ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 2012 года N 1060/32
Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие сферы культуры на территории Московской области на 2013-2015 годы"
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2014 года на основании
постановления Правительства Московской области
от 27 декабря 2013 года N 1158/57
____________________________________________________________________
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Московской области от 04.05.2008 N 327/15 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Московской области, их формирования и реализации" и постановлением Правительства Московской области от 28.04.2012 N 631/16 "О разработке долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие сферы культуры на территории Московской области на 2013-2015 годы" Правительство Московской области
постановляет:
Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу Московской области "Развитие сферы культуры на территории Московской области на 2013-2015 годы".
Вице-губернатор -
Председатель
Правительства
Московской области
А.В.Шаров
Долгосрочная целевая программа Московской области "Развитие сферы культуры на территории Московской области на 2013-2015 годы"
Наименование Программы | Долгосрочная целевая программа Московской области "Развитие сферы культуры на территории Московской области на 2013-2015 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Бюджетный кодекс Российской Федерации, постановление Правительства Московской области от 28.04.2012 N 631/16"О разработке долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие сферы культуры на территории Московской области на 2013-2015 годы", постановление Правительства Московской области от 04.05.2008 N 327/15 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Московской области, их формирования и реализации" |
Государственный заказчик - координатор Программы | Министерство культуры Московской области |
Разработчик Программы | Министерство культуры Московской области |
Цели Программы | Обеспечение доступности населения Московской области к культурным ценностям и удовлетворение культурных потребностей граждан; повышение качества услуг в сфере культуры в Московской области |
Задачи Программы | Обеспечение развития культурного пространства Московской области и сохранение традиций отечественной культуры; обеспечение сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры); обеспечение развития музейного дела и популяризация культурного наследия Московской области; развитие библиотечного дела и популяризация чтения; сохранение народной традиционной культуры и развитие художественного творчества в Московской области; развитие театральной, гастрольно-концертной деятельности и кинематографии в Московской области; создание условий для развития образования в сфере культуры и искусства; модернизация сферы культуры Московской области путем технического переоснащения и укрепления материально-технической базы учреждений культуры Московской области |
Сроки реализации Программы | 2013-2015 годы |
Исполнители Программы | Министерство культуры Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, организации, определяемые в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Законом Московской области N 196/2005-ОЗ "О закупках и поставках продукции для государственных нужд Московской области" |
Подпрограммы | Подпрограмма I "Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и развитие музейного дела в Московской области на 2013-2015 годы", государственный заказчик - Министерство культуры Московской области. Подпрограмма II "Развитие библиотечного дела в Московской области в 2013-2015 годах", государственный заказчик - Министерство культуры Московской области. Подпрограмма III "Сохранение народной культуры и развитие художественного творчества в Московской области на 2013-2015 годы", государственный заказчик - Министерство культуры Московской области. Подпрограмма IV "Развитие театральной, гастрольно-концертной деятельности и кинематографии в Московской области на 2013-2015 годы", государственный заказчик - Министерство культуры Московской области. Подпрограмма V "Развитие образования в сфере культуры и искусства в Московской области на 2013-2015 годы", государственный заказчик - Министерство культуры Московской области |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем средств, направляемых на реализацию Программы, - 8035772,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 2879578,0 тыс. рублей; 2014 год - 2601802,0 тыс. рублей; 2015 год - 2554392,0 тыс. рублей. Из них по источникам: средства бюджета Московской области, всего - 7933328,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 2845430,0 тыс. рублей; 2014 год - 2567654,0 тыс. рублей; 2015 год - 2520244,0 тыс. рублей; средства федерального бюджета, всего - 102444,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 34148,0 тыс. рублей; 2014 год - 34148,0 тыс. рублей; 2015 год - 34148,0 тыс. рублей. Объемы финансирования Программы из бюджета Московской области уточняются ежегодно в соответствии с законом Московской области о бюджете Московской области на соответствующий финансовый год. Объемы финансирования Программы из федерального бюджета уточняются ежегодно в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами |
Планируемые результаты Программы (количественные и качественные показатели эффективности реализации Программы) | Доля объектов культурного наследия, по которым оформлены охранные обязательства, от общего количества объектов культурного наследия, расположенных на территории Московской области - 70 процентов; увеличение числа посетителей государственных музеев - на 196 тыс. человек к 2015 году; доля объектов культурного наследия, для которых утверждены зоны охраны объекта культурного наследия, выполнены работы по землеустройству для внесения сведений в кадастр объектов недвижимости - 6,7 процента; увеличение числа участников областных литературных конкурсов на 36 человек к 2015 году; увеличение доли национальных фильмов в общем объеме проката на территории Московской области на 0,14 процента к 2015 году; увеличение доли образовательных учреждений сферы культуры, оснащенных современным материально - техническим оборудованием до 1,2 процента к 2015 году; увеличение доли детей и молодежи, получающих услуги художественного образования от общего количества детей и юношества в возрасте от 5 до 22 лет до 4 процентов к 2015 году; увеличение доли учащихся образовательных учреждений сферы культуры и искусства, участвующих в Международных, Всероссийских, областных творческих проектах до 1 процента |
Развитие Московской области, как и в целом России на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к культуре. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, культуре отводится ведущая роль в формировании человеческого капитала. Современного уровня интеллектуального и культурного развития возможно достичь только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества.
В связи с этим формирование и развитие культурной среды становится важнейшим условием улучшения качества жизни в Московской области.
На территории Московской области в настоящее время функционируют более 3000 учреждений сферы культуры. Сеть учреждений культуры состоит из 1261 общедоступной библиотеки, 1029 муниципальных учреждений культурно-досугового типа, 29 театров, 87 музеев, 235 образовательных учреждений сферы культуры, 25 муниципальных парков культуры и отдыха. Из них 1,2 процента составляют государственные учреждения, подведомственные Министерству культуры Московской области.
Сегодня на территории Подмосковья насчитывается более 6000 объектов исторического и культурного наследия - это около 5 процентов всех памятников истории и культуры Российской Федерации, сконцентрированных на территории области, занимающей всего 0,3 процента площади страны. Кроме того, ежегодно выявляется около 100 объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия.
Государственные музеи Московской области и муниципальные музеи обладают историко-художественными, естественно - научными и мемориальными коллекциями, составляющими около 1,35 млн. музейных предметов основного фонда и более 0,5 млн. музейных предметов научно-вспомогательного фонда.
В настоящее время все государственные музеи Московской области включены в туристические маршруты региональных, общероссийских, зарубежных туристических фирм и традиционно принимают участие в ежегодных международных и региональных туристических выставках.
Ежегодно музеи Московской области посещают около 2,3 млн. человек, из них около 452,3 тыс. - школьники. По результатам последних трех лет в музеях Московской области проведена 16181 экскурсия и подготовлено 3162 выставки. В декабре 2011 года музей-заповедник А.П.Чехова по результатам отборочного конкурса европейской экспертной группой был номинирован на звание "Лучший музей Европы" и второй раз был награжден Всероссийской премией Ю.Сенкевича как лучший региональный музей России. В рамках перекрёстного года "Год Италии в России и России в Италии" по инициативе Дома-музея П.И.Чайковского и флорентийской Ассоциации "Центр Русского языка и Культуры" в июне 2011 года были проведены "Дни П.И. Чайковского во Флоренции", Серпуховским историко-художественным музеем осуществлен международный выставочный проект "Русский авангард 1910-1920 годов в музее Albergo delle Povere (Палермо, Сицилия).
В общедоступных библиотеках Московской области число читателей составило более 1,8 млн. человек, в том числе 920 тыс. детей и молодежи. Ежегодно проводится в среднем 30,0 тыс. мероприятий по популяризации чтения. Число библиотек, имеющих компьютерную технику, выросло за последние три года в 2,6 раза. В настоящее время в библиотеках области осуществляется третье обновление специализированного программного обеспечения. Современная программа ИРБИС установлена в 44 процентах центральных (межпоселенческих) библиотек. Все это, безусловно, позволит ускорить процесс наполнения электронных каталогов муниципальных библиотек и создания единого электронного каталога по Московской области, обеспечит возможность доступа к нему через Интернет-сайты библиотек области.
За последние три года (2009-2011 годы) профессиональными театрами проведено 2848 спектаклей (обслужено около 1 млн. зрителей), из них более 2000 детских спектаклей, которые посмотрело 485,1 тыс. детей. Число новых постановок за 2009-2011 годы составило 37 спектаклей. Количество посетителей театров на гастролях за период с 2009 по 2011 год составило более 300 тыс. человек. Традиционно большой популярностью пользуются такие проекты, как ежегодные театральные фестивали Подмосковья: "Долгопрудненская осень", "Мелиховская весна", "Русская классика. Лобня", Международная летняя театральная школа для молодых артистов русских театров стран СНГ, Балтии, ближнего и дальнего зарубежья, Областная киноакция "Российское кино - селу", Международный фестиваль военно-патриотического фильма "Волоколамский рубеж" им. С.Ф. Бондарчука.
Динамично развивается концертная деятельность. За период с 2009 по 2011 год государственными концертными организациями было организовано 680 концертов, которые посетили более 1,5 млн. слушателей. Концертные организации уделяют особое внимание привлечению детской и подростковой аудитории, принимают участие в обеспечении городских праздничных программ к юбилейным и памятным датам.
В фонде Мособлкино находится 22937 единиц хранения. Количество зрителей составляет 77,6 тыс. человек в год, в том числе зрители сельских поселений составляют около 80 процентов от общего количества зрителей. В репертуаре 55 процентов составляют российские фильмы. За последние три года с целью популяризации российского кино было организовано 185 мероприятий (фестивали, кинопремьеры), которые посетило более 120 тыс. человек.
Большую роль в развитии культурного пространства Подмосковья играют творческие союзы, которые объединяют более 2500 деятелей культуры и искусства.
В муниципальных любительских коллективах художественной самодеятельности принимают участие 129796 человек, в том числе 75 процентов детей и молодежи. Динамично развиваются коллективы народной традиционной культуры, в настоящее время в таких коллективах занято 8449 человек. Количество коллективов имеющих звание "Народный" и "Образцовый" составляет 191 коллектив. Неизменной популярностью у населения Московской области пользуются такие творческие проекты, как фестиваль семейного творчества "Славянское семейное подворье", фестиваль-конкурс детского певческого фольклора "Дубравна", Праздник творчества детей с ограниченными физическими возможностями "Голоса сердец", фестиваль-конкурс народного искусства "Хранители наследия России". Всего за период 2009-2011 годов мероприятия культурно-досуговых учреждений посетило более 9,9 млн. человек (или 3,3 млн. в среднем в год).
Ежегодно Подмосковье принимает более 10 международных фестивалей театрального и киноискусства и народного творчества.
Московская область лидирует среди субъектов Российской Федерации по числу образовательных учреждений сферы культуры и искусств. В настоящее время в системе Министерства культуры Московской области 6 государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования и 231 муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей, в которых обучаются свыше 70 тыс. детей и юношества. Система образования в сфере культуры и искусства имеет тенденцию к расширению за счет увеличения спектра специальностей обучения, внедрения в образовательный процесс информационных технологий, формирования системы поддержки одаренных детей и молодежи.
Процент охвата населения региона услугами в сфере культуры составляет более 85 процентов. Удельный вес участников культурно-досуговых мероприятий составляет 42 процента.
На поддержку и развитие сферы культуры и искусства Московской области только в прошлом 2011 году из бюджета области было направлено по разделу "Культура" 2727748,0 тыс. рублей, по разделу "Образование" 420721,0 тыс. рублей. Из них на развитие информатизации в библиотечной сфере 50,0 млн. рублей. В рамках ведомственной целевой программы Московской области "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере культуры в 2011 году", утвержденной распоряжением Министерства культуры Московской области от 07.07.2011 N 182-р "Об утверждении ведомственной целевой программы Московской области "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере культуры в 2011 году", было выделено более 1200,0 тыс. рублей на проекты по развитию субъектов малого предпринимательства в сфере культуры. В Московской области действует долгосрочная целевая программа Московской области "Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Московской области на 2009-2012 годы", утвержденная постановлением Правительства Московской области от 04.09.2008 N 779/33 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Московской области на 2009-2012 годы". В настоящее время общий объем финансирования программы составляет 240569,0 тыс. рублей (в том числе бюджет Московской области - 225069,0 тыс. рублей), что составляет менее 18 процентов от первоначального запланированного объема в сумме 1353930,0 тыс. рублей. С 2009 года действует долгосрочная целевая программа Московской области "Развитие Историко-архитектурного и художественного музея "Новый Иерусалим" и вывод его с территории ставропигиального Воскресенского Новоиерусалимского монастыря в 2009-2012 годах", утвержденная постановлением Правительства Московской области от 15.09.2009 N 286/13 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие Историко-архитектурного и художественного музея "Новый Иерусалим" и вывод его с территории ставропигиального Воскресенского Новоиерусалимского монастыря в 2009-2012 годах". Общий объем финансирования программы за истекший период составил более 1,5 млрд. рублей из бюджета Московской области.
Количество работающих в отрасли составляет более 33 тыс. человек, из них 2,6 тыс. работников музеев, 5 тыс. библиотекарей, 16,4 тыс. работников культурно-досуговых учреждений, 2,4 тыс. работников профессионального искусства и 7 тыс. педагогических работников. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в учреждениях культуры и искусства по итогам 2011 года составляет 12888,0 рубля, в подведомственных учреждениях культуры - 17173,0 рубля. Уровень оплаты труда в учреждениях образования сферы культуры и искусства составил 14345,0 рубля в государственных учреждениях и 13930,0 рубля в муниципальных учреждениях.
Государственные и муниципальные учреждения культуры и образования в сфере культуры и искусства активно внедряют новые формы работы с посетителями, что позволяет осуществлять их динамичный перевод в тип автономных учреждений. Например, доля государственных автономных учреждений составляет 62,5 процента от общего числа подведомственных учреждений культуры. Проводится работа по внедрению инновационных форм работы, таких как внедрение услуг учреждений культуры в электронном виде, организация проектов для поддержки субъектов малого предпринимательства в сфере культуры, развития творческих индустрий.
Тем не менее, существующая сеть учреждений культуры не в полной мере удовлетворяет запросы населения. С учетом динамичного роста населения Московской области наметилась тенденция к снижению уровня обеспеченности учреждениями культуры в Московской области. Так, обеспеченность библиотеками составляет 88 процентов, культурно-досуговыми учреждениями 79 процентов, театрально-концертными 71 процент, парками культуры 36 процентов, кинотеатрами 77 процентов.
Сложившуюся диспропорцию в объектах культуры и, как следствие, недостаточный уровень обеспечения культурных запросов населения Подмосковья, испытывают в основном районы массовой жилой застройки, приближенные к мегаполису, наукограды и сельские поселения. Имеет место дефицит крупных современных комплексов международного уровня для проведения фестивальных и других программ в различных жанрах искусства (музыкального, театрального, кино), концертно-филармонической и выставочной деятельности, которые могли бы быть использованы в качестве базы для концертных и других художественных коллективов. Проблему доступности услуг необходимо решать также и за счет развития информационных технологий и продвижения услуг культуры в электронной среде.
В оценках населения недостаточная обеспеченность услугами культуры в первую очередь связана с рядом проблем.
Недостаточное оснащение учреждений культуры современным высокотехнологичным оборудованием для досуговой и творческой деятельности снижает качество культурно-досуговых и театрально-концертных услуг, что влечет за собой снижение темпов прироста посещаемости. В капитальном ремонте нуждается 32 процента культурно-досуговых учреждений, большая часть которых расположена в сельской местности. Требуется капитальный ремонт областного государственного театра юного зрителя. Остро стоит на повестке дня строительство областного государственного театра кукол. Проблемную зону представляет работа по обеспечению безбарьерной среды доступа для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Московская область как мультикультурный регион нуждается в проектах по сохранению и развитию народной традиционной культуры с целью повышения толерантности в обществе и патриотического воспитания детей и молодежи.
Снижение совокупного финансирования библиотечного обслуживания в Московской области негативно сказывается на библиотечном деле, которое нуждается в модернизации библиотечных процессов, чтобы услуга библиотек была востребована у современного читателя, особенно у молодежи (в 2011 году финансирование составило 196,4 рубля в расчете на одного жителя, т.е. по сравнению с прошлым годом уменьшилось на 1,3 процента). Состояние информационного и технологического уровня областных государственных библиотек не позволяет обеспечить надлежащий уровень оказания государственных услуг в электронном виде. Остро стоит проблема доступности библиотечных услуг для жителей населенных пунктов Московской области, которые не имеют стационарных библиотек. Высокую общественную значимость имеет популяризации чтения и приобщение к литературному творчеству. В настоящее время капитального ремонта требуют около 10 процентов муниципальных библиотек. Необходима технологическая и информационная модернизация областной государственной научной и областной государственной детской библиотек.
Чрезвычайные ситуации в мемориальных музеях России и Московской области остро поставили вопрос о создании фондохранилищ, исключающих возможность сосредоточения всех коллекций в деревянных мемориальных памятниках в старых приспособленных помещениях. Поэтому актуальным становится приобретение специализированного фондового оборудования для фондохранилищ ряда областных музеев. Многие уникальные предметы и целые коллекции находятся в ветхом состоянии. Для обеспечения их сохранности необходимо провести консервационные работы, которые требуются для большей части музейного фонда (более 70 процентов), а неотложные меры по спасению от гибели уникальных музейных предметов требуются для 6 процентов музейного фонда (около 80 тыс. единиц хранения). Для представления музеями Московской области своих коллекций и проектов в виртуальном пространстве необходимы разработка и внедрение информационных технологий в музейной сфере.
Проблемы образования в сфере культуры и искусства Московской области требуют комплексного решения, направленного на повышение качества образовательных услуг и модернизацию материально-технической базы. Отставание темпов обновления материально-технической базы образовательных учреждений в сфере культуры и искусства от современного уровня технического развития (износ зданий - 37 процентов, износ музыкального инструментария, оборудования - 85 процентов). Снижение объемов творческих проектов, направленных на выявление одаренных детей, не способствует обеспечению эстетического и художественного воспитания в полном объеме.
Состояние многих памятников истории и культуры, где противоаварийные и ремонтно-реставрационные работы не начинались, значительно ухудшилось. В неблагоприятной ситуации оказались также объекты, где комплекс мероприятий по реставрации и приспособлению не был завершен, что привело к возникновению новых дефектов. С целью обеспечения инвестиционной привлекательности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), развития проектов государственно-частного партнерства необходимо осуществить комплекс мероприятий по оформлению соответствующей документации.
Недостаточное использование возможностей негосударственных структур, в том числе некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства, неразвитость форм взаимодействия с ними государственных учреждений культуры сдерживает расширение культурного пространства, в связи с чем необходима системная поддержка общественных и негосударственных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере культуры и искусства Московской области.
Для обеспечения комплексного решения имеющихся проблем в сфере культуры Московской области, а также в целях реализации Стратегии социально-экономического развития Московской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 15.12.2006 N 1164/49 "О Стратегии социально-экономического развития Московской области до 2020 года", в части развития сферы культуры, обеспечения достижения показателей, установленных в проекте среднесрочной программы социально-экономического развития Московской области до 2015 года и расширения применения программно-целевого метода деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, Министерством культуры Московской области разработана долгосрочная целевая программа Московской области "Развитие сферы культуры на территории Московской области на 2013-2015 годы".
Реализация Программы предусматривается в период с 2013 по 2015 годы. За указанный срок реализации Программы планируется получить ощутимые общественно значимые результаты по развитию культуры, повышению качества и доступности ее услуг и решению ряда наиболее острых вопросов укрепления ее материальной базы.
Применение программного подхода к реализации государственной культурной политики Московской области объясняется как необходимостью повышения результативности бюджетных расходов и оптимизации управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации, так и многоплановостью направлений сферы культуры, необходимостью решения проблем в комплексе.
Программно-целевой метод позволит обеспечить стратегическое единство в принятии решений в культуре как на областном, так и на муниципальном уровне, координацию между бюджетами областного и муниципального уровней и внебюджетными источниками, установление стратегических ориентиров на модернизацию и инновационное развитие основных видов и направлений культурной деятельности, концентрацию источников финансового обеспечения культуры на приоритетных направлениях её развития.