ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2013 года N 109/8
Об утверждении Региональной стратегии действий в интересах детей в Московской области на 2013-2017 годы и Плана первоочередных мероприятий по реализации Региональной стратегии действий в интересах детей в Московской области на 2013-2014 годы
(с изменениями на 24 декабря 2015 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Московской области от 24 декабря 2015 года N 1325/48 (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 24.12.2015).
____________________________________________________________________
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.10.2012 N 1916-р "О плане первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" Правительство Московской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Региональную стратегию действий в интересах детей в Московской области на 2013-2017 годы;
2. Образовать Координационный совет по реализации Региональной стратегии действий в интересах детей в Московской области на 2013-2017 годы и планов первоочередных мероприятий по ее реализации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 декабря 2015 года постановлением Правительства Московской области от 24 декабря 2015 года N 1325/48. - См. предыдущую редакцию)
3. Утвердить прилагаемые:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 декабря 2015 года постановлением Правительства Московской области от 24 декабря 2015 года N 1325/48. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 декабря 2015 года постановлением Правительства Московской области от 24 декабря 2015 года N 1325/48. - См. предыдущую редакцию)
Временно исполняющий
обязанности Губернатора
Московской области
А.Ю.Воробьёв
Региональная стратегия действий в интересах детей в Московской области на 2013-2017 годы
(с изменениями на 24 декабря 2015 года)
В Российской Федерации принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" (далее - Указ).
Правительством Российской Федерации принято распоряжение от 15.10.2012 N 1916-р.
Для реализации Указа в Московской области разработаны Региональная стратегия действий в интересах детей в Московской области на 2013-2017 годы (далее - Региональная стратегия) и План первоочередных мероприятий по реализации Региональной стратегии действий в интересах детей Московской области на 2013-2014 годы, План первоочередных мероприятий на 2015-2017 годы по реализации Региональной стратегии действий в интересах детей в Московской области на 2013-2017 годы (далее - планы).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 декабря 2015 года постановлением Правительства Московской области от 24 декабря 2015 года N 1325/48. - См. предыдущую редакцию)
Главная задача Региональной стратегии - определить основные направления и задачи деятельности органов государственной власти Московской области и государственных учреждений Московской области в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.
Охрана материнства и детства находится в числе важнейших приоритетов деятельности органов государственной власти Московской области и государственных учреждений Московской области.
За последнее десятилетие в Московской области принят и реализуется ряд важнейших законодательных актов, направленных на улучшение демографической ситуации, положения семей с детьми, защиту их прав, которые стали инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства:
Закон Московской области N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области", предусматривающий услугу предоставления бесплодным женщинам меры социальной поддержки в виде бесплатной операции экстракорпорального оплодотворения;
Закон Московской области N 77/2003-ОЗ "О патронате";
В результате принятых мер наметились позитивные тенденции - увеличение рождаемости, снижение материнской, младенческой и детской смертности, повышение доступности квалифицированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологической.
Вместе с тем за последнее десятилетие сформировались устойчивые негативные тенденции в динамике основных параметров здоровья детей: высокий уровень заболеваемости новорожденных, низкий темп снижения количества детей-инвалидов, рост подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании. Особую озабоченность вызывают суициды несовершеннолетних.
Во исполнение постановления Губернатора Московской области от 28.08.2006 N 112-ПГ "Об утверждении Положения об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Московской области" реализуется ежегодный Комплексный план мероприятий, направленный на профилактику безнадзорности, беспризорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, суицидов, самовольных уходов и правонарушений несовершеннолетних, который утверждается решением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области.
В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Современное социальное положение детей определяется многими факторами. Наиболее значимые из них - здоровье, образование, отношение к детям, к семье, доступ к социальным услугам, наличие комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, благоприятные условия для развития и социализации, материальное благосостояние.
Несмотря на благоприятные тенденции улучшения положения детей, развившиеся в последние годы, в Московской области сохраняют свою остроту следующие проблемы:
относительно высокий риск малообеспеченности при рождении детей в многодетных и неполных семьях;
значительное число семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
девиантное поведение в подростковой среде;
трудности адаптации и интеграции семей мигрантов;
значительная доля детей, нуждающихся в особой заботе государства;
насилие в отношении детей;
недостаточная эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав;
негативное влияние на несовершеннолетних компьютерных технологий, неконтролируемого контента информационно-телекоммуникационной сети Интернет и публикаций в средствах массовой информации.
Острота существующих проблем в сфере детства настоятельно требует от органов государственной власти, органов местного самоуправления, гражданского общества Московской области принятия неотложных, взвешенных и скоординированных мер для улучшения положения детей и их защиты.
Социально-экономические и общественные трансформации, экономическая нестабильность, возрастание неопределенности и социальных рисков влияют на демографическую ситуацию и положение семьи в целом. Семья как социальный институт, сохраняя свою сущность, претерпевает определенные изменения, имеет место трансформация моделей брака и рождаемости, меняется содержание родительских ролей и функций. Возрастают требования общества к воспитанию и социализации детей, компетентности личности в различных сферах социальной практики.
Проблемы социального сиротства, безнадзорности, жестокого обращения с детьми не могут быть решены без усиления профилактической направленности социальной работы. Технологии работы с семьями, находящимися на ранней стадии кризиса, в которых родители оказались предрасположены в силу их личных особенностей или особенностей их жизненной ситуации к пренебрежению нуждами ребенка, проявлениям насильственных методов воспитания, жестокого обращения с детьми, позволяют принять превентивные меры профилактики: проводятся межведомственные профилактические мероприятия ("Безнадзорные дети", "Подросток" и др.), направленные на раннее выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, предупреждение правонарушений несовершеннолетних и против них на территории Московской области, оказание психолого-педагогической, социальной и иной помощи семье и детям.
С января 2008 года при Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области действует телефон "горячей линии" "Дети в беде", на которую в круглосуточном режиме обращаются родители, несовершеннолетние, граждане по всем вопросам, касающимся детей. С сентября 2010 года с целью реализации плана Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по противодействию жестокому обращению с детьми на территории Московской области приступил к работе детский "телефон доверия" с единым общероссийским телефонным номером.
В соответствии с законодательством осуществляют свою деятельность учреждения социального обслуживания семьи и детей, подведомственные Министерству социальной защиты населения Московской области, которые предоставляют социальные услуги лицам, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, в их числе специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, кризисные центры помощи женщинам.
Для организации работы по раннему выявлению неблагополучия в семьях, оказанию содействия семьям в выходе из трудной жизненной ситуации в Московской области осуществляет свою деятельность участковая социальная служба.
Одной из форм социальной помощи детям, нуждающимся в государственной поддержке, является социальный патронат (Закон Московской области N 77/2003-ОЗ "О патронате").
Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области разработан и согласован с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних порядок организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в обстановке, представляющей угрозу их жизни или здоровью, утвержденный постановлением Губернатора Московской области от 03.08.2006 N 101-ПГ "Об утверждении Положения об организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в обстановке, представляющей угрозу их жизни или здоровью". Положение определяет действия должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Московской области, а также других органов и учреждений Московской области, осуществляющих меры по профилактике, своевременному выявлению несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасном положении, их социально-педагогической реабилитации, предупреждению правонарушений против семьи и несовершеннолетних.