В сфере повышения эффективности закупок для государственных и муниципальных нужд были включены мероприятия в Программу Правительства Республики Саха (Якутия) по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011 - 2013 годы. В Программе были отмечены проблемы по составлению государственными заказчиками и уполномоченными органами прогноза объемов закупаемой продукции и планов-графиков размещения государственных и муниципальных заказов, наличие нарушений по процедуре размещения заказов, соблюдения сроков регистрации государственных контрактов. В целях повышения эффективности системы государственных и муниципальных закупок в первом полугодии 2011 года в Республике Саха (Якутия) начался переход к ее централизации.
Министерством финансов Республики Саха (Якутия) в 2011 году в рамках реализации мероприятий Программы Правительства Республики Саха (Якутия) по повышению эффективности бюджетных расходов: была внедрена автоматизированная система непрерывного контроля государственных закупок с интеграцией процессов размещения заказов и исполнения бюджета. Система также предусматривает организацию оперативного контроля за расходованием бюджетных средств на закупку товаров (работ, услуг) для государственных нужд Республики Саха (Якутия). Реализация данного мероприятия стала возможной по мере автоматизации процедур государственного контроля закупок, и в первую очередь, за счет расширения торгов на федеральных электронных площадках. Автоматизация процедур позволяет добиться решения следующих задач:
обеспечения интеграции процессов планирования, формирования и размещения государственного заказа с процессами составления и исполнения республиканского бюджета;
обеспечения возможности управления санкционированием бюджетных расходов при проведении закупок, как в "ручном", так и автоматическом режимах;
уменьшить роль человеческого фактора при осуществлении финансового контроля при планировании закупок, размещении государственного заказа, а также в ходе финансирования государственных контрактов.
Данная автоматизированная система управления государственными закупками "WEB-Торги-КС" была внедрена для обеспечения эффективного контроля расходования бюджетных средств на всех этапах планирования, размещения государственного (муниципального) заказа, исполнения контрактов посредством интеграции с Общероссийским официальным сайтом для размещения информации о размещении заказов. С помощью программы "WEB-Торги-КС" удалось также автоматизировать контроль за наличием свободного остатка бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на этапе формирования закупки и обеспечивать резервирование средств бюджета на этапе проведения закупочных процедур. По итогам 2013 года в автоматизированной информационной системе сайта управления закупками Республики Саха (Якутия) "WEB-Торги-КС" зарегистрировано 2 358 казенных и бюджетных учреждений республики, из которых 511 - государственные и 1 847 - муниципальные.
В целях проведения единой политики в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Республики Саха (Якутия) и повышения эффективности использования бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования принято постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 05.05.2012 N 170 "О мерах по совершенствованию системы закупок в Республике Саха (Якутия)", подготовленное Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов. Постановлением предписано министерствам и ведомствам Республики Саха (Якутия) принять меры по разработке внутренних (отраслевых) рекомендаций по формированию и обоснованию начальной максимальной цены контракта (цены лота), утвердить ведомственный порядок работы при прогнозировании и планировании закупок.
В целях уточнения и расширения номенклатуры товаров, работ, услуг, размещаемых через уполномоченный орган для осуществления функций по размещению заказов для государственных нужд и нужд бюджетных учреждений Республики Саха (Якутия), принято постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2012 N 17 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 01.03.2011 N 84 "Об утверждении Номенклатуры товаров, работ, услуг для государственных нужд Республики Саха (Якутия)". Для проведения единой государственной политики в области закупок отдельных видов юридических лиц, а также эффективного взаимодействия органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и отдельных видов юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в государственном секторе экономики Республики Саха (Якутия), принято постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 06.08.2012 N 347 "О мерах по реализации положений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 18.09.2012 N 1009-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.11.2011 N 1207-р "Об организации работы по проведению анализа размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Республики Саха (Якутия)" внесены изменения в отчетные формы "Сведения о размещенных заказах на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд Республики Саха (Якутия)", "Отчет о предоставлении приоритета товарам (работам, услугам) российского и белорусского происхождения по отношению к товарам (работам, услугам), происходящим из иностранного государства" и утверждена форма отчета о результатах исполнения контрактов. Однако в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" требуется внести корректировки в распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.11.2011 N 1207-р "Об организации работы по проведению анализа размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Республики Саха (Якутия)".
Для проведения мониторинга размещения заказов для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по итогам размещения заказов для нужд Республики Саха (Якутия) принято постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.10.2012 N 458 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 05.05.2012 N 170 "О мерах по совершенствованию системы закупок в Республике Саха (Якутия)". В целях расширения номенклатуры товаров, работ, услуг, размещаемых через уполномоченный орган на осуществление функций по размещению заказов для государственных нужд Республики Саха (Якутия) и нужд бюджетных учреждений Республики Саха (Якутия), в части работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, автомобильных дорог общего пользования, временных построек принято постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 24.11.2012 N 516 "О внесении изменений в номенклатуру товаров, работ, услуг, размещаемых через Уполномоченный орган по размещению заказов для государственных нужд Республики Саха (Якутия) и нужд бюджетных учреждений Республики Саха (Якутия), утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 01.03.2011 N 84".
В целях достижения упреждающего воздействия, направленного на предупреждение и минимизацию нарушений федерального законодательства в сфере размещения заказов, утвержден Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 13.10.2012 N 1664 "Об уполномоченном органе государственной власти Республики Саха (Якутия) на осуществление контроля в сфере размещения заказов", которым возложены полномочия на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Республики Саха (Якутия) и нужд бюджетных учреждений на Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов.
В целях приведения в соответствие требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации норм подзаконного акта Республики Саха (Якутия) принято постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.12.2012 N 601 "О внесении изменений в Правила принятия решений о заключении долгосрочных государственных контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом для нужд Республики Саха (Якутия), утвержденные постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27.02.2012 N 60". Для определения порядка взаимодействия Комитета, как уполномоченного органа, с заказчиками, участниками размещения заказов приказом Комитета от 06.02.2012 N ОД-9 утвержден Административный регламент на осуществление функции уполномоченного органа по размещению заказов для государственных нужд Республики Саха (Якутия) и нужд бюджетных учреждений Республики Саха (Якутия). Административным регламентом по исполнению государственной функции на осуществление контроля в сфере размещения заказов, утвержденным приказом Комитета от 05.12.2012 N ОД-169, определен порядок исполнения Комитетом данной функции.
В целях совершенствования работы уполномоченного органа в 2012 году была оптимизирована процедура размещения заказов, в частности, проведена работа по разграничению четких обязанностей специалистов, выполняющих функции размещения заказов, разработана система оценки эффективности деятельности специалистов при работе с заявками и размещении заказов. Созданы автоматизированные рабочие места, обеспечивающие мониторинг и оперативный анализ размещенных заказов для государственных нужд и нужд бюджетных учреждений Республики Саха (Якутия).
В целях совершенствования межведомственного взаимодействия Комитетом посредством системы АИС "WEB-Торги-КС" внедрен межведомственный электронный документооборот, т.е. автоматизирован весь процесс взаимодействия заказчиков и уполномоченных органов в сфере размещения заказов.
В 2013 году в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок - уполномоченным органом на осуществление функций по обеспечению (во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок) реализации государственной политики в сфере закупок для обеспечения нужд Республики Саха (Якутия), организации мониторинга закупок для обеспечения нужд Республики Саха (Якутия), а также по методологическому сопровождению деятельности заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд Республики Саха (Якутия), определен Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по размещению заказов (Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 18.07.2013 N 2177).
В 2013 году - до принятия Закона N 44-ФЗ - также были предприняты меры по совершенствованию системы закупок Республики Саха (Якутия) и внедрению дополнительных механизмов обеспечения принципов гласности и прозрачности при формировании заказов для обеспечения нужд Республики Саха (Якутия). 26 марта 2013 года было принято распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) N 305-р, в котором было рекомендовано государственным заказчикам (государственным органам, государственным казенным и бюджетным учреждениям) и муниципальным заказчикам (муниципальным органам, муниципальным казенным и бюджетным учреждениям) Республики Саха (Якутия) при закупках товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд на сумму свыше 1 млрд. рублей проводить общественное обсуждение данных закупок в соответствии с Порядком общественных обсуждений крупных закупок для государственных и муниципальных нужд на сумму свыше 1 млрд. рублей, подготовленным Министерством экономического развития Российской Федерации во исполнение подпункта "б" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике". Была модернизирована автоматизированная информационная система управления закупками Республики Саха (Якутия) АИС "WEB-Торги-КС" в части внедрения дополнительного модуля с функциями, обеспечивающими контроль за размещением заказов государственными заказчиками и государственными бюджетными учреждениями Республики Саха (Якутия).
Кроме того, реализуется План подготовительных мероприятий по реализации положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в Республике Саха (Якутия), утвержденный распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.08.2013 N 930-р. Данный План предусматривает не только мероприятия по актуализации и принятию новых правовых актов в связи с принятием Закона N 44-ФЗ, но также и мероприятия, направленные на модернизацию информационных систем, обеспечение необходимого уровня экономико-правовой грамотности специалистов в сфере закупок, в том числе подведомственных казенных, бюджетных и автономных учреждений.
В рамках реализации Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11.09.2013 N 319 утвержден Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд Республики Саха (Якутия). Данный Порядок устанавливает, что при формировании и ведении прогнозного плана закупки продукции, плана-графика закупок, а также планов закупок используется АИС "WEB-Торги-КС". Данная мера позволит сократить количество заказов, размещенных заказчиками, минуя АИС "WEB-Торги-КС". Кроме того, благодаря данной мере будет решена проблема достаточно высокого уровня отклонения фактически осуществленных закупок от запланированных.
Таким образом, за период 2011 - 2013 г.г. проведен большой спектр работ по выстраиванию системы управления закупками республики, автоматизации и информационно-аналитической поддержке прогнозирования, планирования, размещения и исполнения нужд Республики Саха (Якутия).
Вместе с тем, в сфере осуществления закупок для государственных (муниципальных) нужд в Республике Саха (Якутия) существует ряд проблем. Среди них вышеперечисленное отклонение фактически осуществленных закупок от запланированных. Помимо этого, отсутствует практическая взаимоувязка процесса планирования закупок и процесса разработки, утверждения и реализации государственных (муниципальных) программ, которые являются неотъемлемой частью бюджетов бюджетной системы Республики Саха (Якутия).
Кроме того, сохраняется ряд проблем и на местном уровне. Так, только чуть более половины муниципальных контрактов (договоров) в стоимостном выражении, а в количественном это лишь 4,2%, заключены по результатам конкурентных торгов, все остальные - у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) или путем запроса котировок. Важно отметить, что незначительным сохраняется количественный состав участников торгов, который колеблется от 1,9 до 2,06 единиц в зависимости от способа закупок.
В данной ситуации постоянно проводится работа по обучению муниципальных заказчиков для работы в АИС "WEB-Торги-КС", помимо выездных семинаров, внедрена новая форма дистанционной работы и обучения с районами - вебинары. Подготовлены и внедрены новые дополнительные программы подготовки специалистов республики в сфере закупок. Кроме того, оказывается организационно-методическое содействие муниципальным заказчикам в виде подготовки методических материалов, рекомендаций, инструкций, типовых проектов контрактов, организации работы интернет-приемной, формирования библиотеки стандартных технических заданий, подготовки ответов на типовые ошибки, возникающие при работе с системой АИС "Web-Торги-КС", и описания причин их возникновения.
Таким образом, реализованные административно-правовые меры позволили решить ряд существующих проблем в сфере закупок для государственных (муниципальных) нужд и создать в Республике Саха (Якутия) основу для полноценной и практической реализации основополагающих механизмов контрактной системы в соответствии с Законом N 44-ФЗ. В дальнейшем планируется реализовать мероприятия по методическому и нормативно-правовому обеспечению процесса внедрения положений контрактной системы.
Закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд призван заменить Закон о размещении государственных (муниципальных) заказов. Цель контрактной системы - внедрение единого прозрачного цикла формирования, размещения госзаказа и исполнения госконтрактов. Отдельное внимание уделяется планированию закупок, оценке их обоснованности. Заказчики обязаны составлять планы закупок (на срок действия акта о соответствующем бюджете) и ежегодные планы-графики закупок. Вводится нормирование - установление требований к закупаемым товарам, работам, услугам, в том числе к их предельной цене.
Возможно заключение контрактов жизненного цикла (на закупку товара и его последующее обслуживание, эксплуатацию, ремонт и утилизацию). Вводится банковское сопровождение контрактов. Расчеты в ходе исполнения контракта, сопровождаемого банком, будут отражаться на счетах, открытых в нем. Законом предусмотрено ведение реестра банковских гарантий, выданных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта.
Для обеспечения прозрачности закупок необходимо завершить создание единой общедоступной информационной системы. В ней размещаются планы закупок, данные об их реализации, реестры заключенных контрактов и недобросовестных поставщиков, библиотека типовых контрактов, каталоги товаров (работ, услуг), результаты мониторинга и аудита закупок и многое другое.
Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2014 года кроме отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки введения в действие. Статья 99 Закона N 44-ФЗ определяет новый порядок осуществления контроля в сфере закупок и соответствующие полномочия финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Вместо контроля процедуры, как было по закону N 94-ФЗ, появляется контроль в отношении применения заказчиком мер ответственности, соответствия поставленного товара условиям контракта, своевременности и полноты отражения в учете информации о товаре или услуге, соответствие использования товара целям осуществления закупки.
Нормативные правовые (правовые) акты, подлежащие обязательному принятию в Республике Саха (Якутия):