Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 12 апреля 2020 года N 993-р

[Об утверждении Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года]



1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия).

2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, федеральных целевых программ и иных документов.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации региональных целевых программ и иных документов.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

     

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 12 апреля 2020 года N 993-р

     

Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года

I. Общие положения


В последние годы агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы, в том числе за счет поддержки государства, демонстрируют уверенный рост, являются одними из основных движущих направлений отечественной экономики и оказывают непосредственное влияние на продовольственную безопасность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, обеспечение которого в долгосрочной перспективе является первостепенной задачей.

В свете глобальных экономических тенденций возникает необходимость внедрения новой модели экономического развития, способной обеспечить динамичный и устойчивый рост российской экономики, основанный на внутренних факторах конкурентоспособности государства, и прежде всего на повышении экономической эффективности производства.

В настоящее время требуется, чтобы национальная экономика развивалась ускоренными темпами (выше среднемировых), опираясь на основную цель экономического роста, которой являются социальное благополучие и высокие стандарты жизни граждан России, качественное инфраструктурное развитие и продовольственная безопасность страны.

Решение обозначенных задач требует системного комплексного подхода, позволяющего решать текущие проблемы обеспечения социально-экономической стабильности и одновременно осуществлять структурную перестройку российской экономики.

В этой связи возникает необходимость выработки дополнительного документа долгосрочного планирования в отношении агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, которым является Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия). Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы являются одними из крупнейших базовых отраслей российской экономики, составляя важнейшую часть производственной и социальной инфраструктуры государства, а также стимулируют деловую и товарную активность в смежных отраслях.

Правовую основу Стратегии составляют:

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.;

Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.;

Федеральный закон "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.";

Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации";

Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ о национальных целях);

Указ Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (далее - государственная программа развития сельского хозяйства);

государственная программа Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 314 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса";

Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. N 996 "Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы";

государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее -государственная программа развития сельских территорий);

Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. N 559-р;

Долгосрочная стратегия развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2019 г. N 1796-р;

Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. N 2798-р;

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, утвержденный на заседании Правительства Российской Федерации 22 ноября 2018 г.

В Стратегии учитывается необходимость обеспечения комплексного подхода к достижению национальных целей, обозначенных в Указе о национальных целях:

обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации (национальная цель N 1);

обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции (национальная цель N 3);

улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно (национальная цель N 5);

ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов их общего числа (национальная цель N 6);

обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере (национальная цель N 7);

вхождение Российской Федерации в число 5 крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов (национальная цель N 8);

создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами (национальная цель N 9).

В Стратегии представлена декомпозиция указанных национальных целей в цели агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.

В Стратегии определены ключевые цели и мероприятия долгосрочной экономической политики в отношении агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, направленные на стимулирование положительных структурных изменений в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах.

Реализация Стратегии осуществляется в 2 этапа:

первый этап - до 2024 года;

второй этап - с 2025 года по 2030 год.

В качестве года для установления базового уровня показателей и параметров определен 2019 год.

II. Текущее состояние агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов


В последние 12 лет произошел существенный прорыв, связанный со строительством новых сельскохозяйственных предприятий с внедрением на них современной техники и оборудования.

Российская Федерация занимает 5-е место в мире по величине добавленной стоимости, произведенной в сельском хозяйстве, и 7-е место - по притоку прямых иностранных инвестиций в сельское хозяйство.

Вместе с тем благодаря государственной политике по развитию сельского хозяйства Российская Федерация в настоящее время является крупнейшим в мире производителем ячменя, занимает 2-е место по производству семян подсолнечника, 3-е место - по производству картофеля и молока, 4-е место в мире - по производству пшеницы, превратившись в последние годы в крупнейшего экспортера этой культуры, и 5-е место - по производству яиц и мяса кур.

Несмотря на неблагоприятные погодные условия, в 2019 году валовый сбор зерна в чистом весе составил 121,2 млн. тонн, что выше уровня 2018 года на 7 процентов (113,3 млн. тонн), валовой сбор сои составил рекордные 4,4 млн. тонн, что больше его производства в 2018 году на 8,3 процента (4 млн. тонн). Валовой сбор рапса в 2019 году составил 2,1 млн. тонн в чистом весе, что на 3,6 процента больше, чем в 2018 году (2 млн. тонн). Средняя урожайность рапса составила 14,5 центнера на гектар (в 2018 году - 13,3 центнера на гектар). Валовой сбор подсолнечника составил 15,4 млн. тонн маслосемян в весе после доработки (в 2018 году - 12,8 млн. тонн) при урожайности 18,3 центнера на гектар (в 2018 году - 16 центнеров на гектар).

Валовой сбор картофеля во всех категориях хозяйств в 2019 году составил 22,1 млн. тонн (в 2018 году - 22,4 млн. тонн), овощей - 14,1 млн. тонн, что выше уровня 2018 года. Производство овощей в зимних теплицах в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, превысило 1,15 млн. тонн (в 2018 году - около 1 млн. тонн), что является рекордным показателем. Валовой сбор плодов и ягод составил 3,46 млн. тонн.

Заложены рекордные 18,1 тыс. гектаров новых садов. Заложены новые виноградники на площади 6,94 тыс. гектаров, или 138,7 процента уровня 2018 года (5,005 тыс. гектаров).

В 2019 году производство скота и птицы на убой (в живом весе) в хозяйствах всех категорий составило 15,2 млн. тонн, что на 1,9 процента больше уровня 2018 года.

Наращивание объемов производства сырого молока (темп роста составил 104,6 процента) влияет на объемы выработки молочной продукции.

Производство молока в хозяйствах всех категорий в 2019 году составило 31,3 млн. тонн (102,4 процента уровня 2018 года). Надой молока на 1 корову в сельскохозяйственных предприятиях (кроме микропредприятий) вырос по сравнению с 2018 годом на 401 килограмм и составил 6492 килограмма.

Производство яиц в хозяйствах всех категорий за 2019 год составило 44,9 млрд. штук, или 99,9 процента уровня 2018 года. Средняя яйценоскость 1 курицы-несушки в сельскохозяйственных организациях по сравнению с 2018 годом выросла на 6 яиц и составила 312 штук.

Индекс производства пищевых продуктов в 2019 году сохранился на уровне 2018 года и составил 104,9 процента.

Индекс производства напитков составил 103,1 процента (102,6 процента в 2018 году).

Индекс производства табачных изделий составил 90,3 процента (103,8 процента в 2018 году).

В январе - декабре 2019 г. по сравнению с соответствующим периодом 2018 года предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности отгружено:

пищевых продуктов (выполнено работ, услуг) на сумму 6061,2 млрд. рублей, или на 7,4 процента больше, чем в соответствующем периоде 2018 года;

напитков на сумму 869,6 млрд. рублей, или на 13,5 процента больше, чем в соответствующем периоде 2018 года;

табачных изделий - 210,4 млрд. рублей, на 10,1 процента меньше, чем в соответствующем периоде 2018 года.

В структуре оборота розничной торговли удельный вес торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями составил 47,9 процента общего объема, или 16062,3 млрд. рублей.

В 2019 году увеличены объемы производства скота и птицы на убой (темп роста составил 103 процента по сравнению с уровнем 2018 года), что благоприятно сказывается на работе перерабатывающих предприятий и способствует увеличению выработки мясной продукции.

Темп роста объемов производства за 2019 год составил:

консервов мясных (мясосодержащих), включая консервы для детского питания, - 112,2 процента (676,5 муб);

мясных полуфабрикатов - 108,7 процента (3559,9 тыс. тонн).

Выросло производство молока и сливок сухих, сублимированных до 112,4 процента (149,9 тыс. тонн), сыров - до 112,2 процента (523,9 тыс. тонн).

Также сохранились высокие темпы производства плодоовощной замороженной продукции и составили 131,8 процента (95,4 тыс. тонн), картофеля переработанного и консервированного - 121,7 процента (298,2 тыс. тонн), сахара - 116,5 процента (7309,7 тыс. тонн), масел растительных и их фракций нерафинированных (включая кукурузное) - 112,6 процента (6697,8 тыс. тонн), минеральной воды - 104,3 процента (14866,4 млн. полулитров), изделий макаронных и аналогичных мучных изделий - 101,6 процента (1437,2 тыс. тонн), крупы - 101,3 процента (1540,2 тыс. тонн).

Сохранилось на уровне 2018 года производство муки из зерновых культур, овощных и других растительных культур, смеси из них на уровне 99 процентов (9511,5 тыс. тонн), колбасных изделий - 99,7 процента (2275 тыс. тонн), хлеба и хлебобулочных изделий - 99,1 процента (6306 тыс. тонн), кондитерских изделий - 100,4 процента (3931,2 тыс. тонн).

Развитие мелиоративно-водохозяйственного комплекса направлено на решение следующих задач:

повышение эффективности сельскохозяйственного производства и продовольственной безопасности Российской Федерации;

удовлетворение потребностей сельского населения, объектов агропромышленного комплекса в качественных водных ресурсах;

обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;

защита населения и объектов экономики от наводнений и другого вредного воздействия вод на основе сбалансированного решения социально-экономических проблем;

сохранение благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, особенно в части сохранения и повышения плодородия почв, а также сохранения природных водных объектов.

Ресурсная база отечественного рыболовства обладает значительным потенциалом по наращиванию объемов добычи (вылова) водных биологических ресурсов. По данным отраслевой науки, сырьевая база отечественного рыболовства в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации, внутренних вод и континентального шельфа Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях на 2019 год (за исключением объектов совместного регулирования Смешанной Российско-Норвежской Комиссии по рыболовству) оценивается в 5,2 млн. тонн сырья.