Действующий

О совершенствовании законотворческой деятельности органов исполнительной власти города Москвы (с изменениями на 24 августа 2010 года)

2. Состояние законодательства
города Москвы

За годы осуществления реформ, функционирования новой политической системы, действия Конституции Российской Федерации 1993 года в городе удалось создать достаточно прочную и успешно работающую систему законодательства, ядром которой является Устав города Москвы и другие законы, регулирующие важнейшие сферы жизни.

Системное плановое формирование московского законодательства осуществляется с 1994 года. За минувшие годы принято 550 законов города Москвы. В настоящее время число постоянно действующих законов города превышает 160.

Реализуя конституционные положения о правовом и социальном государстве, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина, органы государственной власти города Москвы и местного самоуправления предпринимают настойчивые усилия по динамичному развитию законодательства города, своевременно реагируют на требования жизни, новые реалии и тенденции политического и социально-экономического развития, анализируют и учитывают практику применения правовых актов, оперативно вносят необходимые изменения и дополнения в действующее законодательство.

К настоящему времени в городе практически решены вопросы организации государственной власти. В развитие норм, содержащихся в Уставе города Москвы, приняты законы города Москвы "О Правительстве Москвы", "О статусе депутата Московской городской Думы", "О Московской городской избирательной комиссии", "О Контрольно-счетной палате города Москвы". В 2003 году принят Закон города Москвы "Избирательный кодекс города Москвы", являющийся первым кодифицированным правовым актом, регулирующим отношения по проведению выборов не только на городском уровне, но и во внутригородских муниципальных образованиях.

Сложилась правовая база организации местного самоуправления в городе Москве. В городе действуют законы "Об организации местного самоуправления в городе Москве", "О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований в городе Москве", "О муниципальной службе в городе Москве", "О статусе депутата муниципального собрания внутригородского муниципального образования в городе Москве", "О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в городе Москве", а также ряд других законов, направленных на формирование системы местного самоуправления в Москве. Одним из первых среди субъектов Российской Федерации город Москва принял Закон "Об обращениях граждан". Создается законодательство по обеспечению безопасности москвичей, а также об участии жителей города в охране общественного порядка.

В Москве активно формируется законодательство об управлении собственностью города. Создан фундамент городского земельного законодательства. Приняты законы о городском государственном заказе, о промышленной и о торговой деятельности на территории города, о поддержке малого предпринимательства в городе Москве. В целом почти каждый третий действующий закон города Москвы относится к экономической сфере.

Прочные правовые основы бюджетно-финансовых отношений заложил Закон города Москвы "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве". Развитый характер носит налоговое законодательство города, включающее в себя девять самостоятельных законов, посвященных конкретным городским налогам.

На протяжении последних нескольких лет интенсивно формируется социальное законодательство. Развивается законодательство в области образования. В то же время большинство вопросов социальной защиты до сих пор регулируются подзаконными актами. Показательна в этом плане ситуация в области здравоохранения, которое на уровне города до настоящего времени не имеет собственной законодательной базы. Наиболее динамичной отраслью законодательства города является жилищное законодательство Москвы. Оно включает в себя 13 самостоятельных городских законов, которые регулируют практически все аспекты жилищных отношений в городе. В этой сфере приняты законы "Об основах жилищной политики города Москвы", "О паспортизации жилых помещений (квартир) в городе Москве", "Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы", "О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории города Москвы", "О гарантиях города Москвы лицам, освобождающим жилые помещения" и т.д.

Аналогичное развитие получило и тесно связанное с жилищным градостроительное законодательство. Одиннадцать городских законов, принятых в области градостроительства, подробнейшим образом регулируют все аспекты градостроительной деятельности. Так, в городе действуют законы "Об основах градостроительства в городе Москве", "О порядке градостроительного планирования развития территорий административных округов, районов города Москвы", "О градостроительных нормативах и правилах города Москвы", "О градостроительном зонировании территории города Москвы", "О составе, порядке разработки и принятия Генерального плана развития города Москвы" и т.д.

Не столь быстрыми темпами складывается законодательство в сфере городского хозяйства, где приоритет, до недавнего времени, отдавался в основном законам об административной ответственности за правонарушения в различных отраслях городского хозяйства. В этой области была создана значительная законодательная база. Что же касается законодательства о регулировании деятельности в конкретных отраслях городского хозяйства (например, законодательство о транспорте), то оно только формируется.

Москва является одним из лидирующих субъектов Российской Федерации в сфере разработки экологического законодательства. Восемь самостоятельных экологических законов города в основном отражают специфику экологии Москвы как крупнейшего мегаполиса России. В настоящее время приняты законы "Об экологическом мониторинге в городе Москве", "О государственном экологическом контроле в городе Москве", "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве", "О регулировании использования редких и исчезающих диких животных и растений на территории города Москвы", "О защите зеленых насаждений" и т.д.

Результативно действует система взаимодействия органов государственной власти города с федеральными структурами. Представители Москвы плодотворно и активно участвуют в планировании федерального законодательства, разработке проектов федеральных законов, в обсуждении и проведении их экспертной оценки.

В настоящее время планомерно осуществляется корректировка городского законодательства в соответствии с радикально обновляющимся федеральным законодательством и прежде всего в сферах организации и функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, финансово-бюджетных и налоговых, имущественно-земельных, градостроительных, экологических, жилищно-коммунальных отношений, социальной защиты населения, развития инфраструктуры города, науки, образования, культуры, обеспечения безопасности граждан, охраны правопорядка и укрепления законности.