Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

ЗАКОН

ГОРОДА МОСКВЫ

от 20 октября 2004 года N 65


Об экологическом мониторинге в городе Москве

(с изменениями на 20 февраля 2019 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом города Москвы от 4 июля 2007 года N 30 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 42, 26.07.2007);

Законом города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 69, 12.12.2007);

Законом города Москвы от 20 мая 2009 года N 12 (Тверская, 13, N 70, 04.06.2009);

Законом города Москвы от 13 июля 2011 года N 35 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 43, 01.08.2011);

Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 19.05.2014);

Законом города Москвы от 20 февраля 2019 года N 8 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 22.02.2019).

____________________________________________________________________


Настоящий Закон определяет цели, принципы, общие организационно-правовые основы экологического мониторинга и регулирует отношения в области экологического мониторинга в городе Москве.

Глава 1. Общие положения

     

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе


Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

2) природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;

3) антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;

4) мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;

5) специализированная организация экологического мониторинга (специализированная организация) - юридическое лицо, уполномоченное Правительством Москвы осуществлять государственный экологический мониторинг по направлениям, соответствующим уставным целям и задачам организации;

6) локальный экологический мониторинг - система непрерывных наблюдений за воздействием конкретного объекта хозяйственной и иной деятельности на состояние окружающей среды;

7) субъект локального экологического мониторинга - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий на территории города Москвы хозяйственную и иную деятельность, за воздействием которой на состояние окружающей среды по решению Правительства Москвы необходимо непрерывное наблюдение;

8) экологическая информация общего назначения (экологическая информация) - сведения о соответствии фактического и прогнозируемого состояния окружающей среды установленным нормативам качества окружающей среды, полученные в результате обработки данных государственного экологического мониторинга;

9) специализированная информация - информация, которая предоставляется по заказу пользователя (потребителя) и за счет его средств;

10) экстренная информация - незамедлительно передаваемая информация об опасных природных явлениях, о фактических и прогнозируемых резких изменениях погоды и загрязнении окружающей среды, которые могут угрожать жизни и здоровью населения и наносить ущерб окружающей среде (пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2009 года Законом города Москвы от 20 мая 2009 года N 12, - см. предыдущую редакцию);

11) данные экологического мониторинга - результаты измерений характеристик окружающей среды, полученные в установленном порядке (пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2009 года Законом города Москвы от 20 мая 2009 года N 12, - см. предыдущую редакцию).

Статья 2. Законодательство города Москвы в области экологического мониторинга

1. Законодательство города Москвы в области экологического мониторинга основывается на положениях Конституции Российской Федерации, федерального законодательства об охране окружающей среды, Устава города Москвы и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных законов и нормативных правовых актов города Москвы.

2. Нарушение требований законодательства города Москвы в области экологического мониторинга влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Законом города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45, - см. предыдущую редакцию)

Статья 3. Цели экологического мониторинга


Экологический мониторинг осуществляется в следующих целях:

1) соблюдение установленных нормативов качества окружающей среды;

2) получение объективных данных о состоянии окружающей среды, на основе которых обеспечивается градостроительное планирование, планирование транспортных систем, землепользования и хозяйственной деятельности;

3) информирование населения о состоянии окружающей среды;

4) выявление источников загрязнения окружающей среды и определение их вклада в загрязнение;

5) оценка эффективности проводимых природоохранных мероприятий, а также мероприятий в области градостроительного планирования и развития транспортного комплекса;

6) получение объективных данных о состоянии окружающей среды, на основе которых осуществляется социально-гигиенический мониторинг;

7) иные цели в области охраны окружающей среды.

Статья 4. Принципы осуществления экологического мониторинга


Экологический мониторинг осуществляется на основе следующих принципов:

1) гласность мероприятий, проводимых в области государственного экологического мониторинга, с учетом соблюдения требований законодательства о государственной и иной специально охраняемой тайне;

2) гласность, полнота, точность и достоверность информации о состоянии окружающей среды, его изменении;

3) совместимость данных экологического мониторинга, осуществляемого на территории города Москвы, с данными других информационных систем;

4) единство и сопоставимость методов измерений (наблюдений), сбора, хранения, оценки, анализа данных экологического мониторинга и прогноза состояния окружающей среды;

5) научная обоснованность, системность и комплексность подхода к осуществлению экологического мониторинга;

6) презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

7) непрерывность и оперативность осуществления экологического мониторинга;

8) несовместимость функций осуществления государственного экологического мониторинга и функций хозяйственного использования природных ресурсов.

Статья 5. Объекты экологического мониторинга


Объектами экологического мониторинга являются:

1) компоненты природной среды, в том числе атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почвы, грунты, зеленые насаждения, животные и другие организмы, находящиеся в пределах административных границ города Москвы, физические воздействия на окружающую среду (шумы, вибрации и другое воздействие), а также природные процессы (пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2007 года Законом города Москвы от 4 июля 2007 года N 30, - см. предыдущую редакцию);

2) природные и природно-антропогенные объекты, находящиеся в пределах административных границ города Москвы;

3) природно-климатические условия;

4) воздействие антропогенных объектов на состояние окружающей среды.

Статья 6. Субъекты экологического мониторинга

1. Уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы (далее - уполномоченный орган), а также специализированные организации экологического мониторинга осуществляют государственный экологический мониторинг на территории города Москвы в пределах их компетенции.

(Часть в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27. - См. предыдущую редакцию)

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории города Москвы хозяйственную и иную деятельность, в ходе которой может быть оказано негативное воздействие на окружающую среду, осуществляют локальный экологический мониторинг по решению Правительства Москвы.

3. Юридические и физические лица вправе осуществлять добровольный экологический мониторинг в городе Москве.

Глава 2. Государственное управление в области экологического мониторинга

     

Статья 7. Полномочия Московской городской Думы в области экологического мониторинга


К полномочиям Московской городской Думы в области экологического мониторинга относятся:

1) принятие законов города Москвы в области экологического мониторинга, в том числе законов, устанавливающих административную ответственность за правонарушения в данной области отношений;

2) осуществление контроля за соблюдением и исполнением настоящего Закона;

3) пункт утратил силу с 12 августа 2011 года - Закон города Москвы от 13 июля 2011 года N 35, - см. предыдущую редакцию;

4) иные полномочия, предусмотренные для законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27. - См. предыдущую редакцию)

Статья 8. Полномочия Правительства Москвы в области экологического мониторинга


К полномочиям Правительства Москвы в области экологического мониторинга относятся:

1) определение организационных основ осуществления экологического мониторинга, в том числе на территориях с особым режимом охраны и использования;

2) определение приоритетных направлений деятельности по экологическому мониторингу на территории города Москвы;

3) разработка, утверждение и реализация государственных программ города Москвы в области экологического мониторинга;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 августа 2011 года Законом города Москвы от 13 июля 2011 года N 35; в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27. - См. предыдущую редакцию)

4) пункт утратил силу с 30 мая 2014 года - Закон города Москвы от 7 мая 2014 года N 27, - см. предыдущую редакцию;

5) принятие мер по охране окружающей среды города Москвы, а также в области защиты населения при чрезвычайных ситуациях на основе данных экологического мониторинга;

6) определение уполномоченного органа;

7) определение специализированных организаций;

8) утверждение перечня субъектов локального экологического мониторинга;

9) определение правового статуса и порядка использования данных государственного экологического мониторинга;

10) утверждение Положения о Едином городском фонде данных экологического мониторинга;

11) решение иных вопросов, связанных с осуществлением экологического мониторинга, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Статья 9. Полномочия уполномоченного органа


Полномочия уполномоченного органа устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Москвы.

(Статья в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27. - См. предыдущую редакцию)

Глава 3. Организационные основы осуществления экологического мониторинга

     

Статья 10. Организация и осуществление экологического мониторинга

1. Экологический мониторинг осуществляется в установленном порядке в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

2. Государственный экологический мониторинг является составной частью государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды Российской Федерации.

3. Государственный экологический мониторинг осуществляется в соответствии с государственными программами города Москвы в области государственного экологического мониторинга, регламентирующими в том числе расположение постов государственного экологического мониторинга, контролируемые показатели, периодичность измерений (наблюдений), методы анализа данных экологического мониторинга и прогноза состояния окружающей среды.

(Часть в редакции, введенной в действие с 5 марта 2019 года Законом города Москвы от 20 февраля 2019 года N 8. - См. предыдущую редакцию)

4. Разработка государственных программ города Москвы в области государственного экологического мониторинга и планирование сети постов государственного экологического мониторинга осуществляются с учетом: федеральных программ экологического мониторинга, размещения федеральных постов экологического мониторинга, градостроительного зонирования территории города Москвы, природно-климатических условий, результатов инвентаризации выбросов (сбросов) загрязняющих веществ от антропогенных объектов и результатов моделирования загрязнения окружающей среды.