Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 июня 2005 года N 144

О Республиканской целевой программе развития образования в Чувашской Республике на 2006-2010 годы

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 декабря 2006 г. N 330
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 декабря 2007 г. N 344
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 июля 2008 г. N 228
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 09 апреля 2009 г. N 118;
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 июня 2010 г. N 168}

Признано утратившим силу постановлением Кабинета министров Чувашской республики от 29 июня 2011 г. N 263.

В целях обеспечения современного качества образования, направленного на развитие инновационной культуры выпускника школы в соответствии с актуальными и перспективными потребностями общества и государства, Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу развития образования в Чувашской Республике на 2006-2010 годы (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.

3. Представить Программу на утверждение в Государственный Совет Чувашской Республики одновременно с проектом закона Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2006 год".

При формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на соответствующие годы включать Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, и ежегодно уточнять объемы ассигнований на ее реализацию с учетом реальных бюджетных возможностей.

4. Министерствам и иным органам исполнительной власти Чувашской Республики обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.

5. Рекомендовать органам местного самоуправления принять участие в реализации программных мероприятий.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики - C.Гапликов

Утверждена постановлением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 14.06.2005 г. N 144

Республиканская целевая программа Развития образования в Чувашской Республике на 2006-2010 годы

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


{Паспорт программы в редакции постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 декабря 2006 г. N 330, от 20 декабря 2007 г. N 344, от 28 июля 2008 г. N 228, от 09 апреля 2009 г. N 118, от 4 июня 2010 г. N 168}

Наименование Программы

- Республиканская целевая программа развития образования в Чувашской Республике на 2006-2010 годы

Основания для разработки Программы

- Закон Российской Федерации "Об образовании" , Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р , законы Чувашской Республики "Об образовании" , "Об утверждении Комплексной программы  экономического и социального развития Чувашской Республики  на 2003 - 2010 годы", Комплексный план реализации Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2010 года, утвержденный постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 апреля 2003 г. N 97 (с изменениями, внесенными постановлением Кабинета  Министров  Чувашской  Республики  от 16 июня 2004 г. N 137), постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 февраля 2005 г. N 39  "О Концепции инновационного развития Чувашской Республики", постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 1 июня 2000 г. N 109 "О Концепции национальной школы Чувашской  Республики в современной системе обучения и воспитания"

Государственный заказчик Программы

- Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

Основной разработчик Программы

- Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

Цель Программы

- обеспечение современного качества образования, направленного на развитие инновационной культуры выпускника школы в соответствии с актуальными и перспективными потребностями личности, общества и государства

Задачи Программы

- развитие инновационной образовательной инфраструктуры, обеспечивающей преемственность всех уровней образования и успешную социальную интеграцию выпускников школы в общество;

 формирование современных механизмов ресурсного обеспечения развития системы образования;

 совершенствование методов и механизмов анализа и прогнозирования развития системы образования на основе внедрения инновационных технологий исследований, мониторинга и оценки качества образования;

 развитие новых форм государственно-общественного управления образованием, обеспечивающих взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления, образовательных учреждений, бизнеса, общественных организаций
 создание институциональных механизмов ранней диагностики и постоянного медико-психолого-педагогического сопровождения детей с учетом их индивидуальных потребностей, способностей и гендерных особенностей;

 обновление содержания и повышение качества дошкольного образования;

 создание условий для формирования традиционных (владение родным и иностранными языками, информационными технологиями, способности в области математики и естественных наук) и трансверсальных компетентностей (умение учиться и общаться, презентовать себя, наличие социальных, гражданских компетентностей и культурной осведомленности, инициативности и предприимчивости и др.);

 создание условий для обеспечения роста самосознания и гражданского взросления общества путем воспитания толерантной, поликультурной личности с высоким уровнем экологической культуры, активно участвующей в общественной жизни, осознающей свой долг перед Отечеством и малой родиной, уважающей национальные традиции и культуру народов мира;

 разработка организационно-экономических и нормативно-правовых механизмов, способствующих формированию педагогических кадров с квалификацией мирового уровня, несущих высокую социальную ответственность за качество результатов образования, гибко управляющих образовательными траекториями школьников

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

охват дошкольным образованием 85% детей в возрасте от 1 до 6,5 года;

 охватпрофильнымобучением71% старшеклассников;

 достижение доли выпускников общеобразовательных учреждений, сдающих ЕГЭ по трем и более предметам, до 65%;

 охват программами дополнительного образования 85% учащихся
 удовлетворенность населения качеством общего образования (к 2010 году 77% от числа опрошенных);

 достижение отношения среднемесячной номинальной начисленной заработной платы учителей к среднемесячной заработной плате работников, занятых в сфере экономики Чувашской Республики, к 2010 году 90%
 обеспечение эффективности деятельности Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики в сфере государственных закупок

Подпрограмма

Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Чувашской Республике" (государственный заказчик - Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики)

Сроки реализации Программы

- 2006-2010 годы

Перечень приоритетных мероприятий

- разработка и реализация инновационных моделей управления и организации общего и дополнительного образования;

 внедрение эффективных механизмов ресурсного обеспечения развития системы образования и науке;

 формирование и внедрение современной системы государственно-общественного управления образованием;

 создание эффективной системы мониторинга, статистики и оценки качества образования, организация исследований развития системы образования

Исполнители мероприятий Программы

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики;
Министерство по физической культуре, спорту и туризму Чувашской Республики;
Министерство культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики;
Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики;
Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики;
Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики;
Министерство внутренних дел по Чувашской Республике (по согласованию);
органыместногосамоуправления (по согласованию);
образовательные учреждения (по согласованию)

Объемы и источники финансирования

общая сумма финансирования - 1262012,8 тыс. рублей, в том числе:
 средства федерального бюджета - 83200,0 тыс. рублей;

 средства республиканского бюджета Чувашской Республики - 1171967,8 тыс. рублей;

 внебюджетные источники - 6845,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социальной и бюджетной эффективности

наличиеразвитойинновационной образовательной инфраструктуры;

 позитивная динамика изменения уровня инновационнойкультурыучастников образовательного процесса;

 появлениеновыхуправленческихи образовательных практик, позитивно влияющих на повышение качества образования;

 охват дошкольным образованием 85% детей в возрасте от 1 до 6,5 года;

 готовность 80% учащихся к осознанному выбору индивидуальной образовательной траектории в профессиональном пространстве социума;

 владение каждым выпускником школы одним иностранным языком на уровне функциональной грамотности;

 охват85%учащихсяпрограммами дополнительного образования;

 наличие во всех образовательных учреждениях институтов общественного участия в управлении
 удовлетворенность населения качеством общего образования (к 2010 году 77% от числа опрошенных);

 достижение отношения среднемесячной номинальной начисленной заработной платы учителей к среднемесячной заработной плате работников, занятых в сфере экономики Чувашской Республики, к 2010 году 90%

Система организации контроля за исполнением Программы

контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.
 Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 1 февраля до 2011 года информируют Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики о ходе выполнениямероприятийПрограммы.
 Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики направляет:
 ежеквартально до 2011 года в Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы;

 ежегодно к 1 марта до 2011 года в Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики доклад о ходе работ по реализации Программы и эффективности испол ьзованияфинансовыхсредств, подготовленный в соответствии с требованиями постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 октября 2006 г. N 274 "О совершенствовании и расширении сферы примененияпрограммно-целевыхметодов бюджетного планирования".
 К 1 марта 2011 года Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики готовит доклад о выполнении Программы, эффективностииспользования финансовых средств за весь период ее реализации и представляет его в Кабинет Министров Чувашской Республики.";

Введение


Программа развития образования в Чувашской Республике на 2006-2010 годы (далее - Программа) является организационной основой осуществления государственной политики Чувашской Республики в области образования и продолжением Программы развития образования Чувашской Республики на 2001-2003 годы и на период до 2005 года, утвержденной Указом Президента Чувашской Республики от 9 апреля 2001 г. N 31.

Программа разработана на основе анализа современного состояния образования в республике в соответствии с Приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации, законами Российской Федерации и Чувашской Республики "Об образовании", Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 февраля 2005 г. N 39 "О Концепции инновационного развития Чувашской Республики", Комплексным планом реализации Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2010 года, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 апреля 2003 г. N 97 (с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 июня 2004 г. N 137), постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 1 июня 2000 г. N 109 "О Концепции национальной школы Чувашской Республики в современной системе обучения и воспитания".

Проект Программы, индикаторы эффективности ее реализации обсуждены на республиканской конференции-тренинге работников образования, одобрены коллегией Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом


Качественная оценка результатов и опыта предыдущего этапа развития образования подтверждает, что в последние годы удалось совершить инновационный прорыв по целому ряду системообразующих направлений развития образования, в том числе по внедрению нового финансово-экономического механизма, реструктуризации сети образовательных учреждений, введению единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) и государственных именных финансовых обязательств (далее - ГИФО), разработке нормативной правовой базы обновления содержания образования, созданию и развитию единой информационной образовательной среды и современной ресурсной базы развития образования.

Дополнительное привлечение в 2001-2004 годах через участие в проектах значительных средств федерального бюджета, международных организаций (583,3 млн. рублей) способствовало оперативной реализации мероприятий, предусмотренных программными документами развития системы образования.

В настоящее время 165751 учащийся обучается в 617 общеобразовательных учреждениях. По состоянию на 1 января 2005 г. по сравнению с 2001 годом численность учащихся сократилась на 18,1% (в сельской местности - на 16,4%, в городе - на 19,4%). По сравнению с предыдущим годом количество учащихся уменьшилось на 12793 человека (7,2%). Темпы снижения численности учащихся Чувашской Республики выше, чем аналогичные показатели по России (5,1%) и Приволжскому федеральному округу (5,6%). К 2010 году сокращение обучающихся составит еще около 30 тыс. учащихся (18%) (приложение N 2).

Количество школ к 2005 году сократилось по сравнению с 2001 годом на 69 (11%). В настоящее время в 467 сельских школах (76,7% от общего количества школ) обучается 42,9% учащихся. В течение 2001-2004 годов было реструктурировано 144 школы. В процессе реструктуризации к 2004 году более чем в два раза сократилось число затратных малочисленных сельских школ. На 8,3% увеличилось количество основных школ с числом учащихся от 41 до 100. По сравнению с 2001 годом на 50% увеличилось количество средних школ с контингентом учащихся от 401 до 640 человек. В 2004 году до 95,5% увеличилось количество учащихся, обучающихся в первую смену (в 2001 году - 88,1%). По России этот показатель равен 81,4%, по Приволжскому федеральному округу - 82,8%.

Рис. 1. Изменение сети общеобразовательных учреждений (количество школ)

Рисунок на бумажном носителе

В результате оптимизации сети сельских школ были созданы 178 базовых школ, 51 ресурсный центр с современной учебно-материальной базой, внедрены разнообразные модели образовательных учреждений: "базовая школа", "школа - социокультурный центр села", комплекс "школа - детский сад", "школа по ступеням обучения". Принятые меры обеспечили доступ школьников к качественным образовательным ресурсам.

Высвобожденные в ходе реструктуризации средства в объеме 48,4 млн. рублей были направлены на укрепление материально-технической базы учреждений образования и содержание 190 школьных автобусов. Организован подвоз детей в школы из 277 населенных пунктов. В результате более 7 тыс. учащихся сельских школ получили доступ к более качественному образованию, позитивно изменились и показатели эффективности системы образования: средняя наполняемость классов увеличилась с 19,7 до 20,1 человека в городах и с 14,4 до 15,5 человека в сельской местности; возросло количество учащихся на 1 учителя - 10 человек (в городе - 13, в сельской местности - 8).

Одним из важных инновационных проектов для системы образования республики стал эксперимент по введению ЕГЭ, который расширил границы единого образовательного пространства и создал равные возможности всем выпускникам при поступлении в вуз. В 2004 году в целом по республике в учреждения высшего профессионального образования поступили 57,6% учащихся, в том числе сельских - 42,4%. В 2001 году данный показатель составлял по республике 49,0%, по селу - 38,9%.

ЕГЭ сыграл значительную роль в повышении академической мобильности выпускников и в рыночных условиях стал одним из новых механизмов "социальных лифтов". Он дал реальную возможность каждому выпускнику, независимо от места жительства, уровня материальной обеспеченности и других обстоятельств, за счет получения хорошего образования в школе выйти на уровень качественного профессионального образования, а затем получить хорошую работу и достичь определенных успехов. Так, студентами крупнейших вузов страны в 2004 году стали 18,6% выпускников Чувашии (в 2001 году - 5,2%).

Рис. 2. Численность выпускников школ, поступивших в вузы

Рисунок на бумажном носителе

За годы эксперимента по ЕГЭ средние баллы результатов по всем предметам по республике были выше аналогичных показателей по Российской Федерации. В последние годы наблюдаются стабильные результаты экзаменов по математике, физике, химии, но несколько снизились средние баллы по предметам гуманитарного цикла (приложение N 3).

ЕГЭ становится одним из важных критериев оценки эффективности вложенных ресурсов. Созданная в республике прозрачная и эффективная схема работы с финансово-материальными вложениями в образовательные учреждения позволяет наглядно увидеть, насколько продуктивно в каждом из них работают ресурсы (таблица 1).

Таблица 1

Эффективность образования в образовательных учреждениях разных территорий (цена 1 балла ЕГЭ по русскому языку)


Тип населенного пункта и образовательного учреждения

Средний балл для образовательного учреждения данной категории

Расходы на обучение одного ученика (рублей/год)

Цена 1 балла ЕГЭ по русскому языку (рублей/год)

город

54,91

4670

85,05

село

46,58

7560

162,3

в том числе малокомплектная школа

46,26

8032

173,6

Эксперимент по введению ЕГЭ является одним из индикаторов качества оказываемых образовательных услуг, позволяет увидеть слабые и сильные стороны всех участников образовательного процесса, делает прозрачной деятельность каждого педагога, дает возможность более адресно выстраивать систему повышения квалификации учителей.

В республике сложилась эффективная система выявления и поддержки одаренных детей. На муниципальном уровне разработаны специальные диагностические программы для оценки признаков одаренности детей разного возраста. Ежегодно проводятся олимпиады по 18 предметам для учащихся 8-11 классов, стабилен интерес школьников к участию в научных конференциях. С 2001 года число участников интеллектуальных состязаний возросло в 3 раза, 75 учащихся школ республики удостоены дипломов 1-3 степеней всероссийских, межрегиональных олимпиад (в 2001 году - 10, в 2005 году - 19). 25 интеллектуально одаренных школьников получают именные стипендии Президента Чувашской Республики, 46 - Президентскую стипендию "За особую творческую устремленность".

Развитие лицеев, гимназий, базовых школ, работающих в режиме профильного обучения, значительно расширило и улучшило качество предлагаемых населению образовательных услуг, позволило создать условия для личностного и профессионального самоопределения школьников.

В 14 гимназиях, 11 лицеях, 80 школах с углубленным изучением отдельных предметов 37% учащихся занимаются по программам профильного обучения, что существенно облегчает их социализацию и выбор индивидуального образовательного маршрута в последующем профессиональном обучении. В ходе реализации республиканского эксперимента по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения, в котором участвуют 32 школы, созданы и апробируются новые учебные программы, разработаны и ведутся элективные курсы, активно внедряются технологии психологического сопровождения эксперимента.

На фоне сформировавшейся системы поддержки и развития одаренных детей наиболее актуальной является проблема повышения качества образования в массовой общеобразовательной школе. Результаты проведенных психолого-педагогических исследований свидетельствуют о серьезных трудностях, которые испытывают в обучении от 15 до 40% учащихся. Более 30% школьников имеют невысокий уровень учебной мотивации. Только у 20% старшеклассников выявлен оптимальный уровень социальной зрелости, что свидетельствует о неготовности старшеклассников к самостоятельному решению вопросов жизненного выбора.

В современном постиндустриальном обществе востребованы молодые люди, способные самостоятельно решать нестандартные задачи, разрабатывать и проверять гипотезы, умеющие работать в проектном режиме и т.п. Достижение этих результатов возможно только при переходе от знаниевого подхода к компетентностному и другим инновационным подходам. Одним из вариантов решения проблемы является создание условий для развития ключевых компетенций учащихся в разных сферах деятельности: учебной, исследовательской, информационной, социальной.

За последние годы в рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2001 г. N 630, и республиканской целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды в Чувашской Республике на 2003-2005 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 8 июля 2003 г. N 169, в школы республики поступили 4218 компьютеров, что позволило увеличить показатель оснащенности школ современной техникой по сравнению с 2000 годом в 9 раз. В настоящее время в республике на один компьютер приходится 34 ученика, 60% школ подключено к сети Интернет. Благодаря этому школьники включаются в диалог со своими сверстниками и преподавателями во всем мире, принимают участие в дистанционных олимпиадах, становятся участниками или инициаторами проектов, получая при этом и языковую практику.

Развитие у выпускников базовых навыков социальной адаптации осуществлялось посредством введения в учебные планы курсов права, экономики, менеджмента, психологии, социологии, второго иностранного языка.

Учащиеся республики ежегодно занимают призовые места во всероссийских олимпиадах по праву и экономике, в 2005 году представитель Чувашии занял 1 место во Всероссийской олимпиаде по английскому языку. Увеличилось количество школ, обеспечивающих раннее изучение информатики и иностранного языка. В 2005 году таким обучением охвачено 38,3% учащихся. По сравнению с 2001 годом рост составил соответственно 10 и 14,4%.

Существенно активизировалась работа по совершенствованию национально-регионального компонента содержания образования, направленного на создание условий для повышения качества обучения и воспитания, развития конкурентоспособности учащихся национальной школы. С этой целью была продолжена работа по созданию учебников нового поколения. Завершен выпуск учебников чувашского языка и литературы для 1-11 классов русскоязычных школ. Обновляется содержание учебников для чувашских школ. В 2004 году обеспеченность учебниками и учебными пособиями республиканского комплекта составила 93,7%, федерального комплекта - 89%. Социальная поддержка обеспечения учащихся федеральными и республиканскими комплектами учебников осуществлялась за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Активно использовались новые формы привлечения учащихся к изучению чувашского языка, такие как Всероссийская игра-конкурс по чувашскому языку "Чувашская ласточка (Чёвёлти чёкес) - языкознание для всех", республиканский фестиваль содружества языков "Туслах хёлхемё", республиканская игра-конкурс для русскоязычных школ "Салтарчак" и т.д.

Особое внимание уделялось проблеме снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. В последние годы в республике принимались меры по созданию условий, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей средствами физической культуры и спорта. Ежегодно в республике проводится свыше 600 крупных физкультурно-массовых мероприятий, в которых принимают участие более 125 тыс. детей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»