КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2005 года N 144
О Республиканской целевой программе развития образования в Чувашской Республике на 2006-2010 годы
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 декабря 2006 г. N 330
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 декабря 2007 г. N 344
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 июля 2008 г. N 228
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 09 апреля 2009 г. N 118;
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 июня 2010 г. N 168}
Признано утратившим силу постановлением Кабинета министров Чувашской республики от 29 июня 2011 г. N 263.
В целях обеспечения современного качества образования, направленного на развитие инновационной культуры выпускника школы в соответствии с актуальными и перспективными потребностями общества и государства, Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу развития образования в Чувашской Республике на 2006-2010 годы (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.
3. Представить Программу на утверждение в Государственный Совет Чувашской Республики одновременно с проектом закона Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2006 год".
При формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на соответствующие годы включать Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, и ежегодно уточнять объемы ассигнований на ее реализацию с учетом реальных бюджетных возможностей.
4. Министерствам и иным органам исполнительной власти Чувашской Республики обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления принять участие в реализации программных мероприятий.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики - C.Гапликов
Республиканская целевая программа Развития образования в Чувашской Республике на 2006-2010 годы
{Паспорт программы в редакции постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 декабря 2006 г. N 330, от 20 декабря 2007 г. N 344, от 28 июля 2008 г. N 228, от 09 апреля 2009 г. N 118, от 4 июня 2010 г. N 168}
Наименование Программы | - Республиканская целевая программа развития образования в Чувашской Республике на 2006-2010 годы |
Основания для разработки Программы | - Закон Российской Федерации "Об образовании" , Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р , законы Чувашской Республики "Об образовании" , "Об утверждении Комплексной программы экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003 - 2010 годы", Комплексный план реализации Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2010 года, утвержденный постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 апреля 2003 г. N 97 (с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 июня 2004 г. N 137), постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 февраля 2005 г. N 39 "О Концепции инновационного развития Чувашской Республики", постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 1 июня 2000 г. N 109 "О Концепции национальной школы Чувашской Республики в современной системе обучения и воспитания" |
Государственный заказчик Программы | - Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики |
Основной разработчик Программы | - Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики |
Цель Программы | - обеспечение современного качества образования, направленного на развитие инновационной культуры выпускника школы в соответствии с актуальными и перспективными потребностями личности, общества и государства |
Задачи Программы | - развитие инновационной образовательной инфраструктуры, обеспечивающей преемственность всех уровней образования и успешную социальную интеграцию выпускников школы в общество; |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | охват дошкольным образованием 85% детей в возрасте от 1 до 6,5 года; |
Подпрограмма | Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Чувашской Республике" (государственный заказчик - Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики) |
Сроки реализации Программы | - 2006-2010 годы |
Перечень приоритетных мероприятий | - разработка и реализация инновационных моделей управления и организации общего и дополнительного образования; |
Исполнители мероприятий Программы | Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики; |
Объемы и источники финансирования | общая сумма финансирования - 1262012,8 тыс. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социальной и бюджетной эффективности | наличиеразвитойинновационной образовательной инфраструктуры; |
Система организации контроля за исполнением Программы | контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики. |
Программа развития образования в Чувашской Республике на 2006-2010 годы (далее - Программа) является организационной основой осуществления государственной политики Чувашской Республики в области образования и продолжением Программы развития образования Чувашской Республики на 2001-2003 годы и на период до 2005 года, утвержденной Указом Президента Чувашской Республики от 9 апреля 2001 г. N 31.
Программа разработана на основе анализа современного состояния образования в республике в соответствии с Приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации, законами Российской Федерации и Чувашской Республики "Об образовании", Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 февраля 2005 г. N 39 "О Концепции инновационного развития Чувашской Республики", Комплексным планом реализации Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2010 года, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 апреля 2003 г. N 97 (с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 июня 2004 г. N 137), постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 1 июня 2000 г. N 109 "О Концепции национальной школы Чувашской Республики в современной системе обучения и воспитания".
Проект Программы, индикаторы эффективности ее реализации обсуждены на республиканской конференции-тренинге работников образования, одобрены коллегией Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.
Качественная оценка результатов и опыта предыдущего этапа развития образования подтверждает, что в последние годы удалось совершить инновационный прорыв по целому ряду системообразующих направлений развития образования, в том числе по внедрению нового финансово-экономического механизма, реструктуризации сети образовательных учреждений, введению единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) и государственных именных финансовых обязательств (далее - ГИФО), разработке нормативной правовой базы обновления содержания образования, созданию и развитию единой информационной образовательной среды и современной ресурсной базы развития образования.
Дополнительное привлечение в 2001-2004 годах через участие в проектах значительных средств федерального бюджета, международных организаций (583,3 млн. рублей) способствовало оперативной реализации мероприятий, предусмотренных программными документами развития системы образования.
В настоящее время 165751 учащийся обучается в 617 общеобразовательных учреждениях. По состоянию на 1 января 2005 г. по сравнению с 2001 годом численность учащихся сократилась на 18,1% (в сельской местности - на 16,4%, в городе - на 19,4%). По сравнению с предыдущим годом количество учащихся уменьшилось на 12793 человека (7,2%). Темпы снижения численности учащихся Чувашской Республики выше, чем аналогичные показатели по России (5,1%) и Приволжскому федеральному округу (5,6%). К 2010 году сокращение обучающихся составит еще около 30 тыс. учащихся (18%) (приложение N 2).
Количество школ к 2005 году сократилось по сравнению с 2001 годом на 69 (11%). В настоящее время в 467 сельских школах (76,7% от общего количества школ) обучается 42,9% учащихся. В течение 2001-2004 годов было реструктурировано 144 школы. В процессе реструктуризации к 2004 году более чем в два раза сократилось число затратных малочисленных сельских школ. На 8,3% увеличилось количество основных школ с числом учащихся от 41 до 100. По сравнению с 2001 годом на 50% увеличилось количество средних школ с контингентом учащихся от 401 до 640 человек. В 2004 году до 95,5% увеличилось количество учащихся, обучающихся в первую смену (в 2001 году - 88,1%). По России этот показатель равен 81,4%, по Приволжскому федеральному округу - 82,8%.
Рис. 1. Изменение сети общеобразовательных учреждений (количество школ)
Рисунок на бумажном носителе
В результате оптимизации сети сельских школ были созданы 178 базовых школ, 51 ресурсный центр с современной учебно-материальной базой, внедрены разнообразные модели образовательных учреждений: "базовая школа", "школа - социокультурный центр села", комплекс "школа - детский сад", "школа по ступеням обучения". Принятые меры обеспечили доступ школьников к качественным образовательным ресурсам.
Высвобожденные в ходе реструктуризации средства в объеме 48,4 млн. рублей были направлены на укрепление материально-технической базы учреждений образования и содержание 190 школьных автобусов. Организован подвоз детей в школы из 277 населенных пунктов. В результате более 7 тыс. учащихся сельских школ получили доступ к более качественному образованию, позитивно изменились и показатели эффективности системы образования: средняя наполняемость классов увеличилась с 19,7 до 20,1 человека в городах и с 14,4 до 15,5 человека в сельской местности; возросло количество учащихся на 1 учителя - 10 человек (в городе - 13, в сельской местности - 8).
Одним из важных инновационных проектов для системы образования республики стал эксперимент по введению ЕГЭ, который расширил границы единого образовательного пространства и создал равные возможности всем выпускникам при поступлении в вуз. В 2004 году в целом по республике в учреждения высшего профессионального образования поступили 57,6% учащихся, в том числе сельских - 42,4%. В 2001 году данный показатель составлял по республике 49,0%, по селу - 38,9%.
ЕГЭ сыграл значительную роль в повышении академической мобильности выпускников и в рыночных условиях стал одним из новых механизмов "социальных лифтов". Он дал реальную возможность каждому выпускнику, независимо от места жительства, уровня материальной обеспеченности и других обстоятельств, за счет получения хорошего образования в школе выйти на уровень качественного профессионального образования, а затем получить хорошую работу и достичь определенных успехов. Так, студентами крупнейших вузов страны в 2004 году стали 18,6% выпускников Чувашии (в 2001 году - 5,2%).
Рис. 2. Численность выпускников школ, поступивших в вузы
Рисунок на бумажном носителе
За годы эксперимента по ЕГЭ средние баллы результатов по всем предметам по республике были выше аналогичных показателей по Российской Федерации. В последние годы наблюдаются стабильные результаты экзаменов по математике, физике, химии, но несколько снизились средние баллы по предметам гуманитарного цикла (приложение N 3).
ЕГЭ становится одним из важных критериев оценки эффективности вложенных ресурсов. Созданная в республике прозрачная и эффективная схема работы с финансово-материальными вложениями в образовательные учреждения позволяет наглядно увидеть, насколько продуктивно в каждом из них работают ресурсы (таблица 1).
Эффективность образования в образовательных учреждениях разных территорий (цена 1 балла ЕГЭ по русскому языку)
Тип населенного пункта и образовательного учреждения | Средний балл для образовательного учреждения данной категории | Расходы на обучение одного ученика (рублей/год) | Цена 1 балла ЕГЭ по русскому языку (рублей/год) |
город | 54,91 | 4670 | 85,05 |
село | 46,58 | 7560 | 162,3 |
в том числе малокомплектная школа | 46,26 | 8032 | 173,6 |
Эксперимент по введению ЕГЭ является одним из индикаторов качества оказываемых образовательных услуг, позволяет увидеть слабые и сильные стороны всех участников образовательного процесса, делает прозрачной деятельность каждого педагога, дает возможность более адресно выстраивать систему повышения квалификации учителей.
В республике сложилась эффективная система выявления и поддержки одаренных детей. На муниципальном уровне разработаны специальные диагностические программы для оценки признаков одаренности детей разного возраста. Ежегодно проводятся олимпиады по 18 предметам для учащихся 8-11 классов, стабилен интерес школьников к участию в научных конференциях. С 2001 года число участников интеллектуальных состязаний возросло в 3 раза, 75 учащихся школ республики удостоены дипломов 1-3 степеней всероссийских, межрегиональных олимпиад (в 2001 году - 10, в 2005 году - 19). 25 интеллектуально одаренных школьников получают именные стипендии Президента Чувашской Республики, 46 - Президентскую стипендию "За особую творческую устремленность".
Развитие лицеев, гимназий, базовых школ, работающих в режиме профильного обучения, значительно расширило и улучшило качество предлагаемых населению образовательных услуг, позволило создать условия для личностного и профессионального самоопределения школьников.
В 14 гимназиях, 11 лицеях, 80 школах с углубленным изучением отдельных предметов 37% учащихся занимаются по программам профильного обучения, что существенно облегчает их социализацию и выбор индивидуального образовательного маршрута в последующем профессиональном обучении. В ходе реализации республиканского эксперимента по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения, в котором участвуют 32 школы, созданы и апробируются новые учебные программы, разработаны и ведутся элективные курсы, активно внедряются технологии психологического сопровождения эксперимента.
На фоне сформировавшейся системы поддержки и развития одаренных детей наиболее актуальной является проблема повышения качества образования в массовой общеобразовательной школе. Результаты проведенных психолого-педагогических исследований свидетельствуют о серьезных трудностях, которые испытывают в обучении от 15 до 40% учащихся. Более 30% школьников имеют невысокий уровень учебной мотивации. Только у 20% старшеклассников выявлен оптимальный уровень социальной зрелости, что свидетельствует о неготовности старшеклассников к самостоятельному решению вопросов жизненного выбора.
В современном постиндустриальном обществе востребованы молодые люди, способные самостоятельно решать нестандартные задачи, разрабатывать и проверять гипотезы, умеющие работать в проектном режиме и т.п. Достижение этих результатов возможно только при переходе от знаниевого подхода к компетентностному и другим инновационным подходам. Одним из вариантов решения проблемы является создание условий для развития ключевых компетенций учащихся в разных сферах деятельности: учебной, исследовательской, информационной, социальной.
За последние годы в рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2001 г. N 630, и республиканской целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды в Чувашской Республике на 2003-2005 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 8 июля 2003 г. N 169, в школы республики поступили 4218 компьютеров, что позволило увеличить показатель оснащенности школ современной техникой по сравнению с 2000 годом в 9 раз. В настоящее время в республике на один компьютер приходится 34 ученика, 60% школ подключено к сети Интернет. Благодаря этому школьники включаются в диалог со своими сверстниками и преподавателями во всем мире, принимают участие в дистанционных олимпиадах, становятся участниками или инициаторами проектов, получая при этом и языковую практику.
Развитие у выпускников базовых навыков социальной адаптации осуществлялось посредством введения в учебные планы курсов права, экономики, менеджмента, психологии, социологии, второго иностранного языка.
Учащиеся республики ежегодно занимают призовые места во всероссийских олимпиадах по праву и экономике, в 2005 году представитель Чувашии занял 1 место во Всероссийской олимпиаде по английскому языку. Увеличилось количество школ, обеспечивающих раннее изучение информатики и иностранного языка. В 2005 году таким обучением охвачено 38,3% учащихся. По сравнению с 2001 годом рост составил соответственно 10 и 14,4%.
Существенно активизировалась работа по совершенствованию национально-регионального компонента содержания образования, направленного на создание условий для повышения качества обучения и воспитания, развития конкурентоспособности учащихся национальной школы. С этой целью была продолжена работа по созданию учебников нового поколения. Завершен выпуск учебников чувашского языка и литературы для 1-11 классов русскоязычных школ. Обновляется содержание учебников для чувашских школ. В 2004 году обеспеченность учебниками и учебными пособиями республиканского комплекта составила 93,7%, федерального комплекта - 89%. Социальная поддержка обеспечения учащихся федеральными и республиканскими комплектами учебников осуществлялась за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Активно использовались новые формы привлечения учащихся к изучению чувашского языка, такие как Всероссийская игра-конкурс по чувашскому языку "Чувашская ласточка (Чёвёлти чёкес) - языкознание для всех", республиканский фестиваль содружества языков "Туслах хёлхемё", республиканская игра-конкурс для русскоязычных школ "Салтарчак" и т.д.
Особое внимание уделялось проблеме снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. В последние годы в республике принимались меры по созданию условий, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей средствами физической культуры и спорта. Ежегодно в республике проводится свыше 600 крупных физкультурно-массовых мероприятий, в которых принимают участие более 125 тыс. детей.