(с изменениями на 27 апреля 2001 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 6 июня 2005 года
на основании закона Москвы
от 27 апреля 2005 года N 14
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Москвы от 27 апреля 2001 года N 18 (Тверская, 13, N 24, 14-19.06.2001).
____________________________________________________________________
Настоящий Закон в соответствии с Уставом города Москвы является составной частью градостроительного законодательства Москвы и устанавливает состав, порядок разработки, рассмотрения и принятия Генерального плана развития города Москвы.
Генеральный план развития города Москвы служит целям повышения качества городской среды в городе Москве, снижения неблагоприятного антропогенного воздействия на окружающую природную среду и сохранения историко-культурного наследия.
Генеральный план развития города Москвы (далее - Генеральный план) - основной документ планирования градостроительного развития города Москвы.
Генеральный план разрабатывается с учетом осуществления Москвой функций столицы Российской Федерации и взаимосвязанности Москвы и Московской области.
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
- градостроительное развитие - изменение городской среды вследствие осуществления градостроительной и иной деятельности, имеющее целью и результатом повышение качества жизни в городе и устойчивое развитие города;
- территории природного комплекса - особо охраняемые природные территории, а также другие части территории города, выполняющие природоохранные, средообразующие, средозащитные, санитарно-гигиенические, рекреационные, ландшафтно-композиционные функции либо зарезервированные для преобразования в целях последующего выполнения ими указанных функций;
- градостроительные планы - документы планирования градостроительного развития территорий административных округов, районов и других территориальных единиц Москвы;
- градостроительные инвестиционные проекты - проекты градостроительного развития отдельных территорий, формирования, реконструкции градостроительных объектов, осуществляемые в соответствии с Генеральным планом.
Генеральный план включает:
- основные направления градостроительного развития Москвы;
- градостроительное зонирование территории Москвы;
- программу первоочередных градостроительных мероприятий;
- особенности градостроительного развития Москвы в части осуществления городом Москвой функций столицы Российской Федерации (дефис дополнительно включен с 14 июня 2001 года Законом Москвы от 27 апреля 2001 года N 18).
Основные направления градостроительного развития Москвы исходя из долгосрочных перспектив социального и экономического развития города Москвы устанавливают:
- экологические требования к градостроительному развитию Москвы;
- требования сохранения и регенерации историко-культурного наследия Москвы;
- планировочную и архитектурно-пространственную структуру города;
- основные направления развития транспортной и инженерной инфраструктуры города;
- основные направления сохранения и развития территорий природного комплекса;
- основные направления градостроительного развития жилых, производственных и общественных территорий;
- основные направления градостроительного развития исторического центра Москвы;
- основные направления решения комплексных проблем градостроительного развития Москвы.
Градостроительное зонирование территории города Москвы в соответствии с Законом города Москвы от 9 декабря 1998 года N 28 "О градостроительном зонировании территории города Москвы" устанавливает функциональное, строительное, ландшафтное назначение планировочных районов на территории Москвы (часть в редакции, введенной в действие с 14 июня 2001 года Законом Москвы от 27 апреля 2001 года N 18, - см. предыдущую редакцию).
Программа первоочередных градостроительных мероприятий разрабатывается на период до восьми лет и устанавливает:
- основные показатели городской программы строительства, благоустройства и развития транспортной и инженерной инфраструктуры;
- важнейшие градостроительные инвестиционные проекты;
- объемы и источники финансирования первоочередных градостроительных мероприятий.
Особенности градостроительного развития Москвы в части осуществления городом Москвой функций столицы Российской Федерации определяют:
- основные направления градостроительного развития, обеспечивающие осуществление городом Москвой функций столицы Российской Федерации;
- первоочередные мероприятия по размещению, строительству, реконструкции и реставрации объектов, обеспечивающих осуществление городом Москвой функций столицы Российской Федерации.
(Часть дополнительно включена с 14 июня 2001 года Законом Москвы от 27 апреля 2001 года N 18).
Разработку проекта Генерального плана осуществляет Правительство Москвы за счет средств бюджета Москвы.
Правительство Москвы рассматривает проект Генерального плана и публикует основные положения проекта в средствах массовой информации. В течение одного месяца после публикации жители Москвы, районные Управы, общественные объединения, юридические лица могут направлять в Правительство Москвы свои замечания и предложения к проекту Генерального плана.
В случаях разногласий по проекту Генерального плана с районными Управами по требованию районных Управ Правительством Москвы создаются согласительные комиссии с участием представителей районных Управ.
Правительство Москвы принимает проект Генерального плана с учетом указанных выше замечаний, предложений, поправок, внесенных согласительными комиссиями.
Правительство Москвы направляет принятый в соответствии с требованиями статьи 4 настоящего Закона проект Генерального плана в Правительство Российской Федерации для согласования в части вопросов осуществления городом Москвой функций столицы Российской Федерации. Разногласия по вопросам согласования проекта Генерального плана с Правительством Российской Федерации разрешаются путем согласительных процедур в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации".
Проект Генерального плана подлежит рассмотрению органами государственной экологической экспертизы и государственной градостроительной экспертизы Российской Федерации.
Правительство Москвы направляет проект Генерального плана в органы власти Московской области для рассмотрения в части вопросов, затрагивающих интересы Московской области.
Правительство Москвы утверждает согласованный проект Генерального плана, разрабатывает на основе утвержденного Генерального плана проект закона о Генеральном плане развития города Москвы. Мэр Москвы представляет проект закона о Генеральном плане развития города Москвы с приложением утвержденного Правительством Москвы Генерального плана в Московскую городскую Думу.
В случае разногласий по проекту закона о Генеральном плане развития города Москвы Московская городская Дума и Правительство Москвы создают согласительную комиссию из равного количества представителей Московской городской Думы и Правительства Москвы.
Проект закона о Генеральном плане развития города Москвы с изменениями, внесенными согласительной комиссией, утверждается Правительством Москвы и вносится Мэром Москвы для принятия в Московскую городскую Думу.
Часть исключена с 14 июня 2001 года Законом Москвы от 27 апреля 2001 года N 18 - см. предыдущую редакцию.
Принятие Генерального плана на новый расчетный срок осуществляется в течение одного года после истечения срока действия ранее принятого Генерального плана.
Досрочное прекращение действия ранее принятого Генерального плана и досрочная разработка Генерального плана могут осуществляться по инициативе Мэра Москвы и по решению Московской городской Думы, принятому большинством в две трети голосов.
Реализацию Генерального плана обеспечивают Правительство Москвы, районные Управы в соответствии с законом о Генеральном плане развития города Москвы посредством разработки и осуществления градостроительных планов развития административных округов, районов и других территориальных единиц Москвы, градостроительных инвестиционных проектов, планов и программ строительства, реконструкции и благоустройства, а также посредством регулирования застройки и использования территории города.
Правительство Москвы осуществляет мониторинг (наблюдение) за состоянием градостроительного развития Москвы и не реже одного раза в четыре года представляет в Московскую городскую Думу доклад о ходе реализации Генерального плана.
Правительство Москвы информирует жителей Москвы о ходе реализации Генерального плана.
По результатам мониторинга реализации Генерального плана Правительство Москвы принимает решение о его актуализации (корректировке).
Принятые законом о Генеральном плане развития города Москвы положения программы первоочередных мероприятий могут актуализироваться не ранее чем через четыре года после принятия Генерального плана или последней его актуализации и не позднее чем через один год после истечения срока действия принятой ранее указанной программы. Принятые законом о Генеральном плане развития города Москвы положения основных направлений градостроительного развития Москвы и градостроительного зонирования территории Москвы могут актуализироваться не ранее чем через восемь лет после принятия Генерального плана или последней его актуализации. Досрочная актуализация Генерального плана может осуществляться по инициативе Мэра Москвы и по решению Московской городской Думы.
Актуализация Генерального плана осуществляется в соответствии со статьями 4, 5 настоящего Закона. Проект закона об актуализации Генерального плана развития города Москвы принимается в соответствии со статьей 6 настоящего Закона.
Контроль за деятельностью Правительства Москвы и районных Управ по реализации Генерального плана осуществляет Мэр Москвы.
Органы государственного контроля и экспертизы города Москвы при рассмотрении градостроительных планов развития территориальных единиц Москвы, градостроительных инвестиционных проектов, планов и программ строительства, реконструкции и благоустройства территории города контролируют их соответствие Генеральному плану.
Мэр Москвы
Ю.М.Лужков
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро "Кодекс"