ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2006 года N 222
О подпрограмме "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2006-2010 годы
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2010 года в связи изданием Постановления Кабинета Министров ЧР от 23.07.2009 N 238.
____________________________________________________________________
В целях приведения коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания, повышения эффективности использования топлива и энергии в жилищно-коммунальном хозяйстве и бюджетной сфере Кабинет Министров Чувашской Республики
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую подпрограмму "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2006-2010 годы (далее - подпрограмма).
2. Определить государственным заказчиком - координатором подпрограммы Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики.
3. Установить, что при подготовке проектов законов Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на соответствующие годы подпрограмма ежегодно включается в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
4. Министерству финансов Чувашской Республики при формировании республиканского бюджета Чувашской Республики на соответствующие годы предусматривать субвенции местным бюджетам на реконструкцию и модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и утвердить аналогичные программы, принять активное участие в реализации мероприятий подпрограммы.
Председатель
Кабинета Министров
Чувашской Республики
С.Гапликов
ПОДПРОГРАММА
"Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2006-2010 годы
Наименование подпрограммы | - | подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2006-2010 годы |
Основания для разработки подпрограммы | - | постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы"; |
Государственный заказчик подпрограммы | - | Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики |
Заказчики подпрограммы | - | органы местного самоуправления в Чувашской Республике |
Основной разработчик подпрограммы | - | Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики |
Цель подпрограммы | - | создание условий для приведения коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания |
Задачи подпрограммы | - | модернизация объектов коммунальной инфраструктуры; |
Сроки и этапы реализации подпрограммы | - | 2006-2010 годы, в том числе: |
Перечень основных мероприятий подпрограммы | - | участие Чувашской Республики в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации и проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета, в рамках реализации подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы; |
Исполнители мероприятий подпрограммы | - | Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, Республиканская служба по тарифам, органы местного самоуправления в Чувашской Республике, организации коммунального комплекса |
Объемы и источники финансирования подпрограммы | - | объем финансирования подпрограммы за счет средств всех источников составляет 4762,1 млн.рублей, в том числе средства: |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели социально-экономической эффективности | - | в результате реализации мероприятий подпрограммы будет достигнуто: |
Система организации контроля за исполнением подпрограммы | - | контроль за ходом выполнения подпрограммы осуществляет Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики совместно с органами местного самоуправления; |
Модернизация и строительство объектов коммунальной инфраструктуры выполнялись в рамках республиканской целевой программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики" на 2003-2010 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 декабря 2002 года N 315 (с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 6 сентября 2004 года N 211) и республиканской целевой программы "Обеспечение населения Чувашской Республики качественной питьевой водой на 2005-2008 годы", утвержденной указом Президента Чувашской Республики от 29 декабря 2004 года N 142.
В 2003-2005 годах в рамках реализации республиканской целевой программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики" на 2003-2010 годы оказана государственная поддержка в финансировании строительства и реконструкции 73 объектов коммунальной инфраструктуры в 24 муниципальных образованиях.
За счет всех источников финансирования в 2003-2005 годах освоено 847,6 млн.рублей, из них средства федерального бюджета составляют 246,5 млн.рублей, средства республиканского бюджета Чувашской Республики - 287,8 млн.рублей, средства местных бюджетов и внебюджетных источников - 313,3 млн.рублей.
Реконструированы 78,5 км сетей водоснабжения и канализации, 175,7 км тепловых сетей, увеличена общая мощность отопительных котельных до 1600 Гкал/час, очистных сооружений на объектах водоснабжения производительностью до 100,0 тыс.куб.метров/сутки, канализации - до 5,9 тыс.куб.метров/сутки, проведены работы по созданию автоматизированных систем управления технологическими процессами городского коммунального хозяйства в гг.Чебоксары и Новочебоксарске.
За истекшие годы построены водовод в г.Ядрине; первые очереди водоводов в п.г.т.Вурнары, Урмары; водоочистные сооружения в г.Алатыре; четвертый блок водоочистных сооружений мощностью 100 тыс.куб.метров/сутки в г.Чебоксары. Ведется строительство водоводов в гг.Канаше, Шумерле, пос.Киря, Ибреси, с.Порецкое, очистных сооружений канализации в г.Ядрине, сс.Шемурша, Моргауши, реконструкция систем водоснабжения в гг.Алатыре, Чебоксары, Шумерле, Ядрине, с.Батырево. Со строительством водоводов в п.г.т.Урмары и Вурнары, г.Ядрине появилась возможность устойчивого централизованного водоснабжения населенных пунктов с численностью более 30 тыс.человек. Завершение строительства первой очереди водовода "Высоковка - Канаш" позволило улучшить обеспечение питьевой водой более 45 тыс.человек. Завершение строительства первой очереди очистных сооружений канализации в г.Козловке позволило увеличить степень очистки и уменьшить сброс неочищенных сточных вод в р.Волгу.
В период с 1996 по 2005 годы на развитие коммунального хозяйства в Чувашской Республике направлены финансовые средства в объеме 1100 млн.рублей, из них в 2005 году - 407,9 млн.рублей.
Одним из приоритетов национальной жилищной политики Российской Федерации является обеспечение комфортных условий проживания и доступности коммунальных услуг для населения.
Основными целями республиканской целевой программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики" на 2003-2010 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 декабря 2002 года N 315, являлись повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат, адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Позитивного изменения ситуации в ходе реализации указанной программы достигнуть не удалось. Основная причина - недостаточная работа органов местного самоуправления по привлечению средств внебюджетных источников для финансирования строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и постоянное недофинансирование сферы жилищно-коммунального комплекса местными бюджетами в период до 2006 года.
В настоящее время в целом деятельность коммунального комплекса Российской Федерации и Чувашской Республики характеризуется невысоким качеством предоставляемых коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды.
Причинами возникновения этих проблем являются:
высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры и их технологическая отсталость;
низкая эффективность системы управления в этом секторе экономики, несовершенные основы ценообразования на товары и услуги организаций коммунального комплекса, преобладание административных методов хозяйствования.
Существующие проблемы в сфере государственного регулирования тарифов на федеральном уровне не позволяют в полном объеме задействовать потенциал тарифной политики, позволяющий обеспечивать реальные потребности организаций коммунального комплекса в финансовых средствах для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, формировать стимулы к сокращению затрат. Административные принципы управления коммунальной инфраструктурой сформировали систему, при которой у организаций коммунального комплекса отсутствует заинтересованность в повышении эффективности производства и снижении издержек. В итоге увеличиваются износ и технологическая отсталость объектов коммунальной инфраструктуры, формируются высокие инвестиционные риски, препятствующие привлечению средств внебюджетных источников в коммунальный комплекс.
Следствием износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры является низкое качество предоставления коммунальных услуг, не соответствующее запросам потребителей. Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры составляет в среднем 60 процентов. В целом по Чувашской Республике (по состоянию на 1 января 2006 года) износ котельных составляет 52 процента, сетей водопровода - 64 процента, сетей канализации - 68 процентов, тепловых сетей - 61 процент, электрических сетей - 63 процента, водопроводных насосных станций - 63 процента, канализационных насосных станций - 54 процента, очистных сооружений водопровода - 64 процента, очистных сооружений канализации - 64 процента, трансформаторных подстанций - 57 процентов.
Отмечается повсеместное несоответствие фактического объема инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры минимальным их потребностям. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем коммунальной энергетики практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам. Это ведет к снижению надежности работы объектов коммунальной инфраструктуры.
Неэффективное использование природных ресурсов выражается в высоких потерях воды, тепловой и электрической энергии в процессе производства и транспортировки ресурсов до потребителей.
Потери в тепловых сетях достигают 30 процентов произведенной тепловой энергии. Потери, связанные с утечками теплоносителя из-за коррозии труб, составляют 10-15 процентов. Ветхое состояние тепловых и электрических сетей становится причиной отключения теплоснабжения домов в зимний период.
За счет поверхностных вод обеспечиваются хозяйственно-питьевой водой 4 города Чувашской Республики, в которых проживает 60 процентов населения республики. Другие населенные пункты используют подземные воды, часто не отвечающие санитарным нормам и требованиям. Протяженность водоводов предприятий жилищно-коммунального хозяйства составляет 355,6 км, из них 129,4 км нуждается в замене. Протяженность уличной водопроводной сети составляет 992,1 км, из них 643,2 км имеет физический износ до 80 процентов и нуждается в срочной замене. Имеющиеся водопроводные сети не обеспечивают полную потребность в хозяйственном водоснабжении. Установленная производственная мощность водопроводных очистных сооружений составляет 384,3 тыс.куб.метров/сутки, срочной модернизации требует 45 процентов мощностей.
Высокий износ канализационных очистных сооружений является одним из источников загрязнения окружающей среды. В большинстве населенных пунктов локальные канализационные очистные сооружения нуждаются в реконструкции. Установленная пропускная способность очистных сооружений канализации составляет 404,0 тыс.куб.метров/сутки, средний износ - 64 процента.
Стоимость коммунальных услуг для населения в последние годы значительно возросла. Действующий в большинстве случаев затратный метод формирования тарифов на услуги теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения стимулирует организации коммунального комплекса к завышению собственных издержек, приводит к повышению уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры.
Еще одной причиной высокого уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. Как следствие, у этих организаций нет возможности осуществить проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без значительного повышения тарифов. Привлечение инвестиционных средств на длительный период под гарантии Кабинета Министров Чувашской Республики позволит организациям коммунального комплекса снизить издержки по предоставлению коммунальных услуг за счет модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.
Подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2006-2010 годы (далее - подпрограмма) разработана с учетом изменений, внесенных в федеральное законодательство, и направлена на повышение эффективности использования бюджетных средств и привлечение внебюджетных источников в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры. Подпрограмма соответствует целям приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", призвана служить инструментом его реализации.
В целях повышения качества предоставления коммунальных услуг и эффективности использования природных ресурсов необходимо обеспечить масштабную реализацию проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
На полное восстановление и модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры необходимо направить 4762,1 млн.рублей. Такой объем средств не может быть обеспечен только за счет бюджетных инвестиций. Необходимо создание условий для привлечения средств внебюджетных источников, что возможно только путем объединения усилий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления.
Подпрограмма направлена на обеспечение надежного обслуживания потребителей коммунальных услуг, снижение сверхнормативного износа объектов коммунальной инфраструктуры, модернизацию этих объектов путем внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий, разработку и внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования организаций коммунального комплекса, привлечение средств внебюджетных источников, создание условий, необходимых для привлечения организаций различных форм собственности к управлению объектами коммунальной инфраструктуры.
Целью подпрограммы является создание условий для приведения коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания.
Задачи подпрограммы:
модернизация объектов коммунальной инфраструктуры;
повышение эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры;
привлечение средств внебюджетных источников для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Мероприятия подпрограммы будут реализованы в 2006-2010 годах в два этапа:
первый этап - 2006-2008 годы;
второй этап - 2009-2010 годы.
В рамках реализации первого этапа подпрограммы предполагается осуществить финансирование за счет средств федерального бюджета проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры на условиях софинансирования из других источников, в том числе из республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов, а также с привлечением средств внебюджетных источников. При этом большая часть средств направляется на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры в рамках подпрограммы за счет бюджетных средств. Проведение указанных мероприятий позволит снизить уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры до 54 процентов, увеличить долю средств внебюджетных источников до 26 процентов от общего объема инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, увеличить долю частных компаний, осуществляющих управление объектами коммунальной инфраструктуры, до 15 процентов от общего количества организаций коммунального комплекса.
В рамках реализации второго этапа подпрограммы финансирование за счет средств федерального бюджета будет осуществляться только при условии реализации на территории Чувашской Республики проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, в которых 26 и более процентов инвестиционных потребностей финансируются за счет средств внебюджетных источников. Проведение указанных мероприятий позволит снизить уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры до 50 процентов, увеличить долю средств внебюджетных источников до 37 процентов от общего объема инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, увеличить долю частных компаний, осуществляющих управление объектами коммунальной инфраструктуры, до 30 процентов от общего количества организаций коммунального комплекса.
Чувашская Республика примет активное участие в реализации на своей территории мероприятий, предусмотренных подпрограммой "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.