Недействующий

     

ЗАКОН

ГОРОДА МОСКВЫ

от 18 июня 1997 года N 25


Об обращениях граждан

(с изменениями на 21 июня 2000 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 6 августа 2007 года
на основании Закона Москвы
от 11 июля 2007 года N 34

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Москвы от 21 июня 2000 года N 21 (Тверская, 13, N 32, 09-15.08.00).

____________________________________________________________________


Настоящий Закон регулирует в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Уставом города Москвы, законодательством Российской Федерации и города Москвы рассмотрение обращений граждан в городе Москве, подаваемых в связи с признанием, соблюдением, защитой их прав, свобод и законных интересов.

Закон рассматривает обращения граждан как важное средство укрепления связей органов государственной власти города и органов местного самоуправления по реализации их конституционного права на непосредственное участие в городском самоуправлении, в восстановлении нарушенных прав и свобод, обеспечении социальной справедливости.

Глава I. Общие положения

     

Статья 1. Право граждан на обращения

Граждане - жители Москвы, иные граждане Российской Федерации, иностранные граждане, а также лица без гражданства, законно находящиеся на территории города, вправе лично или через своих представителей, уполномоченных в установленном законом порядке, обращаться в органы государственной власти города, в органы местного самоуправления, к их должностным лицам, государственным и муниципальным служащим, к руководителям предприятий, учреждений и общественных объединений, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращениях вопросов.

Органы государственной власти города, органы местного самоуправления, должностные лица - Мэр, Вице-мэр, министры и другие члены Правительства Москвы, руководители департаментов, комитетов, управлений, префекты административных округов, главы районных Управ, депутаты Московской городской Думы, государственные и муниципальные служащие в соответствии с возлагаемыми на них служебными обязанностями, а также руководители предприятий, учреждений, организаций обязаны своевременно и по существу рассматривать обращения граждан и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральным законодательством, настоящим Законом и иными законодательными и нормативными правовыми актами города Москвы.

Обращения граждан, поступившие в органы исполнительной власти города от депутатов, из редакций газет, журналов, телевидения, радио и других средств массовой информации, по линии прямой телефонной связи, рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Законом.

Статья 2. Основные понятия, используемые
в настоящем Законе

Под обращениями в настоящем Законе понимаются изложенные в устной или письменной форме предложения, заявления, жалобы, ходатайства, в том числе коллективные обращения и петиции граждан.

Предложение - обращение гражданина конкретного характера, не связанное с нарушением его прав, направленное на улучшение организации и деятельности органов государственной власти города и органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений, вне зависимости от организационно-правовых форм, в решении вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер жизни города.

Заявление - обращение гражданина по поводу реализации принадлежащих ему прав, закрепленных Конституцией Российской Федерации, Уставом города Москвы, иными законами Российской Федерации и города Москвы.

Жалоба - обращение гражданина по поводу восстановления прав или законных интересов, нарушенных действиями (бездействием), решениями органов государственной власти города, органов местного самоуправления, их должностными и выборными лицами, руководителями предприятий, учреждений и общественных объединений.

Ходатайство - письменное обращение гражданина с просьбой о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий и льгот с предоставлением документов, их подтверждающих.

Коллективные обращения - обращение двух или более граждан в письменном виде, содержащее частный интерес, либо обращение, принятое на митинге, собрании и подписанное организаторами и (или) участниками митинга или собрания, имеющее общественный характер.

Петиции - коллективные обращения граждан в органы власти города о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения городского законодательства.

В целях настоящего Закона под органами власти города понимаются органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Статья 3. Пределы действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на все обращения граждан, за исключением:

- обращений, связанных с изобретениями, открытиями, рационализаторскими предложениями, порядок рассмотрения которых регламентируется федеральным законодательством;

- обращений, которые рассматриваются в порядке уголовного, гражданского судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях;

- обращений, которые рассматриваются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации";

- обращений, вытекающих из отношений, складывающихся внутри коллективов коммерческих организаций и общественных объединений, регулируемых нормами федерального законодательства, их уставами и положениями.

Статья 4. Язык производства при рассмотрении
обращений граждан

Рассмотрение обращений граждан ведется на русском языке.

Статья 5. Устные обращения граждан

Устные обращения граждан рассматриваются в тех случаях, когда изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, личности обращающихся известны или установлены.

На устные обращения граждан, как правило, дается ответ в устной форме.

В отдельных случаях, ввиду сложного характера вопросов, поставленных в устных обращениях граждан, либо необходимости дополнительной проверки изложенных в них фактов, должностные лица дают соответствующие распоряжения исполнителям в порядке подчиненности. Обращения регистрируются в трехдневный срок и ставятся на контроль, результаты их рассмотрения доводятся до сведения заинтересованных лиц в установленном настоящим Законом порядке.

Статья 6. Письменные обращения граждан

Письменные обращения граждан должны содержать наименование и адрес органа власти города или должностного лица, которым они адресованы, изложение существа предложения, заявления, жалобы или ходатайства, фамилию, имя, отчество обращающихся, их адреса, контактные телефоны, дату и личную подпись.

Обращения, в которых отсутствуют фамилия, адрес и личная подпись, считаются анонимными и не подлежат рассмотрению.

Полномочия представителя, выступающего с обращением от имени гражданина, удостоверяются подписью руководителя организации по месту жительства, работы или учебы, лечения, скрепленной печатью, а для лиц, находящихся в местах лишения свободы, - руководителями исправительных учреждений.

Не рассматриваются обращения, содержащие выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц.

Обращения граждан с просьбой о толковании действующего российского законодательства, законодательства города Москвы возвращаются им без рассмотрения с извещением об органе государственной власти, в компетенцию которого входит толкование федеральных законов и законодательных актов города, в адрес которого им следует обратиться.

Статья 7. Подведомственность дел и адресаты
обращений граждан

Граждане подают свои обращения в те органы власти города и адресуют тем должностным лицам, к непосредственной компетенции которых относится их рассмотрение.

В том случае, если обращения неподведомственны органу власти города или должностному лицу, они адресуются в трехдневный срок со дня поступления тому органу власти города или должностному лицу, к компетенции которых относится решение поставленных в них вопросов.

Обратившимся лицам в таком случае при личном приеме или в письменном ответе сообщается, кому направлены на рассмотрение их предложения, жалобы, заявления или ходатайства.

Запрещается направлять на рассмотрение жалобы тем органам власти города и должностным лицам, действия (бездействие) которых обжалуются.

Возникающие споры о подведомственности обращений граждан рассматриваются вышестоящим органом государственной власти, должностным лицом либо в судебном порядке.

Статья 8. Сроки рассмотрения обращений граждан

Для всех видов обращений - индивидуальных и коллективных, поданных в письменной форме, если их разрешение не требует продления или принятия безотлагательных мер, устанавливаются единые предельные сроки рассмотрения.

Решения по обращениям граждан принимаются органами власти города, должностными лицами, а по их поручению государственными и муниципальными служащими в срок до одного месяца со дня их поступления и регистрации.

Обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, разрешаются безотлагательно в сокращенные сроки, не позднее 15 дней.

Заявления и жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в сокращенные сроки - до 15 дней со дня их поступления в органы государственной власти города Москвы; безотлагательно - но не позднее 7 дней со дня поступления в органы местного самоуправления, на предприятия, в организации и учреждения.

В тех случаях, когда для разрешения предложений, заявлений, жалоб или ходатайств необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки их разрешения могут быть в порядке исключения продлены руководителем соответствующего органа власти города или его заместителем, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом лицу, подавшему обращение.

При этом общий срок рассмотрения обращения не может превышать двух месяцев, за исключением случаев, когда материалы, необходимые для принятия решения и ответа автору, рассматриваются в суде. В таких случаях общий срок рассмотрения обращения продлевается на весь период судебного разбирательства.

О результатах рассмотрения обращения гражданину направляется сообщение в течение 10 дней с момента принятия по нему соответствующего решения.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока, исчисляемый неделями - в соответствующий день последней недели срока.

Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день исполнения обращения.

В случае, если окончание срока рассмотрения обращения приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается непосредственно следующий за ним рабочий день.

Статья 9. Неразглашение сведений в связи
с рассмотрением обращений граждан

Сведения, ставшие известными органам власти города или должностным лицам при рассмотрении обращений граждан, не могут быть использованы во вред им.

Запрещается использование и распространение информации о частной жизни граждан без их согласия.

По просьбе гражданина не подлежат разглашению сведения о его фамилии, имени, отчестве, месте жительства, работы или учебы.

Статья 10. Доказательства по обращениям граждан

Лицо, подавшее обращение, в случае необходимости представляет доказательства, обосновывающие содержащиеся в нем требования.

Если представленных доказательств недостаточно, орган власти города или должностное лицо, рассматривающее обращение, предлагает заявителю представить дополнительные сведения либо собирает их по собственной инициативе, когда лицо, подавшее обращение, ссылается на отсутствие условий, необходимых для сбора дополнительной информации.

Общеизвестные обстоятельства и факты, установленные вступившим в законную силу решением суда, не подлежат доказыванию.

Статья 11. Рассмотрение обращений граждан
в органах власти города

Руководители органов городской администрации, должностные лица, указанные в статье 1, обязаны обеспечить необходимые условия для рассмотрения обращений граждан, их личного приема и объективного разрешения поставленных в них вопросов.

Должностные лица обязаны внимательно разбираться в существе обращений, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять работников на места для проверки, принимать обоснованные решения и обеспечивать своевременное и правильное их исполнение.

Должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам в получении истребуемых доказательств, если запрашиваемые сведения не отнесены законодательством к категории сведений, составляющих государственную тайну, и не содержат информации конфиденциального характера.

По согласованию с гражданами им в письменной или устной форме сообщается о решениях, принятых по их обращениям. В случаях отклонения обращений обязательно указываются мотивы отклонения, разъясняется порядок обжалования.

Статья 12. Прием граждан

Порядок приема граждан в органах государственной власти города регулируется положением, утверждаемым Правительством Москвы.

Прием граждан осуществляется лично руководителями городской администрации и органов местного самоуправления, государственными и муниципальными служащими в установленное и удобное для посетителей время в организуемых для этих целей приемных.

Руководители органов городской администрации, муниципальных предприятий и учреждений города несут личную ответственность и отчитываются перед вышестоящими органами за организацию приема и рассмотрения предложений, заявлений, жалоб и ходатайств граждан.

Статья 13. Рассмотрение обращений и прием
граждан депутатами Московской городской Думы

Депутаты Московской городской Думы рассматривают обращения граждан в соответствии с нормами настоящего Закона, Закона города Москвы от 13 июля 1994 года N 14-60 "О статусе депутата Московской городской Думы" и Регламента Московской городской Думы.

Обращения граждан, являющихся избирателями, адресованные депутату избирательного округа, на территории которого они проживают, рассматриваются депутатом в первоочередном порядке.

Обращения граждан к депутату другого избирательного округа рассматриваются в пределах направлений его депутатской деятельности. Не относящиеся к ним обращения могут быть переданы по согласованию депутату соответствующего избирательного округа или возвращены без рассмотрения с извещением об органе власти города или должностном лице, к компетенции которого относится рассмотрение данного вопроса.

Аппарат Московской городской Думы, префекты административных округов, главы районных Управ оказывают депутатам помощь в организации приема и рассмотрении обращений граждан.

Статья 14. Рассмотрение обращений граждан
в организациях, на предприятиях, в учреждениях
и общественных объединениях

Рассмотрение обращений и прием граждан в организациях, на предприятиях, в учреждениях, не входящих в систему органов власти города, а также в общественных объединениях осуществляются руководителями указанных организаций в соответствии с нормами настоящего Закона и утвержденными ими положениями.

Глава II. Рассмотрение предложений граждан

     

Статья 15. Обязанности органов власти города
и должностных лиц по рассмотрению
предложений граждан

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»