ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 марта 2014 года N 99-ПП
Об оценке регулирующего воздействия, оценке применения обязательных требований и экспертизе нормативных правовых актов в городе Москве *
(с изменениями на 21 марта 2023 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2014 года N 803-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 25.12.2014);
постановлением Правительства Москвы от 4 апреля 2016 года N 141-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 05.04.2016);
постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2016 года N 614-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 28.09.2016);
постановлением Правительства Москвы от 6 августа 2019 года N 986-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 07.08.2019);
постановлением Правительства Москвы от 27 октября 2020 года N 1820-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 61, 03.11.2020);
постановлением Правительства Москвы от 21 марта 2023 года N 456-ПП (Вестник Москвы N 17, 28.03.2023).
____________________________________________________________________
________________
* Название в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 21 марта 2023 года N 456-ПП. - См. предыдущую редакцию.
В соответствии со статьей 53 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" Правительство Москвы
(Преамбула в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 21 марта 2023 года N 456-ПП. - См. предыдущую редакцию)
постановляет:
1. Утвердить Положение об оценке регулирующего воздействия, оценке применения обязательных требований и экспертизе нормативных правовых актов в городе Москве (приложение).
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 21 марта 2023 года N 456-ПП. - См. предыдущую редакцию)
2. Установить, что оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов в сфере поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства, оценка применения обязательных требований, в том числе оценка фактического воздействия, и экспертиза нормативных правовых актов в указанной сфере осуществляются с участием Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы в соответствии с настоящим постановлением.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 21 марта 2023 года N 456-ПП. - См. предыдущую редакцию)
3. Пункт утратил силу с 5 апреля 2016 года - постановление Правительства Москвы от 4 апреля 2016 года N 141-ПП. - См. предыдущую редакцию.
4. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 21 февраля 2006 года N 112-ПП "О Регламенте Правительства Москвы" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 21 ноября 2006 года N 903-ПП, от 27 марта 2007 года N 196-ПП, от 11 сентября 2007 года N 799-ПП, от 2 декабря 2008 года N 1100-ПП, от 10 февраля 2009 года N 87-ПП, от 14 апреля 2009 года N 296-ПП, от 5 мая 2009 года N 390-ПП, от 23 июня 2009 года N 597-ПП, от 25 августа 2009 года N 829-ПП, от 17 ноября 2009 года N 1257-ПП, от 9 февраля 2010 года N 103-ПП, от 3 августа 2010 года N 661-ПП, от 10 августа 2010 года N 677-ПП, от 24 августа 2010 года N 730-ПП, от 14 декабря 2010 года N 1060-ПП, от 28 декабря 2010 года N 1089-ПП, от 2 февраля 2011 года N 25-ПП, от 16 марта 2011 года N 72-ПП, от 22 марта 2011 года N 81-ПП, от 5 апреля 2011 года N 103-ПП, от 28 июня 2011 года N 282-ПП, от 20 декабря 2011 года N 590-ПП, от 28 февраля 2012 года N 70-ПП, от 20 марта 2012 года N 98-ПП, от 17 апреля 2012 года N 144-ПП, от 20 апреля 2012 года N 154-ПП, от 22 мая 2012 года N 238-ПП, от 27 августа 2012 года N 433-ПП, от 4 сентября 2012 года N 460-ПП, от 19 февраля 2013 года N 86-ПП, от 2 апреля 2013 года N 192-ПП, от 4 апреля 2013 года N 210-ПП, от 25 июня 2013 года N 406-ПП, от 4 июля 2013 года N 432-ПП, от 17 июля 2013 года N 469-ПП, от 11 декабря 2013 года N 823-ПП, от 28 января 2014 года N 13-ПП):
4.1. Пункт 3.2.1.9 приложения к постановлению дополнить абзацем в следующей редакции:
"К проекту постановления Правительства Москвы, в отношении которого проводится оценка регулирующего воздействия, прилагается заключение об оценке регулирующего воздействия уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в сфере оценки регулирующего воздействия.".
4.2. Раздел III приложения 15 к Регламенту Правительства Москвы приложения к постановлению дополнить пунктом 6.1 в следующей редакции:
"6.1. Оценка регулирующего воздействия.
Подлежит ли проект нормативного правового акта Правительства Москвы оценке регулирующего воздействия. Проводилась ли процедура оценки регулирующего воздействия, ее результаты. Выводы уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в сфере оценки регулирующего воздействия по результатам ее проведения, учтены ли выводы уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в сфере оценки регулирующего воздействия разработчиком проекта нормативного правового акта Правительства Москвы. Какие изменения внесены в проект нормативного правового акта Правительства Москвы по результатам проведения оценки регулирующего воздействия.".
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Ефимова В.В.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 6 августа 2019 года N 986-ПП. - См. предыдущую редакцию)
Мэр Москвы
С.С.Собянин
Положение об оценке регулирующего воздействия, оценке применения обязательных требований и экспертизе нормативных правовых актов в городе Москве
1.1. Положение об оценке регулирующего воздействия, оценке применения обязательных требований и экспертизе нормативных правовых актов в городе Москве (далее - Положение) определяет порядок проведения органами исполнительной власти города Москвы:
1.1.1. Оценки регулирующего воздействия (далее также - ОРВ) проектов нормативных правовых актов Правительства Москвы и подготовленных органами исполнительной власти города Москвы проектов законов города Москвы (далее - проекты законов города Москвы).
1.1.2. Оценки применения обязательных требований, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценок и экспертиз (далее - обязательные требования), содержащихся в нормативных правовых актах Правительства Москвы, в том числе оценки фактического воздействия (далее также - ОФВ) указанных нормативных правовых актов.
1.1.3. Экспертизы нормативных правовых актов Правительства Москвы (далее также - экспертиза).
1.2. Участниками процедур ОРВ, оценки применения обязательных требований и экспертизы (далее также - участники процедур) являются:
1.2.1. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в сферах оценки регулирующего воздействия, оценки применения обязательных требований, в том числе оценки фактического воздействия, и экспертизы нормативных правовых актов - Департамент экономической политики и развития города Москвы (далее - уполномоченный орган).
1.2.2. Органы исполнительной власти города Москвы, осуществляющие подготовку проектов нормативных правовых актов Правительства Москвы, проектов законов города Москвы в соответствующих сферах общественных отношений (далее - органы-разработчики).
1.2.3. Участники публичных консультаций, в том числе юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, интересы которых затрагиваются правовым регулированием, а также органы исполнительной власти города Москвы, к сфере деятельности которых в основном относятся вопросы, содержащиеся в нормативных правовых актах или их проектах, и Государственное казенное учреждение города Москвы "Новые технологии управления" (далее - заинтересованные органы).
1.2.4. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Москве.
1.3. Уполномоченный орган осуществляет следующие полномочия:
1.3.1. Внедряет и организовывает процедуры ОРВ, оценки применения обязательных требований, в том числе ОФВ, и экспертизы.
1.3.2. Осуществляет правовое и информационно-методическое обеспечение процедур ОРВ, оценки применения обязательных требований и экспертизы, в том числе утверждает методические рекомендации проведения таких процедур, а также порядок взаимодействия участников процедур ОРВ, оценки применения обязательных требований и экспертизы (далее также - Порядок взаимодействия), предусматривающий в том числе порядок и сроки проведения участниками процедур мероприятий в рамках процедур ОРВ, оценки применения обязательных требований и экспертизы, требования к формам и содержанию документов, формирование которых предусмотрено настоящим Положением, а также иные положения, касающиеся организации и проведения процедур ОРВ, оценки применения обязательных требований и экспертизы. Подготовка проекта Порядка взаимодействия осуществляется уполномоченным органом при участии органов-разработчиков.
1.3.3. Координирует взаимодействие участников процедур ОРВ, оценки применения обязательных требований и экспертизы.
1.3.4. Запрашивает расчеты и обоснования, а также иную необходимую информацию у органов-разработчиков в целях проведения процедур ОРВ, оценки применения обязательных требований и экспертизы.
1.3.5. Взаимодействует с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по вопросам организации и проведения процедур ОРВ, оценки применения обязательных требований и экспертизы.
1.3.6. Готовит и заключает соглашения о взаимодействии при проведении процедур ОРВ, оценки применения обязательных требований и экспертизы с участниками публичных консультаций.
1.3.7. Создает общественные и экспертные советы, а также иные рабочие органы по вопросам организации и проведения процедур ОРВ, оценки применения обязательных требований и экспертизы.
1.3.8. Привлекает в установленном порядке подведомственную организацию для обеспечения проведения процедур ОРВ, оценки применения обязательных требований и экспертизы.
1.4. ОРВ проводится уполномоченным органом в отношении проектов нормативных правовых актов Правительства Москвы, проектов законов города Москвы, включенных в перечень проектов нормативных правовых актов, подлежащих оценке регулирующего воздействия (далее - перечень актов для ОРВ), утвержденный заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений. Формирование перечня актов для ОРВ осуществляется ежегодно уполномоченным органом по согласованию с органами-разработчиками проектов нормативных правовых актов, которые включаются в перечень актов для ОРВ.
1.5. Оценка применения обязательных требований, в том числе ОФВ, проводится уполномоченным органом в отношении нормативных правовых актов Правительства Москвы, включенных в перечень нормативных правовых актов Правительства Москвы, подлежащих оценке применения обязательных требований (далее - перечень актов для оценки применения обязательных требований), утвержденный заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений. Формирование перечня актов для оценки применения обязательных требований осуществляется ежегодно уполномоченным органом по согласованию с органами-разработчиками нормативных правовых актов Правительства Москвы, которые включаются в перечень актов для оценки применения обязательных требований.
1.6. Экспертиза проводится уполномоченным органом в отношении нормативных правовых актов Правительства Москвы, включенных в перечень нормативных правовых актов Правительства Москвы, подлежащих экспертизе (далее - перечень актов для экспертизы), утвержденный уполномоченным органом. Формирование перечня актов для экспертизы осуществляется ежегодно уполномоченным органом по согласованию с заинтересованными органами в части включаемых в него нормативных правовых актов Правительства Москвы.
1.7. Органы-разработчики и заинтересованные органы рассматривают соответствующие проекты перечней актов, указанных в пунктах 1.4-1.6 настоящего Положения, и согласовывают их в срок не более 10 рабочих дней со дня их поступления. В случае непредставления позиции органом-разработчиком или заинтересованным органом в установленный срок соответствующий проект перечня актов считается согласованным таким органом.
1.8. Предложения о включении проектов нормативных правовых актов Правительства Москвы и проектов законов города Москвы в перечень актов для ОРВ направляются органами-разработчиками соответствующих проектов нормативных правовых актов Правительства Москвы и проектов законов города Москвы уполномоченному органу в соответствии с Порядком взаимодействия.
1.9. Предложения о включении нормативных правовых актов Правительства Москвы в перечень актов для оценки применения обязательных требований и перечень актов для экспертизы направляются уполномоченному органу:
1.9.1. Заинтересованным органом, органом-разработчиком соответствующего проекта нормативного правового акта Правительства Москвы, в том числе в случае принятия такого проекта с отрицательным заключением об ОРВ.
1.9.2. Общественными организациями, основной задачей которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, в предложениях которых приводятся конкретные факты об отрицательных последствиях выбранного способа правового регулирования и недостижении основных целей такого регулирования.
1.9.3. Уполномоченным по защите прав предпринимателей в городе Москве.
1.9.4. Штабом по защите прав и законных интересов субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности в городе Москве.
2.1. Публичные консультации являются открытым обсуждением вводимого или действующего правового регулирования, которое организовывается в рамках проведения процедур ОРВ, оценки применения обязательных требований, в том числе ОФВ, и экспертизы с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Положением и Порядком взаимодействия.
2.2. При проведении публичных консультаций обеспечиваются:
2.2.1. Сбор мнений заинтересованных лиц относительно достижимости целей правового регулирования, обоснованности выбора способа правового регулирования, возможных рисков, связанных с введением правового регулирования, а также относительно наличия положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению.
2.2.2. Получение информации о наличии или возникновении необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности в связи с правовым регулированием.
2.3. Публичные консультации проводятся при участии юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, интересы которых затрагиваются правовым регулированием, заинтересованных органов, а также Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве.
2.4. В целях организации и проведения публичных консультаций уполномоченный орган, заинтересованные органы, органы-разработчики могут заключать соглашения с общественными организациями, предусматривающие порядок их взаимодействия при проведении процедур ОРВ, оценки применения обязательных требований и экспертизы.
2.5. Уведомление о проведении публичных консультаций размещается уполномоченным органом на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - официальный сайт уполномоченного органа) и направляется им не менее чем двум заинтересованным лицам из числа юридических лиц, их объединений или общественных организаций, основной целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
2.6. Срок проведения публичных консультаций должен быть не менее 15 календарных дней со дня размещения на официальном сайте уполномоченного органа уведомления о проведении публичных консультаций, а в случае проведения публичных консультаций в отношении доклада о достижении целей введения обязательных требований (далее также - доклад) в рамках процедуры оценки применения обязательных требований и в отношении нормативного правового акта Правительства Москвы в рамках процедуры экспертизы - не менее 5 календарных дней со дня размещения соответствующего уведомления на официальном сайте уполномоченного органа.
2.7. Срок для проведения публичных консультаций, установленный в соответствии с пунктом 2.6 настоящего Положения, может быть сокращен по решению заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, осуществляющего контроль за деятельностью и координацию работы соответствующего органа-разработчика, в случае если в соответствии с Регламентом Правительства Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 21 февраля 2006 г. N 112-ПП "О Регламенте Правительства Москвы", возникла срочная необходимость в подготовке и принятии проекта нормативного правового акта или в случае наличия в отношении нормативного правового акта многочисленных (пяти и более) обращений общественных организаций, основной задачей которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве, содержащих предложения о внесении изменений, признании утратившим силу или отмене такого нормативного правового акта.
Уполномоченный орган вправе продлить срок проведения публичных консультаций в целях получения от участников публичных консультаций дополнительных предложений, а также вправе отказаться от их проведения, если органом-разработчиком принято решение о нецелесообразности подготовки проекта нормативного правового акта Правительства Москвы, проекта закона города Москвы.
Информация о продлении или сокращении срока проведения публичных консультаций размещается на официальном сайте уполномоченного органа и направляется участникам публичных консультаций, которым было направлено уведомление о проведении публичных консультаций в соответствии с пунктом 2.5 настоящего Положения, в срок не позднее трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
2.8. В случае если ранее проект нормативного правового акта Правительства Москвы, проект закона города Москвы были рассмотрены и обсуждены на круглых столах, конференциях, деловых встречах, общественных советах и иных аналогичных мероприятиях с участием субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, интересы которых могут быть затронуты вводимым правовым регулированием, публичные консультации в рамках проведения процедуры ОРВ в отношении такого проекта нормативного правового акта Правительства Москвы, проекта закона города Москвы могут не проводиться. При этом все замечания и предложения, поступившие в ходе проведения указанных мероприятий, должны быть оформлены в письменном виде (в виде протоколов, стенограмм, итоговых резолюций, заключений, рекомендаций и иных документов) с последующим их отражением в сводном отчете о результатах проведения ОРВ.