Величина неналоговой части доходов и значительной части расходов на содержание, обслуживание и ремонт государственного и муниципального имущества зависит от эффективности управления нефинансовыми активами.
Комплексная система управления нефинансовыми активами заключается в: обеспечении эффективности управления государственным имуществом Республики Саха (Якутия), совершенствовании корпоративного управления акциями хозяйствующих обществ с долей государства и реализации комплексных мер, направленных на оптимизацию и консолидацию государственных активов, в том числе приватизации имущества, не являющегося необходимым для исполнения возложенных полномочий, с направлением доходов от приватизации, прежде всего, на реализацию приоритетных задач государственной политики по модернизации экономики и социальной сферы.
Первоочередной задачей по эффективному управлению нефинансовыми активами является обеспечение эффективного размещения имеющихся ресурсов и учета государственного имущества. По состоянию на 01.01.2013 стоимость государственных активов составила 101,9 млрд. руб., в сравнении с предыдущим годом стоимость увеличилась на 13,9 млрд. руб. или на 115,8%.
В конце 2012 года в Реестре государственного имущества Республики Саха (Якутия) содержались данные:
по 54 республиканским государственным унитарным и казенным предприятиям, с остаточной стоимостью основных фондов 8,14 млрд. руб., общим количеством объектов недвижимости (зданий) 3 628 единиц;
по 640 республиканским государственным учреждениям, в т.ч. 78 автономным, 153 казенным, 279 бюджетным, остаточной стоимостью основных фондов 29,33 млрд. руб., общим количеством объектов недвижимости (зданий) 4 093 единицы;
по 6 440 объектам имущества казны, с остаточной стоимостью 2,3 млрд. руб., в том числе 2 669 объектов электроэнергетики, включенных в перечень к концессионному соглашению, также 241 объект движимого имущества с остаточной стоимостью 21,82 млн. руб.
Основную долю в 61% государственных активов занимает номинальная стоимость пакетов акций хозяйствующих обществ. По информации на 01.01.2013 функционировало 69 хозяйственных обществ с государственным участием Республики Саха (Якутия), из них: со 100% пакетом акций - 32 организации, с долей от 50% до 100% - 12 обществ, с размером от 25% до 50% доли пакета акций - 13 организаций и менее 25% - 12 организаций.
В целях развития института профессиональных поверенных и независимых директоров Правительством Республики Саха (Якутия) приняты:
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.03.2012 N 111 "Об управлении находящимися в собственности Республики Саха (Якутия) акциями (долями) хозяйственных обществ и использовании специального права на участие Республики Саха (Якутия) в управлении акционерными обществами ("золотая акция")". Изменения внесены в части внедрения института "независимых директоров" и в части изменения порядка согласования директив членами Совета директоров;
распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.08.2012 N 855-р "Об утверждении состава и Положения комиссии по отбору представителей интересов Республики Саха (Якутия) - профессиональных поверенных и ревизоров - для избрания в органы управления и контроля акционерных обществ".
В 2012 году была проведена большая работа по увеличению уставных капиталов акционерных обществ и государственных унитарных предприятий. В целях государственной поддержки организаций произведено увеличение уставных капиталов (фондов) за счет государственных активов на общую сумму 2 509 млн. руб., в том числе:
на увеличение уставных капиталов 13 акционерных обществ на общую сумму 1 908 млн. руб. Наибольшее увеличение уставных капиталов произведено в ОАО "Туймаада-Лизинг" на сумму 439 млн. руб., ОАО "Водоканал" на сумму 266 млн. руб., ОАО "Железные дороги Якутии" на сумму 261 млн. рублей;
на увеличение уставных фондов 6 государственных унитарных предприятий на общую сумму 601 млн. руб. Наибольшее увеличение уставных фондов произведено в ГУП ФАПК "Туймаада" на сумму 290 млн. руб., ГУП "ЖКХ РС(Я)" на сумму 191 млн. руб.
Продолжается системная работа по оформлению прав государственной и муниципальной собственности. Кадастровые работы проведены по 2 250 земельным участкам, на которые у Республики Саха (Якутия) возникает право собственности. Кроме того, на кадастровый учет поставлены 102 земельных участка, на которых у муниципальных образований возникает право собственности. Были проведены работы в 24 населенных пунктах по созданию и актуализации картографических материалов. Создание схем рационального использования земель обеспечено для 18 городских (сельских) поселений, городских округов и 2 муниципальных районов. Проведение кадастровых работ в отношении земельных участков сельскохозяйственных угодий, сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и родовых общин обеспечено для 295 сельхозорганизаций (данные по отчету на 01.01.2013).
В 2012 году оформлено 1 765 прав государственной собственности на объекты капитального строительства и 2 250 прав на земельные участки за счет концессионного соглашения с ОАО АК "Якутскэнерго" всего на сумму 94 млн. руб., в том числе на оформление объектов капитального строительства и земельных участков под ними.
В рамках Программы Правительства Республики Саха (Якутия) по повышению эффективности бюджетных расходов были включены мероприятия по организации мониторинга эффективности использования государственного имущества Республики Саха (Якутия), включая мониторинг деятельности государственных унитарных предприятий.
В целях организации мониторинга эффективности управления и использования государственного имущества Республики Саха (Якутия) Министерством имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) были разработаны:
план мероприятий по сокращению количества убыточных субъектов государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия) на 2011 - 2015 годы;
критерии оценки эффективности использования государственного имущества субъектами государственного сектора Республики Саха (Якутия) по итогам 2010 года;
изменения в Регламент работы балансовых комиссий министерств и ведомств Республики Саха (Якутия) и Регламент работы балансовых комиссий министерств и ведомств Республики Саха (Якутия) по работе с государственными учреждениями. Данные изменения предусматривают расширение анализа финансового состояния и результатов деятельности предприятий, совершенствование системы контроля за финансово-хозяйственной деятельностью субъектов государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия), повышение эффективности работы отраслевых балансовых комиссий и оптимизацию порядка предоставления отчетности по итогам их деятельности.
В целях совершенствования правового регулирования принято 7 законов Республики Саха (Якутия), в том числе:
"О приватизации государственного имущества Республики Саха (Якутия)";
"Об управлении государственной собственностью Республики Саха (Якутия)";
Закон "О внесении изменений в Земельный кодекс Республики Саха (Якутия)", направленный на совершенствование и упрощение механизма предоставления земельных участков семьям при рождении третьего ребенка;
Закон "О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) "О личном подсобном хозяйстве граждан в Республике Саха (Якутия)", устанавливающий максимальный размер общей площади земельных участков граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в 2,5 гектара.
Перечисленные меры позволили увеличить поступления доходов от управления нефинансовыми активами. В 2012 году в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) перечислено доходов от приватизации и управления государственной собственностью Республики Саха (Якутия) на общую сумму 4 080 млн. руб. (план 2012 года выполнен на 110,4%), в том числе:
источники внутреннего финансирования дефицита бюджета - 387,6 млн. руб.;