Недействующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 16.08.2016)


Приложение N 4
к Стратегии социально-экономического
развития Чувашской Республики
до 2020 года

ДОСТИГНУТЫЙ УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Реформы, мероприятия, проводимые в Российской Федерации, Чувашской Республике

Наименование нормативного правового акта

Количественная характеристика

Краткое описание ожидаемых результатов реализации реформ, мероприятий

год начала реализации

планируемый год окончания

сумма денежных средств, выделяемых на реализацию

1

2

3

4

5

6

Стратегическое планирование социально-экономического развития Чувашской Республики

Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2010 года

2003

2010

Успешно завершен первый этап реализации Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2010 года. Итоги 2006 года также соответствуют целевым установкам Стратегии. Значительно перевыполнены поставленные задачи по росту инвестиций в основной капитал (2005 г. к 2002 г. - 183%, по Стратегии - 140,4%), объемов розничного товарооборота (171,4%, по Стратегии - 134,8%), выполнены параметры Стратегии по темпам роста ВРП (132,4%, по Стратегии - 129,5%). Важнейшим итогом является устойчивое повышение уровня жизни населения, что соответствует установкам Стратегии. Наблюдался рост заработной платы (в 2,6 раза, по Стратегии - в 1,85 раза). Конечные параметры, которые необходимо достичь к 2010 году:

увеличить валовый региональный продукт в 1,95 раза по сравнению с 2002 годом;

увеличить производство промышленной продукции в 2,4 раза;

обеспечить рост инвестиций в основной капитал в 2,8 раза;

увеличить объем розничного товарооборота в 1,9 раза;

обеспечить рост реальной среднемесячной заработной платы в 2,3 раза

Комплексная программа экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003 - 2010 годы, утвержденная Законом Чувашской Республики от 25 ноября 2003 г. N 39

2003

2010

2003 г. - 9707,524 млн. рублей;

2004 г. - 12084,502 млн. рублей;

2005 г. - 11910,295 млн. рублей;

2006 г. - 8930,525 млн. рублей;

2007 г. - 8744,235 млн. рублей;

2008 г. - 8698,606 млн. рублей;

2009 г. - 8784,308 млн. рублей;

2010 г. - 8923,218 млн. рублей

Повышение качества жизни населения темпами выше среднероссийского, последовательный рост благосостояния и платежеспособного спроса населения, создание эффективной системы предоставления социальных услуг и благоприятных условий для развития трудового, интеллектуального и творческого потенциала граждан, существенное уменьшение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума.

Формирование модели экономики Чувашской Республики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, диверсифицированной структурой производства, значительным экспортным потенциалом, инновационной восприимчивостью и ориентированностью на социальные нужды населения

Реформа межбюджетных отношений

Закон Чувашской Республики от 23 июля 2001 г. N 36 "О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике"

2001

2006

Общая сумма финансовой поддержки муниципальных образований для выравнивания бюджетной обеспеченности в 2006 году составила 1457,3 млн. рублей

С 1 января 2006 г. в Чувашской Республике в рамках реализации федеральных законов от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" реализуется реформа местного самоуправления и строятся новые межбюджетные отношения с бюджетами муниципальных образований с учетом появления четвертого уровня бюджетной системы - поселенческого.

В целях создания эффективной системы межбюджетных отношений с муниципальными образованиями принят Закон Чувашской Республики от 17 октября 2005 г. N 43 "О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике", предусматривающий разграничение налоговых и неналоговых доходов между уровнями бюджетной системы Чувашской Республики, разграничение расходных обязательств между уровнями бюджетной системы Чувашской Республики, формирование межбюджетных отношений и регулирование предоставления межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Чувашской Республики.

Важным моментом является законодательное закрепление на долгосрочной основе, а не ежегодными законами о республиканском бюджете Чувашской Республики единых для бюджетов муниципальных районов (городских округов) и поселений нормативов отчислений от федеральных, региональных налогов и сборов.

В составе республиканского бюджета Чувашской Республики сформированы Республиканский фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) - для выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), Республиканский фонд сбалансированности бюджетов муниципальных районов и городских округов - для обеспечения финансовых возможностей органов местного самоуправления Чувашской Республики по осуществлению своих полномочий по решению вопросов местного значения, Республиканский фонд муниципального развития - для долевого финансирования инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры муниципального значения, Республиканский фонд компенсаций - для финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Чувашской Республики и делегированных федеральных полномочий

Развитие инновационной сферы

Указ Президента Чувашской Республики от 29 октября 2004 г. N 118 "О дополнительных мерах по инновационному развитию Чувашской Республики";
Концепция инновационного развития Чувашской Республики, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 февраля 2005 г. N 39;

постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2005 г. N 350 "О Республиканской комплексной программе инновационного развития Чувашской Республики на 2006 - 2010 годы"

2004

2010

2005 год - 5,4 млн. рублей;

2006 - 2010 годы - 203,3 млн. рублей

Увеличение к 2010 году:

темпов роста отгруженной инновационной продукции в сопоставимых ценах по отношению к 2004 году в 3,9 раза;

доли инновационной продукции и услуг в общем объеме отгруженной продукции собственного производства и оказанных услуг до 15%;

темпов роста затрат на технологические инновации организаций промышленности и сферы услуг в действующих ценах по отношению к 2004 году в 4,4 раза

Финансовое оздоровление сельхозтоваропроизводителей

Федеральный закон от 9 июля 2002 г. N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей"

2003

2016

Из 399 млн. рублей, предусмотренных соглашениями о списании сумм пеней и штрафов, единовременно списана задолженность по пеням и штрафам на сумму 317,1 млн. рублей. Оставшаяся задолженность по пеням и штрафам будет списана пропорционально сумме основного долга, погашенного в соответствии с соглашением о реструктуризации долгов

В состав участников программы включена 281 организация. Все они заключили соглашения о реструктуризации на общую сумму 742,9 млн. рублей, в том числе по пеням и штрафам - 399,0 млн. рублей. В соответствии с действующим законодательством и соглашениями о списании пеней и штрафов списано 317,1 млн. рублей. По состоянию на 1 января 2007 г. в результате невыполнения принятых обязательств 83 сельскохозяйственные организации выбыли из программы финансового оздоровления (29,5% от числа подписавших соглашения о реструктуризации долгов) и по 10 организациям приостановлено действие соглашений о реструктуризации долгов

Налоговая реформа

Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 г. N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины";
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 18 июля 2001 г. N 163 "О Концепции развития налогового потенциала Чувашской Республики";
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

1996

В период проведения налоговой реформы отменен ряд налогов, уменьшены налоговые ставки по основным налогам, введены специальные налоговые режимы, что явилось положительным результатом налогового реформирования, направленного на снижение налогового бремени для налогоплательщиков, упрощение порядка налогообложения и администрирования.

Увеличилась доля консолидированного бюджета Чувашской Республики в общей сумме поступлений в бюджетную систему Чувашской Республики с 57,7% в 2002 году до 67,9% в 2006 году.

Повышение финансовой самостоятельности и сбалансированности местных бюджетов в значительной мере зависит от реальной заинтересованности муниципалитетов в формировании доходной части своих бюджетов.

Чувашская Республика стала одной из первых среди субъектов Российской Федерации, в которых реформа местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" началась с 1 января 2006 года.

В соответствии со статьями 14 - 16 вышеуказанного Федерального закона формирование, утверждение, исполнение бюджетов поселений, муниципальных районов, городских округов и контроль за их исполнением отнесены к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований

Реформирование государственного сектора экономики

Закон Чувашской Республики от 3 мая 2001 г. N 12 "Об управлении государственной собственностью Чувашской Республики";
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 августа 2004 г. N 194 "О Прогнозном плане (программе) приватизации республиканского имущества на 2005 год и основных направлениях приватизации республиканского имущества до 2007 года"

2003

2010

В 2005 году доходы республиканского бюджета Чувашской Республики от приватизации имущества составили 100498,2 тыс. рублей.

Исходя из оценки прогнозируемой стоимости предлагаемых к приватизации объектов в 2006 - 2007 годах, доходы республиканского бюджета Чувашской Республики составят не менее 35 млн. рублей ежегодно

Основными принципами формирования Программы приватизации являются ориентация на инвестиционный спрос со стороны стратегических инвесторов; использование результатов отраслевого и межотраслевого сравнительного анализа эффективности работы организаций частной и государственной форм собственности; обеспечение максимальной бюджетной эффективности приватизации каждого объекта республиканского имущества.

В соответствии с основными направлениями приватизации имущества приватизации подлежит республиканское имущество, которое не используется для обеспечения функций и задач государства, в результате происходит сокращение количества предприятий государственной собственности. С 2002 года по настоящее время количество организаций государственного сектора экономики Чувашской Республики сократилось с 509 до 455 единиц.

В результате в республиканской собственности в основном находится имущество, запрещенное к приватизации, а также стратегические предприятия и пакеты акций акционерных обществ, обеспечивающих социальные и экономические интересы Чувашской Республики

Создание и развитие кластеров, образование контрактных групп

Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2010 года;

Комплексная программа экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003 - 2010 годы, утвержденная Законом Чувашской Республики от 25 ноября 2003 г. N 39;

Республиканская программа развития лесопромышленного комплекса Чувашской Республики на 2005 - 2010 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 марта 2005 г. N 61;
Республиканская программа развития легкой промышленности Чувашской Республики на 2005 - 2010 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 июня 2005 г. N 150; Республиканская целевая программа развития химической промышленности Чувашской Республики на 2006 - 2010 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 июня 2006 г. N 157

2003

2010

Реформирование предприятий направлено на привлечение эффективных собственников, повышение эффективности организаций, модернизацию производства, применение современных методов управления.

Современные принципы корпоративного управления позволяют организациям решать многоцелевые задачи по развитию бизнеса, своевременно концентрировать и перемещать ресурсы в рамках группы предприятий, управлять рисками.

Группа компаний "Промтрактор" сформировала единый корпоративный зонтичный бренд "Четра", под которым будет выпускаться продукция ООО "Компания Корпоративного Управления "Концерн "Тракторные заводы" и ОАО "Агромашхолдинг".

Группа компаний "Русская электротехника" ("РУСЭЛ") успешно работает в области поставок современного оборудования и систем для энергетики. В состав холдинга вошли ОАО "Завод электроники и механики", ОАО "ВНИИР".

Разработанные проекты реализуются в различных отраслях промышленности как в Чувашской Республике, так и за ее пределами.

На базе крупнейших компаний легкой промышленности Чувашской Республики - акционерных обществ "Корпорация "Чебоксарский хлопчатобумажный комбинат" и "Чебоксарский трикотаж" образован холдинг - ОАО "Волжская Текстильная Компания"

Реструктуризация системы предоставления медицинской помощи в Чувашской Республике (2003 - 2010 годы)

Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 апреля 2003 г. N 95 "О Стратегическом плане реструктуризации системы предоставления медицинской помощи в Чувашской Республике на 2003 - 2010 годы"

2003

2010

10 млн. долл. США

Основные стратегические направления работы Первичная медицинская помощь: формирование (института) общеврачебной практики;

изменение роли и места (узких) специалистов в системе оказания медицинских услуг;

развитие различных видов внебольничной помощи (дневные стационары, стационары на дому, амбулаторная хирургия);

приоритетное развитие профилактического направления в деятельности первичного звена.

Стационарная помощь:

снижение затратности стационарного сектора предоставления медицинской помощи за счет сокращения необоснованных расходов;

сохранение и повышение качества и результативности оказания стационарных услуг;

обеспечение равной доступности квалифицированной стационарной помощи для каждого жителя Чувашской Республики;

повышение удовлетворенности пациентов работой больничных учреждений и системой медицинского обслуживания в целом.

Служба скорой медицинской помощи: обеспечение равной доступности и оперативности в получении качественных услуг скорой медицинской помощи для каждого жителя Чувашской Республики; ограничение роли системы исключительно случаями, требующими реальной экстренной помощи; создание эффективной структуры и системы управления службой; модернизация материально-технического оснащения службы скорой медицинской помощи (санитарные автомобили, медицинская техника, современные средства связи, телекоммуникации);

подготовка и переподготовка персонала службы для работы в новых условиях (фельдшеры, диспетчеры, водители); подготовка персонала служб жизнеобеспечения (милиция, инспекция по безопасности дорожного движения, пожарная служба, инструкторы-реаниматоры на производстве и т.д.) и населения по вопросам оказания первой медицинской помощи

Социальное обслуживание льготных категорий граждан

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; указы Президента Чувашской Республики от 22 января 2005 г. N 5 "О мерах по дополнительной социальной поддержке отдельных категорий граждан (федеральных льготников) на территории Чувашской Республики"; от 4 августа 2005 г. N 62 "О присвоении звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Чувашской Республики" от 20 апреля 2007 г. N 31 "О звании "Ветеран труда Чувашской Республики от 20 апреля 2007 г. N 32 "О дополнительной социальной поддержке граждан, имеющих детей"; законы Чувашской Республики от 24 ноября 2004 г. N 43 "О социальной поддержке тружеников тыла военных лет и ветеранов труда"; от 24 ноября 2004 г. N 46 "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"; от 24 ноября 2004 г. N 47 "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий"; от 24 ноября 2004 г. N 48 "О социальной поддержке детей в Чувашской Республике"; постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 сентября 2005 г. N 226 "Об утверждении Порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" и выдачи удостоверения "Ветерана труда"; от 13 октября 2005 г. N 254 "О передаче из муниципальной собственности в собственность Чувашской Республики муниципальных учреждений социального обслуживания"; от 20 октября 2005 г. N 258 "О социальном обслуживании населения в Чувашской Республике"; от 10 ноября 2005 г. N 267 "О системе органов социальной защиты населения Чувашской Республики"; от 10 ноября 2005 г. N 269 "Об утверждении Правил осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Чувашской Республике"

2005

2006

В собственность Чувашской Республики приняты 38 муниципальных учреждений социального обслуживания.

Созданы 26 территориальных органов Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики - отделов (управлений) социальной защиты населения.

Проведена монетизация основной части мер социальной поддержки, предоставляемых ветеранам труда, труженикам тыла военных лет, реабилитированным лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, а также многодетным семьям.

Результат - создание равных условий получения мер социальной поддержки и социальных услуг лицам, проживающим в Чувашской Республике; обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации путем отмены (реструктуризации) расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования

Реформа системы образования

Указ Президента Чувашской Республики от 31 января 1997 г. N 10 "О Президентской программе "Новая школа"

1997

2006

Создание современной материальной базы образовательных учреждений (введено 140 новых зданий учреждений образования, проведена газификация образовательных учреждений). Модернизация учебного и компьютерного оборудования.

Создание нового организационно-экономического механизма: введение нормативного бюджетного финансирования и перевод учреждений на финансовую самостоятельность.

Реструктуризация сети образовательных учреждений, концентрация финансовых, материальных, кадровых ресурсов в ресурсных центрах и базовых школах. Реализация республиканской программы "Школьный автобус".

Введение единого государственного экзамена.

Обеспечение детей равными возможностями в получении дошкольного образования.

Информатизация образования: 1 компьютер на 25 учащихся, создание Центра дистанционного обучения, 86% школ имеют доступ к сети Интернет.

В собственность Чувашской Республики переданы 26 учреждений начального профессионального и 2 учреждения среднего профессионального образования (с 2005 года)

Судебная реформа

Федеральные законы от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации"; от 29 декабря 1999 г. N 218-ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"; законы Чувашской Республики от 3 марта 2000 г. N 2 "О мировых судьях в Чувашской Республике"; от 12 мая 2000 г. N 8 "О создании должностей мировых судей и судебных участков в Чувашской Республике"

2000

2010

2001 г. - 12114,7 тыс. рублей;

2002 г. - 20666,2 тыс. рублей;

2003 г. - 23451,2 тыс. рублей;

2004 г. - 29324,0 тыс. рублей;

2005 г. - 32961,9 тыс. рублей;

2006 г. - 34489,0 тыс. рублей;

2007 г. - 33393,9 тыс. рублей;

2008 г. - 35119,4 тыс. рублей;

2009 г. - 37945,3 тыс. рублей

Повышение качества правосудия, уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

Создание надлежащих условий для осуществления независимого правосудия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством РФ, в том числе посредством обеспечения надлежащего финансирования и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей в Чувашской Республике

Развитие общественной инфраструктуры

Указ Президента Чувашской Республики от 25 февраля 2003 г. N 13 "О завершении газификации населенных пунктов в Чувашской Республике"

2003

2004

В 2003 - 2006 годах в строительство распределительных газовых сетей вложены средства в объеме 3153,5 млн. рублей, в том числе: из республиканского бюджета Чувашской Республики - 2478,5 млн. рублей;

из федерального бюджета - 293,0 млн. рублей;

ОАО "Газпром" - 231,0 млн. рублей;

иные внебюджетные источники - 151,0 млн. рублей

В 2003 году введены в эксплуатацию 2234,1 км распределительных газовых сетей (в 2,6 раза больше, чем в 2002 г.), газифицированы 27575 домов и квартир (в 2,2 раза больше, чем в 2002 году).

В 2004 году введены в эксплуатацию 3432,1 км распределительных газовых сетей (137% к годовой программе и 154% к 2003 году), в том числе в сельской местности - 3350,8 км.

Газифицированы 44757 домов и квартир (162% к 2003 году), в том числе в сельской местности - 38406 домов и квартир (170% к 2003 году). Из подлежащих газификации 1595 сельских населенных пунктов природный газ подведен к 1594 населенному пункту (99%), жители 1560 населенных пунктов пользуются газом.

В 2005 году введены в эксплуатацию 906,6 км распределительных газовых сетей (148% от годовой программы), в том числе в сельской местности - 842,4 км, газифицированы 22687 домов и квартир (81% от годовой программы), в том числе в сельской местности - 17506 домов и квартир. Природный газ подведен к 39 сельским населенным пунктам.

Жители 113 населенных пунктов впервые начали пользоваться газом.

В 2006 году введены в эксплуатацию 165,6 км распределительных газовых сетей, в том числе в сельской местности - 146,0 км.

Газифицированы 9539 домов и квартир, в том числе в сельской местности - 4926 домов и квартир.

Природный газ подан во все сельские населенные пункты, подлежащие газификации.

В целом в 2000 - 2006 годах введены в эксплуатацию 8733,8 км распределительных газовых сетей, из них 6738,4 км - за последние четыре года, в том числе в сельской местности - 8366,6 км и 6528,7 км соответственно. Уровень газификации населенных пунктов вырос с 37% (2000 г.) до 100% (2006 г.)

Республиканская целевая программа "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики" на 2003 - 2010 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 декабря 2002 г. N 315

2003

2010

Суммарный объем финансирования Программы на 2003 - 2010 годы (в ценах 2002 г.) составляет 4061,6 млн. рублей, из них:

средства федерального бюджета - 595,4 млн. рублей (14,66%);

средства республиканского бюджета Чувашской Республики - 813,3 млн. рублей (20,02%);

средства местных бюджетов - 1135,8 млн. рублей (27,96%);

средства Международного банка реконструкции и развития - 48,6 млн. рублей (1,2%);

собственные средства предприятий - участников Программы - 470,3 млн. рублей (11,58%);

средства других внебюджетных источников - 998,2 млн. рублей (24,58%)

В Чувашской Республике проведена реконструкция 73 объектов коммунальной инфраструктуры, реконструированы 78,5 км сетей водоснабжения и канализации, 175,7 км тепловых сетей, отопительные котельные общей мощностью 1600 Гкал/ч, очистные сооружения на объектах водоснабжения производительностью 100 тыс. куб. м/сут., канализации - 6 тыс. куб. м/сут

Республиканская целевая программа "Обеспечение населения Чувашской Республики качественной питьевой водой на 2005 - 2008 годы", утвержденная Указом Президента Чувашской Республики от 29 декабря 2004 г. N 142; указы Президента Чувашской Республики от 21 мая 2001 г. N 45 "О дальнейшем развитии общественной инфраструктуры в Чувашской Республике"; от 23 сентября 2004 г. N 109 "О дополнительных мерах по обеспечению жителей Чувашской Республики качественной питьевой водой"

2005

2008

Общий объем финансирования мероприятий за 2005 - 2008 годы составит 7846,4 млн. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 2530,4 млн. рублей;

средства республиканского бюджета Чувашской Республики - 3284,7 млн. рублей;

средства местных бюджетов - 916,1 млн. рублей;

внебюджетные источники -

1049,2 млн. рублей; средства иностранных инвестиций - 66,0 млн. рублей

Реализация мероприятий Программы позволит коренным образом улучшить состояние водных объектов - источников питьевого водоснабжения, довести водопотребление до необходимого объема и качества и обеспечить достижение в 2008 году следующих показателей:

доведение среднесуточного водопотребления на 1 человека в городах и поселках до 300 литров, в сельских населенных пунктах - до 160 литров;

строительство и реконструкция водопроводных сетей - 1045 км;

увеличение объема очистки загрязненных сточных вод до нормативно-очищенных - 23,4 млн. куб. метров.

В 2005 году в Чувашской Республике сданы в эксплуатацию водопроводные сети общей протяженностью 41,4 км, из них в сельской местности - 39,8 км. Финансирование Программы составило 568,8 млн. рублей.

В 2006 году в Чувашской Республике разведаны месторождения подземных вод для обеспечения населения г. Козловки и Порецкого района эксплуатационными запасами 8000 куб. м/сут. Продолжается строительство водохранилищ питьевой воды в Вурнарском и Шемуршинском районах с целью обеспечения водой центральных и южных районов республики, испытывающих дефицит качественной питьевой воды. Закончены и приняты в эксплуатацию защитные сооружения от паводковых вод р. Цивиля в г. Цивильске. Финансирование Программы составило 833,42 млн. рублей.

На конец 2005 года введены канализационные очистные сооружения в г. Козловке мощностью 2700 куб. м/сут., первая очередь водоводов "Высоковка - Канаш" в г. Канаше, пгт Урмары, водовод от с. Полянки до г. Ядрина. Введен IV блок очистки хозпитьевого водоснабжения г. Чебоксары мощностью 100000 куб. м/сут.

Ведутся работы по обеспечению населения качественной питьевой водой, в том числе и в южной части республики, где ощущается сильный дефицит воды питьевого качества.

В 2006 году в Чувашской Республике построены водопроводные сети общей протяженностью 111,2 км.

Финансирование из республиканского бюджета Чувашской Республики в 2006 году составило 389,5 млн. рублей.

В 2006 году введены в эксплуатацию объекты водоснабжения и водоотведения в Урмарском районе (д. Большое Яниково), в Красноармейском районе (д. Яншихово-Челлы), в Козловском районе (ст. Тюрлема), в Канашском районе (дд. Новые Шальтямы, Старые Шальтямы)

Подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2006 - 2010 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 августа 2006 г. N 222

2006

2010

Общий объем финансирования мероприятий за 2006 - 2010 годы составит 4762,1 млн. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 1100,0 млн. рублей;

средства республиканского бюджета Чувашской Республики - 1196,3 млн. рублей;

средства местных бюджетов - 687,2 млн. рублей;

внебюджетные источники - 1778,6 млн. рублей

Реконструированы и построены котельные в гг. Канаше, Шумерле, Козловке, пгт Ибреси, с. Новое Чурашево Ибресинского района, с. Чурачики Цивильского района, с. Шихазаны Канашского района, с. Ишлеи Чебоксарского района, д. Малое Буяново Шемуршинского района и др.

В 2005 году обеспеченность жилищного фонда по Чувашской Республике составляла:

водопроводом - 59,4, канализацией - 55,5, центральным отоплением - 87,8, горячим водоснабжением - 47,0%.

В результате реализации мероприятий подпрограммы будет достигнуто:

снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры до 50%;

улучшение экологической ситуации;

повышение конкурентоспособности экономики Чувашской Республики через эффективное использование энергетических ресурсов;

введение в действие финансовых механизмов, обеспечивающих окупаемость целевых проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;

создание цивилизованного рынка оказания услуг в коммунальном комплексе;

повышение качества предоставляемых коммунальных услуг

Республиканская целевая программа "Модернизация и развитие автомобильных дорог в Чувашской Республике на 2006 - 2010 годы с прогнозом до 2025 года", принятая постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 сентября 2006 г. N 227

2006

2025

Общий объем финансирования мероприятий Программы за 2006 - 2025 годы составит 111777,9 млн. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 50618,9 млн. рублей;

средства республиканского бюджета Чувашской Республики - 37549,0 млн. рублей;

средства местных бюджетов - 12715,4 млн. рублей;

внебюджетные источники - 10894,6 млн. рублей

В результате реализации Программы ожидается:

развитие транспортных коридоров - 269,56 км;

перевод автомобильных дорог в высшие категории: из них республиканских I категории - 11,7 км, II категории - 124,44 км, III категории - 308,9 км;

прирост дорожной сети, в том числе:

на республиканских автомобильных дорогах общего пользования, являющихся собственностью Чувашской Республики, - 78,1 км;

на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в Чувашской Республике, являющихся собственностью муниципальных образований, - 966,7 км;

повышение транспортной доступности за счет соединения сельских населенных пунктов автодорогами с сетью дорог общего пользования - 100%;

повышение технико-экономических показателей дорожной сети автомобильных дорог общего пользования, в том числе:

республиканской сети автомобильных дорог общего пользования - 1557,2 км;

местной сети автомобильных дорог общего пользования - 971,0 км.

В 2006 году велась работа по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального и республиканского значений и сооружений на них.

Затраты на выполнение объемов работ за 2006 год составили 2849,3 млн. рублей и возросли по сравнению с аналогичными затратами 2005 года в 1,6 раза. На ремонт автомобильных дорог и дорожных сооружений направлялось 32,0% средств. Ввод в действие автомобильных дорог с твердым покрытием составил 98,3 км, из них 8,13 км - улично-дорожной сети.

На финансирование мероприятий, предусмотренных Указом Президента Чувашской Республики от 21 августа 2006 г. N 68 "О мерах по ускоренному завершению строительства сети автомобильных дорог Чувашской Республики", было направлено 731,6 млн. рублей

Республиканская комплексная программа государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2006 - 2010 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 апреля 2006 г. N 101;
постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы;
Указ Президента Чувашской Республики от 30 января 2004 г. N 10 "О дополнительных мерах по стимулированию жилищного строительства в Чувашской Республике"

2006

2010

Общий объем финансирования Программы за 2006 - 2010 годы составит 62540,8 млн. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 8794,5 млн. рублей;

средства республиканского бюджета Чувашской Республики - 8647,5 млн. рублей;

средства местных бюджетов - 3286,1 млн. рублей;

внебюджетные источники - 41812,7 млн. рублей, из них:

средства организаций - 3537,5 млн. рублей; средства кредитных организаций - 16750 млн. рублей; иностранные инвестиции и кредитные ресурсы - 885 млн. рублей;

средства населения - 20640,2 млн. рублей

Реализация Программы должна обеспечить достижение в 2010 году следующих показателей:

доведение объемов вводимого жилья на 1 человека до 0,94 кв. метра;

рост обеспеченности общей площадью жилья на 1 человека до 24,3 кв. метра;

решение жилищной проблемы граждан, которые стояли в очереди в органах местного самоуправления на 1 марта 2006 года;

увеличение годового объема ввода общей площади жилья до 1200 тыс. кв. метров;

объем выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов и займов гражданам на сумму 4620 млн. рублей;

снижение среднего времени ожидания предоставления жилых помещений социального использования с 15 - 20 лет до 5 - 7 лет.

В 2006 году в Чувашской Республике построены 8804 квартиры общей площадью 854,5 тыс. кв. метров. По сравнению с 2005 годом общая площадь введенного жилья увеличилась на 16,6%.

За счет средств федерального бюджета введено в действие 2,7 тыс. кв. метров общей площади жилья за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов - 6,9 тыс. кв. метров.

По ипотечному кредитованию построено жилья общей площадью 16,5 тыс. кв. метров, что в 1,5 раза больше, чем в 2005 году.

В сельской местности введено в строй жилых домов общей площадью 426,7 тыс. кв. метров (49,9% от общего объема введенного жилья), что на 19,3% больше, чем в 2005 году

Развитие механизмов ипотечного жилищного кредитования и формирование рынка жилья

Республиканская комплексная программа государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2006 - 2010 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 апреля 2006 г. N 101;

подпрограмма "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Чувашской Республике" Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2006 - 2010 годы, принятая постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 ноября 2006 г. N 285;

Стратегия развития строительного комплекса Чувашской Республики до 2010 года, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 марта 2003 г. N 51;
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 октября 2003 г. N 246 "О дальнейшем развитии индустриального домостроения в Чувашской Республике";
указы Президента Чувашской Республики от 30 января 2004 г. N 10 "О дополнительных мерах по стимулированию жилищного строительства в Чувашской Республике", от 27 декабря 2004 г. N 140 "О мерах по расширению рынка жилья и обеспечению его доступности для граждан", от 6 марта 2002 г. N 51 "О мерах по усилению государственной поддержки молодых граждан в Чувашской Республике"

2000

2010

В 2000 - 2005 годах в Чувашской Республике выдано ипотечных кредитов на сумму 2488,2 млн. рублей, в 2006 году - на 3,2 млрд. рублей.

На развитие ипотечного жилищного кредитования в 2006 - 2010 годах намечено выделить 62540,8 млн. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 8794,5 млн. рублей;

средства республиканского бюджета Чувашской Республики - 8647,5 млн. рублей;

средства местных бюджетов - 3286,1 млн. рублей; внебюджетные источники - 41812,7 млн. рублей

Предусмотрено достижение к 2010 году следующих показателей:

доведение объемов вводимого жилья на 1 человека до 0,94 кв. метра;

рост обеспеченности общей площадью жилья на 1 человека до 24,3 кв. метра;

решение жилищных проблем граждан, стоявших в очередях в органах местного самоуправления по состоянию на 1 марта 2006 года;

увеличение годового объема ввода общей площади жилья до 1200 тыс. кв. метров;

объем выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов и займов гражданам на сумму 4620 млн. рублей;

снижение среднего времени ожидания предоставления жилых помещений социального использования с 15 - 20 лет до 5 - 7 лет

Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Чувашской Республике на 2003 - 2007 годы, в том числе реформирование и регулирование земельных и имущественных отношений в Чувашской Республике на 2003 - 2007 годы

Федеральная целевая программа "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2007 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 745;

республиканская целевая программа "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Чувашской Республике на 2003 - 2007 годы", утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 октября 2002 г. N 258;
Указ Президента Чувашской Республики от 3 октября 2006 г. N 80 "О дополнительных мерах по завершению государственного кадастрового учета земельных участков и государственного учета объектов недвижимости в Чувашской Республике"

2003

2007

Общий объем финансирования - 140,8 млн. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 31,4 млн. рублей;

средства республиканского бюджета Чувашской Республики - 69,4 млн. рублей;

средства местных бюджетов - 40,0 млн. рублей

Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, представляющей собой совокупность построенных на единых методологических и программно-технических принципах государственных баз данных; создание автоматизированной системы управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений; создание системы электронного обмена сведениями между органами (организациями) по формированию, кадастровому учету, технической инвентаризации, оценке, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами по управлению государственным и муниципальным имуществом, налоговыми и другими органами; проведение разграничения государственной собственности на землю и регистрации прав собственности на земельные участки Российской Федерации, Чувашской Республики и муниципальных образований с введением в автоматизированные базы данных информации о земельных участках и прочно связанных с ними объектах недвижимого имущества

Распределение земельных участков для целей строительства исключительно на конкурсной основе

Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 2 августа 2005 г. N 195 "О порядке распоряжения земельными участками до разграничения государственной собственности на землю на территории Чувашской Республики"

III квартал 2005 г.

Повышение эффективности использования земельных ресурсов, упорядочение процесса выделения земельных участков до разграничения государственной собственности на землю на территории Чувашской Республики и создание режима наибольшего благоприятствования привлекаемым в Чувашскую Республику инвестициям

Административная реформа

Республиканская целевая программа "Проведение административной реформы в Чувашской Республике в 2006 - 2008 годах", утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 апреля 2006 г. N 98

2006

2008

16088 тыс. рублей

Улучшение качества и доступности государственных услуг;

повышение эффективности функционирования системы государственного и муниципального управления и обеспечение ориентации деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики на реализацию стратегических приоритетов социально-экономического развития Чувашской Республики;

ограничение вмешательства органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе дальнейшая работа по прекращению избыточного государственного регулирования.

В процессе достижения поставленных целей предстоит обеспечить решение следующих задач:

внедрение механизмов управления по результатам и проектного управления в органах исполнительной власти Чувашской Республики и органах местного самоуправления;

оптимизация функций органов исполнительной власти Чувашской Республики и завершение процесса приведения структур и функций органов исполнительной власти Чувашской Республики в соответствие с ключевыми стратегическими задачами и приоритетами;

разработка и внедрение стандартов государственных и муниципальных услуг;

развитие электронного управления, интеграция информационных и коммуникационных технологий в государственное и муниципальное управление;

дальнейшее развитие государственной гражданской службы Чувашской Республики

Реформа местного самоуправления

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Закон Чувашской Республики от 18 октября 2004 г. N 19 "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике"

2003

2008

Реализация реформы местного самоуправления является значительным этапом в развитии одного из важнейших демократических институтов публичной власти - органов местного самоуправления.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривающий существенное реформирование территориальных, функциональных, организационных и финансово-экономических основ местного самоуправления, вступил в действие на территории Чувашской Республики с 1 января 2006 г. в полном объеме.

В целях реализации указанного Федерального закона, обеспечения разграничения полномочий между органами государственной власти Чувашской Республики и органами местного самоуправления принят Указ Президента Чувашской Республики от 23 марта 2004 г. N 19 "О мерах по совершенствованию межбюджетных отношений и развитию местного самоуправления на территории Чувашской Республики".

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 9 апреля 2004 г. N 73 утвержден План мероприятий по реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на территории Чувашской Республики, определивший работу органов государственной власти Чувашской Республики по всем направлениям реформирования местного самоуправления.

В результате выполняемых мероприятий в Чувашской Республике сформирована достаточная нормативная правовая база, направленная на реализацию указанного выше Федерального закона. Приняты следующие нормативные правовые акты:
Закон Чувашской Республики от 28 апреля 2004 г. N 2 "О местном референдуме и голосовании по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления";
Закон Чувашской Республики от 18 октября 2004 г. N 19 "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике";
Закон Чувашской Республики от 24 ноября 2004 г. N 37 "Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа";
Закон Чувашской Республики от 24 ноября 2004 г. N 38 "О совмещении выборов и продлении сроков полномочий органов местного самоуправления в Чувашской Республике";
Закон Чувашской Республики от 29 марта 2005 г. N 7 "Об органах местного самоуправления вновь образованных городских и сельских поселений Чувашской Республики";
Закон Чувашской Республики от 30 ноября 2006 г. N 55 "О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями";
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 марта 2004 г. N 67 "О примерной инструкции по делопроизводству в органах местного самоуправления Чувашской Республики";
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 мая 2005 г. N 136 "Об организации бюджетного процесса на местном уровне в соответствии с Законом Чувашской Республики "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике";
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 января 2006 г. N 2 "О Порядке ведения органами местного самоуправления в Чувашской Республике учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений".

Внесены соответствующие изменения в Конституцию Чувашской Республики, законы Чувашской Республики от 23 июля 2001 г. N 36 "О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике", от 19 декабря 1997 г. N 28 "Об административно-территориальном устройстве Чувашской Республики", от 25 ноября 2003 г. N 41 "О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике", постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 1 сентября 2003 г. N 212 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющем контроль за исполнением переданных органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственных полномочий Чувашской Республики по созданию и обеспечению деятельности административных комиссий для рассмотрения дел об административных правонарушениях", от 25 декабря 2003 г. N 321 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Чувашской Республики, обеспечивающем государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Чувашской Республики".
Законом Чувашской Республики от 24 ноября 2004 г. N 37 "Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа" 317 муниципальных образований наделены соответствующим статусом, в том числе 21 муниципальный район, 5 городских округов, 7 городских поселений, 284 сельских поселения.

Органы местного самоуправления в муниципальных образованиях Чувашской Республики сформированы в соответствии со структурой, предусмотренной в уставах указанных муниципальных образований, которые прошли государственную регистрацию.

16 октября 2005 г. прошли выборы в представительные органы муниципальных образований, глав муниципальных образований. Срок полномочий глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований составляет 5 лет.

Главы муниципальных образований в муниципальных районах, городских округах и городских поселениях одновременно являются главами администраций муниципальных образований, в сельских поселениях они также входят в состав представительного органа муниципального образования и возглавляют его.

Для реализации Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" и Указа Президента Чувашской Республики от 1 февраля 2006 г. N 7 "О мерах по обеспечению развития местного самоуправления" распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 февраля 2006 г. N 30-р утвержден План разработки проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики.

Органами исполнительной власти Чувашской Республики регулярно оказывается методическая помощь органам местного самоуправления по разработке соответствующих проектов нормативных правовых актов муниципальных образований.

В 2006 году оказание методической помощи органам местного самоуправления осуществлялось в соответствии с Планом мероприятий по оказанию методической помощи органам местного самоуправления в Чувашской Республике в 2006 году, утвержденным распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 6 марта 2006 г. N 37-р.

В целях разграничения муниципального имущества, его перераспределения между муниципальными районами и поселениями, для достижения максимальной эффективности использования муниципального имущества проведена инвентаризация находящихся на территориях муниципальных образований и в муниципальной собственности объектов недвижимости.

В результате проделанной работы принят Закон Чувашской Республики от 5 октября 2006 г. N 48 "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами и поселениями", которым утверждены перечни муниципального имущества, передаваемого из собственности муниципальных районов в собственность городских, сельских поселений. Всего сформировано 288 перечней муниципального имущества, передаваемого из собственности муниципальных районов в собственность поселений.

В целях обеспечения взаимодействия органов государственной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления по вопросам организации местного самоуправления, социально-экономического развития муниципальных образований принят Указ Президента Чувашской Республики от 14 февраля 2006 г. N 11 "О Совете глав районов и городов при Президенте Чувашской Республики".

26 мая 2006 г. состоялся съезд муниципальных образований Чувашской Республики, где утвержден состав Совета муниципальных образований Чувашской Республики и принят его Устав