Недействующий
Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 августа 2012 года N 1058/32

     
Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие здравоохранения Московской области на 2013-2015 годы"

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2014 года на основании
постановления Правительства Московской области
 от 23 августа 2013 года N 663/38

____________________________________________________________________


В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Московской области от 10.05.2012 N 741/17 "О разработке долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие здравоохранения Московской области на 2013-2015 годы" в целях реализации системы мер по обеспечению доступности и улучшению качества оказания медицинской помощи населению Московской области Правительство Московской области

постановляет:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу Московской области "Развитие здравоохранения Московской области на 2013-2015 годы" (прилагается).

2. Обеспечить официальное опубликование настоящего постановления.

Вице-губернатор -
Председатель
Правительства
Московской области
А.В.Шаров

     

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Московской области
от 28 августа 2012 года N 1058/32

     

Долгосрочная целевая программа Московской области "Развитие здравоохранения Московской области на 2013-2015 годы"

     

     

Паспорт долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие здравоохранения Московской области на 2013-2015 годы"

Наименование Программы

Долгосрочная целевая программа Московской области "Развитие здравоохранения Московской области на 2013-2015 годы" (далее - Программа)

Основания для разработки Программы

Бюджетный кодекс Российской Федерации;

Постановление Правительства Московской области от 04.05.2008 N 327/15 "Об утверждении порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Московской области, их формирования и реализации";

Постановление Правительства Московской области от 20.05.2012 N 741/17 "О разработке долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие здравоохранения Московской области на 2013-2015 годы"

Государственный заказчик Программы

Министерство здравоохранения Московской области

Разработчик Программы

Министерство здравоохранения Московской области

Цель Программы

Обеспечение доступности и улучшение качества оказания медицинской помощи населению Московской области

Задачи Программы

Профилактика заболеваний населения Московской области;

формирование здорового образа жизни у населения Московской области,

развитие системы качественной и доступной медицинской помощи;

укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения Московской области;

информатизация системы здравоохранения Московской области;

разработка и внедрение инновационных технологий в здравоохранение Московской области;

улучшение состояния здоровья населения Московской области;

развитие системы оказания паллиативной помощи;

обеспечение учреждений здравоохранения высококвалифицированными специалистами;

рациональное использование средств бюджета Московской области на обеспечение деятельности Министерства здравоохранения Московской области

Сроки реализации Программы

2013-2015 годы

Исполнители Программы

Министерство здравоохранения Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области (по согласованию).

Исполнители Программы в рамках реализации мероприятий Программы размещают заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и заключают государственные (муниципальные) контракты, а также гражданско-правовые договоры бюджетных и казенных учреждений на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее - контракты) в соответствии Федеральными законами от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и гражданским законодательством Российской Федерации

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем средств, направляемых на реализацию программных мероприятий, составляет 65 451 391,5 тыс. рублей, в том числе по годам:

2013 год - 22582056,0 тыс. рублей;

2014 год - 21498873,0 тыс. рублей;

2015 год - 21370462,5 тыс. рублей;

из них по источникам:

средства бюджета Московской области:

всего - 54560796,5 тыс. рублей, в том числе по годам:

2013 год - 18941537,0 тыс. рублей;

2014 год - 17858354,0 тыс. рублей;

2015 год - 17760905,5 тыс. рублей;

другие источники:

средства федерального бюджета:

всего - 10890595,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2013 год - 3640519,0 тыс. рублей;

2014 год - 3640519 ,0 тыс. рублей;

2015 год - 3609557,0 тыс. рублей

Планируемые результаты Программы (количественные и качественные показатели эффективности реализации Программы)

Увеличение числа лиц, принявших участие в массовых мероприятиях профилактической направленности с 217,6 тыс. до 700,0 тыс. человек;

увеличение числа лиц, обученных в подразделениях медицинской профилактики с 105,0 тыс. человек до 154,0 тыс. человек;

увеличение числа лиц, обученных в школах здоровья для больных артериальной гипертонией с 20,5 тыс. человек до 32,0 тыс. человек;

увеличение числа лиц, прошедших комплексное обследование в мобильных центрах здоровья с 0 до 49,0 тыс. человек;

сохранение охвата профилактическими прививками детей на уровне не ниже 95 процентов;

снижение заболеваемости дифтерией с 0,16 до 0,1 случая на 100 тыс. населения;

исключение случаев заболеваний полиомиелитом;

снижение заболеваемости корью с 1,0 до 0,6 случая на 100 тыс. населения;

снижение коэффициента общей смертности населения с 14,2 случая до 13,5 случая на 1 тыс. населения, в том числе:

снижение смертности от болезней системы кровообращения с 950,2 до 910,0 случая на 100 тыс. населения;

снижение смертности от транспортных травм с 28,7 до 27,9 случая на 100 тыс. человек населения;

увеличение средней продолжительности жизни больных сахарным диабетом 1 типа с 50,1 года до 51,5 года;

снижение первичной заболеваемости туберкулезом населения, постоянно проживающего на территории Московской области с 46,7 до 46,0 случая на 100 тыс. населения;

снижение смертности от туберкулеза с 8,2 до 8,1 случая на 100 тыс. населения;

увеличение показателя абациллирования больных туберкулезом, состоящих на учете на конец отчетного года с 36,4 до 40,2 процента;

сдерживание эпидемического процесса ВИЧ-инфекции с сохранением заболеваемости на уровне не выше 45 случаев на 100 тыс. населения;

обеспечение риска передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку на уровне не выше 5 процентов;

охват ВИЧ-инфицированных беременных женщин и их детей химиопрофилактикой перинатальной трансмиссии ВИЧ-инфекции не менее 98 процентов;

снижение смертности от злокачественных новообразований с 239,1 до 230,0 случая на 100 тыс. населения;

увеличение доли больных с визуальными локализациями опухоли, выявленными на 1 и 2 стадиях заболевания с 47,9 до 54 процентов;

уменьшение доли больных, умерших от злокачественных новообразований в течение года с момента установления диагноза, в числе больных, впервые взятых на учет в предыдущем году, с 21,1 процента до 16,7 процента;

снижение заболеваемости острым вирусным гепатитом B с 2,57 до 1,5 случая на 100 тыс. населения;

снижение заболеваемости острым вирусным гепатитом C с 2,08 до 1,8 случая на 100 тыс. населения;

снижение доли пациентов, нуждающихся в стационарной психиатрической помощи, в общем числе наблюдаемых пациентов с 14,1 процента до 13,9 процента;

стабилизация средней продолжительности лечения больного в психиатрическом стационаре на уровне 73 дней;

снижение доли повторных в течение года госпитализаций в психиатрический стационар с 19,5 процента до 19,3 процента;

снижение доли больных с острым и повторным инфарктом миокарда и острым нарушением мозгового кровообращения, умерших в машине скорой медицинской помощи с 0,16 до 0,14 процента;

снижение летальности от острого инфаркта миокарда с 21,67 до 19 процентов;

снижение летальности от острого нарушения мозгового кровообращения с 15,82 до 14,6 процента;

увеличение доли больных бронхиальной астмой, состоящих под динамическим наблюдением в лечебно-профилактических учреждениях с 9,0 до 12,0 случая на 1 тыс. населения;

увеличение числа больных ревматоидными артритами и спондилопатиями, находящихся на генноинженерной биологической терапии с 1,5 до 3,5 процента;

снижение первичной заболеваемости наркологическими расстройствами с 88,1 до 84,1 случая на 100 тыс. человек населения;

доведение числа открытых нефрологических кабинетов с 0 до 12;

увеличение объема заготовки компонентов донорской крови автоматическими методами с 8,7 до 10,3 процента;

увеличение числа доноров с 8,9 до 9,2 на 1000 человек населения;

увеличение числа лазерных операций на органе зрения с 6,0 тыс. до 12,0 тыс. случаев;

увеличение числа больных, получивших высокотехнологичную медицинскую помощь с 22250 до 22 600 человек;

снижение летальности больных, пострадавших в ДТП на этапе стационарной помощи с 4,9 до 4,5 процента;

увеличение числа операций остеосинтеза костей конечностей у больных с множественной и сочетанной травмой в первые трое суток с 5 до 30 процентов;

повышение удовлетворенности спроса на лекарственные препараты отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг по рецептам, предъявленным гражданами в аптечные организации за счет средств федерального бюджета с 97,9 до 100 процентов;

повышение удовлетворенности спроса на лекарственные препараты, отпускаемые населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врача бесплатно и с 50-процентной скидкой за счет бюджета Московской области по рецептам, предъявленным гражданами в аптечные организации за счет бюджета Московской области с 97,3 до 100 процентов;

достижение показателя обеспеченности врачами общей практики с 0,32 до 0,4 на 10 тыс. населения;

достижение показателя обеспеченности населения врачами с 32,4 до 32,7 на 10 тыс. населения;

достижение показателя обеспеченности населения средними медицинскими работниками с 67,5 до 68,0 на 10 тыс. населения;

обеспечение среднегодовой занятости койки в государственных учреждениях здравоохранения Московской области и муниципальных учреждениях здравоохранения в Московской области не менее 330 дней;

снижение показателя средней продолжительности пребывания пациента на койке в учреждениях здравоохранения Московской области с 13,3 до 12,7 дня;

снижение объема стационарной медицинской помощи с 2,33 до 2,3 койко-дня на одного жителя;

увеличение доли государственных учреждений здравоохранения Московской области, прошедших капитальный ремонт из числа нуждающихся в нем, с 10 до 25 процентов;

увеличение доли зданий государственных учреждений Московской области, материально-техническое оснащение которых приведено в соответствии с порядками оказания медицинской помощи с 10 до 40 единиц;

увеличение доли учреждений здравоохранения, в которых произведено переоснащение оборудованием с 68,5 до 97 процентов;

увеличение доли пациентов, у которых ведутся электронные медицинские карты с персонифицированным учетом оказания медицинских услуг и лекарственного обеспечения с 35 до 100 процентов;

доведение доли учреждений здравоохранения Московской области, в которых автоматизирована задача лабораторной диагностики до 40 процентов;

доведение доли государственных учреждений здравоохранения Московской области и муниципальных учреждений здравоохранения в Московской области, осуществляющих обмена телемедицинскими данными, до 70 процентов.

     

     

I. Характеристика современного состояния здоровья населения Московской области и его прогноз с учетом реализации Программы


Главной задачей системы здравоохранения Московской области является организация доступной и качественной медицинской помощи населению Московской области.

Одним из важнейших направлений деятельности является реализация мер государственной политики, направленных на снижение смертности населения, прежде всего от основных причин смерти, профилактика и своевременное выявление на ранних стадиях и лечение заболеваний, которые дают высокий процент смертности среди населения, снижение материнской и младенческой смертности, повышение рождаемости.

Несмотря на тенденцию к ежегодному уменьшению показателя общей смертности населения (в 2009 году - 16,0 случаев на 1000 населения, в 2010 году -15,4, в 2011 году - 14,2 на 1000 населения) и снижения смертности от ведущих причин (от болезней органов кровообращения, новообразований, травм и отравлений) показатель общей смертности населения и смертности от ведущих причин превышают общероссийские показатели. В 2011 году число умерших человек превысило число рожденных в 1,3 раза. Низкий уровень рождаемости и высокий показатель общей смертности не обеспечивают простое воспроизводство населения.

В структуре смертности населения Московской области лидируют болезни органов кровообращения (60,2 процента, в Российской Федерации - 56,7 процента). В структуре заболеваемости по обращаемости болезни системы кровообращения устойчиво занимают 2 место (12,2 процента) после болезней органов дыхания. В настоящее время инфаркт миокарда является одной из наиболее актуальных проблем медицины и здравоохранения. Проведение тромболитической терапии приводит к снижению госпитальной летальности на 15-20 процентов и существенно улучшает прогноз у больных инфарктом миокарда. Учитывая возможность быстрого прибытия скорой медицинской помощи к больному с острым коронарным синдромом, большое значение имеет проведение тромболитической терапии на догоспитальном этапе.

Травмы и отравления в структуре смертности населения Московской области занимают третье место и составили в 2009 году - 154,2 случая на 100 тыс. человек населения, в 2010 году - 140,9, в 2011 году -124,4 на 100 тыс. человек населения.

В структуре общей заболеваемости населения по обращаемости показатель заболеваемости глаза и его придаточного аппарата находится на третьем месте и имеет тенденцию к росту (в 2010 году - 79,6 случая на 1000 населения; в 2011 году - 79,7 на 1000 населения).

Ежегодно в области проводится более 20 тыс. операций на глазах. Потребность населения Московской области в хирургических вмешательствах для больных с заболеваниями органов глаза и его придаточного аппарата значительно превышают объемы, выполняемые в учреждениях здравоохранения Московской области. В структуре профилей, по которым взрослое население получает высокотехнологичную медицинскую помощь в федеральных учреждениях здравоохранения, офтальмология занимает второе место.

Анализ медико-демографической ситуации в Московской области свидетельствует о необходимости дальнейшего развития первичного звена здравоохранения, повышения профилактической направленности, развития стационарзамещающих технологий, организации системы неотложной медицинской помощи населению.

Причинами недостаточной динамики в состоянии здоровья населения являются низкая мотивация населения на соблюдение здорового образа жизни, недостаточная двигательная активность, высокая приверженность к вредным привычкам, нерациональное несбалансированное питание, несвоевременное обращение за медицинской помощью, недостаточная работа первичного звена здравоохранения, направленная на своевременное выявление заболеваний и факторов риска их обуславливающих, недостаточная сбалансированность коечного фонда по ряду профилей, недостаточная обеспеченность системы здравоохранения высококвалифицированными кадрами, недостаточная информатизация медицинских организаций.

На настоящий момент реализованы процессы обобщения и предоставления в электронном виде информации на вышестоящий уровень информации. Необходимо создание и применение алгоритмов аналитической обработки информации для целей управления в здравоохранении.

Дальнейшее развитие системы здравоохранения невозможно без принятия мер по профилактике заболеваний и патологических состояний. Ведущая роль в своевременном выявлении заболеваний принадлежит профилактическим и скрининговым осмотрам, диспансеризации населения. Одним из методов первичной профилактики является проведение информационно-коммуникационной работы среди населения.

Продолжится работа по оптимизации соотношения стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи на основе усиления координации и преемственности между ними, более целенаправленной и качественной подготовки медицинского персонала для амбулаторного звена и улучшения технической оснащенности медицинских учреждений.

Повышение эффективности работы первичного звена здравоохранения предполагает развитие первичной медико-санитарной помощи, дальнейшее развитие общеврачебных практик, совершенствование оказания медицинской помощи сельским жителям.

Система профилактических мероприятий, направленных на иммунизацию населения, позволила снизить заболеваемость управляемыми инфекциями. В 2011 году по сравнению с 2007 годом снизилась заболеваемость коклюшем в 2,6 раза, эпидемическим паротитом в 10,3 раза, вирусным гепатитом В в 11,5 раза, краснухой в 163,1 раза, дифтерией в 15 раз. С 1994 года не регистрируются случаи заболевания полиомиелитом, вызванным "диким" штаммом вируса.

В то же время, еще не достигнут рекомендуемый Всемирной организацией здравоохранения охват профилактическими прививками взрослого населения. Практически ежегодно регистрируются случаи бешенства у людей и заболевания брюшным тифом.

В значительной степени это обусловлено недостаточной, а иногда и искаженной, информированностью населения о значении иммунопрофилактики. Отрицательное влияние на эпидемическую ситуацию в Московской области оказывает нерегулируемая миграция населения из стран ближнего и дальнего зарубежья.

На протяжении ряда лет в Московской области реализуется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости туберкулезом. Общая заболеваемость туберкулезом на протяжении пяти лет снизилась на 17,8 процента и составила в 2011 году - 123,7 случая на 100 тысяч населения (в 2007 году - 158,7). Отмечается снижение заболеваемости населения впервые выявленным активным туберкулезом с учетом мигрантов с 50,5 на 100 тысяч населения в 2010 году до 46,7 процента на 100 тысяч населения в 2011 году.

Вместе с тем в настоящее время в Московской области, как и в Российской Федерации, в целом, туберкулез является основной причиной смерти от инфекционных и паразитарных заболеваний.

Своевременное выявление ВИЧ-инфекции является основным профилактическим и противоэпидемическим мероприятием. Ежегодно в Московской области обследуется на ВИЧ-инфекцию более 1 миллиона человек.

Основным мероприятием по сдерживанию эпидемии ВИЧ-инфекции в Российской Федерации является обеспечение доступности тестирования населения на ВИЧ-инфекцию, привлечение выявленных ВИЧ-инфицированных граждан к диспансерному наблюдению и лечению.

Высокоактивная антиретровирусная терапия не только продлевает жизнь и улучшает ее качество, но и является важнейшим фактором стабилизации эпидемиологической обстановки в регионе. По состоянию на 01.01.2012 высокоактивную антиретровирусную терапию получали 5109 человек. Это одна из самых больших когорт на лечении в Российской Федерации.

Своевременность назначения лечения осуществляется на основе лабораторного мониторинга ВИЧ-инфекции.

Среди ВИЧ-инфицированных возрастает доля женщин детородного возраста, что увеличивает риск распространения инфекции от матери к ребенку во время беременности и родов (риск перинатальной трансмиссии ВИЧ-инфекции).

Охват перинатальной химиопрофилактикой с целью предупреждения перинатальной трансмиссии ВИЧ-инфекции начиная с 2005 года составляет 98 процентов.

Организация заготовки, переработки, хранения, транспортировки и обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов является одной из важнейших составных частей здравоохранения, которая обеспечивает оказание трансфузиологической помощи в мирное время и при различных чрезвычайных ситуациях. Потребность учреждений здравоохранения в компонентах и препаратах крови растет из года в год. Это связано с увеличением количества оперативных вмешательств, лечебных манипуляций и осложненных родов. В то же время материально-техническая база большинства учреждений службы крови морально и физически изношена. Отсутствие современного оборудования сдерживает внедрение в практику современных технологий по обеспечению безопасности и эффективности оказания трансфузиологической помощи.

С увеличением численности населения и средней продолжительности жизни увеличивается число пациентов, страдающих хроническими заболеваниями и нуждающихся в трансплантации органов, в то же время количество трансплантаций органов в Московской области, как и во всем мире, ограничивает дефицит донорских органов. Экономическая эффективность метода заключается в сохранении жизни пациентов, их социальной активностью. Актуальна проблема необходимости интенсификации трансплантации печени. Если трансплантация почки имеет альтернативу в виде заместительной почечной терапии гемодиализом, то трансплантация печени является единственным методом спасения жизни пациента.

Для реализации возложенных на учреждения здравоохранения функций в их оперативном управлении и безвозмездном пользовании имеется более 5 тысяч зданий и сооружений. За период длительной эксплуатации многие здания и инженерные системы пришли в изношенное состояние, и требуют капитального ремонта или замены.

Имеется недостаточная оснащенность учреждений здравоохранения медицинским оборудованием, износ оборудования в связи с длительным сроком эксплуатации.

Техническое обслуживание медицинской техники и проверка оборудования осуществляется не в полном объеме и с нарушениями сроков поверки.

Результативность и эффективность деятельности учреждений здравоохранения Московской области, обеспечение населения Московской области качественной и эффективной медицинской помощью и улучшение качественных показателей состояния его здоровья в значительной степени определяется кадровым потенциалом, уровнем профессиональной квалификации медицинских работников.

По состоянию на 01.01.2012 в учреждениях здравоохранения, подведомственных Министерству здравоохранения Московской области работало 21883 врача и 45587 средних медицинских работников.

В течение 2011 года отмечалось сокращение числа медицинских кадров: число врачей уменьшилось на 174 человека, средних медицинских работников - на 652 человека.

Сокращение числа медицинских кадров в сочетании с увеличением числа населения Московской области привело к уменьшению показателей обеспеченности населения медицинскими кадрами в расчёте на 10 тыс. населения: врачами - с 32,5 в 2010 году до 32,4 в 2011 году, средними медицинскими работниками - с 68,6 в 2010 году до 67,5 в 2011 году.

Обеспечение подготовки медицинских и фармацевтических кадров, их непрерывного последипломного образования, совершенствование деятельности имеющейся в Московской области системы последипломного образования медицинских и фармацевтических кадров напрямую связаны с повышением доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения.

II. Сведения о государственном заказчике, исполнителях и разработчике программы


Государственным заказчиком и разработчиком Программы является Министерство здравоохранения Московской области. Государственный заказчик Программы несет ответственность за подготовку и своевременную реализацию ее мероприятий, и обеспечение достижения количественных и качественных показателей эффективности реализации Программы.

Исполнителями мероприятий Программы являются Министерство здравоохранения Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области.

Государственный заказчик обеспечивает реализацию мероприятий Программы за счет средств бюджета Московской области и является главным распорядителем средств, предусмотренных в бюджете Московской области на реализацию мероприятий Программы.

Министерство здравоохранения Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным на осуществление функций по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по реализации раздела 5 Перечня мероприятий Программы "Информатизация системы здравоохранения Московской области" по всем участвующим в Программе учреждениям.

Исполнители Программы в рамках реализации мероприятий Программы размещают заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и заключает государственные контракты, а также гражданско-правовые договоры бюджетных и казенных учреждений на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков в соответствии с федеральными законами: от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ), от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и гражданским законодательством Российской Федерации.

III. Цели и задачи Программы


Цель Программы: обеспечение доступности и улучшение качества оказания медицинской помощи населению Московской области.

Задачи Программы:

профилактика заболеваний населения Московской области;

формирование здорового образа жизни у населения Московской области,

развитие системы качественной и доступной медицинской помощи;

укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения Московской области;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»