активности населения. По итогам 2006 года доля малого предпринимательства в обороте розничной торговли составила 15,7%, в объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - 21,9%.

Однако уже в 2007 году началось замедление развития сектора малого бизнеса. Рост объемов выпуска и торговых оборотов в секторе малого бизнеса близок к темпам инфляционного повышения цен. Увеличение объемов в физическом выражении практически не наблюдается. Согласно базовому варианту прогноза социально-экономического развития Ивановской области в 2008 - 2009 годах ожидается сохранение данной тенденции. Этому будет способствовать и сокращение объемов бюджетных ассигнований, выделяемых на поддержку малого предпринимательства в Ивановской области. Заложенные в областном бюджете 2007 года и проекте бюджета 2008 года суммы финансирования существенно ниже объемов, которые были предусмотрены в первоначальном варианте программы развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Ивановской области на 2007 - 2009 годы.

В условиях сокращения финансирования повышается потребность в более эффективном использовании имеющихся ресурсов. Сейчас возможности выработки и принятия эффективных решений в сфере поддержки малого бизнеса ограничены из-за дефицита оперативной информации о данном секторе экономики. Существующая система показателей и отчетности о деятельности субъектов малого предпринимательства выстроена под решение задачи информирования федеральных органов исполнительной власти о состоянии данного сектора экономики. Отсутствует эффективный механизм сбора и анализа информации, ориентированный на подготовку управленческих решений областного уровня по совершенствованию практики стимулирования деловой активности.

План реформирования

Для изменения базовой тенденции в 2008 - 2009 г. г. необходимо активизировать работу по поддержке малого и среднего предпринимательства. И, в первую очередь, с точки зрения поддержки инфраструктуры развития предпринимательства. В рамках целевой программы (разработанной с учетом изменившегося федерального законодательства) должны быть предусмотрены мероприятия по оказанию консультационной и организационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Наиболее целесообразно организовать такую поддержку посредством размещения государственного заказа на предоставление соответствующих услуг либо посредством субсидирования специализированных некоммерческих организаций (например, торгово-промышленной палаты).

Для наблюдения за состоянием деловой активности будет закреплен порядок проведения мониторинга деятельности малого и среднего бизнеса. Помимо статистической информации (в т.ч. о финансово-экономических результатах) туда должны войти результаты выборочных конъюнктурных опросов малого и среднего предпринимательства. Проведение конъюнктурных опросов планируется заказывать либо в органах статистики, либо в специализированных социологических организациях.

Проведение мониторинга должно быть организовано ежеквартально - в части оперативной отчетности (статистической, налоговой) и ежегодно - в части расширенной отчетности (в т.ч. конъюнктурных обзоров).

┌════┬══════════════════════════════════════════════════════┬═════════════‰
│ N  │                     Мероприятие                      │    Сроки    │
│    │                                                      │ реализации  │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│15.1│Формирование проекта  долгосрочной  целевой  программы│до 01.07.2008│
│    │поддержки малого  и  среднего  предпринимательства  на│             │
│    │2009 - 2011 г. г. Согласование и утверждение программы│             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│15.2│Подготовка   проекта    постановления    Правительства│до 01.09.2008│
│    │Ивановской области  об  утверждении  порядка  оказания│             │
│    │консультационной и организационной поддержки субъектам│             │
│    │малого предпринимательства.  Согласование  и  принятие│             │
│    │постановления                                         │             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│15.3│Подготовка   проекта    постановления    Правительства│до 01.01.2009│
│    │Ивановской   области    о    проведении    мониторинга│             │
│    │результатов    деятельности    малого    и    среднего│             │
│    │предпринимательства.    Согласование    и     принятие│             │
│    │постановления                                         │             │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│15.4. Исключен.  -  Постановление  Правительства  Ивановской  области  от│
│11.03.2009 N 57-п                                                        │
├════┼══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│15.5│Проведение   мониторинга   результатов    деятельности│до 01.07.2009│
│    │субъектов малого и среднего предпринимательства в 2009│             │
│    │году (в т.ч. по итогам за 2008 год)                   │             │
│(п.  15.5  в  ред.  Постановления  Правительства  Ивановской  области  от│
│11.03.2009 N 57-п)                                                       │
└════┴══════════════════════════════════════════════════════┴═════════════…


Возможные альтернативы и обоснование выбора решения

Альтернативы реформирования по данному направлению существуют в отношении выбора различных вариантов проведения мониторинга, а также различных способов оказания консультационной и организационной поддержки субъектам малого предпринимательства.

Основная альтернатива предложенному способу проведения мониторинга состоит в использовании исключительно уже имеющейся статистики - налоговой, официальной государственной. Плюс данного подхода - существенно более низкие затраты на его проведение. Минусы - низкая точность официальной статистики (отчетность субъектов малого бизнеса перед органами статистики очень ограниченная, используется множество неочевидных коэффициентов досчета и корректировки).

Альтернативами предусмотренному способу организации консультационной поддержки выступают развертывание собственной сети консультационных пунктов, а также создание консультационного центра при исполнительном органе государственной власти. В обоих случаях достигается больший контроль и возможность управления работой пунктов. Однако в первом варианте велики затраты на создание сети (как финансовые, так и временные). Тогда как во втором варианте присутствует малый территориальный охват и выполнение несвойственных функций государственным органом. Вариант заказа данных услуг на рынке либо некоммерческим структурам представляется более привлекательным со всех точек зрения.

Оценка рисков и чувствительности к воздействию внешних факторов

Ниже приведены ключевые риски, полностью исключить которые при реализации Программы реформирования не представляется возможным:

N

 Риск          

 Причины       

 Методы минимизации   

1

Несвоевременное принятие

ОЦП по развитию малого и

среднего бизнеса (как

следствие, организации

консультационной и

организационной

поддержки)              

Длительный характер

принятия

(согласования).

Совпадение процесса

разработки ОЦП с

выработкой новых

правил к их

составлению          

 -            

2

Сопротивление принятию

новой редакции областной

(долгосрочной) целевой

программы               

Отсутствие в бюджете

достаточных средств

для увеличения

расходов на развитие

малого и среднего

бизнеса              

Частичное финансирование

расходов за счет

Программы реформирования

региональных финансов   

3

Невыполнение критерия

пятого уровня

(отсутствие роста доли

малого

предпринимательства в

промышленном

производстве)           

Переход малых

предприятий в разряд

средних.

Концентрация малого

бизнеса в сфере

услуг.

Изменение порядка

статистического

определения

показателей развития

малого бизнеса       

 -            


Каждый из рисков обладает невысокой вероятностью реализации, но отличается очень слабой степенью управленческого воздействия. В большей степени это относится к последнему риску, когда погрешности статистического учета и процессы естественного роста малых предприятий могут привести к снижению доли малого предпринимательства в объеме промышленного производства области.