Недействующий

ЗАКОН

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 25 ноября 2003 года N 39

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2003-2010 ГОДЫ

Принят
Государственным Советом
Чувашской Республики
11 ноября 2003 года

Признан утратившим силу Законом Чувашской Республики от 25 ноября 2011 г. N 85.

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Закон Чувашской Республики от 14 июля 2006 г. N 36;
Закон Чувашской Республики от 30 ноября 2006 г. N 62;
Закон Чувашской Республики от 5 октября 2007 г. N 54;
Закон Чувашской Республики от 27 июня 2008 г. N 27
Закон Чувашской Республики от 24 ноября 2009 г. N 69}

Статья 1. Утвердить Комплексную программу экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003-2010 годы (прилагается).

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Президент
     Чувашской Республики - Н. Федоров

г. Чебоксары

25 ноября 2003 года

N 39

{Паспорт в редакции законов Чувашской Республики от 14 июля 2006 г. N 36, от 5 октября 2007 г. N 54}

Наименование Программы

Комплексная программа экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003-2010 годы

Основание для разработки Программы

постановление Правительства Российской Федерации от "О федеральной целевой программе "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)";

 распоряжение Правительства Российской Федерации от;

 приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 17 июня 2002 г. N 170 "О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации"
 Президентская программа основных социально-экономических преобразований в Чувашской Республике до 2005 года;

 Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2010 года;

 распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от

Государственный заказчик Программы

-

Кабинет Министров Чувашской Республики

Основной разработчик Программы

-

Кабинет Министров Чувашской Республики

Основные цели Программы

-

Повышение качества жизни населения темпами выше среднероссийских, последовательный рост благосостояния и платежеспособного спроса населения, создание эффективной системы предоставления социальных услуг и благоприятных условий для развития трудового, интеллектуального и творческого потенциала граждан, существенное уменьшение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума.
 Формирование модели экономики республики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, диверсифицированной структурой производства, значительным экспортным потенциалом, инновационной восприимчивостью и ориентированностью на социальные нужды населения.

Основные задачи Программы

-

I. В области повышения качества жизни населения и социального развития:
 создание условий для сохранения и развития положительной динамики роста реальных денежных доходов населения, сокращения дифференциации доходов различных групп населения, эффективной занятости трудоспособного населения и роста оплаты труда;

 обеспечение доступности базовых социальных благ и услуг, оптимизация механизмов и системы поддержки социально незащищенных слоев населения;

 интенсивное развитие общественной (инженерной, транспортной и социальной) инфраструктуры в целях формирования комфортной среды проживания населения республики, отвечающей современным требованиям, повышения уровня благоустройства и жизнеобеспечения населенных пунктов, создания необходимых условий для осуществления экономической деятельности и притока инвестиций с приоритетным направлением ресурсов на газификацию, строительство дорог, объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы (школ, больниц, объектов социального обеспечения);

 сохранение исторического и культурного наследия народов Чувашской Республики, развитие интеллектуального потенциала и возможностей овладения новыми знаниями в условиях информатизации общества, расширение рынка интеллектуальных услуг, совершенствование системы профессионального образования и обеспечение роста инвестиций в человеческий капитал в соответствии с потребностями развития " новой экономики";

 масштабное развитие кадрового потенциала республики;

 улучшение охраны здоровья населения, формирование здорового образа жизни, развитие массовой физической культуры и спорта;

 усиление борьбы с преступностью, распространением наркомании и алкоголизма, пресечение нелегальных операций и теневого оборота в экономической деятельности;

 сокращение дифференциации в уровне жизни населения, проживающего в различных муниципальных образованиях республики, формирование системы государственной поддержки развития территорий, обеспечивающей условия для ускоренного развития муниципальных образований, социально-экономические показатели которых ниже среднереспубликанских, сглаживания различий в обеспеченности социальными благами и услугами и комфортности проживания населения;

 II. В сфере стимулирования развития экономического потенциала республики:
 создание необходимых условий для обеспечения высоких темпов экономического роста, осуществления структурных сдвигов, способствующих развитию конкурентоспособных и передовых в техническом отношении производств;

 содействие формированию интегрированных структур в приоритетных отраслях экономики, сохранению и развитию традиционных отраслей специализации, расширению рынков сбыта действующих производств;

 активизация институциональных преобразований, развитие финансовой инфраструктуры, инвестопроводящей системы (бизнес-центров, агентств, консалтинговых, страховых, лизинговых компаний и др.), инфраструктуры рынка земли и иной недвижимости;

 консолидация государственных и иных привлеченных инвестиционных ресурсов для обеспечения ускоренного развития базовой инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры;

 содействие созданию новых производств (точек роста) на базе передовых технологий, реструктуризации и реформированию предприятий, повышению эффективности их деятельности, ликвидации нерентабельных и убыточных производств;

 обеспечение благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, содействие повышению инвестиционной и инновационной активности предприятий, привлечению инвестиций в развитие реального сектора экономики, ускорению процессов обновления основных производственных фондов;

 стимулирование повышения энергоэффективности экономики, внедрения инновационных разработок и технологий энергосбережения, создание энергетической базы экономического роста;

 обеспечение условий для расширения сферы услуг и повышения качества предоставляемых потребительских услуг;

 создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, обеспечивающего эффективную занятость населения;

 содействие наращиванию экспортного потенциала экономики республики, развитию интеграционных процессов с регионами России, ближним и дальним зарубежьем, планомерной интеграции экономики республики в систему мировых хозяйственных связей и международного разделения труда;

 стимулирование эффективного потребления и рационального использования сбережений населения, создание необходимых условий для трансформации сбережений населения в инвестиции;

 повышение уровня защиты окружающей среды за счет внедрения современных экологически безопасных технологий.

Сроки и этапы реализации Программы

-

2003-2010 годы, в два этапа.
 I этап (2003-2005 годы) - осуществление мер по:
 совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы преобразований в экономике и социальной сфере;

 стимулированию диверсификации производства, реструктуризации предприятий, повышению эффективности управления на основе подготовки и привлечения квалифицированных менеджеров;

 реализации группы высокоэффективных и социально значимых инвестиционных проектов, формирующих точки экономического роста, отработке новых финансовых инструментов государственной поддержки приоритетных инвестиционных проектов, прошедших конкурсный отбор;

 активному формированию базовой общественной инфраструктуры (завершение в основном газификации населенных пунктов, дорожное строительство, развитие инженерной инфраструктуры, внедрение энергоэффективных технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве).
 На этом этапе предполагается обеспечить экономический рост через расширение внутреннего рынка, повышение эффективности действующих предприятий, проведение их модернизации. Будут сформированы основные интегрированные структуры, промышленные округа, созданы условия для значительного роста численности занятых в малом бизнесе.
 Рост эффективности производства на реформированных предприятиях приведет к пополнению бюджета, в основном будет завершена работа по оптимизации бюджетных расходов, реализованы программы реформирования муниципальных финансов. Степень государственного регулирования экономики и доля государственного сектора оптимизируются.
 II этап (2006-2010 годы) - продолжение реализации мер инвестиционного и социального характера, закрепляющих позитивные изменения, достигнутые на I этапе реализации Программы. На базе накопленного инвестиционного потенциала будет обеспечено динамичное развитие экономики, позволяющее ускоренными темпами решать вопросы повышения качества жизни населения.
 На этом этапе предусмотрена реализация комплекса мер по:
 государственной поддержке и стимулированию реализации инновационных проектов, способствующих созданию новых производств в республике, развитию высокотехнологичных и наукоемких отраслей, технопарков, повышению технического уровня традиционных для республики отраслей;

 формированию благоприятных условий для ускоренного развития финансовых и инвестопроводящих структур;

 значительному росту инвестиций в улучшение тепло- и водоснабжения населенных пунктов, применению для обеспечения потребности растущей экономики в энергоресурсах теплофикационной генерации, вторичных и возобновляемых источников, принципа децентрализованного обеспечения;

 сокращению различий между муниципальными образованиями в обеспечении объектами социальной и инженерной инфраструктуры;

 стимулированию расширения сферы услуг и росту ее доли в экономическом потенциале республики

Перечень подпрограмм и основных мероприятий Программы

-

Программа содержит объединенные характеристики всех осуществляемых и планируемых к осуществлению на территории республики федеральных, республиканских, муниципальных, отраслевых программ, имея сквозные мероприятия и проводя их ресурсную балансировку.
 Основные мероприятия Программы сгруппированы по следующим разделам:

I. Повышение качества жизни, развитие образовательного, культурного, духовного потенциалов жителей Чувашской Республики:
 укрепление материально-технической базы учреждений образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, спорта;

 реформирование и модернизация отраслей социальной сферы (образования, здравоохранения, культуры);

 обеспечение охраны правопорядка и безопасности граждан;

 развитие базовой общественной инфраструктуры

II. Создание благоприятного инвестиционного климата:
 поддержание высокого инвестиционного рейтинга Чувашской Республики, формирование эффективной системы налогового стимулирования привлечения инвестиций;

 обеспечение роста притока частного капитала на территорию особых инвестиционных зон, промышленных округов;

 активное продвижение республиканских инвестиционных проектов на российский и зарубежный рынки;

 развитие инвестопроводящих структур (центров, агентств), расширение спектра финансовых, банковских, консалтинговых и страховых услуг;

 совершенствование системы государственного управления

III. Повышение конкурентоспособности экономики как основа динамичного развития:
 - промышленность и инновации:
 реализация высокоэффективных инвестиционных проектов хозяйствующих субъектов, направленных на освоение выпуска конкурентоспособной продукции, внедрение прорывных технологий, развитие экспортного потенциала;
внедрение в производство результатов научно-исследовательских работ;

 - агропромышленный комплекс:
 повышение плодородия почв, развитие животноводства, техническое перевооружение организаций, поддержка личных подсобных хозяйств, реализация инвестиционных проектов организаций в сфере переработки сельскохозяйственной продукции;

 - кадровое обеспечение модернизации экономики;

 - развитие малого предпринимательства;

 - развитие сферы услуг

IV. Природопользование и охрана окружающей среды:
 реализация комплекса мер по устранению негативных последствий в зоне затопления водохранилища Чебоксарского гидроузла;

 мониторинг Чебоксарского водохранилища, водных объектов и геологической среды;

 утилизация отходов гальванических производств и твердых бытовых отходов

Исполнители основных мероприятий

-

органы исполнительной власти Чувашской Республики, производственные организации и учреждения непроизводственной сферы Чувашской Республики.
 Подрядные организации, поставщики оборудования определяются в соответствии с Федеральным законом от http://dostup.scli.ru:8080//content/ngr/RU0000R200502966.html "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Объемы и источники финансирования Программы

-

суммарный объем финансирования Программы в 2003 - 2010 гг. составляет 219,3 млрд. рублей, из них:
 собственные средства участников Программы - 35,6 млрд. рублей (16,2%);

 средства федерального бюджета - 18,9 млрд. рублей (8,6%);

 средства консолидированного бюджета Чувашской Республики - 38,3 млрд. рублей (17,5%);

 средства других источников - 126,5 млрд. рублей(57,7%)

Система организации контроля за исполнением Программы

-

общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет государственный заказчик - Кабинет Министров Чувашской Республики. Для выполнения оперативных функций по реализации Программы создается Дирекция. Административный контроль дополняется текущим финансовым контролем за использованием средств федерального и республиканского бюджетов, осуществляемым финансовыми органами

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

-

увеличение валовогорегиональногопродукта не менеечем в 1,4 раза по отношению к уровню 2006 года;

 обеспечение платежей в бюджеты всех уровней в размере14088,05 млн. рублей на последний год действия Программы и более 68,0 млрд. рублей с 2003 по 2010 год;

 создание 45865 новых и сохранение 168162 существующих рабочих мест;

 обеспечение к 2010 году социального эффекта не менее 7,0 млрд. рублей;

 увеличение доли работающих в малом предпринимательстве до 25% от численности занятых в экономике;

 снижение обострений и осложнений хронических заболеваний в целом на 30%, увеличение
 продолжительности жизни граждан к 2010 году до 66,9 года;

 повышение качества жизни населения Чувашской Республики темпами выше среднероссийских путем сокращения территориальных различий в уровне социально-экономического развития,обеспеченности социальными благами и услугами за счет внедрения новой модели развития экономики:
 рост обеспеченности общей площадью жилья на одного жителя до 24,3 кв. м в 2010 году;

 рост бюджетной обеспеченности на душу населения в 1,4 раза;

 рост реальных располагаемых денежных доходов на душу населения в 1,6 раза;

 снижение численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума до 15% в 2010 году;

 сокращение территориальной дифференциации по основным показателям социально-экономического развития муниципальных образований не менее чем в 1,5 раза.

ВВЕДЕНИЕ


Комплексная программа экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003-2010 годы (далее - Программа) разработана в целях реализации Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы), Президентской программы основных социально-экономических преобразований в Чувашской Республике до 2005 года, одобренной Министром экономического развития и торговли Российской Федерации 24 апреля 2002 г., Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2010 года, представленной в Послании Президента Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики 2003 года, с учетом положительного опыта реализации мероприятий федеральной целевой программы развития экономики и бюджетного потенциала Чувашской Республики на 1997-2000 годы.

Настоящая Программа разработана с учетом требований федеральной целевой программы "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. N 717, в строгом соответствии с типовым макетом, утвержденным Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Программа учитывает рекомендации Территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территории Чувашской Республики, разработанной Российским государственным научно-исследовательским и проектным институтом урбанистики (г.Санкт-Петербург).

Программа содержит четкую характеристику проблем развития республики, включая их количественную оценку, и систему программных мероприятий по их решению в целях укрепления бюджетного потенциала республики и снижения финансовой зависимости от центра.

Программа содержит объединенные характеристики всех осуществляемых на территории республики федеральных, республиканских, муниципальных, отраслевых программ, имея сквозные мероприятия и проводя их ресурсную балансировку. Комплексность решаемых проблем и концентрация ресурсов из всех источников позволяют получить значительный мультипликативный эффект, превосходящий сумму результатов отдельных целевых программ.

Особенностью Программы является ее направленность на сокращение дифференциации в уровне социально-экономического развития муниципальных образований.

Реализация данной Программы позволит активно проводить институциональные преобразования, совершенствовать правовую базу реформ, повысить конкурентоспособность экономики и уровень жизни населения Чувашской Республики.

Общие положения


Территория и природные ресурсы. Чувашия расположена на востоке Восточно-Европейской равнины. Площадь территории республики - 18,3 тыс. квадратных километров. На западе она граничит с Нижегородской областью, на севере - с Республикой Марий Эл, на востоке - с Республикой Татарстан, на юге - с Ульяновской областью, на юго-западе - с Республикой Мордовия. Республика входит в состав Приволжского федерального округа Российской Федерации.

С севера на юг Чувашская Республика простирается на 190 км, с запада на восток - на 160 км. Чувашская Республика характеризуется умеренно-континентальным климатом. Преобладающая часть территории (97 %) расположена на возвышенности правобережья Волги в лесостепной зоне, меньшая часть (3 %) - в лесном левобережье. В природных ландшафтах преобладает лесостепь с отлогими холмами. Леса занимают более 30% территории (в основном в Присурье и Заволжье).

Уникальность природной среды определяется водными ресурсами: Волга (протяженность ее в пределах Чувашии 127 км), Сура, Цивиль, более пятисот озер и речушек составляют запасы питьевой воды.

В Чувашской Республике по результатам поисковых работ на нефть и газ выделен ряд перспективных площадей, в значительных объемах разведаны скопления известняков, гипса и доломитов, кирпичные глины, строительный песок, трепел, месторождения горючих сланцев, фосфоритов, болотных руд и серного колчедана, известны залежи сапропеля в озерах Заволжья и долины Суры. Имеется около 350 торфяных месторождений.

Население Чувашской Республики в 2002 году составило 1346,3 тыс.человек (0,9 % населения России), из которых 826,6 (61,4 %) - горожане, 519,7 (38,6 %) - сельские жители.

Плотность населения - 73,6 человека на кв.км (в среднем по России - 8,5 человека на кв.км, в Приволжском федеральном округе - 30,7).

Современная демографическая ситуация в республике, как и в целом по России, характеризуется продолжающимся процессом естественной убыли населения, связанной с ростом смертности и сокращением миграционной активности населения. За 1999-2002 годы число постоянных жителей республики уменьшилось на 15,5 тыс. человек.

Общий уровень рождаемости в 2002 году продолжает оставаться низким: 9,7 родившихся на 1000 человек населения, по Российской Федерации - 9,8, по ПФО - 9,6. Уровень смертности вырос на 1,5 промилле и в 2002 году составил 14,8 умерших на 1000 человек населения (табл. 1.2; 1.3).

Национальный состав населения республики: чуваши (67,8 %), русские (26,7 %), татары (2,7 %), мордва (1,4 %), украинцы (0,5 %), марийцы (0,3 %), белорусы (0,1 %) и другие (0,5 %), всего более 50 национальностей.

Сложившаяся общемировая тенденция увеличения группы лиц старше 65 лет имеет место и в Чувашской Республике, где продолжительность жизни в 2001 году составила 66,36 лет, тогда как в Российской Федерации - 65,29 лет.

В столице Чувашской Республики г. Чебоксары проживает 474,8 тыс.человек, или 35 % от общей численности населения.

Административно-территориальное устройство: 21 сельский район и 9 городов, в том числе 5 - республиканского подчинения, 4 - районного; 8 поселков городского типа, 1723 сельских населенных пункта. Наиболее крупные города - Чебоксары, Новочебоксарск, Канаш.

Процессы и тенденции, происходившие в последние годы в российской экономике, были характерны и для Чувашии. Начиная с 1999 года положительными темпами роста характеризовалась динамика промышленного производства, оборота розничной торговли, инвестиций в основной капитал и объемов работ, выполненных по договорам строительного подряда. Снижалась инфляция, с 2000 года росли реальные располагаемые денежные доходы населения и реальная заработная плата.

Таблица 1.1


(по данным Комгосстата Чувашии)

Показатель

Абсолютный

Среднедушевой (удельный)

ед. N изм.

ЧР

РФ

доляN ЧР N в РФ

единица измерения

ЧР

РФ

отно- N шение N ЧР к N РФ

Территория

тыс. N км2

18,3

17075,4

0,1%

Численность посто-N янного населенияN (в среднегодовомN исчислении)

млн. N человек

1,35

143,1

0,9%

Валовой региональ-N ный продукт

млрд. N рублей

34,6

10863,4

0,4%

на душу населения, N тыс. рублей

25,6

62,6

40,9%

Объем промышленнойN продукции

млрд. N рублей

30,8

6868

0,4%

на душу населения, N тыс. рублей

22,8

48,0

47,5%

Продукция сельско-N го хозяйства

млрд. N рублей

10,77

1049,8

1,0%

на душу населения, N тыс. рублей

7,98

7,3

109,3%

Внешнеторговый N оборот

млрд. N долл. N США

0,14

167,5

0,1%

на душу населения, N тыс. долл. США

0,1

1,1

9,1%

Инвестиции в ос-N новной капитал

млрд. N рублей

7,5

1758,7

0,4%

на душу населения, N тыс. рублей

5,6

12,3

45,5%

Ввод в действиеN жилых домов (общаяN площадь)

млн. м2

0,5

33,8

1,5%

на 1 тыс. населе-N ния, м2

381,7

236,2

161,6%

Оборот розничнойN торговли

млрд. N рублей

15,8

3719,0

0,4%

на душу населения, N тыс. рублей

11,7

26,0

45%

Доля убыточных ор-N ганизаций

шт.

-

-

-

в % от общего числаN крупных и среднихN предприятий

38,5

43,4N (*)

88,7%

Доходы консолиди-N рованного бюджета

млрд. N рублей

9,0

3515,6

0,3%

на душу населения, N тыс. рублей

6,7

24,6

27,1%

ЧисленностьN зарегистрированныхN безработныхN (на конец года)

млн. N человек

0,014

1,3

1,1%

уровень зарегистри-N рованной безработи-N цы, % от экономи-N чески активного на-N селения

2,0

1,7

117,6%

Численность насе-N ления с доходамиN ниже величины про-N житочного минимума

млн. N человек

0,57

38,5

1,5%

уровень бедности, %N от общей численнос-N ти населения

42,2

25,0

169%

Денежные доходы вN месяц

на душу населения, N рублей

2000,9

3887

51,5%

Среднемесячная но-N минальная начис-N ленная заработнаяN плата

одного работника, N рублей

2468,9

4426

55,8%

СреднийразмерN назначенных месяч-N ных пенсий

одного пенсионера, N рублей

1229,8

1380,0

89,1%

Естественная убыльN населения

тыс. N человек

-6,8

-934,6

0,7%

Коэффициент естест-N венного приростаN населения, человекN на 1 тыс. населения

-5,1

-6,5

78,5%

Основными характерными проблемами, отражающими специфику социально-экономического развития Чувашской Республики, требующими решения программными методами, являются:

1. Высокая дотационность консолидированного бюджета Чувашской Республики, низкий уровень бюджетной обеспеченности. Так, в 2002 году собственные доходы консолидированного бюджета Чувашской Республики составили 55,5 % к общим доходам, бюджетная обеспеченность на душу населения - 6,7 тыс.рублей (27 % от среднероссийского уровня).

2. Отставание уровня жизни населения от среднероссийских показателей. В республике значительно выше, чем в среднем по России, доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума: 42,2 % против 25 %. Средняя заработная плата в 2002 г. составляла 55,8 % к среднероссийскому показателю, средний размер начисленной пенсии - 89,1 %. Несмотря на то, что по темпам роста заработной платы и среднедушевого дохода республика находится на уровне других регионов Приволжского федерального округа (табл. 1.7. и 1.8), по абсолютным показателям республика находится на 12 месте из 14 регионов. Недостаточно развит рынок платных услуг населению, структура и качество предоставляемых услуг не соответствуют потребностям населения, прежде всего в сельской местности.

Низок уровень газификации в сельской местности, обеспеченность водопроводом и канализацией. Техническое состояние инженерной инфраструктуры Чувашской Республики характеризуется высоким (60 % и более) уровнем износа, около четверти основных фондов жилищно-коммунального хозяйства отслужили свой срок полностью.

3. Важной для республики остается проблема ликвидации имеющихся негативных последствий от строительства Чебоксарской ГЭС. Продолжается подтопление прибрежных территорий, ухудшается качество питьевой воды, необходимо строительство жилья для переселения жителей из зоны подтопления и осуществление противооползневых мероприятий.

4. Структура производственного потенциала не является оптимальной, велико количество предприятий с устаревшим технологическим укладом и низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции. Основными проблемами остаются изношенность основных фондов предприятий, имеющиеся неиспользуемые производственные мощности, недостаточные темпы обновления основных фондов и низкая инновационная восприимчивость предприятий, отсутствие высококвалифицированных управленческих кадров, неразвитая научная и инновационная база.

Неразвиты в республике комплексирующие отрасли в части переработки сельскохозяйственной продукции и ресурсов леса: практически отсутствуют комплексные технологические циклы, включающие в себя производство, заготовку, переработку и хранение продукции. Необходимо повышение доли республики на общероссийском рынке овощей, картофеля, зерна, молока, мяса, хмеля, конопли, рапса и продукции их переработки.

Недостаточно развита предпринимательская деятельность, особенно в сельской местности: численность занятых на малых предприятиях республики составляет 7,2 % (в среднем по России - 12,1 %).

5. Существенное различие в уровне социально-экономического развития муниципальных образований. Слабое развитие промышленного производства в малых городах и поселках городского типа при чрезмерной территориальной концентрации промышленности в гг. Чебоксары (68 %) и Новочебоксарске (11 %). В последние годы остается значительной территориальная дифференциация муниципальных образований по темпам наращивания производственного потенциала, бюджетной обеспеченности собственными доходами, уровню развития инженерной инфраструктуры, сферы обслуживания, качеству предоставляемых социальных благ и услуг.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»