ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 04 июня 2007 года N 8
О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ДО 2020 ГОДА
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона ЧР от 20.09.2018 N 57, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования (опубликован на Портале органов власти Чувашской Республики в сети "Интернет" http://www.cap.ru - 20.09.2018).
____________________________________________________________________
(в редакции Законов Чувашской Республики от 25.09.2008 N 48, от 27.02.2010 N 13, от 05.12.2011 N 87, от 30.12.2013 N 105, от 16.08.2016 N 54)
Принят
Государственным Советом
Чувашской Республики
22 мая 2007 года
Утвердить Стратегию социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года (прилагается).
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Чувашской Республики
Н.ФЕДОРОВ
г. Чебоксары
4 июня 2007 года
N 8
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ДО 2020 ГОДА
(в редакции Законов Чувашской Республики от 25.09.2008 N 48, от 27.02.2010 N 13, от 05.12.2011 N 87, от 30.12.2013 N 105, от 16.08.2016 N 54)
Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года (далее - Стратегия) - это система мер государственного управления, основанная на долгосрочных приоритетах региональной социально-экономической политики, находящихся в неразрывном единстве и взаимосвязи с общенациональными стратегическими приоритетами. Но при этом она определяет приоритетные направления деятельности не только органов государственной власти Чувашской Республики, но и органов местного самоуправления, общественных и деловых кругов по обеспечению целенаправленного следования заданному долгосрочному вектору развития и достижения поставленных стратегических целей.
Стратегия основывается на следующих принципиальных положениях:
- социальная ориентация, полагающая главной целью повышение уровня и качества жизни населения Чувашской Республики;
- устойчивое развитие Чувашской Республики, создание динамично развивающейся, конкурентоспособной и сбалансированной экономики, обеспечивающей занятость населения преимущественно в секторах с высоким потенциалом устойчивого роста и уровнем производительности труда;
- регион сотрудничества, обеспечивающий сочетание региональных, межрегиональных и общероссийских интересов при решении стратегических проблем экономического, социального и территориального развития.
Стратегия исходит из целевых ориентиров, заданных в программных документах федерального и республиканского уровня:
ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы);
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;
(абзац введен Законом Чувашской Республики от 27.02.2010 N 13)
законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;
государственных программах Российской Федерации и федеральных целевых программах;
(в ред. Закона Чувашской Республики от 30.12.2013 N 105)
ежегодных посланиях Главы Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики;
(в ред. Закона Чувашской Республики от 05.12.2011 N 87)
абзац утратил силу. - Закон Чувашской Республики от 05.12.2011 N 87;
Территориальной комплексной схеме градостроительного планирования развития территории Чувашской Республики, разработанной Российским государственным научно-исследовательским и проектным институтом урбанистики (г. Санкт-Петербург) и утвержденной Указом Президента Чувашской Республики от 30 января 2004 года N 9;
указах Президента Чувашской Республики, направленных на формирование современной инфраструктуры, в том числе на жилищное строительство, дорожное строительство, обеспечение населения качественной питьевой водой, занятости сельского населения, ускоренное развитие малого предпринимательства, развитие инновационной среды и информационных технологий, физической культуры и спорта, на пропаганду здорового образа жизни, создание сельских модельных библиотек и реализацию инновационных программ в сфере культуры, на благоустройство населенных пунктов и территорий;
законодательных и иных нормативных правовых актах Чувашской Республики;
абзац утратил силу. - Закон Чувашской Республики от 30.12.2013 N 105;
Основными целями разработки Стратегии являются:
усиление взаимосвязи и согласованности между долгосрочными приоритетами развития и осуществлением мер среднесрочной социально-экономической политики;
(в ред. Закона Чувашской Республики от 16.08.2016 N 54)
формирование основы для совместных действий органов государственной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления, представителей бизнеса и общественных организаций;
обеспечение согласованности действий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Чувашской Республики в решении стратегически важных проблем социально-экономического развития.
Стратегия определяет приоритетные направления социально-экономического развития Чувашской Республики и служит основой для разработки государственных программ Чувашской Республики (подпрограмм государственных программ Чувашской Республики) и муниципальных программ, планов деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики, долгосрочных и среднесрочных прогнозов социально-экономического развития, бюджетов, законодательных инициатив.
(в ред. Закона Чувашской Республики от 16.08.2016 N 54)
Стратегия базируется на оценке потенциала социально-экономического развития Чувашской Республики, анализе конкурентных преимуществ и ресурсных ограничений, возможностей и угроз, предъявляемых мировой экономикой в эпоху глобализации и перехода к новому постиндустриальному этапу развития. При разработке Стратегии учтены мировые тенденции развития и опыт построения социально ориентированного общества с устойчивой экономикой.
В рамках подготовки настоящего документа проведены исследования, включающие в себя статистический, сценарный и кластерный анализы, анализ пространственного развития на базе комплексных схем градостроительного планирования развития территорий Чувашской Республики и муниципальных образований, прогнозирование с применением методов моделирования в автоматизированной информационной системе объединенных государственных информационных ресурсов "Мониторинг - Аналитика - Прогноз".
Разработка Стратегии осуществлялась при активном участии органов исполнительной власти Чувашской Республики с учетом предложений представителей вузовской науки Чувашской Республики. Проект документа рассмотрен на Совете по инвестиционной политике, обсужден в Торгово-промышленной палате Чувашской Республики с участием представителей бизнес-сообщества и общественных организаций. Кроме того, на Портале органов власти Чувашской Республики был проведен интерактивный опрос населения по основным положениям Стратегии.
19 сентября 2006 года Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года обсуждена в Министерстве регионального развития Российской Федерации (подписан Протокол между Министерством регионального развития Российской Федерации и Кабинетом Министров Чувашской Республики от 19 сентября 2006 года N 34) с участием депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, независимых экспертов. Документ получил высокую оценку.
1.1. Современная социально-экономическая ситуация в Чувашской Республике
Чувашия - небольшой по территории, но динамично развивающийся и инвестиционно привлекательный регион. Основой для долгосрочного инвестирования и успешного ведения бизнеса являются авторитет власти, межнациональное согласие, выгодное географическое положение, благоприятные природно-климатические условия, развитые инженерная, телекоммуникационная и транспортная инфраструктуры, правовые и экономические гарантии инвестиций, значительный потенциал трудовых ресурсов. Чувашская Республика не имеет запасов стратегического сырья, поэтому основным приоритетом выбран инновационный путь развития экономики.
Функционирование экономики Чувашской Республики в долгосрочной перспективе будет определяться внешними и внутренними условиями и факторами.
Среди внешних условий наибольшее значение для Чувашии будут иметь динамика развития мировой экономики, использование достижений российских и иностранных компаний в наукоемких высокотехнологичных отраслях экономики, вступление России во Всемирную торговую организацию, общественно-политическая и социально-экономическая стабильность в Российской Федерации, демографическая ситуация.
К внутренним условиям, влияющим на темпы развития экономики и требующим максимального государственного воздействия, относятся следующие факторы:
активизация инвестиционной деятельности, реализация крупных инвестиционных проектов;
повышение доли инновационной конкурентоспособной продукции в производственной сфере и освоение новых рынков сбыта;
повышение качества инфраструктуры в рамках реализации приоритетных национальных проектов;
стимулирование диверсификации и технологического развития;
состояние производственных фондов, степень их изношенности;
развитие сектора общественных услуг;
ограничение повышения цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги;
реализация бюджетной политики по формированию эффективной системы бюджетных расходов и их оптимизации.
В настоящее время для Чувашской Республики характерны положительные тенденции роста производства ведущих отраслей экономики и существенные изменения в социальной сфере.
Наименование | Показатель | |||||||
абсолютный | среднедушевой (удельный) | |||||||
единица измерения | по Чувашии | по России | доля Чувашии | единица измерения | по Чувашии | по России | отношение показателя по Чувашии к показателю по России | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Территория | тыс. км(2) | 18,3 | 17098,2 | 0,1% | ||||
Численность постоянного населения (в среднегодовом исчислении) | млн. человек | 1,29 | 142,4 | 0,9% | ||||
Валовой региональный продукт | млрд. рублей | 76,6 <*> | 26781,0 <**> | 0,29% | на душу населения, тыс. рублей | 70,9 | 188,1 | 37,7% |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (ОКВЭД) | млрд. рублей | 70,3 | 15758,5 | 0,45% | на душу населения, тыс. рублей | 54,5 | 110,7 | 49,2% |
Продукция сельского хозяйства | млрд. рублей | 15,8 | 1617,1 | 1,0% | на душу населения, тыс. рублей | 12,2 | 11,4 | 107,0% |
Внешнеторговый оборот | млрд. долл. США | 0,25 | 468,4 | 0,05% | на душу населения, тыс. долл. США | 0,196 | 3,3 | 5,9% |
Инвестиции в основной капитал | млрд. рублей | 26,5 | 4483 | 0,59% | на душу населения, тыс. рублей | 20,6 | 31,5 | 65,4% |
Ввод в эксплуатацию жилых домов (общая площадь) | млн. м(2) | 0,85 | 50,2 | 1,7% | на 1 тыс. населения, м(2) | 662,8 | 352,5 | 188,0% |
Оборот розничной торговли | млрд. рублей | 37,0 | 8627,5 | 0,43% | на душу населения, тыс. рублей | 28,7 | 60,6 | 47,4% |
Доходы консолидированного бюджета | млрд. рублей | 19,2 | 10642,8 | 0,2% | на душу населения, тыс. рублей | 14,8 | 74,7 | 19,8% |
Численность зарегистрированных безработных (на конец года) | млн. человек | 0,0119 | 1,74 | 0,7% | уровень зарегистрированной безработицы, % от экономически активного населения | 1,7 | 2,0 | 85% |
Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума | млн. человек | 0,26 | 22,8 | 1,1% | уровень бедности, % от общей численности населения | 20,3 | 16,0 | 126,9% |
Денежные доходы в месяц | на душу населения, рублей | 5241,6 | 9910,6 | 52,9% | ||||
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата | одного работника, рублей | 6407,2 | 10736,0 | 59,7% | ||||
Средний размер назначенных месячных пенсий | одного пенсионера, рублей | 2530,0 | 2842,0 | 89% | ||||
Естественная убыль населения | тыс. человек | -5,6 | -689,5 | 0,8% | коэффициент естественного прироста населения, человек на 1 тыс. населения | -4,3 | -4,8 | 89,6% |