КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2001 года N 163
О Концепции развития налогового потенциала Чувашской Республики
Признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 августа 2008 г. N 244
В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития, повышения финансовой самостоятельности Чувашской Республики, реализации Программы реформирования системы управления общественными финансами в Чувашской Республике Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития налогового потенциала Чувашской Республики (далее - Концепция).
2. Министерству финансов Чувашской Республики совместно с Министерством экономики Чувашской Республики осуществлять формирование республиканского бюджета Чувашской Республики на 2002 год и последующие годы с учетом положений Концепции.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления проводить социально-экономическую политику и формирование местных бюджетов исходя из основных положений Концепции.
4. Предложить Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Чувашской Республике и Территориальному органу Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в Чувашской Республике в рамках реализации Соглашений о взаимодействии, заключенных с Кабинетом Министров Чувашской Республики, организовать работу в соответствии с направлениями Концепции.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики - Э. Аблякимов
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Концепция развития налогового потенциала Чувашской Республики (далее - Концепция) определяет основные цели, задачи и направления государственной политики Чувашской Республики в отношении формирования и развития налогового потенциала, обеспечивающего устойчивый рост экономики и социальной сферы, усиление мобилизующей роли бюджета и повышение финансовой самостоятельности республики, создание сбалансированной и стабильной налоговой системы.
Под налоговым потенциалом Чувашской Республики в Концепции понимается совокупность возможных налоговых поступлений в бюджеты Чувашской Республики.
Одним из важнейших направлений экономических преобразований в Чувашской Республике на среднесрочную перспективу является повышение эффективности управления общественными финансами, что может быть достигнуто на основе дальнейшего совершенствования налоговой системы, укрепления и развития налогового потенциала. В связи с этим назрела необходимость проведения оценки хода реформирования налоговой системы Чувашской Республики, объема и структуры поступлений налогов и сборов и резервов их мобилизации в республиканский и местные бюджеты Чувашской Республики.
Необходимость Концепции диктуется следующими обстоятельствами:
а) развитие рыночных отношений и реформирование экономики, что требует обновления механизмов реализации социально-экономической политики, в том числе на региональном уровне;
б) появление благоприятных экономических условий для увеличения налогового потенциала и повышения устойчивости бюджетной системы Чувашской Республики, связанных со стабилизацией макроэкономической ситуации и формированием новых правил межбюджетных отношений;
в) осуществление налоговой реформы и внесение изменений в законодательство о налогах и сборах на федеральном уровне, что предопределяет проведение соответствующей работы по совершенствованию законодательства Чувашской Республики о налогах и сборах;
г) отсутствие в действующих нормативных актах четких критериев, позволяющих организовать работу по развитию налогового потенциала на республиканском и муниципальном уровнях.
В рамках намеченных целей социально - экономического развития предстоит реализовать качественно новый этап реформирования налоговой системы, направленный на концентрацию усилий по развитию налогового потенциала.
Налоговые преобразования, проведенные в Чувашской Республике в рамках реформирования налоговой системы на федеральном уровне, способствовали созданию благоприятного налогового и инвестиционного климата.
В республике введены налог с продаж, упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства, единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности с одновременной отменой множества малоэффективных и трудоемких в исчислении, учете и налоговом администрировании местных налогов и сборов.
В целях повышения заинтересованности предприятий, кредитных учреждений в инвестировании реального сектора экономики, создания новых производств и рабочих мест, социальной защиты населения практикуется предоставление льгот по ряду налогов, в том числе по налогу на прибыль предприятий и организаций, налогу на имущество предприятий, налогу с продаж.
Активно используются возможности предоставления государственной поддержки предприятий в виде налоговых отсрочек, реструктуризации задолженности по платежам в бюджет. В 2000 году в республике провели реструктуризацию и получили отсрочку по платежам в бюджет 222 предприятия на сумму 541 млн. рублей.
Налоговыми органами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации на постоянной основе ведется работа с налогоплательщиками по исполнению ими обязанности по уплате налогов и сборов, предпринимаются меры по снижению и ликвидации налоговой задолженности.
В целях качественного обеспечения сбора налоговых платежей с 1999 года ведется единый государственный реестр налогоплательщиков Чувашской Республики, ежемесячно проводится мониторинг уплаты налогов и сборов крупными налогоплательщиками.
Активно осуществляются меры по финансовому оздоровлению предприятий. Так, в результате проведения процедур конкурсного производства и внешнего управления за 1998 - 2000 годы в бюджеты Чувашской Республики поступило около 100 млн. рублей.
Бюджетная политика является ключевым звеном экономической политики государства и направлена на превращение бюджета в подлинный инструмент финансового оздоровления экономики и развития отечественных товаропроизводителей. В рамках начатого в 1994 году на федеральном уровне реформирования межбюджетных отношений Чувашская Республика в 1995 году приступила к реформе межбюджетных отношений между республиканским бюджетом Чувашской Республики и бюджетами районов и городов, основными целями которой стали усиление заинтересованности органов государственной власти и органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов бюджета и повышение ответственности за результаты социально-экономического развития, сбалансированность бюджета и бюджетную обеспеченность.
Структура налоговых доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики в 2000 году сложилась следующим образом.
Доходная часть консолидированного бюджета Чувашской Республики формируется преимущественно за счет налоговых доходов. Удельный вес налоговых доходов в составе собственных доходов бюджета в 2000 году составил 92,6 процента.
На формирование неналоговых доходов бюджетов Чувашской Республики определяющее влияние оказывает использование государственной и муниципальной собственности. Работа по повышению эффективности управления государственным имуществом проводится в соответствии с Концепцией управления государственным имуществом Чувашской Республики, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 августа 1999 г. N 196, Концепцией оценки стоимости государственного и муниципального имущества в Чувашской Республике, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 1 марта 2001 г. N 24, Законом Чувашской Республики "Об управлении государственной собственностью Чувашской Республики", Положением об управлении и распоряжении государственной собственностью Чувашской Республики, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 2 июля 2001 г. N 151.
Основная доля налоговых доходов приходится на налог на доходы физических лиц (21,5 процента), налог на прибыль предприятий и организаций (20,1 процента), налог с продаж (14,4 процента), налог на имущество предприятий (14 процентов) и акцизы (10 процентов).
В структуре налоговых доходов сохраняется высокая доля федеральных налогов - 62 процента, доля республиканских налогов составляет 30,6 процента, местных - 7,4 процента.
Оценка налоговых доходов в территориальном разрезе свидетельствует о том, что 76,1 процента всех поступлений дают города, среди городов 74 процента платежей приходится на г. Чебоксары. Среди районов по значению в формировании налоговых доходов выделяются Чебоксарский (2,7 процента), Ядринский (2,4 процента) и Марпосадский (2,3 процента). Доля остальных районов существенно ниже.
Анализ структуры налоговых доходов по отраслям экономики показывает, что более половины (52 процента) поступлений обеспечивает промышленность, 12,2 процента - торговля и общественное питание, 6,3 процента - строительство, 4,5 процента - транспорт, по 2,5 процента - сельское хозяйство и связь, 2,3 процента - жилищно-коммунальное хозяйство.
В объеме налоговых поступлений, которые дает промышленность, основная доля приходится на налоговые платежи предприятий машиностроения и металлообработки (31,1 процента), пищевой (28,9 процента), химической промышленности (12,9 процента) и электроэнергетики (11,2 процента).
Темпы роста задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Чувашской Республики к концу 2000 года по сравнению с его началом составили 144,8 процента. Важное значение использования резервов мобилизации налоговых доходов, связанных с погашением задолженности, подтверждает тот факт, что к концу 2000 года задолженность по налоговым платежам в консолидированный бюджет Чувашской Республики составила 18,2 процента от фактически поступивших в течение года налогов и сборов.
Качественный состав задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Чувашской Республики показывает, что почти половина задолженности приходится на начисленные пени и штрафы, что требует проведения серьезной работы по ее реструктуризации.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что недостатком налоговой системы является множественное количество законов и подзаконных актов, которые зачастую не имеют единого трактования содержащихся в них норм и противоречат друг другу, что может стать препятствием в создании прозрачной налоговой системы как в целом для налогоплательщиков, так и для инвесторов в частности.
Таким образом, основной акцент при решении задач укрепления и усиления доходной базы республики целесообразно сделать на повышении доходов населения, создании условий рентабельной работы и укреплении финансово - экономического положения предприятий и организаций, всесторонней государственной поддержке предприятий агропромышленного комплекса, развитии рынка недвижимости и учете подлежащего налогообложению имущества предприятий и физических лиц. Необходимо задействовать также резервы расширения потребительского рынка и сферы услуг, развития предпринимательского сектора экономики. В целях наиболее полной мобилизации налоговых доходов в бюджеты Чувашской Республики необходимо на основе проведения постоянного мониторинга задолженности, ее структуры и динамики принятие активных мер налогового администрирования для ее снижения и ликвидации.
Реализация Концепции направлена на достижение следующих целей:
осуществление налоговой реформы, создание рациональной и стабильной налоговой системы, позволяющей максимально использовать налоговый потенциал республики для обеспечения динамичных темпов социально - экономического развития;
обеспечение устойчивого роста налоговых поступлений в бюджетную систему Чувашской Республики за счет увеличения числа объектов налогообложения и оптимизации структуры налоговых платежей.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
формирование эффективной системы межбюджетных отношений путем ее дальнейшего реформирования;
совершенствование законодательства Чувашской Республики о налогах и сборах, его упрощение и систематизация;
проведение регулярного анализа налогового потенциала республики для определения возможных путей его развития;
оптимизация налоговых льгот;
совершенствование налогового администрирования с целью повышения фактической собираемости налогов и сборов;
стимулирование развития реального сектора экономики, создание благоприятного инвестиционного климата в республике;
повышение уровня жизни и расширение платежеспособного спроса населения, содействие развитию потребительского рынка и сферы платных услуг населению;
развитие рынка недвижимости.
Анализ современного состояния налоговой системы Чувашской Республики и намечаемой стратегии осуществления налоговой реформы в Российской Федерации позволяет определить следующие основные направления реализации Концепции:
3.1. Осуществление социально-экономической политики, обеспечивающей:
последовательное повышение уровня жизни населения, высокую степень занятости и усиление адресности социальной поддержки населения, что должно способствовать росту поступлений налогов на доходы и имущество физических лиц;
проведение целенаправленной работы с градообразующими и бюджетообразующими предприятиями, являющимися основными налогоплательщиками в республиканский и местные бюджеты Чувашской Республики, с целью улучшения результатов их финансово - хозяйственной деятельности, существенного сокращения задолженности по налоговым платежам, своевременной уплаты текущих платежей, увеличения поступлений налога на прибыль и других видов налогов;
активизацию мер по финансовому оздоровлению убыточных предприятий, в том числе с применением процедур их реформирования и реорганизации, привлечения внешних инвесторов, укрепления менеджмента и содействия в подготовке кадров, отвечающих современным требованиям рыночной экономики, продажи имущества эффективному собственнику, введения внешнего управления и других процедур, предусмотренных действующим законодательством о банкротстве (несостоятельности) организаций. Рентабельная работа предприятий и сокращение числа убыточных предприятий должны стать важным фактором роста поступлений в республиканский и местные бюджеты Чувашской Республики налога на прибыль;
стабильные условия деятельности инвесторов и стимулирование привлечения инвестиций на территорию Чувашской Республики, реализацию высокоэффективных инвестиционных проектов, создание новых предприятий и производств, расширение числа рабочих мест в целях увеличения количества налогоплательщиков, повышения конкурентоспособности действующих предприятий и улучшения их финансового положения;
создание благоприятного инвестиционного и делового климата, способствующего ускорению темпов развития малого и среднего предпринимательства и повышению доли налоговых поступлений в республиканский и, особенно, в местные бюджеты, получаемых от предпринимательского сектора, развитие объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, расширение доступа предпринимателей к информационным ресурсам, принятие действенных мер по преодолению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;
инвентаризацию и максимально полный учет объектов недвижимости, подлежащих налогообложению, развитие рынка недвижимости, в первую очередь, рынка жилья, проведение кадастровой оценки земель, вовлечение земель в хозяйственный оборот и их эффективное использование;
содействие развитию потребительского рынка и расширению сферы платных услуг населению путем предоставления необходимых помещений, земельных участков, привлечения инвестиций;
повышение социальной привлекательности торговых точек на рынках, преобразование рынков в торговые центры, усиление контроля за работой рынков, развитие оптовой торговли;
проведение обязательной сертификации услуг розничной торговли, общественного питания, парикмахерских, ремонта и технического обслуживания бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов;
создание необходимых условий для увеличения производства и реализации подакцизных товаров (в первую очередь ликеро-водочных изделий), стабильной работы и укрепления конкурентных позиций предприятий, производящих данную продукцию.
3.2. Дальнейшее реформирование межбюджетных отношений между республиканским бюджетом Чувашской Республики и бюджетами районов и городов, направленное на усиление заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственного экономического и налогового потенциала, на основе:
разграничения (закрепления) и распределения на постоянной основе по нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Чувашской Республики;
распределения и закрепления расходных полномочий бюджетов по уровням бюджетной системы Чувашской Республики путем максимального сокращения совместно финансируемых расходов и соблюдения условий полной компенсации увеличения расходов, снижения (выпадения) доходов по решениям органов государственной власти Чувашской Республики;
предоставления средств фонда финансовой помощи на основе прозрачных процедур и формул исходя из эффективности налоговых усилий органов местного самоуправления, объективных критериев их бюджетной обеспеченности;