Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА 2014 - 2016 ГОДЫ


8. Создание условий для повышения эффективности исполнения функций государственных (муниципальных) органов


Одним из направлений реализации Программы Правительства Республики Саха (Якутия) по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011 - 2013 годы была обозначена оптимизация функций государственного управления и повышение эффективности их обеспечения. Ключевыми приоритетами реализации данного направления являлись, в том числе:

реализация единой вертикально интегрированной системы мониторинга результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по достижении важнейших показателей социально-экономического развития Российской Федерации и исполнения ими своих полномочий;

создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;

организация предоставления государственных услуг в электронной форме;

повышение эффективности органов исполнительной власти за счет оптимизации их функций и структуры, противодействия коррупции, повышения уровня кадрового состава.

В целях реализации Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 30.03.2009 N 1368 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов", а также в целях поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов с 2009 года в Республике Саха (Якутия) осуществляется мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.09.2009 N 375. В настоящее время данное постановление актуализировано с учетом последних изменений в федеральном законодательстве. Мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) регулярно осуществляется по 40 показателям.

В исполнительных органах государственной власти Республики Саха (Якутия) назрела необходимость проведения анализа распределения функций и полномочий между подразделениями; зачастую складывается ситуация, когда возникают либо дублирующие, либо избыточные функции и полномочия. В 2011 году в рамках реализации мероприятий Программы Администрацией Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) была проведена работа по функциональному анализу исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия). Скорректированный перечень функций был утвержден на заседании Комиссии по проведению Административной реформы в Республике Саха (Якутия).

Кроме того, одним из важных мероприятий оптимизации должно стать расширение практики аутсорсинга в Республике Саха (Якутия). Основная задача данного мероприятия - организация передачи функций исполнительных органов государственной власти, не отнесенных к основному виду деятельности, специализированным организациям, создаваемым для обслуживания одновременно нескольких органов, или размещение государственных заказов на соответствующие услуги, что в итоге должно повлечь за собой сокращение бюджетных расходов. В целях организации планирования и деятельности исполнительных органов государственной власти по формированию перечня функций, передаваемых на аутсорсинг, разработаны соответствующие методические рекомендации, утвержденные постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 января 2011 года N 1. Данные методические рекомендации используются для реализации полномочий по проведению оценки эффективности аутсорсинга отдельных административно-управленческих процессов исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия).

Зачастую передача на аутсорсинг различных видов деятельности экономически неэффективна в связи с отсутствием на определенных территориях организаций, способных оказывать передаваемые на аутсорсинг услуги, неразвитостью конкуренции и высоким уровнем издержек при передаче услуг частному бизнесу, а также недостаточностью благоприятной административной бизнес-среды. Данные факторы также негативно сказываются на применении аутсорсинга в органах государственной власти (органах местного самоуправления).

Однако несмотря на ряд рисков и проблем, во исполнение Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 12.11.2012 N 1704 "Об оптимизации численности работников исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия)", устанавливающего необходимость сокращения численности работников исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в течение 2013 - 2015 годов не менее чем на 15%, республиканскими министерствами и ведомствами проводится сокращение штатной численности, в том числе путем передачи отдельных видов деятельности на аутсорсинг с учетом постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 11.01.2011 N 1 "Об утверждении Положения об аутсорсинге отдельных административно - управленческих процессов обеспечительного характера исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия)". То есть в настоящее время осуществляется передача на аутсорсинг обеспечительных видов деятельности, не входящих в перечень властно-распорядительных полномочий органов исполнительной власти. В данной ситуации представляется рациональным рассмотреть возможность расширения видов деятельности органов власти, передаваемых на аутсорсинг, в том числе путем передачи на аутсорсинг и профильных государственных функций. Однако в данном случае требуется анализ эффективности существующей системы аутсорсинга и корректировка правовой базы.

В целях повышения результативности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) было утверждено распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) от 12.08.2011 N 550-РП "О проведении рейтинга эффективности и результативности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия)". В рамках данного Указа была принята Методика, устанавливающая порядок определения рейтинга эффективности и результативности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия). Эффективностью деятельности исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия) было определено оптимальное соотношение между результатами деятельности органа исполнительной власти и затратами бюджетных средств на достижение указанных результатов.

В целях повышения эффективности расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и качества управления средствами государственного бюджета Республики Саха (Якутия) главными распорядителями бюджетных средств внедрена система мониторинга качества финансового менеджмента в соответствии с приказом Минфина Республики Саха (Якутия) от 16.10.2009 N 01-04/813н. Основной целью проведения мониторинга качества финансового менеджмента является повышение качества планирования и исполнения государственного бюджета Республики Саха (Якутия), соблюдение требований бюджетного законодательства главными распорядителями, а также стимулирование главных распорядителей к повышению качества управления финансами на стадии планирования и исполнения государственного бюджета и формирования отчетности. Мониторинг направлен на анализ и оценку совокупности процессов и процедур, обеспечивающих эффективность и результативность использования бюджетных средств и охватывающих, в том числе, ряд элементов бюджетного процесса (планирование, исполнение бюджета, подготовка отчетности, бюджетный учет, контроль и аудит, исполнение судебных актов, кадровый потенциал финансового подразделения органа государственной власти).

Указанный мониторинг позволяет выявить не только положительные моменты и соответствующую динамику, но и имеющиеся у главных распорядителей недостатки, факторы, негативно влияющие на качество финансового менеджмента, либо недостаточно положительную динамику улучшения тех или иных направлений деятельности.

За период 2009 - 2013 годов стабильно высокие результаты показывают Министерство труда и социального развития, Министерство охраны природы, Департамент ветеринарии, Департамент биологических ресурсов, Главное контрольное управление при Президенте Республики Саха (Якутия), Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов.

В целях обеспечения единых подходов к оплате труда работников бюджетной сферы, повышения уровня реального содержания заработной платы и поэтапного доведения минимального размера заработной платы до прожиточного минимума трудоспособного населения была разработана Концепция повышения заработной платы работников учреждений бюджетного сектора экономики и минимальной заработной платы в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2017 годы, утвержденная Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 29 августа 2012 года N 1616.

В целях повышения эффективности бюджетных расходов и исключения их необоснованного наращивания, исключения появления необоснованных расходов в условиях снижения темпов роста собственных доходов, принятия новых и увеличения действующих расходных обязательств при формировании государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2013 год в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.12.2011 N 666 "Об утверждении Правил конкурсного распределения принимаемых расходных обязательств Республики Саха (Якутия)" Министерством финансов Республики Саха (Якутия) осуществляется рассмотрение представленных главными распорядителями бюджетных средств предложений по принимаемым расходным обязательствам и расчетов по ним, проводится проверка обоснованности расчетов объема бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения принимаемых расходных обязательств.

В целях обеспечения единых подходов к оплате труда работников бюджетной сферы, повышения уровня реального содержания заработной платы и поэтапного доведения минимального размера заработной платы до прожиточного минимума трудоспособного населения была создана Межведомственная рабочая группа по разработке Концепции повышения заработной платы работников учреждений бюджетного сектора экономики и минимальной заработной платы. В соответствии с Концепцией с 1 сентября 2012 года произведено повышение заработной платы работников учреждений бюджетного сектора экономики. Кроме того, в целях доведения в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений образования до средней заработной платы в республике было предусмотрено дополнительное повышение оплаты труда педагогических работников учреждений образования с 1 ноября 2012 года. Таким образом, всего дополнительно к первоначально принятому бюджету изыскано и направлено на повышение заработной платы работников бюджетной сферы республики 1,8 млрд. рублей. Концепция повышения заработной платы работников бюджетного сектора экономики и минимальной заработной платы в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2017 годы реализуется во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мерах по реализации государственной социальной политики". В соответствии с Концепцией предусмотрено увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4 - 1,5 раза и доведение заработной платы по отдельным категориями работников бюджетной сферы до 100 и 200 процентов от средней по региону, установлено поэтапное доведение к началу 2014 года минимальной заработной платы до величины прожиточного минимума трудоспособного населения. В 2013 году на реализацию Концепции направлено уже 10,6 млрд. рублей.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.08.2012 N 383 "О мерах по реализации в 2012 - 2013 годах Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 29 августа 2012 года N 1616 "О Концепции повышения заработной платы работников учреждений бюджетного сектора экономики и минимальной заработной платы в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2017 годы" внесены соответствующие изменения в Законы Республики Саха (Якутия) от 12.07.2007 494-З N 1003-III "Об оплате труда государственных гражданских служащих Республики Саха (Якутия)", от 21.11.2003 87-З N 183-III "О денежном вознаграждении и ежемесячном денежном поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Саха (Якутия)".

Во исполнение Указов Президента Республики Саха (Якутия) от 18.11.2012 N 1723 "О Законе Республики Саха (Якутия) "О внесении изменений в статьи 19 и 20 Закона Республики Саха (Якутия) "О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия)" и статьи 3 и 4 Закона Республики Саха (Якутия) "Об оплате труда государственных гражданских служащих Республики Саха (Якутия)", от 18.11.2012 N 1725 "О Законе Республики Саха (Якутия) "О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) "О денежном вознаграждении и ежемесячном денежном поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Саха (Якутия)" Администрацией Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) осуществлены следующие мероприятия:

распоряжением Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) от 06.12.2012 N 275/1-РА-ДСП с 01.09.2012 утверждены размеры должностных окладов лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия), и размеры окладов за классный чин государственных гражданских служащих Республики Саха (Якутия);

распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 20.12.2012 N 843-РП утвержден Порядок премирования лиц, замещающих государственные должности Республики Саха (Якутия) в исполнительных органах государственной власти Республики Саха (Якутия) и Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия);

распоряжением Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.11.2012 N 273-РА утвержден временный Порядок премирования государственных гражданских служащих Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) за достижение показателей результативности профессиональной служебной деятельности.

Таким образом, создана основа, позволяющая обеспечить переход к полноценному использованию "эффективного контракта" в органах государственной власти и местного самоуправления Республики Саха (Якутия).

За 2011 - 2013 годы с целью повышения эффективности исполнения функций государственных (муниципальных) органов в части оказания государственных услуг в электронной форме был принят ряд правовых актов:

распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.06.2011 N 605-р "Об утверждении Плана перехода на предоставление в электронном виде государственных услуг органами исполнительной власти и учреждениями Республики Саха (Якутия) на 2011 - 2013 годы";

Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 23.12.2011 N 1125 "Об организации межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных услуг в Республике Саха (Якутия)";

постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2012 N 24 "Об утверждении Порядка организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт в Республике Саха (Якутия)";

Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 23.05.2012 N 1440 "Об утверждении Положения о системе межведомственного и межуровневого электронного документооборота Республики Саха (Якутия)";