ГУБЕРНАТОР НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 августа 2022 года N 161


О Стратегии цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Новосибирской области



Во исполнение пункта 2 перечня поручений по итогам конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта», утвержденного Президентом Российской Федерации от 31.12.2020 N Пр-2242,в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Законом Новосибирской области от 18.12.2015 N 24-ОЗ «О планировании социально-экономического развития Новосибирской области»
     
п о с т а н о в л я ю:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Новосибирской области (далее - Стратегия).

2. Министерству цифрового развития и связи Новосибирской области (Цукарь С.С.), министерству образования Новосибирской области (Федорчук С.В.), министерству здравоохранения Новосибирской области (Хальзов К.В.), министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (Архипов Д.Н.), министерству транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области (Костылевский А.В.), министерствутруда и социального развития Новосибирской области (Бахарева Е.В.), министерству сельского хозяйства Новосибирской области (Лещенко Е.М.), министерству физической культуры и спорта Новосибирской области(Ахапов С.А.), министерству природных ресурсов и экологии Новосибирской области (Севастьянов А.В.), министерству культуры Новосибирской области (Зимняков Ю.В.), министерству промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области (Гончаров А.А.), министерству строительстваНовосибирской области (Колмаков А.В.) обеспечить реализацию Стратегии, достижение стратегической цели и целевых показателей Стратегии по курируемым направлениям деятельности.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора Новосибирской области Петухова Ю.Ф.



Губернатор области
А.А. Травников

УТВЕРЖДЕНА
постановлениемГубернатора
Новосибирской области
от 31.08.2022 N 161

СТРАТЕГИЯ
цифровой трансформации ключевых отраслей экономики,
социальной сферы и государственного управления Новосибирской области


I. Раздел «Основные положения»

1. Основания разработки

Основаниями разработки стратегии цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Новосибирской области (далее - Стратегия цифровой трансформации) являются:

1) Конституция Российской Федерации;

2) Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

3) Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

4) Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»;

5) Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

6) Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

7) Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

8) Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

9) Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

10) Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

11) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

12) Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

13) Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;

14) Федеральный закон от 26.07.2017 N 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»;

15) Федеральный закон от 13.07.2020 N 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;

16) Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 N 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»;

17) Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»;

18) Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

19) Указ Президента Российской Федерации от 06.06.2019 N 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года»;

20) Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

21) Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2021 N 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации»;

22) Указ Президента Российской Федерации от 30.03.2022 N 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»;

23)постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество»;

24) постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 321 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие энергетики»;

25) постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2021 N 542 «Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 г. N 915»;

26) распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 N 1993-р;

27) распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 N 1523-р;

28) распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.12.2015 N 2471-р;

29) р Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 N 993-р;

30) распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 N 122-р;

31) распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.02.2021 N 431-р;

32)распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.03.2021 N 608-р;

33)распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2021 N 3496-р;

34)распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.12.2021 N3883-р;

35) распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 N 3924-р;

36) распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 3971-р;

37) приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18.11.2020 N 600 «Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация»;

38) паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденный протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 04.06.2019 N 7;

39) Закон Новосибирской области от 15.10.2007 N 138-ОЗ «О государственных информационных системах, государственных информационных ресурсах, территориальной информационной системе Новосибирской области»;

40) Закон Новосибирской области от 18.12.2014 N 499-ОЗ «Об отдельных вопросах организации социального обслуживания граждан в Новосибирской области»;

41) Закон Новосибирской области от 18.12.2015 N 24-ОЗ «О планировании социально-экономического развития Новосибирской области»;

42) постановление Правительства Новосибирской области от 30.12.2015 N 483-п «О создании государственной информационной системы Новосибирской области «Территориальная информационная система «Социальный портрет гражданина и Типизированное хранилище данных Новосибирской области»;

43) постановление Правительства Новосибирской области от 28.03.2017 N 117-п «Об утверждении Положения о Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения Новосибирской области»;

44) постановление Правительства Новосибирской области от 11.07.2018 N 304-п «О государственной информационной системе Новосибирской области «Государственная поддержка агропромышленного комплекса Новосибирской области»;

45) постановление Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 N 105-п «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года»;

46) постановление Правительства Новосибирской области от 31.08.2021 N 334-п «О создании государственной информационной системы Новосибирской области «Единая цифровая платформа сферы физической культуры и спорта Новосибирской области «СТАТСПОРТ».

2. Перечень внедряемых отечественных технологий


В ходе реализации Стратегии цифровой трансформации будут внедрены следующие технологии:

Нейротехнологии и искусственный интеллект.

Технологии беспроводной связи и промышленный интернет вещей IoT.

Новые производственные технологии, в том числе технология «цифровой двойник».

Системы распределенного реестра.

Технологии виртуальной и дополненной реальности.

Указанные технологии будут применены в рамках развития системы голосового самообслуживания в государственных контакт-центрах, в сфере здравоохранения, социальной поддержки населения, жилищно-коммунальном хозяйстве в медицине для более точной диагностики заболеваний; для автоматизированной оценки качества результатов рассмотрения обращений граждан; системы автоматического принятия решений будут внедрены в государственном управлении, интеллектуальные системы управления инфраструктурой будут созданы в сфере транспорта и жилищно-коммунального хозяйства. Компоненты роботизации будут использоваться для автоматизации сельскохозяйственного производства, роботизации рутинных операций в государственном управлении, социальной сфере. Технологии беспроводной связи и промышленный интернет вещей IoT будут использоваться в рамках внедрения цифровых технологий в сельскохозяйственное производство, социальную сферу, для автоматического сбора данных в сфере транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, в государственном управлении в рамках контрольной (надзорной) деятельности, а также других отраслях экономики и социальной сферы.Технология «цифровой двойник» будет использована в рамках реализации проектов в развитии транспортных систем, а также в сфере жилищно-коммунального хозяйства.Системы распределенного реестра будут применены в рамках развития систем обратной связи для повышения вовлеченности граждан в решение вопросов цифрового развития.

3. Особенности реализации Стратегиицифровой трансформации


Стратегия цифровой трансформации утверждается один раз в три года, в году, предшествующему трехлетнему циклу финансового планирования Новосибирской области, с учетом приоритетов федерального, регионального и муниципального уровней. Актуализация Стратегии цифровой трансформации возможна ежегодно, но не более одного раза в год.

Приоритетные проекты (направления), указанные в разделе 6 Стратегии цифровой трансформации, декомпозируются с указанием конкретных проектов, реализуемых субъектом Российской Федерации, в программе цифровой трансформации Новосибирской области, которая утверждается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в году утверждения Стратегии цифровой трансформации.

В Новосибирской области может быть создан соответствующий центр компетенций по анализу и обработке данных, а также при необходимости для популяризации ИТ-специальностей и проектов по цифровой трансформации.

II. Раздел «Карточка стратегии (краткое содержание)»

Наименование стратегии:

Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Новосибирской области

Срок реализации:

Период 2022-2024 годов

Краткое направление стратегии:

1. Повышение благосостояния граждан Новосибирской области.
2. Повышение уровня жизни граждан Новосибирской области.
3. ЗанятиеНовосибирской областью лидерских позиций в Российской Федерации.
4. Повышение инвестиционной привлекательности и международной конкурентоспособности экономики Новосибирской области.
5. Улучшение экологической ситуации, повышение качества среды обитания и комфортности городских агломераций в Новосибирской области.
6. Стимулирование роста доходного потенциала Новосибирской области.
7. Улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования в Новосибирской области

Что делаем?

Совершенствуем государственное управление в ключевых отраслях экономики и социальной сфере; создаем условия для ускоренного инновационного развития ключевых отраслей экономики и социальной сферы

Кто делает?

Министерство цифрового развития Новосибирской области во взаимодействии с областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области, в сфере деятельности которых реализуются мероприятия по цифровому развитию

Результаты стратегии
до 2024 года:

1. Создание и внедрение цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях; внедрение цифровых технологий и платформенных решений, формирующих единый цифровой контур в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ).
2. Развитие суперсервиса «Мое здоровье» на «Госуслугах».
3. Создание единой цифровой платформы учета данных о ЖКХ на базе государственной информационный системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).
4. Повышение уровня вовлеченности граждан в решение вопросов развития городской среды.
5. Повышение эффективности управления коммунальной инфраструктурой.
6. Внедрение интеллектуальной транспортной системы.
7. Повышение эффективности планирования строительства и эксплуатации автомобильных дорог за счет создания цифровых двойников автомобильных дорог.
8. Повышение качества и доступности транспортных услуг за счет внедрения (использования) технологий удаленного мониторинга.
9. Внедрение платформы ГосТех.
10. Совершенствование судебной деятельности за счет цифровизации судебных участков мировых судей.
11. Внедрение цифрового хранилища электронных документов.
12. Развитие единой информационной системы управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации.
13. Сокращение расходов региональных органов власти и органов местного самоуправления на перевод государственных услуг в электронный вид за счет внедрения Платформы государственных сервисов.
14. Повышение уровня удовлетворенности качеством предоставления государственных и муниципальных услуг за счет перевода массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронный вид.
15. Развитие системы электронного документооборота и делопроизводства Правительства Новосибирской области.
16. Создание «Социального казначейства» - единого окна оказания региональных и муниципальных мер социальной поддержки с учетом реальных потребностей граждан (за счет обладания полной информацией о гражданине).
17. Улучшение качества жизни граждан, утративших способность к самостоятельному уходу, в том числе за счет создания цифровой платформы долговременного ухода.
18. Повышение эффективности деятельности государственной службы занятости населения за счет внедрения единой цифровой платформы «Работа в России».
19. Создание информационной системы «Единый контакт-центр взаимодействия с гражданами», внедрение технологий искусственного интеллекта в работу контакт-центра.
20. Развитие государственной информационной системы Новосибирской области «Государственная поддержка агропромышленного комплекса Новосибирской области» (ГИС НСО «Господдержка АПК НСО»).
21. Развитие необходимых цифровых компетенций в сфере агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса.
22. Расширение использования цифровых технологий в сфере агропромышленного комплекса.
23. Расширение использования цифровых технологий в сфере экологии и природопользования.
24. Повышение уровня защищенности информации, обрабатываемой в государственных (муниципальных) информационных системах и государственных информационных ресурсах Новосибирской области, приведение систем безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ), находящихся в зоне ответственности Правительства Новосибирской области в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
25. Использование преимущественно отечественного программного обеспечения органами государственной власти Новосибирской области, органами местного самоуправления и организациями, находящимися в собственности Новосибирской области и муниципальной собственности.

Бенефициары стратегии:

1. Родители (законные представители).
2. Обучающиеся.
3. Педагогические работники.
4. Органы местного самоуправления.
5. Образовательные организации.
6. Государственные компании и организации.
7. Население.
8. Организации -деятельность в области здравоохранения.
9. Занятые в сфере (отрасли) - деятельность в области здравоохранения.
10. Жители регионов
11. Организации - государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение.
12. Организации - транспорт (кроме трубопроводного).
13. Организации - операторы объектов транспортной инфраструктуры.
14. Крупный бизнес (публичные и частные компании).
15. Некоммерческие организации.
16. Малый и средний бизнес.
17. Индивидуальные предприниматели.
18. Исполнительные органы государственной власти субъекта РФ.
19. Коммерческие организации.
20. Федеральные органы государственной власти.
21. Население, пострадавшее в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
22. Граждане старше 16 лет.
23. Организации -деятельность в области социальных услуг.
24. Организации - сельское хозяйство и охота.
25. Организации -деятельность в области спорта, организации досуга и развлечений.
26. Занятые в сфере (отрасли) - деятельность в области культуры (творческая деятельность, в области искусства, библиотеки, архивы).
27. Организации -деятельность в области культуры (творческая деятельность, в области искусства, библиотеки, архивы).
28. Организации -производство компьютеров, электронных и оптических изделий.
29. Студенты вузов.
30. Государственные и муниципальные служащие.
31. Органы государственной власти

Ресурсы:

1. Федеральный бюджет.
2. Региональный бюджет.
3. Муниципальный бюджет.
4. Государственно-частное партнерство.
5. Инвестиции

Долгосрочные социально-экономические эффекты:

1. Повышение качества и уровня жизни граждан.
2. Развитие инновационного потенциала экономики Новосибирской области.
3. Повышение конкурентоспособности экономики Новосибирской области.
4. Развитие инновационного потенциала агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Новосибирской области.
5. Повышение конкурентоспособности агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Новосибирской области.
6. Обеспечение безопасности обработки и хранения данных в государственных (муниципальных) информационных системах Новосибирской области, обеспечение права граждан на защиту их персональных данных.
7. Обеспечение устойчивого функционирования информационной инфраструктуры, эффективное выявление и противодействие компьютерным атакам, предотвращение компьютерных инцидентов, в том числе на объектах критической информационной инфраструктуры Новосибирской области

Связь
с показателями национальных целей

1. Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления.
2. Увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов.
3. Рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», до 97 процентов.
4. Увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года


III. Раздел «Приоритеты, цели и задачи цифровой трансформации»

Цель цифровой трансформации

Целью цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Новосибирской области является достижение высокой степени цифровой зрелости ключевых отраслей экономики, социальной сферы, а также государственного управления для повышения эффективности экономики и повышения качества жизни граждан, в том числе за счет повышения доступности и качества услуг в образовании, здравоохранении и сфере социальных услуг, а также создания безопасной, комфортной и современной городской среды.

Задачи цифровой трансформации

Задачи цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Новосибирской области:

1. Повышение эффективности процессов функционирования организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2. Предоставление равного доступа к качественному верифицированному цифровому образовательному контенту и цифровым образовательным сервисам на всей территории Российской Федерации всем категориям обучающихся.

3. Формирование набора сервисов с возможностью получить образовательные сервисы посредством единой точки доступа к цифровым образовательным сервисам, направленным на повышение уровня цифровой культуры.

4. Стандартизация взаимодействия создаваемых и существующих информационных систем Министерства просвещения Российской Федерации, региональных систем и переход на использование единых классификаторов, реестров, справочников и форматов взаимодействия.

5. Повышение доступности и качества медицинской помощи для населения, в том числе на отдаленных территориях, за счет внедрения цифровых технологий и цифровых сервисов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»