Структура выпадающих доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) от предоставления налоговых льгот
млн. рублей
N | Наименование | 2010 | 2011 | 2012 | Доля в общей сумме выпадающих доходов 2012 года, % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Выпадающие доходы государственного бюджета Республики Саха (Якутия) от предоставления налоговых льгот, всего | 2 909,8 | 3 886,3 | 1 919,9 | 100,0 | |
из них: | |||||
1. | налог на прибыль организаций | 1 016,9 | 1 869,2 | 879,1 | 45,8 |
2. | налог на имущество организаций | 1 874,1 | 1 999,4 | 1 031,9 | 53,7 |
3. | транспортный налог (в части юридических лиц) | 18,8 | 17,7 | 8,9 | 0,5 |
При использовании налоговых инструментов основное внимание уделяется:
их количественной оценке, включая выпадающие доходы от применения различных налоговых льгот и освобождений, пониженных или повышенных налоговых ставок, иных налоговых преференций, имеющих стимулирующий характер и направленных на решение определенных задач, но не являющихся основными элементами налогов;
оценке эффективности их применения - достижению целей и задач, для решения которых были установлены те или иные налоговые преференции, а также соотнесению полученных результатов и ресурсов, затраченных на их достижение в виде недополученных доходов бюджетной системы.
На территории Республики Саха (Якутия) оценка эффективности налоговых льгот производится в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.06.2005 N 399 "О Порядке оценки социально-экономической эффективности предоставляемых налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков". Указанное постановление не дает в полной мере оценить эффективность предоставленных налоговых льгот. В связи с чем в 2013 году предприняты определенные меры по разработке методики оценки последствий предоставляемых льгот по уплате налогов и сборов.
Аналогичные меры планируется предпринять и в отношении отдельных неналоговых платежей, поскольку освобождение от их уплаты также влечет возникновению выпадающих доходов государственного бюджета.
Президентом Республики Саха (Якутия) в бюджетном послании "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики в Республике Саха (Якутия) на 2014 год" озвучено предложение Парламенту и Правительству республики рассмотреть вопрос установления моратория на введение новых налоговых льгот в 2014 году. Отмечено, что в дальнейшем принятие решений по установлению налоговых льгот должно исходить только из результативности и соответствия приоритетным задачам социально-экономического развития республики.
Во исполнение намеченных ориентиров в Законе Республики Саха (Якутия) "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2014 год" закреплено установление моратория на введение налоговых льгот.
Кроме того, планируется рассмотреть возможность обязательности ежегодного пересмотра (инвентаризации) перечня предоставляемых налоговых льгот исходя из их результативности и степени влияния на достижение приоритетных задач социально-экономического развития. В ходе инвентаризации применяемых льгот будет проводиться анализ сроков действия льгот, перечня налогоплательщиков, длительное время использующих льготы, влияния результата от предоставляемых налоговых льгот на финансово-экономическое состояние субъектов хозяйственной деятельности, а также фактической результативности, бюджетной и социальной эффективности применения налоговых льгот по итогам каждого периода их применения, приняты решения о целесообразности дальнейшего предоставления льгот.