Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА 2014 - 2016 ГОДЫ


12. Создание условий для развития внутреннего государственного финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита


Программой Правительства Республики Саха (Якутия) по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011 - 2013 годы обозначены приоритетные задачи бюджетной политики, нацеленные на решение системных недостатков в бюджетной сфере, включая организацию системы внутреннего контроля, осуществляемую главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств, его координацию и методическое обеспечение.

Для реализации данного направления в Программе обозначены следующие задачи:

анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей полномочия исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в части осуществления государственного финансового контроля;

разработка и утверждение Порядка осуществления внутреннего контроля в исполнительных органах государственной власти Республики Саха (Якутия);

продолжение работы по представлению главными распорядителями бюджетных средств планов и отчетности по контрольно-ревизионной работе и координации контрольно-ревизионной деятельности структурных подразделений Министерства финансов Республики Саха (Якутия);

организация "внешнего контроля" за эффективностью использования бюджетных ассигнований путем создания Счетной палаты;

усиление контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) - контроля за экономным, целевым, рациональным и эффективным использованием бюджетных средств;

усиление личной ответственности должностных лиц учреждений-бюджетополучателей путем применения мер административной ответственности по итогам контрольных мероприятий.

В целях реализации Программы Правительства Республики Саха (Якутия) в 2012 году проделана работа по усилению ведомственного контроля в исполнительных органах государственной власти Республики Саха (Якутия).

Так, Министерством финансов Республики Саха (Якутия) продолжена работа по рассмотрению планов и отчетности по контрольно-ревизионной деятельности главных распорядителей бюджетных средств, которая свидетельствует о некоторых недостатках в 6 ГРБС в осуществлении ведомственного финансового контроля за подведомственными учреждениями и получателями бюджетных средств, в том числе в связи с отсутствием ведомственного финансового контроля.

Предполагалось, что порядок осуществления внутреннего контроля в исполнительных органах государственной власти Республики Саха (Якутия) будет разработан после принятия соответствующего акта Правительства Российской Федерации. Однако в связи с тем, что Правительством Российской Федерации не принят соответствующий акт, указанный порядок в Республике Саха (Якутия) не принят. Кроме того, в связи с принятием Федерального закона от 23.07.2013 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрена в целом система государственного (муниципального) контроля в стране, и порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита должен регулироваться нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Анализ состояния государственного финансового контроля в Республике Саха (Якутия) показал, что система государственного финансового контроля в республике строится на основе Конституции Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), законов и иных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия). При этом необходимо отметить несоответствие некоторых положений нормативных правовых актов, регулирующих вопросы финансового контроля в республике, требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, прежде всего, в части внесенных изменений Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Необходима актуализация данных положений в соответствии с законодательством.

В соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 22.03.2006 320-З N 653-III "О государственном финансовом контроле в Республике Саха (Якутия)" государственный финансовый контроль в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) разграничением функций и полномочий возлагается на следующие органы государственного финансового контроля Республики Саха (Якутия):

1) Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);

2) Счетную палату Республики Саха (Якутия);

3) Министерство финансов Республики Саха (Якутия);

4) контрольные органы, созданные Президентом Республики Саха (Якутия) и Правительством Республики Саха (Якутия);

5) главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;

6) подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), созданные исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия).

1. Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) осуществляет следующие формы финансового контроля:

1) предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проекта закона Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) и иных проектов законов Республики Саха (Якутия) по бюджетно-финансовым вопросам;

2) текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на заседаниях постоянных комитетов, комиссий, рабочих групп Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

3) последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчета об исполнении государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за соответствующий год.

2. Счетная палата Республики Саха (Якутия) является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля Республики Саха (Якутия), образуемым Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

Счетная палата Республики Саха (Якутия) осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", иных федеральных законов, Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), Закона Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 2011 года 976-З N 837-IV "О Счетной палате Республики Саха (Якутия)", других законов и иных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия).

3. Согласно Закону Республики Саха (Якутия) от 22 марта 2006 г. 320-З N 653-III "О государственном финансовом контроле в Республике Саха (Якутия)", Указу Президента Республики Саха (Якутия) "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Республики Саха (Якутия) и его коллегии" Министерство финансов Республики Саха (Якутия) обладает следующими бюджетными полномочиями:

проводит контрольные мероприятия в организациях, получающих средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия), в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в собственности Республики Саха (Якутия), в организациях - получателях финансовой помощи из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), государственных гарантий, бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций Республики Саха (Якутия);

при необходимости организует финансовые проверки по обращениям органов государственной власти Республики Саха (Якутия), правоохранительных органов и органов местного самоуправления;