Недействующий

О Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года

Рисунок не приводится.


В 2008 году на строительство новых школ из республиканского бюджета Чувашской Республики будет направлено 198,1 млн. рублей, для обновления материально-технической базы в школы поступят более 200 комплектов учебного, учебно-лабораторного оборудования для различных кабинетов.

Планомерная работа по созданию современной инфраструктуры для качественной учебы и обучения, начатая с реализации Президентской программы "Новая школа", приносит неоспоримые результаты. В настоящее время 54 процента детей обучается в условиях, соответствующих современным требованиям (по Российской Федерации - 30 процентов). В то же время 49 общеобразовательных школ республики из 542 расположены в деревянных зданиях, в том числе 10 размещаются в зданиях с низкой пожарной устойчивостью - двухэтажных, полностью деревянных, с пустотами в деревянных перекрытиях и перегородках.

Для организации учебно-воспитательного процесса и профессиональной подготовки квалифицированных рабочих в учреждениях начального профессионального образования имеются 214 кабинетов по общеобразовательным предметам, 215 кабинетов по предметам профессионального цикла, 61 лаборатория и 183 учебно-производственные мастерские. В училищах оборудованы 46 кабинетов информатики и вычислительной техники, которые оснащены 1111 современными компьютерами, электронными учебными изданиями. Все учреждения начального профессионального образования имеют электронную почту и выход в Интернет. В учреждениях НПО на 16 учащихся приходится 1 компьютер.

Учреждения начального профессионального образования имеют предприятия общественного питания, в них ежедневно питаются 10715 учащихся (97,2 процента от общего числа обучающихся), из них 717 (6,7 процента) учащихся питаются на льготных условиях.

Для иногородних учащихся в 12 учреждениях начального профессионального образования имеются общежития на 4232 койко-места, в них проживают 2345 учащихся. В то же время из-за отсутствия общежития в ряде учреждений образования в 2007 году в частном секторе проживал 821 учащийся.

За последние годы Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики, участвуя в различных федеральных и международных проектах и программах, получило дополнительное финансирование на укрепление учебно-материальной базы учреждений начального профессионального образования на сумму свыше 148 млн. рублей.

Для обеспечения лицензионной деятельности учреждения среднего профессионального образования имеют здания и сооружения общей площадью 265377 кв. метров.

На начало 2007/2008 учебного года общая площадь учебно-лабораторных зданий государственных ссузов составляла 159,3 тыс. кв. метров, что на 20574 кв. метра больше, чем в 2000 году. На учебную и учебно-вспомогательную площадь приходится 130,7 тыс. кв. метров, что на 18953 кв. метра больше, чем в 2000 году. Арендованная площадь составляет 6,4 тыс. кв. метров, сданная в аренду - 6,1 тыс. кв. метров.

В 20 учреждениях СПО имеются общежития общей площадью 88,9 тыс. кв. метров, в 2007 году она уменьшилась по сравнению с 2000 годом на 7158 кв. метров. В общежитиях учебных заведений проживают 3953 студента (97,6 процента от числа нуждающихся), а число нуждающихся в общежитии составляют 4052 человека. Доля студентов, проживающих в общежитии, ежегодно растет и в 2007 году по сравнению с 2000 годом выросла на 2,9 процента.

Во всех учреждениях СПО оборудованы кабинеты информатики и вычислительной техники. В них имеются 2325 современных компьютеров, из них 1719 (73,9 процента) подключены к локальной сети учреждений образования. В 24 ссузах из 29 разработаны собственные интернет-страницы. В образовательных учреждениях к сети Интернет подключены 1188 компьютеров (51,1 процента). В 2007 году в учреждениях образования на 9 учащихся приходился 1 компьютер.

На начало 2007/2008 учебного года общая площадь учебно-лабораторных зданий государственных вузов составляла 365,7 тыс. кв. метров, по сравнению с 2000/2001 учебным годом она выросла в 1,9 раза. На учебную и учебно-вспомогательную площадь приходится 337,5 тыс. кв. метров (92,3 процента), что в 2,1 раза больше, чем в 2000/2001 учебном году.

В 2007 году в 11 вузах имелись общежития общей площадью 100584 кв. метра (в 2000 году - 86654 кв. метра), и в них проживало 6613 человек (в 2000 году - 4749 человек). Обеспеченность студентов государственных высших учебных заведений местами в общежитиях составляет 93,3 процента.

В 2007 году в учреждениях высшего профессионального образования функционировало 190 (в 2005 году - 80) кабинетов информатики и вычислительной техники, оснащенных 4377 (в 2005 году - 2087) современными компьютерами. Обеспеченность студентов персональной компьютерной техникой в целом по вузам республики составляет 8 человек на 1 персональный компьютер.

В последние годы продолжалась работа по расширению и укреплению учебно-материальной базы вузов республики. Так, в Чувашском государственном университете им. И.Н.Ульянова введен в эксплуатацию спортивный комплекс, включающий в себя три спортивных зала общей площадью более 5000 кв. метров. Проведен капитальный ремонт ряда основных учебных корпусов и общежитий университета, значительно модернизирована учебно-лабораторная база.

В Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я.Яковлева открыт современный учебный корпус и спортивный корпус факультета физической культуры площадью 2140 кв. метров. Завершается строительство учебных корпусов в Чувашской государственной сельскохозяйственной академии. Кроме того, существенно расширились учебные базы Чебоксарского филиала Российского государственного социального университета и Чебоксарского института (филиала) Московского государственного открытого университета.

Основными проблемами системы финансирования образования, инфраструктуры и оснащенности учебных заведений являются:

распространение нормативного подушевого финансирования не на все уровни образования;

недостаточно высокий (ниже, чем в целом по экономике) уровень оплаты труда в образовании, особенно в дошкольном, дополнительном образовании для детей, начальном профессиональном образовании;

отсутствие стандартов услуг, что не позволяет определить объем и качество услуг, гарантированных каждому потребителю безвозмездно за счет бюджетных средств, а также механизмы отделения бесплатной образовательной услуги от платной;

неэффективное использование организационно-правовых форм учреждений, в частности формы автономного учреждения;

недостаточное использование современных механизмов финансирования, в том числе ваучерной схемы финансирования и т.д.;

несформированность эффективного рынка образовательных услуг;

недостаточно эффективное использование механизмов частно-государственного партнерства, в том числе для привлечения внебюджетных источников финансирования;

несоответствие инфраструктуры образовательных учреждений современным требованиям, предъявляемым к условиям осуществления образовательного процесса;

обучение 46 процентов учащихся школ в условиях, не соответствующих современным требованиям (в Российской Федерации - 70 процентов). 49 общеобразовательных школ республики расположены в деревянных зданиях.

В стремительно меняющемся мире необходимость получения молодыми людьми качественного образования стала аксиомой. Каждый должен иметь шанс перейти мост, ведущий от предшкольной подготовки и обучения в школе к профессиональному образованию, воплотив свою мечту о возможности быть востребованным и успешным в будущей профессиональной жизни. В условиях усиления процессов глобализации образование можно рассматривать как своеобразную магистраль, ведущую человека через обучение от школьной парты к мировому рынку труда.

Однако недостаточно лишь констатировать самоочевидную ценность образования. Нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал любого общества самым непосредственным образом зависит от состояния образовательной сферы и возможностей ее прогрессивного и устойчивого развития.

На современном этапе общественной жизни образование становится не только важнейшей социальной сферой, но и в прямом смысле важнейшей отраслью экономики республики. Оно играет все более решающую роль в накоплении и развитии интеллектуального капитала во всех областях человеческой деятельности, потому Чувашская Республика стремится инвестировать значительные средства в развитие образования.