СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ДО 2040 ГОДА
Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 года (далее - Стратегия) - это научное прогнозирование и обоснование развития образования, направленные на определение и реализацию долгосрочных приоритетов образовательной политики республики, находящейся в неразрывном единстве и взаимосвязи с общенациональными стратегическими приоритетами. Разработка Стратегии является важным этапом дальнейших системных изменений в образовательном пространстве Чувашской Республики. Она определяет опережающую роль системы образования в социально-экономическом развитии республики, долгосрочный вектор развития ее интеллектуального потенциала.
Отсутствие в Чувашской Республике значимых сырьевых ресурсов, осознание того, что рост ВВП за счет истощения природных ресурсов сдерживает не только экономический прогресс, но и прогресс человечества в целом, привели к необходимости формирования в последнее десятилетие экономики, основанной на знаниях.
Наукоемкая, высокотехнологичная экономика с мощным обрабатывающим сектором, форсированным развитием отраслей с высокой добавленной, то есть интеллектуальной, собственностью - стратегически обозначенная цель развития республики. Главным источником ее стабильного процветания становятся интеллектуальный потенциал и активная позиция граждан, а основным производственным ресурсом - быстрая обучаемость, знания и технологии. Задача состоит в том, как научно-образовательный потенциал превратить в благосостояние, то есть перейти от общества знаний к "обществу благосостояния, основанному на знаниях".
В сущности, речь идет о становлении новой системы образования, направленной на опережение, максимальное получение социально-экономического эффекта за счет рационального использования интеллектуального потенциала, изменения стиля мышления и формирования нового демократического менталитета инновационно привлекательного региона. Знания сами по себе, даже эффективная система образования сама по себе в недемократическом тоталитарном режиме или в неблагоприятной политической атмосфере не дадут должной, тем более долгосрочной, отдачи ни для экономического развития, ни для общественного прогресса. Очевидные примеры - это история СССР и других социалистических стран, которые имели неплохую систему образования, но развалились.
Стратегия основывается на следующих принципиальных положениях:
признание образования как важнейшего социального института, обеспечивающего всем гражданам, проживающим в Чувашской Республике, равные условия для получения качественного образования как основы благосостояния личности, ее социальной мобильности;
обеспечение динамики развития системы образования на основе всеобщности и вариативности образования, самореализации каждой личности, ее положительной мотивации к получению образования, подготовленности к выбору профессии в соответствии с запросами личности и общества;
признание образования как стратегического ресурса устойчивого развития Чувашской Республики - поликультурного региона, обеспечивающего сочетание национально-региональных, межрегиональных, общероссийских и международных интересов при решении комплексных проблем образования.
Стратегия исходит из целевых ориентиров, заданных в программных документах федерального и регионального уровней, в том числе в:
решениях по реализации приоритетного национального проекта "Образование";
Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р;
Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. N 803;
Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, утвержденной Законом Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. N 8;
Республиканской целевой программе развития образования в Чувашской Республике на 2006 - 2010 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 июня 2005 г. N 144, и др.
Стратегия определяет приоритетные направления развития образования в Чувашской Республике и служит основой для разработки республиканских и муниципальных целевых программ в области образования, перспективных и краткосрочных прогнозов развития системы образования в Чувашской Республике и соответствующих законодательных инициатив.
Стратегия призвана обеспечить:
взаимосвязь и согласованность между долгосрочными приоритетами развития экономики и образования, осуществление среднесрочной и краткосрочной образовательной политики на основе сохранения базовых ценностей образования XXI века в эпоху глобализации;
согласованность действий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления, представителей бизнеса и общества в решении задач развития образования.
В Стратегии представлен анализ состояния и развития системы образования в Чувашской Республике за последние 10 лет, возможностей, ограничений и рисков с учетом общероссийских и мировых тенденций развития образования.
В ходе подготовки Стратегии проведены исследования, включающие статистический анализ социальной, демографической, финансовой, этнической ситуации, позволяющие прогнозировать процессы в развитии образования.
В разработке Стратегии принимали участие специалисты Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, ученые Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова (ЧГУ), Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я.Яковлева (ЧГПУ), представители педагогического сообщества, общественных организаций. Проект был размещен на сайте министерства, широко обсуждался на конференциях работников образования и был одобрен на заседании коллегии Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, в котором приняли участие представители органов местного самоуправления, профессиональных объединений, общественных организаций.
Стратегическое планирование развития системы образования основывается на признании образования как приоритетного направления для обеспечения динамичного и гармоничного социально-экономического развития Чувашской Республики. Ключевая задача образовательной политики в условиях перехода к экономике, основанной на знаниях, - достижение современного качества образования, обеспечивающего реализацию актуальных и перспективных потребностей личности, общества и государства.
Функционирование системы образования в республике в долгосрочной перспективе будет определяться внешними и внутренними условиями и факторами.
Среди внешних условий наибольшее значение для образования имеет переход к экономике, основанной на знаниях. К ее ключевым характеристикам относится усиление востребованности знаний и компетентностей на рынке труда. Это, в свою очередь, требует повышения качества человеческого капитала путем формирования системы непрерывного профессионального образования.
К внутренним условиям, влияющим на развитие образования, относятся следующие факторы:
дальнейшая активизация инвестиционной деятельности, реализация крупных инвестиционных проектов в сфере образования;
развитие сектора образовательных услуг;