КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2003 года N 51
О Стратегии развития строительного комплекса Чувашской Республики до 2010 года
В целях обеспечения реализации Президентской программы основных социально-экономических преобразований в Чувашской Республике до 2005 года, Указа Президента Чувашской Республики от 21 мая 2001 г. N 45 "О дальнейшем развитии общественной инфраструктуры в Чувашской Республике", ускорения процесса создания современных материально оснащенных строительных организаций, внедрения в отрасли эффективных наукоемких энергосберегающих технологий, обеспечения повышения качества и конкурентоспособности строительной продукции, строительных материалов, изделий и конструкций, обеспечения высоких потребительских характеристик зданий и сооружений, их надежности, безопасности, комфортности, эксплуатационной экономичности, преобразования среды жизнедеятельности человека и ее дальнейшего развития до уровня социально благополучных и технически развитых стран, интеграции строительного сектора в мировой рынок Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития строительного комплекса Чувашской Республики до 2010 года (далее - Стратегия).
2. Министерству строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Чувашской Республики разработать программы, необходимые для осуществления Стратегии, и принять меры по их выполнению.
3. Рекомендовать министерствам и иным органам исполнительной власти Чувашской Республики, органам самоуправления районов и городов Чувашской Республики, организациям строительного комплекса осуществить меры по реализации Стратегии.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Чувашской Республики.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики - Н.Партасова
Состояние строительного комплекса Чувашской Республики
Инвестиционная деятельность
Дорожное строительство
Жилищное строительство
Газификация
Градостроительство, проектирование, ценообразование
Подрядная деятельность, строительная индустрия, промышленность строительных материалов
Финансовое оздоровление предприятий и организаций строительного комплекса
Энергоресурсосбережение
Качество
Обеспечение кадрами
Научное сопровождение отрасли
Охрана труда
Представительская политика
Стратегия развития строительного комплекса Чувашской Республики до 2010 года (далее - Стратегия) направлена на обеспечение реализации Президентской программы стратегических направлений экономического развития Чувашской Республики до 2010 года, Указа Президента Чувашской Республики от 21 мая 2001 г. N 45 "О дальнейшем развитии общественной инфраструктуры в Чувашской Республике", ускорение процесса создания современных материально оснащенных строительных организаций, внедрение в отрасли эффективных наукоемких энергоресурсосберегающих технологий, обеспечение повышения качества и конкурентоспособности строительной продукции, строительных материалов, изделий и конструкций, обеспечение высоких потребительских характеристик зданий и сооружений, их надежности, безопасности, комфортности, эксплуатационной экономичности, преобразование среды жизнедеятельности человека и ее дальнейшего развития до уровня социально благополучных и технически развитых стран, интеграцию строительного сектора в мировой рынок.
Чувашская Республика располагает сложившимся и достаточно развитым строительным комплексом. В настоящее время он включает в себя 1240 строительных, промышленных, проектно-изыскательских предприятий и организаций, из них 214 крупных и средних, 1026 малых предприятий (82,7%). Общая численность работников составляет около 40 тыс. человек, в том числе в малых предприятиях около 10 тыс. человек (25%). Строительным комплексом создается 10,3% валового регионального продукта. В 2002 году выполнено подрядных работ на сумму 5,0 млрд. рублей, в том числе за пределами республики 0,78 млрд. рублей, выпущено строительных материалов и изделий на сумму 1,8 млрд. рублей.
Начиная с 2002 года наметился существенный рост производства продукции промышленности строительных материалов (рост на 16,9% к предыдущему году) и объемов подрядных работ (на 4,3% к предыдущему году). Растет производительность труда, загрузка незадействованных мощностей, наблюдается тенденция увеличения объемов инвестиций в обновление основных фондов отрасли.
Начиная с 1999 года уменьшается число убыточных предприятий в промышленности строительных материалов. В 2002 году их доля по сравнению с 2001 годом уменьшилась на 17,2%. В подрядных организациях за этот же период убытки сократились на 66%.
Моральный и физический износ основных фондов составляет около 60%, а основных строительных машин и механизмов - от 61,5% до 96,7%.
Начиная с 2000 года, начался рост использования потенциала строительных организаций и предприятий промышленности строительных материалов. В 2002 году по строительным организациям он составил 58% к уровню 1990 года, по предприятиям строительной индустрии и промышленности строительных материалов 49%. К 2010 году использование потенциала подрядных организаций и предприятий промышленности строительных материалов достигнет уровня 1990 года.
Снизился процент использования неконкурентоспособных производственных мощностей, производивших строительные материалы и изделия для промышленного строительства, каркасно-панельного домостроения устаревших серий 17 и 121 "Ч", общественных зданий и сооружений серии 1-090.
До конца 90-х годов падала зарплата. Терялись квалифицированные кадры. Принятые меры позволили поднять среднемесячную заработную плату работающих в строительных организациях в 2002 году до 3078 рублей, что выше уровня среднереспубликанской заработной платы на 24,7%, в промышленности строительных материалов до 2953 рублей, что выше среднереспубликанской заработной платы на 19,6%. В 2002 году по сравнению с 2001 годом заработная плата в подрядных организациях выросла на 35,8%, в промышленности строительных материалов на 37,8%.
Показатели | Единица измерения | Всего | Строительство | Промышленность строительных материалов | Проектирование и изыскание |
1. Объем работ, услуг, выпущенной продукции | млн.руб | 5000 | 1800 | 102 | |
в том числе: | |||||
по крупным и средним организациям | млн.руб. | 2300 | 1130 | 42 | |
2. Количество организаций | ед. | 1240 | 1105 | 91 | 44 |
в том числе: | |||||
крупных и средних | ед. | 214 | 166 | 42 | 6 |
3. Численность работников | тыс.чел | 40 | 25,2 | 9,8 | 5 |
в том числе: | |||||
в крупных и средних организациях | тыс.чел | 26 | 18,6 | 6,9 | 0,5 |
4. Средняя заработная плата | руб. | 2469 | 3078 | 2953 | 3980 |
Необходимы результативные действия по использованию разведанных месторождений гипса, песка стекольного, глины для производства местных строительных материалов, по реализации инвестиционных проектов по производству современных эффективных базальтовых утеплителей, облицовочного кирпича.
Следует отметить не конкурентоспособность многих строительных материалов и конструкций, зависимость республики от поставок важных строительных материалов извне. Качество выпускаемых строительных материалов и изделий не в полной мере удовлетворяет предъявляемым требованиям: по кирпичу брак составляет 8%, по сборному железобетону - 1,2%, по столярным изделиям - 7 процентов. Не на должном уровне качество строительно-монтажных работ, до 10% составляет брак.
Качество проектирования не соответствовало предъявляемым требованиям, каждый второй проект возвращался на доработку, более 70% высококвалифицированных специалистов-проектировщиков - старшего возраста. Для сохранения кадрового потенциала проектировщиков в головных проектных организациях необходимо было увеличить их заработную плату. Уже сегодня средняя заработная плата проектировщиков составляет около 4000 рублей, что выше уровня заработной платы строителей на 12,5%. Стоимость проектных работ по сравнению с 1990 годом увеличилась на 0,3% и составляет 3,3% от стоимости строительства.
Применяемая до настоящего времени сметно-нормативная база ценообразования в строительстве не соответствовала современным технологиям строительного производства. Предусмотренные в ней ресурсно-стоимостные показатели были несоразмерны с реальными затратами, определяющими стоимость строительной продукции в современных условиях. Занижение составляла до 20%. Поэтому подготовлен и с 2003 года осуществляется переход на новую сметно-нормативную базу ценообразования.
В последние десятилетия ослабло государственное регулирование формирования и развития населенных пунктов. Практически повсеместно перестали разрабатываться планы стратегического развития территории. Необходим был системный подход в стратегии развития республики. В связи с этим был принят Указ Президента Чувашской Республики от 21 мая 2001 г. N 45 "О дальнейшем развитии общественной инфраструктуры в Чувашской Республике", в соответствии с которым необходимо обеспечить формирование в населенных пунктах эффективной общественной инфраструктуры (социальной, инженерной, транспортной), создать условия для достойной жизни человека и в первую очередь проживающего в сельской местности.
Стратегия должна реализовываться через стратегию инвестиций как основной рабочий механизм.
Интенсивность инвестиционно-строительной деятельности на любой территории - это индикатор ее экономического и социального благополучия.
Приоритетными направлениями инвестиционной деятельности Правительства Чувашской Республики до 2010 года является блок основных инвестиционных программ в рамках выполнения Президентской программы стратегических направлений экономического развития Чувашской Республики до 2010 года.
Следует отметить социальную значимость дорожного строительства, газификации и жилищного строительства. Зона ответственности государства - особо важные объекты инженерной, транспортной инфраструктуры, вопросы защиты территорий от природных и техногенных опасностей, объекты социальной сферы (образование, здравоохранение, культура и др.).
В 2005 году объем инвестиций в республике в ценах 2002 года составит 9700 млн. рублей, в том числе из федерального и республиканского бюджетов - 3380 млн. рублей, внебюджетных - 6320 млн. рублей. К 2010 году объем инвестиций в ценах 2002 года в целом составит 22000 млн. рублей, в том числе бюджетных - 5680 млн. рублей, внебюджетных - 16320 млн. рублей.
В 2003 году доля бюджетных инвестиций составит 36% от общего объема инвестиций, против 27% в 2001 году. С 2003 по 2004 годы, в целях завершения газификации населенных пунктов в 2004 году, резко возрастут объемы инвестиций в газификацию. С 2005 года прогнозируется увеличение объемов инвестиций в дорожное и жилищное строительство. Со снижением доли бюджетного финансирования существенно изменится структура инвестиций в основной капитал.
В части развития инвестиционно-строительной деятельности необходимо:
1. Системный подход к стратегии развития территории республики, ее районов и городов.
2. Разработка нормативно-технических требований к развитию строительного комплекса: нормативы, стандарты, сертификаты как на строительные материалы, так и на технологии. Принятие системы мер по адаптации и переработке строительных норм и стандартов с целью учета достижений мировой практики и их сопряжения с европейскими.
3. Создание базы правового регулирования территории с целью расширения возможностей вовлечения в рыночный оборот объектов недвижимости (земли и прочно связанных с ней объектов имущественного комплекса). Это, прежде всего, зональные правовые регламенты, правила застройки, законы о налогообложении и др.
Эффективность государственных вложений может быть рациональной в случае получения на один рубль государственных вложений - 5-6 рублей частных вложений.
В ближайшие годы предстоит решить вопросы по созданию свободного рынка инвестиционных ресурсов, изменению налоговой политики с предоставлением льгот организациям и лицам, занятым инвестиционно-строительной деятельностью, принятию необходимых законодательных и нормативных актов, регулирующих отношения участников инвестиционно-строительной деятельности и дополнительных законодательных актов о регулировании отношений инвесторов, застройщиков и других участников инвестиционно-строительной деятельности.
В соответствии с Президентской программой стратегических направлений экономического развития в Чувашской Республике до 2010 года необходимо до 2005 года построить 276 км дорог, отремонтировать 530 км дорог. До 2010 года необходимо построить 826 км дорог, отремонтировать 2063 км дорог. При этом освоить до 2005 года 3277 млн. рублей капитальных вложений, в 2010 году достичь освоения капитальных вложений 2339 млн. рублей в год (в ценах 2002 года).
К 2010 году соединить 354 населенных пункта дорогами общего пользования, подвести дороги с твердым покрытием по маршрутам школьных автобусов к 151 базовой школе.
Продолжить работы по модернизации сети территориальных и федеральных автомобильных дорог. Обеспечивать удобство и безопасность движения автотранспорта, дальнейшее развитие дорожного сервиса до уровня европейских стандартов (строительство АЗС, кафе, гостиниц, пунктов технического обслуживания автомобилей), внедрение систем автоматического управления движением, строительство обходов крупных населенных пунктов, в целях выноса из них транзитных потоков и сокращения отрицательного воздействия на окружающую среду.
Значительно повысить уровень качества выполняемых работ по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог, увеличить срок их службы в 1,5-2 раза. Для этого внедрять в строительстве и реконструкции автомобильных дорог экономичные, облегченные конструкции дорожных одежд, применять стадийное строительство дорог. При строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог применять передовые технологии, в том числе технологии холодной регенерации дорожных одежд, поверхностно-активные вещества при производстве асфальто- и цементобетонных смесей, использование стабилизаторов грунтов при устройстве земляного полотна, строительстве оснований с использованием цемента, литых асфальтобетонных смесей при ремонте автодорог, высокомарочный щебень. Применять новые передвижные автоматизированные асфальтобетонные заводы производительностью 100-150 тонн в час, модернизировать старые асфальтобетонные заводы, использовать широкозахватные асфальтоукладчики с катками вибрационного и пневматического действия.
В рамках реализации Президентской программы социально-экономических преобразований Чувашской Республики Президентом Чувашской Республики была сформирована радикально новая экономическая модель решения жилищной проблемы в республике, направленная на создание комфортной жилой среды, достойной человека, на стимулирование при определенной государственной поддержке его личной инициативы и предприимчивости в решении жилищного вопроса. Миссия органов власти определена как проведение грамотной и эффективной социально-экономической и инвестиционной политики по созданию условий для удовлетворения потребности человека в жилище. В первую очередь была создана соответствующая региональная нормативная правовая база для становления рыночных отношений в жилищной сфере применительно к сложившимся социально-экономическим условиям Чувашской Республики.
В соответствии с Президентской программой социально-экономического развития республики за последние 9 лет за счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию около 4,5 млн.кв. метров жилья; число семей, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий, сокращено в 2 раза; средняя обеспеченность жильем увеличилась с 16,6 до 18,7 кв.м на одного человека (сегодня по Российской Федерации - 19,3 кв.м).
С 2003 года по 2005 год за счет всех источников финансирования необходимо построить 1,8 млн.кв.м жилья. К 2010 году годовой объем сдаваемого жилья довести до 800 тыс.кв.м, из них до 60% индивидуального жилья, 28% многоэтажных жилых домов, 12% малоэтажного жилья, 55% в городах, 45% на селе. При этом довести среднюю обеспеченность жильем до 23,3 кв.м на человека.
Приоритетным направлением в жилищной политике является государственная поддержка малообеспеченных категорий граждан, молодых семей, сельских жителей через бесплатное жилье и предоставление безвозмездных государственных субсидий, льготных ипотечных кредитов, субсидирование процентных ставок банковских кредитов. В качестве дополнительных внебюджетных источников финансирования в развитии жилищного строительства использовать средства негосударственных пенсионных фондов.
Основными перспективными направлениями в жилищной политике на селе будет строительство новых экономичных быстровозводимых жилых домов, жилищно-сервисных комплексов, стабильное наращивание социальной, инженерной инфраструктуры для обеспечения полноценной среды жизнедеятельности сельского населения.
В городах необходимо перейти к массовой реконструкции жилой застройки с домами первых серий, обеспечивающей сохранность зданий, предусматривающей перепланировку и переоборудование квартир, повышение теплозащиты и получение дополнительной площади за счет надстройки и расширения зданий.
Одним из направлений в части обновления жилищного фонда является последовательный снос ветхих и аварийных жилых домов, возведение на их месте новых, более комфортных домов с современными архитектурно-техническими решениями.