ГОРОДА МОСКВЫ
от 3 марта 2004 года N 13
Об основах градостроительства в городе Москве
(с изменениями на 5 июля 2006 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 8 августа 2008 года на основании
Закона города Москвы от 25 июня 2008 года N 28
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом города Москвы от 5 июля 2006 года N 34 (Тверская, 13, N 92, 01.08.2006).
____________________________________________________________________
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, Уставом города Москвы и иными законами города Москвы устанавливает общий порядок осуществления градостроительной деятельности в городе Москве.
1. Градостроительное законодательство города Москвы регулирует отношения в области градостроительства, в том числе в области градостроительного планирования развития территории города Москвы, градостроительного регулирования использования территории города Москвы, реализации градостроительных требований к развитию и использованию территории города Москвы, обеспечения градостроительных требований при размещении, проектировании и строительстве, реконструкции градостроительных объектов, области обеспечения градостроительных требований комплексного благоустройства территории города Москвы.
2. Градостроительное законодательство города Москвы состоит из настоящего Закона и других законов города Москвы, регулирующих отношения, указанные в части 1 настоящей статьи.
3. В соответствии с Уставом города Москвы градостроительное законодательство города Москвы относится к ведению города Москвы. Законы и иные правовые акты города Москвы о градостроительстве не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и города Москвы. В случае противоречия закона города Москвы или иного правового акта города Москвы о градостроительстве федеральному закону, принятому по предмету ведения Российской Федерации или по предмету совместного ведения Российской Федерации и города Москвы, действует федеральный закон.
4. В случае противоречия между нормативным правовым актом Российской Федерации и нормативным правовым актом города Москвы о градостроительстве в части вопросов, не отнесенных в соответствии с Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации или к совместному ведению Российской Федерации и города Москвы, действует нормативный правовой акт города Москвы.
5. До урегулирования законом города Москвы отдельных отношений в области градостроительства такие отношения могут быть урегулированы указом Мэра Москвы, который подлежит отмене или изменению после принятия соответствующего закона города Москвы.
Объектами градостроительной деятельности в городе Москве являются территория города Москвы, территории административных округов и районов города Москвы, иные части территории города Москвы, земельные участки с расположенными на них зданиями, сооружениями, иными объектами недвижимости и их комплексами, а также объекты особого регулирования градостроительной деятельности.
Субъектами (участниками) градостроительной деятельности в городе Москве являются жители города Москвы, их объединения, юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Москвы, органы местного самоуправления в городе Москве, органы государственной власти города Москвы, органы государственной власти Российской Федерации
Основополагающими принципами градостроительной деятельности в городе Москве являются:
1) сохранение исторически сложившегося культурного, ландшафтного, архитектурно-пространственного и средового своеобразия Москвы;
2) обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности;
3) обеспечение государственных и муниципальных нужд в области градостроительства;
4) обеспечение прав граждан и юридических лиц на осуществление градостроительной деятельности;
5) обеспечение прав граждан и юридических лиц на информацию о градостроительной деятельности и участие в обсуждении и подготовке решений органов государственной власти, органов местного самоуправления в области градостроительства.
1. При осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве подлежат сохранению объекты культурного наследия, природный комплекс города, исторически сложившиеся планировочная структура, ландшафт, архитектурный облик города и городская среда.
2. Сохранение исторического своеобразия города Москвы обеспечивается реализацией норм настоящего Закона и других законов города Москвы в соответствии с федеральным законодательством об охране объектов культурного наследия, об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях.
1. В целях реализации прав жителей города Москвы на благоприятную среду жизнедеятельности градостроительная деятельность в городе Москве должна обеспечивать:
1) безопасность населения и территории, выполнение требований санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны окружающей среды;
2) бесперебойное инженерное обеспечение, транспортное и коммунально-бытовое обслуживание территории;
3) доступность мест приложения труда, объектов образования, здравоохранения, бытового обслуживания, культуры, досуга и рекреации, средств транспортного обслуживания, связи и информации;
4) формирование комплексной жилой среды, обеспечивающей надлежащий уровень повседневного обслуживания, благоустройства и озеленения жилых территорий;
5) развитие системы открытых озелененных территорий рекреационного, средозащитного, ландшафтообразующего назначения;
6) организацию многофункциональных и специализированных общественных, деловых, производственных центров и зон, обеспечивающих благоприятные градостроительные условия для развития соответствующих видов обслуживания, деловой активности и мест приложения труда;
7) создание общественных пространств для обеспечения массовых мероприятий и организации пешеходного движения.
2. Право граждан на благоприятную среду жизнедеятельности обеспечивается реализацией норм настоящего Закона и других законов города Москвы, выполнением градостроительных нормативов и правил города Москвы в соответствии с международно признанными принципами устойчивого развития территорий и поселений, федеральным законодательством в области предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны окружающей среды, градостроительства, иным федеральным законодательством.
1. При осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве обеспечиваются государственные нужды Российской Федерации, государственные нужды города Москвы, муниципальные нужды муниципальных образований в городе Москве.
2. Органы государственной власти города Москвы совместно с федеральными органами государственной власти обеспечивают государственные нужды Российской Федерации в создании градостроительных условий для осуществления городом Москвой функций столицы Российской Федерации, для сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий федерального значения, для реализации федеральных целевых программ, действие которых распространяется на территорию города Москвы. Государственные нужды Российской Федерации в городе Москве в области градостроительства обеспечиваются исходя из территориальных и иных ресурсных возможностей, требований сохранения исторического своеобразия и устойчивого развития города.
3. Органы государственной власти города Москвы во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, с органами местного самоуправления в городе Москве обеспечивают государственные нужды города Москвы в создании градостроительных условий для решения задач устойчивого развития города в интересах всего городского сообщества Москвы.
4. Органы государственной власти города Москвы во взаимодействии с органами местного самоуправления в городе Москве обеспечивают создание градостроительных условий для реализации планов и программ развития соответствующих муниципальных образований в городе Москве в интересах их населения.
5. Интересы Российской Федерации, города Москвы, интересы населения муниципальных образований в городе Москве в области градостроительства признаются соответственно государственными, муниципальными нуждами в порядке, установленном федеральным законодательством и законами города Москвы.
6. Наличие признанных государственных, муниципальных нужд в области градостроительства является основанием для ограничения градостроительной деятельности граждан и юридических лиц, а также для ограничения прав на земельные участки и другие объекты недвижимости в соответствии с законодательством.
1. Граждане и юридические лица, являющиеся собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков и расположенных на них других объектов недвижимости, вправе осуществлять строительство, реконструкцию градостроительных объектов в соответствии с требованиями, установленными утвержденными актами разрешенного использования участков территории (земельных участков), предназначенных для строительства, реконструкции градостроительных объектов, утвержденной проектной документацией, и при наличии разрешения на строительство, реконструкцию.
2. Порядок подготовки и получения разрешения на строительство, реконструкцию градостроительного объекта в городе Москве устанавливается законом города Москвы в соответствии с федеральными законами, а также настоящим Законом.
1. Органы государственной власти города Москвы с участием органов местного самоуправления в городе Москве обеспечивают достоверное, своевременное и полное информирование населения Москвы о градостроительной деятельности. Предоставление информации о градостроительной деятельности может ограничиваться только на основании федерального законодательства. Информирование населения о градостроительной деятельности осуществляется в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы в соответствии с федеральным законодательством.
2. Правовые акты Правительства Москвы об утверждении градостроительной документации о градостроительном планировании и приложения к указанным актам, содержащие основные положения соответствующей градостроительной документации, подлежат обязательному опубликованию в городских средствах массовой информации, а также в средствах массовой информации территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, на территории которых распространяется действие градостроительной документации.
3. Решения органов исполнительной власти города Москвы о строительстве, реконструкции градостроительных объектов, о резервировании земельных участков для государственных и муниципальных нужд, о межевании территорий, о выдаче разрешений на строительство, реконструкцию градостроительных объектов подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации соответствующих территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.
4. Органы исполнительной власти города Москвы обязаны информировать население города Москвы о местах и регламенте работы своих информационных служб, организуемых ими экспозициях в области градостроительства, иных источниках официальной информации о градостроительстве.
5. Органы государственной власти города Москвы с участием органов местного самоуправления в городе Москве обеспечивают участие заинтересованных граждан, их объединений и юридических лиц в обсуждении и подготовке решений в области градостроительства в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы в соответствии с федеральным законодательством.
6. Проекты градостроительной документации о градостроительном планировании до их представления в органы государственной экспертизы должны быть представлены на публичное рассмотрение. В течение установленных сроков заинтересованные лица могут подать свои замечания и предложения к проекту, а также потребовать проведения согласительных процедур, независимой экспертизы в порядке, установленном законодательством.
7. Согласительные процедуры по разрешению разногласий и споров, возникающих при обсуждении проектов, осуществляют согласительные комиссии, формируемые из представителей всех заинтересованных сторон - органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, граждан, их объединений и юридических лиц, а также депутатов Московской городской Думы от соответствующих избирательных округов.
8. Замечания и предложения к проекту подлежат рассмотрению в соответствующих органах исполнительной власти города Москвы. Лица, подавшие замечания и предложения, имеют право получить информацию о результатах их рассмотрения. Сведения о результатах рассмотрения замечаний и предложений к проекту, о результатах согласительных процедур должны представляться заказчиком проекта в органы государственной экспертизы, а также в Правительство Москвы при представлении проекта на утверждение.
9. На основании результатов общественного обсуждения проекта органы государственной экспертизы, Правительство Москвы вправе потребовать от заказчика разработки градостроительной документации внесения в проект соответствующих изменений.
10. Градостроительные решения, принятые с нарушением установленного законодательством порядка информирования о градостроительной деятельности, порядка участия граждан, их объединений и юридических лиц в обсуждении и подготовке решений в области градостроительства, могут быть обжалованы в суд.
1. Объектами особого регулирования градостроительной деятельности в городе Москве являются:
1) объекты культурного наследия и их территории, территории зон их охраны, иные категории исторических территорий, установленные законодательством;
2) особо охраняемые природные территории, иные объекты природного комплекса, установленные законодательством;
3) территории, подверженные опасным воздействиям природного и техногенного характера.
2. Особое регулирование градостроительной деятельности на территориях, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется в целях обеспечения требований законодательства об объектах культурного наследия, охране окружающей среды, особо охраняемых природных территориях, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
3. Законами города Москвы могут устанавливаться в соответствии с федеральным законодательством иные категории объектов особого регулирования градостроительной деятельности в городе Москве, в том числе к объектам особого регулирования градостроительной деятельности могут быть отнесены территории и градостроительные объекты, обеспечивающие осуществление городом Москвой функций столицы Российской Федерации, территории и градостроительные объекты, на которые распространяется действие федеральных целевых программ и городских целевых программ, утвержденных в соответствии с законодательством.
4. Особое регулирование градостроительной деятельности в городе Москве может осуществляться посредством:
1) введения специальных градостроительных нормативов и правил города Москвы;
2) разработки специальных видов градостроительной документации, введения особого порядка разработки и утверждения градостроительной документации;
3) принятия градостроительных регламентов особого вида;
4) установления особых требований разрешенного использования земельных участков;
5) введения особого порядка получения разрешений на строительство, реконструкцию градостроительных объектов.
5. Порядок особого регулирования градостроительной деятельности устанавливается федеральным законодательством, законами города Москвы и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами города Москвы.
6. Требования, ограничения и условия особого регулирования градостроительной деятельности обязательны для объектов градостроительной деятельности, указанных в части 1 настоящей статьи, независимо от форм собственности на указанные объекты, а также обязательны при разработке, согласовании, государственной экспертизе и утверждении любой градостроительной и проектной документации.