ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 февраля 2013 года N 109/8

Об утверждении Региональной стратегии действий в интересах детей в Московской области на 2013-2017 годы и Плана первоочередных мероприятий по реализации Региональной стратегии действий в интересах детей в Московской области на 2013-2014 годы

(с изменениями на 24 декабря 2015 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Московской области от 24 декабря 2015 года N 1325/48 (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 24.12.2015).

____________________________________________________________________



Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.10.2012 N 1916-р "О плане первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" Правительство Московской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Региональную стратегию действий в интересах детей в Московской области на 2013-2017 годы;

План первоочередных мероприятий по реализации Региональной стратегии действий в интересах детей в Московской области на 2013-2014 годы.

2. Образовать Координационный совет по реализации Региональной стратегии действий в интересах детей в Московской области на 2013-2017 годы и планов первоочередных мероприятий по ее реализации.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 декабря 2015 года постановлением Правительства Московской области от 24 декабря 2015 года N 1325/48. - См. предыдущую редакцию)

3. Утвердить прилагаемые:

Положение о Координационном совете по реализации Региональной стратегии действий в интересах детей в Московской области на 2013-2017 годы и планов первоочередных мероприятий по ее реализации;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 декабря 2015 года постановлением Правительства Московской области от 24 декабря 2015 года N 1325/48. - См. предыдущую редакцию)

состав Координационного совета по реализации Региональной стратегии действий в интересах детей в Московской области на 2013-2017 годы и планов первоочередных мероприятий по ее реализации.      

(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 декабря 2015 года постановлением Правительства Московской области от 24 декабря 2015 года N 1325/48. - См. предыдущую редакцию)



Временно исполняющий
обязанности Губернатора
Московской области
А.Ю.Воробьёв

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Московской области
от 26 февраля 2013 года N 109/8

Региональная стратегия действий в интересах детей в Московской области на 2013-2017 годы

(с изменениями на 24 декабря 2015 года)


I. Введение  


В Российской Федерации принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" (далее - Указ).

Правительством Российской Федерации принято распоряжение от 15.10.2012 N 1916-р.

Для реализации Указа в Московской области разработаны Региональная стратегия действий в интересах детей в Московской области на 2013-2017 годы (далее - Региональная стратегия) и План первоочередных мероприятий по реализации Региональной стратегии действий в интересах детей Московской области на 2013-2014 годы, План первоочередных мероприятий на 2015-2017 годы по реализации Региональной стратегии действий в интересах детей в Московской области на 2013-2017 годы (далее - планы).

(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 декабря 2015 года постановлением Правительства Московской области от 24 декабря 2015 года N 1325/48. - См. предыдущую редакцию)


Главная задача Региональной стратегии - определить основные направления и задачи деятельности органов государственной власти Московской области и государственных учреждений Московской области в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.

Охрана материнства и детства находится в числе важнейших приоритетов деятельности органов государственной власти Московской области и государственных учреждений Московской области.

За последнее десятилетие в Московской области принят и реализуется ряд важнейших законодательных актов, направленных на улучшение демографической ситуации, положения семей с детьми, защиту их прав, которые стали инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства:

Закон Московской области N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области", предусматривающий услугу предоставления бесплодным женщинам меры социальной поддержки в виде бесплатной операции экстракорпорального оплодотворения;

Закон Московской области N 273/2005-ОЗ "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области";

Закон Московской области N 10/2005-ОЗ "О профилактике наркомании и токсикомании на территории Московской области";

Закон Московской области N 26/2006-ОЗ "О порядке обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет в Московской области";

Закон Московской области N 240/2007-ОЗ "Об организации и деятельности органов опеки и попечительства Московской области";

Закон Московской области N 77/2003-ОЗ "О патронате";

Закон Московской области N 148/2009-ОЗ "О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области";

Закон Московской области N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области";

постановление Правительства Московской области от 04.07.2007 N 488/23 "Об утверждении норм материального и денежного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в лечебно-профилактических учреждениях Московской области, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, детских домах семейного типа Московской области, в возрасте до 12 месяцев";

постановление Правительства Московской области от 28.12.2011 N 1650/54 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Социальная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства на 2012-2016 годы";

постановление Правительства Московской области от 28.08.2012 N 1057/32 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Совершенствование медицинской помощи новорожденным, беременным женщинам и матерям в Московской области на период 2013-2015 годов";

постановление Правительства Московской области от 28.08.2012 N 1058/32 "Об утверждении долгосрочной программы Московской области "Развитие здравоохранения Московской области на 2013-2015 годы";

постановление Правительства Московской области от 28.08.2012 N 1052/32 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Социальная защита населения Московской области на 2013-2015 годы";

постановление Правительства Московской области от 29.08.2012 N 1071/32 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие образования Московской области на 2013-2015 годы";

постановление Правительства Московской области от 28.12.2011 N 1649/54 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Доступная среда на 2012-2015 годы";

постановление Правительства Московской области от 26.11.2011 N 1479/49 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие системы отдыха и оздоровления детей в Московской области в 2012-2015 годах";

постановление Правительства Московской области от 22.12.2011 N 1623/51 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Профилактика преступлений и иных правонарушений на территории Московской области на 2012-2014 годы";

постановление Правительства Московской области от 03.05.2012 N 657/16 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Содействие занятости населения на 2013-2015 годы";

постановление Правительства Московской области от 29.08.2012 N 1069/32 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Молодое поколение Подмосковья на 2013-2015 годы";

постановление Правительства Московской области от 29.08.2012 N 1070/32 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие физической культуры и спорта в Московской области на 2013-2015 годы";

постановление Правительства Московской области от 28.08.2012 N 1060/32 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие сферы культуры на территории Московской области на 2013-2015 годы".

В результате принятых мер наметились позитивные тенденции - увеличение рождаемости, снижение материнской, младенческой и детской смертности, повышение доступности квалифицированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологической.

Вместе с тем за последнее десятилетие сформировались устойчивые негативные тенденции в динамике основных параметров здоровья детей: высокий уровень заболеваемости новорожденных, низкий темп снижения количества детей-инвалидов, рост подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании. Особую озабоченность вызывают суициды несовершеннолетних.

Во исполнение постановления Губернатора Московской области от 28.08.2006 N 112-ПГ "Об утверждении Положения об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Московской области" реализуется ежегодный Комплексный план мероприятий, направленный на профилактику безнадзорности, беспризорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, суицидов, самовольных уходов и правонарушений несовершеннолетних, который утверждается решением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области.

В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

1. Основные проблемы в сфере детства  


Современное социальное положение детей определяется многими факторами. Наиболее значимые из них - здоровье, образование, отношение к детям, к семье, доступ к социальным услугам, наличие комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, благоприятные условия для развития и социализации, материальное благосостояние.

Несмотря на благоприятные тенденции улучшения положения детей, развившиеся в последние годы, в Московской области сохраняют свою остроту следующие проблемы:

относительно высокий риск малообеспеченности при рождении детей в многодетных и неполных семьях;

значительное число семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

девиантное поведение в подростковой среде;

трудности адаптации и интеграции семей мигрантов;

значительная доля детей, нуждающихся в особой заботе государства;

насилие в отношении детей;

недостаточная эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав;

негативное влияние на несовершеннолетних компьютерных технологий, неконтролируемого контента информационно-телекоммуникационной сети Интернет и публикаций в средствах массовой информации.

Острота существующих проблем в сфере детства настоятельно требует от органов государственной власти, органов местного самоуправления, гражданского общества Московской области принятия неотложных, взвешенных и скоординированных мер для улучшения положения детей и их защиты.

II. Семейная политика детствосбережения

1. Краткий анализ ситуации  


Социально-экономические и общественные трансформации, экономическая нестабильность, возрастание неопределенности и социальных рисков влияют на демографическую ситуацию и положение семьи в целом. Семья как социальный институт, сохраняя свою сущность, претерпевает определенные изменения, имеет место трансформация моделей брака и рождаемости, меняется содержание родительских ролей и функций. Возрастают требования общества к воспитанию и социализации детей, компетентности личности в различных сферах социальной практики.

Проблемы социального сиротства, безнадзорности, жестокого обращения с детьми не могут быть решены без усиления профилактической направленности социальной работы. Технологии работы с семьями, находящимися на ранней стадии кризиса, в которых родители оказались предрасположены в силу их личных особенностей или особенностей их жизненной ситуации к пренебрежению нуждами ребенка, проявлениям насильственных методов воспитания, жестокого обращения с детьми, позволяют принять превентивные меры профилактики: проводятся межведомственные профилактические мероприятия ("Безнадзорные дети", "Подросток" и др.), направленные на раннее выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, предупреждение правонарушений несовершеннолетних и против них на территории Московской области, оказание психолого-педагогической, социальной и иной помощи семье и детям.

С января 2008 года при Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области действует телефон "горячей линии" "Дети в беде", на которую в круглосуточном режиме обращаются родители, несовершеннолетние, граждане по всем вопросам, касающимся детей. С сентября 2010 года с целью реализации плана Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по противодействию жестокому обращению с детьми на территории Московской области приступил к работе детский "телефон доверия" с единым общероссийским телефонным номером.

В соответствии с законодательством осуществляют свою деятельность учреждения социального обслуживания семьи и детей, подведомственные Министерству социальной защиты населения Московской области, которые предоставляют социальные услуги лицам, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, в их числе специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, кризисные центры помощи женщинам.

Для организации работы по раннему выявлению неблагополучия в семьях, оказанию содействия семьям в выходе из трудной жизненной ситуации в Московской области осуществляет свою деятельность участковая социальная служба.

Одной из форм социальной помощи детям, нуждающимся в государственной поддержке, является социальный патронат (Закон Московской области N 77/2003-ОЗ "О патронате").

Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области разработан и согласован с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних порядок организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в обстановке, представляющей угрозу их жизни или здоровью, утвержденный постановлением Губернатора Московской области от 03.08.2006 N 101-ПГ "Об утверждении Положения об организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в обстановке, представляющей угрозу их жизни или здоровью". Положение определяет действия должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Московской области, а также других органов и учреждений Московской области, осуществляющих меры по профилактике, своевременному выявлению несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасном положении, их социально-педагогической реабилитации, предупреждению правонарушений против семьи и несовершеннолетних.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»