ЗАКОН
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 25 ноября 2003 года N 39
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2003-2010 ГОДЫ
Принят
Государственным Советом
Чувашской Республики
11 ноября 2003 года
Признан утратившим силу Законом Чувашской Республики от 25 ноября 2011 г. N 85.
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Закон Чувашской Республики от 14 июля 2006 г. N 36;
Закон Чувашской Республики от 30 ноября 2006 г. N 62;
Закон Чувашской Республики от 5 октября 2007 г. N 54;
Закон Чувашской Республики от 27 июня 2008 г. N 27
Закон Чувашской Республики от 24 ноября 2009 г. N 69}
Статья 1. Утвердить Комплексную программу экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003-2010 годы (прилагается).
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Чувашской Республики - Н. Федоров
г. Чебоксары
25 ноября 2003 года
N 39
{Паспорт в редакции законов Чувашской Республики от 14 июля 2006 г. N 36, от 5 октября 2007 г. N 54}
Наименование Программы | Комплексная программа экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003-2010 годы | |
Основание для разработки Программы | постановление Правительства Российской Федерации от "О федеральной целевой программе "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)"; | |
Государственный заказчик Программы | - | Кабинет Министров Чувашской Республики |
Основной разработчик Программы | - | Кабинет Министров Чувашской Республики |
Основные цели Программы | - | Повышение качества жизни населения темпами выше среднероссийских, последовательный рост благосостояния и платежеспособного спроса населения, создание эффективной системы предоставления социальных услуг и благоприятных условий для развития трудового, интеллектуального и творческого потенциала граждан, существенное уменьшение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума. |
Основные задачи Программы | - | I. В области повышения качества жизни населения и социального развития: |
Сроки и этапы реализации Программы | - | 2003-2010 годы, в два этапа. |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий Программы | - | Программа содержит объединенные характеристики всех осуществляемых и планируемых к осуществлению на территории республики федеральных, республиканских, муниципальных, отраслевых программ, имея сквозные мероприятия и проводя их ресурсную балансировку. |
I. Повышение качества жизни, развитие образовательного, культурного, духовного потенциалов жителей Чувашской Республики: | ||
II. Создание благоприятного инвестиционного климата: | ||
III. Повышение конкурентоспособности экономики как основа динамичного развития: | ||
IV. Природопользование и охрана окружающей среды: | ||
Исполнители основных мероприятий | - | органы исполнительной власти Чувашской Республики, производственные организации и учреждения непроизводственной сферы Чувашской Республики. |
Объемы и источники финансирования Программы | - | суммарный объем финансирования Программы в 2003 - 2010 гг. составляет 219,3 млрд. рублей, из них: |
Система организации контроля за исполнением Программы | - | общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет государственный заказчик - Кабинет Министров Чувашской Республики. Для выполнения оперативных функций по реализации Программы создается Дирекция. Административный контроль дополняется текущим финансовым контролем за использованием средств федерального и республиканского бюджетов, осуществляемым финансовыми органами |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - | увеличение валовогорегиональногопродукта не менеечем в 1,4 раза по отношению к уровню 2006 года; |
Комплексная программа экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003-2010 годы (далее - Программа) разработана в целях реализации Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы), Президентской программы основных социально-экономических преобразований в Чувашской Республике до 2005 года, одобренной Министром экономического развития и торговли Российской Федерации 24 апреля 2002 г., Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2010 года, представленной в Послании Президента Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики 2003 года, с учетом положительного опыта реализации мероприятий федеральной целевой программы развития экономики и бюджетного потенциала Чувашской Республики на 1997-2000 годы.
Настоящая Программа разработана с учетом требований федеральной целевой программы "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. N 717, в строгом соответствии с типовым макетом, утвержденным Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Программа учитывает рекомендации Территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территории Чувашской Республики, разработанной Российским государственным научно-исследовательским и проектным институтом урбанистики (г.Санкт-Петербург).
Программа содержит четкую характеристику проблем развития республики, включая их количественную оценку, и систему программных мероприятий по их решению в целях укрепления бюджетного потенциала республики и снижения финансовой зависимости от центра.
Программа содержит объединенные характеристики всех осуществляемых на территории республики федеральных, республиканских, муниципальных, отраслевых программ, имея сквозные мероприятия и проводя их ресурсную балансировку. Комплексность решаемых проблем и концентрация ресурсов из всех источников позволяют получить значительный мультипликативный эффект, превосходящий сумму результатов отдельных целевых программ.
Особенностью Программы является ее направленность на сокращение дифференциации в уровне социально-экономического развития муниципальных образований.
Реализация данной Программы позволит активно проводить институциональные преобразования, совершенствовать правовую базу реформ, повысить конкурентоспособность экономики и уровень жизни населения Чувашской Республики.
Территория и природные ресурсы. Чувашия расположена на востоке Восточно-Европейской равнины. Площадь территории республики - 18,3 тыс. квадратных километров. На западе она граничит с Нижегородской областью, на севере - с Республикой Марий Эл, на востоке - с Республикой Татарстан, на юге - с Ульяновской областью, на юго-западе - с Республикой Мордовия. Республика входит в состав Приволжского федерального округа Российской Федерации.
С севера на юг Чувашская Республика простирается на 190 км, с запада на восток - на 160 км. Чувашская Республика характеризуется умеренно-континентальным климатом. Преобладающая часть территории (97 %) расположена на возвышенности правобережья Волги в лесостепной зоне, меньшая часть (3 %) - в лесном левобережье. В природных ландшафтах преобладает лесостепь с отлогими холмами. Леса занимают более 30% территории (в основном в Присурье и Заволжье).
Уникальность природной среды определяется водными ресурсами: Волга (протяженность ее в пределах Чувашии 127 км), Сура, Цивиль, более пятисот озер и речушек составляют запасы питьевой воды.
В Чувашской Республике по результатам поисковых работ на нефть и газ выделен ряд перспективных площадей, в значительных объемах разведаны скопления известняков, гипса и доломитов, кирпичные глины, строительный песок, трепел, месторождения горючих сланцев, фосфоритов, болотных руд и серного колчедана, известны залежи сапропеля в озерах Заволжья и долины Суры. Имеется около 350 торфяных месторождений.
Население Чувашской Республики в 2002 году составило 1346,3 тыс.человек (0,9 % населения России), из которых 826,6 (61,4 %) - горожане, 519,7 (38,6 %) - сельские жители.
Плотность населения - 73,6 человека на кв.км (в среднем по России - 8,5 человека на кв.км, в Приволжском федеральном округе - 30,7).
Современная демографическая ситуация в республике, как и в целом по России, характеризуется продолжающимся процессом естественной убыли населения, связанной с ростом смертности и сокращением миграционной активности населения. За 1999-2002 годы число постоянных жителей республики уменьшилось на 15,5 тыс. человек.
Общий уровень рождаемости в 2002 году продолжает оставаться низким: 9,7 родившихся на 1000 человек населения, по Российской Федерации - 9,8, по ПФО - 9,6. Уровень смертности вырос на 1,5 промилле и в 2002 году составил 14,8 умерших на 1000 человек населения (табл. 1.2; 1.3).
Национальный состав населения республики: чуваши (67,8 %), русские (26,7 %), татары (2,7 %), мордва (1,4 %), украинцы (0,5 %), марийцы (0,3 %), белорусы (0,1 %) и другие (0,5 %), всего более 50 национальностей.
Сложившаяся общемировая тенденция увеличения группы лиц старше 65 лет имеет место и в Чувашской Республике, где продолжительность жизни в 2001 году составила 66,36 лет, тогда как в Российской Федерации - 65,29 лет.
В столице Чувашской Республики г. Чебоксары проживает 474,8 тыс.человек, или 35 % от общей численности населения.
Административно-территориальное устройство: 21 сельский район и 9 городов, в том числе 5 - республиканского подчинения, 4 - районного; 8 поселков городского типа, 1723 сельских населенных пункта. Наиболее крупные города - Чебоксары, Новочебоксарск, Канаш.
Процессы и тенденции, происходившие в последние годы в российской экономике, были характерны и для Чувашии. Начиная с 1999 года положительными темпами роста характеризовалась динамика промышленного производства, оборота розничной торговли, инвестиций в основной капитал и объемов работ, выполненных по договорам строительного подряда. Снижалась инфляция, с 2000 года росли реальные располагаемые денежные доходы населения и реальная заработная плата.
(по данным Комгосстата Чувашии)
Показатель | Абсолютный | Среднедушевой (удельный) | ||||||
ед. N изм. | ЧР | РФ | доляN ЧР N в РФ | единица измерения | ЧР | РФ | отно- N шение N ЧР к N РФ | |
Территория | тыс. N км2 | 18,3 | 17075,4 | 0,1% | ||||
Численность посто-N янного населенияN (в среднегодовомN исчислении) | млн. N человек | 1,35 | 143,1 | 0,9% | ||||
Валовой региональ-N ный продукт | млрд. N рублей | 34,6 | 10863,4 | 0,4% | на душу населения, N тыс. рублей | 25,6 | 62,6 | 40,9% |
Объем промышленнойN продукции | млрд. N рублей | 30,8 | 6868 | 0,4% | на душу населения, N тыс. рублей | 22,8 | 48,0 | 47,5% |
Продукция сельско-N го хозяйства | млрд. N рублей | 10,77 | 1049,8 | 1,0% | на душу населения, N тыс. рублей | 7,98 | 7,3 | 109,3% |
Внешнеторговый N оборот | млрд. N долл. N США | 0,14 | 167,5 | 0,1% | на душу населения, N тыс. долл. США | 0,1 | 1,1 | 9,1% |
Инвестиции в ос-N новной капитал | млрд. N рублей | 7,5 | 1758,7 | 0,4% | на душу населения, N тыс. рублей | 5,6 | 12,3 | 45,5% |
Ввод в действиеN жилых домов (общаяN площадь) | млн. м2 | 0,5 | 33,8 | 1,5% | на 1 тыс. населе-N ния, м2 | 381,7 | 236,2 | 161,6% |
Оборот розничнойN торговли | млрд. N рублей | 15,8 | 3719,0 | 0,4% | на душу населения, N тыс. рублей | 11,7 | 26,0 | 45% |
Доля убыточных ор-N ганизаций | шт. | - | - | - | в % от общего числаN крупных и среднихN предприятий | 38,5 | 43,4N (*) | 88,7% |
Доходы консолиди-N рованного бюджета | млрд. N рублей | 9,0 | 3515,6 | 0,3% | на душу населения, N тыс. рублей | 6,7 | 24,6 | 27,1% |
ЧисленностьN зарегистрированныхN безработныхN (на конец года) | млн. N человек | 0,014 | 1,3 | 1,1% | уровень зарегистри-N рованной безработи-N цы, % от экономи-N чески активного на-N селения | 2,0 | 1,7 | 117,6% |
Численность насе-N ления с доходамиN ниже величины про-N житочного минимума | млн. N человек | 0,57 | 38,5 | 1,5% | уровень бедности, %N от общей численнос-N ти населения | 42,2 | 25,0 | 169% |
Денежные доходы вN месяц | на душу населения, N рублей | 2000,9 | 3887 | 51,5% | ||||
Среднемесячная но-N минальная начис-N ленная заработнаяN плата | одного работника, N рублей | 2468,9 | 4426 | 55,8% | ||||
СреднийразмерN назначенных месяч-N ных пенсий | одного пенсионера, N рублей | 1229,8 | 1380,0 | 89,1% | ||||
Естественная убыльN населения | тыс. N человек | -6,8 | -934,6 | 0,7% | Коэффициент естест-N венного приростаN населения, человекN на 1 тыс. населения | -5,1 | -6,5 | 78,5% |
Основными характерными проблемами, отражающими специфику социально-экономического развития Чувашской Республики, требующими решения программными методами, являются:
1. Высокая дотационность консолидированного бюджета Чувашской Республики, низкий уровень бюджетной обеспеченности. Так, в 2002 году собственные доходы консолидированного бюджета Чувашской Республики составили 55,5 % к общим доходам, бюджетная обеспеченность на душу населения - 6,7 тыс.рублей (27 % от среднероссийского уровня).
2. Отставание уровня жизни населения от среднероссийских показателей. В республике значительно выше, чем в среднем по России, доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума: 42,2 % против 25 %. Средняя заработная плата в 2002 г. составляла 55,8 % к среднероссийскому показателю, средний размер начисленной пенсии - 89,1 %. Несмотря на то, что по темпам роста заработной платы и среднедушевого дохода республика находится на уровне других регионов Приволжского федерального округа (табл. 1.7. и 1.8), по абсолютным показателям республика находится на 12 месте из 14 регионов. Недостаточно развит рынок платных услуг населению, структура и качество предоставляемых услуг не соответствуют потребностям населения, прежде всего в сельской местности.
Низок уровень газификации в сельской местности, обеспеченность водопроводом и канализацией. Техническое состояние инженерной инфраструктуры Чувашской Республики характеризуется высоким (60 % и более) уровнем износа, около четверти основных фондов жилищно-коммунального хозяйства отслужили свой срок полностью.
3. Важной для республики остается проблема ликвидации имеющихся негативных последствий от строительства Чебоксарской ГЭС. Продолжается подтопление прибрежных территорий, ухудшается качество питьевой воды, необходимо строительство жилья для переселения жителей из зоны подтопления и осуществление противооползневых мероприятий.
4. Структура производственного потенциала не является оптимальной, велико количество предприятий с устаревшим технологическим укладом и низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции. Основными проблемами остаются изношенность основных фондов предприятий, имеющиеся неиспользуемые производственные мощности, недостаточные темпы обновления основных фондов и низкая инновационная восприимчивость предприятий, отсутствие высококвалифицированных управленческих кадров, неразвитая научная и инновационная база.
Неразвиты в республике комплексирующие отрасли в части переработки сельскохозяйственной продукции и ресурсов леса: практически отсутствуют комплексные технологические циклы, включающие в себя производство, заготовку, переработку и хранение продукции. Необходимо повышение доли республики на общероссийском рынке овощей, картофеля, зерна, молока, мяса, хмеля, конопли, рапса и продукции их переработки.
Недостаточно развита предпринимательская деятельность, особенно в сельской местности: численность занятых на малых предприятиях республики составляет 7,2 % (в среднем по России - 12,1 %).
5. Существенное различие в уровне социально-экономического развития муниципальных образований. Слабое развитие промышленного производства в малых городах и поселках городского типа при чрезмерной территориальной концентрации промышленности в гг. Чебоксары (68 %) и Новочебоксарске (11 %). В последние годы остается значительной территориальная дифференциация муниципальных образований по темпам наращивания производственного потенциала, бюджетной обеспеченности собственными доходами, уровню развития инженерной инфраструктуры, сферы обслуживания, качеству предоставляемых социальных благ и услуг.