КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2005 года N 150
О Республиканской программе развития легкой промышленности Чувашской Республики на 2005 - 2010 годы
Признано утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 мая 2009 г. N 178
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 мая 2006 г. N 115;
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 апреля 2008 г. N 100}
В целях стабилизации работы и дальнейшего развития легкой промышленности Чувашской Республики Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую программу развития легкой промышленности Чувашской Республики на 2005 - 2010 годы (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики.
3. Министерству финансов Чувашской Республики, Министерству экономического развития и торговли Чувашской Республики, Министерству промышленности и энергетики Чувашской Республики обеспечить предоставление государственной поддержки организациям легкой промышленности в соответствии с законами Чувашской Республики "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации, О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике, указами Президента Чувашской Республики от 29 октября 2004 г. N 118 О дополнительных мерах по инновационному развитию Чувашской Республики, от 31 марта 2005 г. N 32 О мерах по ускоренному внедрению в Чувашской Республике международных стандартов качества.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления и организациям, являющимся исполнителями основных программных мероприятий, принять участие в их реализации и финансировании, предусмотреть при разработке программ социально-экономического развития территорий и организаций меры по увеличению объемов производства организаций легкой промышленности Чувашской Республики.
{Пункт 4 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 апреля 2008 г. N 100}
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики.
{Пункт 5 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 апреля 2008 г. N 100}
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики - С. Гапликов
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2005 - 2010 ГОДЫ
{Программа в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 апреля 2008 г. N 100}
- Республиканская программа развития легкой промышленности Чувашской Республики на 2005 - 2010 годы | |
- Закон Чувашской Республики " http://server-npa:8080/content/ngr/RU21DMJ200100204.doc ; | |
- Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики | |
- создание конкурентоспособного, высокотехнологичного производства продукции легкой промышленности, наращивание потенциала отрасли | |
- обеспечение условий для динамичного развития отрасли; | |
- 2005 - 2010 годы | |
- совершенствование нормативной правовой базы; | |
-Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики, Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, Министерствоздравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики, Министерствоградостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, Министерство внутренних дел по Чувашской Республике (посогласованию), Государственная служба занятости населения Чувашской Республики, государственное образовательное учреждение начальногопрофессионального образования Чебоксарскийпрофессиональный лицейN 12 ЧувашскойРеспублики, государственное образовательноеучреждение начального профессионального образованияпрофессиональное училище N 5, государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище N 23 г. Чебоксары Чувашской Республики, органы местного самоуправления (по согласованию), Чувашское региональное отделение Российского Союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности(по согласованию), федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике " (по согласованию), федеральное государственноеучреждение "Чувашский центр стандартизации, метрологии и сертификации" (по согласованию), организации (посогласованию) | |
общая сумма финансирования Программы составляет 1109,0 млн. рублей,в том числе: | |
- объем отгрузки продукции отрасли к 2010 году превысит 7 млрд. рублей; | |
- исполнители мероприятий Программы ежегодно к 5 февраля до 2011 года информируют о ходе выполнения Программы Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики. |
"*" Рассчитано путем дисконтирования при ставке ЦБ РФ 13%.
Республиканская программа развития легкой промышленности Чувашской Республики на 2005 - 2010 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с проектом Концепции развития легкой промышленности России до 2010 года, планом первоочередных мероприятий по реализации основных направлений развития легкой промышленности, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2004 г. N 1652-р, планом работы Кабинета Министров Чувашской Республики на 2005 год, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 декабря 2004 г. N 347, Комплексным планом действий органов исполнительной власти Чувашской Республики по реализации Послания Президента Чувашской Республики Н.В.Федорова Государственному Совету Чувашской Республики 2005 года Великие свершения требуют великих замыслов, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 апреля 2005 г. N 100.
Легкая промышленность Чувашской Республики представлена 43 крупными и средними предприятиями. В структуре промышленного производства республики на долю отрасли приходится 6% выпуска продукции (приложение N 1). Это самый высокий показатель в Приволжском федеральном округе (в Ульяновской области - 4,2%, Республике Марий Эл - 2,9%, Кировской области - 2,7%), он сопоставим с вкладом отрасли в мировое промышленное производство - 5,7%.
Отрасль обеспечивает 4,6% налоговых поступлений промышленного комплекса в бюджетную систему. В ней занято 18,6 тыс. человек, или 14,1% промышленно-производственного персонала республики (в мировом промышленном производстве на долю легкой промышленности приходится 13% занятых). Более 74% работников отрасли - женщины.
Легкая промышленность Чувашии представлена практически всеми подотраслями: текстильной, швейной, кожевенной, меховой, обувной. Продукция отрасли потребляется населением, используется в автомобильной, пищевой, мебельной и других отраслях промышленности, в сельском хозяйстве, здравоохранении (приложение N 2).
Ведущая роль принадлежит текстильной промышленности, обеспечивающей 78,2% выпуска продукции отрасли. Четыре крупнейших предприятия (ОАО Корпорация Чебоксарский хлопчатобумажный комбинат (далее - ОАО Корпорация ЧХБК), ЗАО Чебоксарский трикотаж, ОАО Лента, ОАО Новочебоксарская фабрика Пике) обеспечивают выпуск 77,5% продукции отрасли.
С 2000 года индекс физического объема промышленного производства в отрасли - положительный. Это позволило увеличить объем производства в 1,7 раза к уровню 1999 года. Индекс физического объема производства продукции превышает аналогичный российский показатель на протяжении последних трех лет. Республиканские товаропроизводители обеспечивают выпуск 25,5% ленточных изделий России, 17,4% постельного белья, 15,3% трикотажных изделий, 8% чулочно-носочных изделий.
За 2000 - 2004 годы произошли структурные сдвиги в производстве продукции. Доля текстильной промышленности снизилась с 81,4% в 2000 году до 78,2% в 2004 году. Доля кожевенной, меховой и обувной промышленности возросла с 2,9 до 7,8%.
Индекс физического объема производства промышленной продукции за 2000 - 2005 годы на бумажном носителе
Структура легкой промышленности в 2000 - 2004 годах на бумажном носителе
Предприятия отрасли в основном находятся в частной собственности. В уставном капитале крупнейших предприятий отрасли - ОАО Корпорация ЧХБК, Лента, Новочебоксарская фабрика Пике - сохранена доля собственности Чувашской Республики.
На территории республики предприятия отрасли размещены неравномерно. Текстильная промышленность сосредоточена в г. Чебоксары, трикотажная - в гг. Чебоксары и Новочебоксарск, кожевенная, меховая и обувная промышленности - в гг. Чебоксары, Алатырь, Шумерля, Ядрин. Швейная промышленность представлена в основном малыми предприятиями и предприятиями бытового обслуживания, расположенными практически во всех районах и городах республики.
В 2004 году темпы роста промышленного производства отрасли замедлились. В текстильной промышленности индекс физического объема производства промышленной продукции составил 90%, в кожевенной, меховой и обувной промышленности - 107,8% (против 180,3% в 2003 году).
По сравнению с 2000 годом сократился выпуск важнейших видов продукции: тканей хлопчатобумажных - на 26,9%, обуви валяной и фетровой - на 27,5%, чулочно-носочных изделий - на 35,1%. Выпуск трикотажных изделий увеличился на 12,1%, обуви кожаной, текстильной и комбинированной - в 3,9 раза.
Имеющиеся в республике производственные мощности по выпуску продукции легкой промышленности загружены в среднем на 56%. Износ основных средств предприятий отрасли составляет 25,6%, в швейной промышленности - 38,1%. Коэффициент обновления основных фондов остается предельно низким - 5,7%. Модернизация производственных мощностей сдерживается недостатком оборотных средств предприятий. Между тем только за последние десять лет благодаря государственной поддержке в Турции и Китае полностью обновлен парк ткацких станков (приложение N 3). В России за это же время обновлено 1,5% имеющегося парка ткацких станков.
Несмотря на высокую оборачиваемость средств в отрасли - 3,4 оборота в год (по промышленному комплексу - 2,8 оборота), объем привлеченных средств не превышает 20% общего объема инвестиций в основной капитал. Привлечение кредитных ресурсов сдерживается невысокой рентабельностью в отрасли (5,4% при ставке рефинансирования Центробанка Российской Федерации 13%) и отсутствием отечественных аналогов оборудования отделочного производства. Проблема обновления оборудования усугубляется высокими ставками таможенных пошлин (15 - 20%) и взиманием налога на добавленную стоимость (18%) на импортное оборудование.
Сложным остается финансово-экономическое положение предприятий. 34,2% предприятий отрасли в 2004 году работали убыточно. Полученный ими убыток по сравнению с 2003 годом увеличился в 6,2 раза. В структуре себестоимости 66% составляют затраты на сырье и материалы.
Средняя зарплата работников отрасли - 3062,9 рубля - на 24,3% ниже среднереспубликанского уровня и на 35,7% ниже уровня оплаты труда в промышленности. Это ограничивает возможность привлечения в отрасль квалифицированных кадров, увеличивает текучесть кадров. В 2004 году в крупных и средних организациях коэффициент выбытия работников составил 24% и на 6,7 процентных пункта превысил коэффициент поступления. Среднесписочная численность работников крупных и средних организаций отрасли только за 2004 год сократилась на 975 человек.
Несмотря на сложную финансово-экономическую ситуацию, предприятия отрасли много внимания уделяют качеству производимой продукции. Продукция ЗАО Чебоксарский трикотаж, ОАО Корпорация ЧХБК, ОАО Новочебоксарская фабрика Пике, ЗАО Паха тере, ООО Элита неоднократно становилась призером и лауреатом конкурсов в области качества: 100 лучших товаров России, Всероссийская марка (III тысячелетие). Знак качества XXI века, Марка качества Чувашской Республики и других.
В то же время системы качества, соответствующие международным стандартам, внедряются на предприятиях крайне медленно. Лишь ОАО Лента имеет сертификат соответствия системы качества международным стандартам ИСО 9000. Еще 16 предприятий планируют внедрить системы качества, соответствующие международным стандартам, в 2006 - 2010 годах.
Продукция предприятий отрасли пользуется спросом как на российском, так и на зарубежном рынках.
Объем вывезенной за пределы республики продукции в 7 раз превышает объем ввоза. Продукция поставляется в Приволжский (36,8% общего объема поставок) и Центральный федеральные округа (27,4%). Из общего объема вывезенных товаров наибольшую долю - 27,5% - составляет хлопчатобумажная пряжа, на долю хлопчатобумажных тканей приходится 14,2%. Ткани хлопчатобумажные (25,3% общего объема ввоза продукции) и шерстяные (15%) ввозятся в республику в основном из Центрального федерального округа (57,7%).
Объем экспорта превышает объем импорта в 11,2 раза. Основные экспортируемые товары - хлопчатобумажные ткани (44,1% экспортных поставок) производства ОАО Корпорация ЧХБК, напольные покрытия на текстильной основе (38,7%) производства ЗАО Канашский завод Полимерстройматериалы. Основные страны-экспортеры - Узбекистан (24,3% общего объема поставок), Латвия (24%), Казахстан (23%). В республику ввозятся текстильные изделия (47% общего объема импорта) и химические нити (35%) из Узбекистана (41%), Германии (35,2%). Основные организации-импортеры - ООО ТД Бухарский текстиль (33% общего объема импорта), ОАО Лента (30,2%).
В 2004 году объем экспорта по сравнению с предыдущим годом из-за сокращения поставок хлопчатобумажных тканей снизился на 30,5%. Импорт за это же время сократился в 4,7 раза за счет снижения ввоза тканей.
Для пополнения оборотных средств, приобретения сырья и материалов, модернизации производств предприятия отрасли используют меры государственной поддержки, предусмотренные действующим законодательством:
субсидирование из федерального бюджета части процентной ставки по кредитам, полученным на закупку сырья;
субсидирование части процентной ставки из республиканского бюджета Чувашской Республики по кредитам, полученным в кредитных организациях субъектами малого предпринимательства на развитие производства.
Общая сумма государственной поддержки, полученная предприятиями в 2004 году, составила 2,8 млн. рублей.
Актуальными проблемами предприятий отрасли остаются:
высокая доля материальных затрат (до 70%) в структуре затрат на производство;
рост производственных издержек, в том числе повышение тарифов на топливо и электроэнергию, при сдерживании цен товаропроизводителей;
трудоемкий процесс производства, низкая производительность морально устаревшего оборудования;
работа большинства швейных предприятий по давальческим схемам с низкими расценками на изготовление продукции;
нестабильное финансовое положение предприятий отрасли (за 2004 год сумма убытка возросла в 6,2 раза, убыточно работало каждое третье предприятие отрасли);
недостаток собственных оборотных средств и ограниченная возможность привлечения кредитных ресурсов из-за низкой рентабельности (5%) при ставке рефинансирования ЦБ РФ 13%;
недостаток квалифицированных рабочих кадров (швей, обувщиков);
отсутствие у предприятий систем качества, соответствующих международным стандартам ИСО 9000;
низкий уровень автоматизации предприятий отрасли, слабое знание конъюнктуры рынка и отсутствие собственных сбытовых сетей;
усиление конкуренции с импортом, поступающим из ближнего и дальнего зарубежья, в том числе нелегальным, и теневым производством (в 2004 году оборот розничной торговли товарами легкой промышленности в России составил 1 трлн. рублей, по оценке экспертов, лишь 23% российского рынка составляет продукция отечественных производителей, 13% - официальный импорт, остальное - серый импорт и теневое производство). Вступление России во Всемирную торговую организацию в 2006 году еще более обострит конкуренцию с зарубежными компаниями.
Проведенный SWOT-анализ легкой промышленности Чувашской Республики выявил основные проблемы, преимущества, угрозы и возможности отрасли (приложение N 4).
Цели Программы:
создание конкурентоспособного, высокотехнологичного производства продукции легкой промышленности, наращивание потенциала отрасли.
Основные задачи Программы:
обеспечение условий для динамичного развития отрасли;