В рамках реализации в 2011 году Концепции реформирования муниципальных финансов и межбюджетных отношений в Республике Саха (Якутия) на 2011 - 2013 годы и Программы Правительства Республики Саха (Якутия) по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011 - 2013 годы разработаны и приняты Законы Республики Саха (Якутия) "О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) "О выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований Республики Саха (Якутия)" и "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений".
Для обеспечения поэтапного перехода к формированию Фонда финансовой поддержки муниципальных образований с учетом единых нормативных затрат с 1 января 2014 г. внедрены единые нормативы расходов на оплату коммунальных услуг муниципальных учреждений. Начата работа по реформированию принципов субсидирования местных бюджетов.
В результате проведенной работы количество субсидий сократилось со 104 в 2013 году до 39 к 1 января 2014 года. В суммарном выражении это снижение составило с 15 721,6 млн. рублей до 8 090 млн. рублей.
С 1 января 2014 года на Фонд финансовой поддержки перенесена часть межбюджетных субсидий (обеспечение пожарной и антитеррористической безопасности учреждений бюджетной сферы, расходы на дорожную деятельность, на организацию перевозки детей к местам работы родителей, занятых в оленеводстве, расходы на территориальное планирование).
Кроме того, по результатам анализа степени освоения субсидий за ряд лет прекращено предоставление отдельных невостребованных видов субсидий.
С 1 января 2014 года перечень предоставляемых местным бюджетам субсидий и распределение некоторых его видов утверждается отдельным приложением к Закону Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год. Также, в целях приведения расходных обязательств муниципальных образований в соответствие федеральному законодательству, обеспечения сбалансированности местных бюджетов и уточнения формул распределения межбюджетных трансфертов приняты Законы Республики Саха (Якутия) от 5 декабря 2013 года 1250-З N 55-V "О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) "О выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований" и 1251-З N 57-V "О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений".
Данные Законы вносят изменения в методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, а именно, внесения интегрированного индекса роста расходов, применения минимальных финансовых затрат по вопросам местного значения.
Так, изменена репрезентативная структура расходов бюджетов муниципальных районов и городских округов в связи с:
передачей с 1 января 2014 года в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с местного на региональный уровень власти полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. Финансирование указанных полномочий будет осуществляться за счет субвенций из государственного бюджета;
созданием финансовых и контрольно-счетных органов на уровне муниципальных районов и городских округов;
применением единых нормативов расходов на оплату коммунальных услуг;
отменой льгот по налогу на имущество организаций;
переносом части межбюджетных субсидий на дотацию по выравниванию бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).
Распределение дополнительной части дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) при определении расчетного объема дотации дополняется показателем, принимаемым для расчета расходных обязательств муниципальных районов и городских округов, таким, как налог на имущество организаций, в связи с отменой льгот по данному налогу для учреждений, финансируемых из местных бюджетов.
Определение расчетной субвенции дополняется показателем, принимаемым для расчета расходных обязательств поселений, таким, как налог на имущество организаций, в связи с отменой льгот по данному налогу для учреждений, финансируемых из местных бюджетов. Данный показатель применяется при распределении второй части субвенции на выполнение государственных полномочий по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений между муниципальными районами.
В связи с созданием контрольно-счетных органов, отменой льгот по налогу на имущество организаций, применением единых нормативов расходов на оплату коммунальных услуг, переносом межбюджетных субсидий по противопожарной безопасности культурных учреждений на дотацию по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений меняются доли видов расходов в репрезентативной системе расходных обязательств.
Определение расчетного объема дотации поселениям дополняется показателем, принимаемым для расчета расходных обязательств поселений, как налог на имущество организаций, в связи с отменой льгот по данному налогу для учреждений, финансируемых из местных бюджетов. Данный показатель применяется при распределении балансирующей части дотации из районных фондов финансовой поддержки поселений.
С учетом изменений нормативов отчислений по налогу на доходы физических лиц, включения в расходы местных бюджетов содержания финансовых и контрольно-счетных органов муниципальных образований, части средств за счет межбюджетных субсидий, досчета индексации расходов по фонду оплаты труда по принятым в 2012 - 2013 годах решениям, исключения расходов по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях:
объем Фонда финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов на 2014 год составит 10 242,4 млн. рублей, что от утвержденного объема 2013 года составит 96,1%;
объем субвенции органам местного самоуправления муниципальных районов на выполнение государственных полномочий по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений на 2014 год составит 6 557,4 млн. рублей, рост от утвержденного бюджета 2013 года - 121%.
При этом уровень расчетной обеспеченности муниципальных образований республики в 2014 году доведен до 87,5% (в 2013 году составил 86%).
Распределение дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности осуществляется с учетом применения единых нормативов расходов на оплату коммунальных услуг и изменений по минимальным финансовым затратам, утвержденных распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.12.2013 N 1463-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 24.01.2012 N 29-р "Об утверждении минимальных финансовых затрат по вопросам местного значения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений Республики Саха (Якутия), применяемых в рамках межбюджетного регулирования".
Реализация курса на оптимизацию количества и объема предоставляемых субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) позволила снизить объем субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) от уточненного уровня 2013 года на 48%. На 2014 год общий объем субсидий составит 8 090,0 млн. рублей.
С 2014 года в Фонд финансовой поддержки муниципальных образований, с внесением корректировок в расчеты минимальных финансовых затрат по вопросам местного значения, утвержденных распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24.01.2012 N 29-р, переданы следующие виды субсидий:
обеспечение пожарной безопасности на объектах культуры (детские музыкальные школы, детские художественные школы, школы искусств, муниципальные музеи, библиотеки, учреждения, относящиеся к культурно-досуговым учреждениям);
обеспечение пожарной безопасности образовательных учреждений;
обеспечение антитеррористический безопасности образовательных учреждений;
организация перевозки детей к местам работы родителей, занятых в оленеводстве;