РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 9 июня 2020 года N 1523-р
[Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года]
(с изменениями на 21 октября 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2023 года N 3892-р;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2024 года N 444-р;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2024 года N 2963-р.
____________________________________________________________________
1. Утвердить прилагаемую Энергетическую стратегию Российской Федерации на период до 2035 года (далее - Стратегия).
2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и корректировке государственных программ Российской Федерации и иных документов стратегического планирования.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии при разработке и корректировке государственных программ субъектов Российской Федерации и иных документов стратегического планирования.
4. Минэнерго России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:
представить в 6-месячный срок в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Стратегии;
обеспечить реализацию Стратегии.
5. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст.5836).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года
(с изменениями на 21 октября 2024 года)
Настоящая Стратегия разработана в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Правилами разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. N 1162 "Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации", и является межотраслевой стратегией для совокупности отраслей и сфер государственного управления в сфере энергетики.
Настоящая Стратегия обеспечивает реализацию в сфере энергетики положений:
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2024 года N 2963-р. - См. предыдущую редакцию)
Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 204);
Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р (далее - Стратегия пространственного развития);
Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. N 216 "Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации" (далее - Доктрина энергетической безопасности).
При разработке настоящей Стратегии учтены:
Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденный Председателем Правительства Российской Федерации 3 января 2014 г. N ДМ-П8-5;
Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года";
Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, утвержденный на заседании Правительства Российской Федерации 22 ноября 2018 г. (далее - долгосрочный прогноз социально-экономического развития);
Стратегия развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2018 г. N 2914-р (далее - Стратегия развития минерально-сырьевой базы);
Стратегический прогноз Российской Федерации на период до 2035 года, одобренный на оперативном совещании Совета Безопасности Российской Федерации 22 февраля 2019 г.;
другие документы стратегического планирования Российской Федерации.
В настоящей Стратегии учтены опыт и результаты реализации Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р (далее - Энергетическая стратегия России).
При разработке настоящей Стратегии учитывалась принципиальная связь развития энергетики и обеспечения национальной безопасности, прежде всего энергетической безопасности. Направления развития энергетики согласованы с основными направлениями деятельности по обеспечению энергетической безопасности, определенными в Доктрине энергетической безопасности.
Неотъемлемой частью настоящей Стратегии являются указанные в Доктрине энергетической безопасности вызовы, угрозы и риски в области энергетической безопасности, а также другие положения. Кроме того, в настоящей Стратегии дополнительно учтены вызовы и риски, специфические для развития отраслей топливно-энергетического комплекса Российской Федерации (далее - топливно-энергетический комплекс).
При постановке задач и в прогнозных расчетах учитывалось возможное влияние на развитие энергетики реализации Стратегии научно-технологического развития, а также широкого круга прорывных и приоритетных технологий, рассмотренных в Прогнозе научно-технологического развития отраслей топливно-энергетического комплекса России на период до 2035 года, утвержденном 14 октября 2016 г. Министром энергетики Российской Федерации А.В.Новаком (далее - прогноз научно-технологического развития отраслей топливно-энергетического комплекса), который составляет со Стратегией единое целое.
Для оценки предлагаемых мер и перспектив развития энергетики с учетом факторов неопределенности и вариативности развития энергетических рынков сформированы 2 прогнозных сценария, определяющие нижнюю границу и верхнюю границу значений целевых показателей и возможных изменений параметров топливно-энергетического баланса, в диапазоне которых отрасли топливно-энергетического комплекса и энергетика Российской Федерации в целом гарантированно сохраняют устойчивость. При этом нижняя граница гарантирует выполнение требований энергетической безопасности, определенных Доктриной энергетической безопасности.
Период реализации настоящей Стратегии с учетом существующего механизма реализации документов стратегического планирования разделен на 2 этапа (I этап - до 2024 года, II этап - 2025-2035 годы). В качестве года для установления базового уровня показателей и параметров выбран 2018 год (далее - базовый год).
Основным содержанием I этапа реализации настоящей Стратегии станет обеспечение достижения национальных целей и решение стратегических задач развития, поставленных в Указе Президента Российской Федерации N 204.
В рамках сформировавшегося в XX веке ресурсно-сырьевого и технологического уклада мировой энергетики Российская Федерация занимает уникальное место, являясь одновременно крупным производителем, потребителем и экспортером всех видов углеродных энергетических ресурсов, а также одним из мировых лидеров в атомной энергетике и гидроэнергетике. Однако в настоящее время в мировой энергетике, включая российскую, происходят процессы, которые с большой долей вероятности на рубеже 30-40-х годов XXI века приведут к смене указанного уклада.
В экономике Российской Федерации топливно-энергетический комплекс занимает существенное место и играет роль базовой инфраструктуры, основы формирования доходов бюджетной системы Российской Федерации и крупнейшего заказчика для других отраслей.
Целью развития энергетики Российской Федерации является, с одной стороны, максимальное содействие социально-экономическому развитию страны, а с другой стороны, - укрепление и сохранение позиций Российской Федерации в мировой энергетике, как минимум, на период до 2035 года.
При этом топливно-энергетический комплекс должен внести до 2024 года свой вклад и способствовать другим секторам экономики в достижении национальных целей и решении стратегических задач развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации N 204.
Для достижения поставленной цели в условиях прогнозируемых изменений мировой экономики и экономики Российской Федерации потребуется ускоренный переход (модернизационный рывок) к более эффективной, гибкой и устойчивой энергетике, способной адекватно ответить на вызовы и угрозы в своей сфере и преодолеть имеющиеся проблемы. Характеристики указанного рывка включают:
структурную диверсификацию, в рамках которой углеродная энергетика дополнится неуглеродной, централизованное энергоснабжение - децентрализованным, экспорт энергетических ресурсов - экспортом российских технологий, оборудования и услуг в сфере энергетики, расширится спектр применений электрической энергии, сжиженного природного газа и газомоторного топлива;
цифровую трансформацию и интеллектуализацию отраслей топливно-энергетического комплекса, в результате которых новое качество приобретут все процессы в сфере энергетики, новые права и возможности получат потребители продукции и услуг отраслей топливно-энергетического комплекса;
оптимизацию пространственного размещения энергетической инфраструктуры, в рамках которой в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктической зоне Российской Федерации сформируются нефтегазовые минерально-сырьевые центры, нефтегазохимические комплексы, расширится инфраструктура транспортировки энергетических ресурсов, Российская Федерация станет ведущим игроком на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона;
уменьшение негативного воздействия отраслей топливно-энергетического комплекса на окружающую среду и адаптацию их к изменениям климата, в результате чего Российская Федерация внесет существенный вклад в переход к низкоуглеродному развитию мировой экономики, в международные усилия по сохранению окружающей среды и противодействию изменениям климата.
Приоритетами государственной энергетической политики Российской Федерации являются:
гарантированное обеспечение энергетической безопасности страны в целом и на уровне субъектов Российской Федерации, в особенности расположенных на геостратегических территориях;
первоочередное удовлетворение внутреннего спроса на продукцию и услуги в сфере энергетики;
переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике;
развитие конкуренции в конкурентных видах деятельности топливно-энергетического комплекса на внутреннем рынке;
рациональное природопользование и энергетическая эффективность;
максимально возможное использование оборудования, имеющего подтверждение производства на территории Российской Федерации;
повышение результативности и эффективности всех уровней управления в отраслях топливно-энергетического комплекса;
максимальное использование преимуществ централизованных систем энергоснабжения.
Основными направлениями деятельности по достижению цели развития энергетики Российской Федерации являются:
эффективное обеспечение потребностей социально-экономического развития Российской Федерации соответствующими объемами производства и экспорта продукции и услуг отраслей топливно-энергетического комплекса, которое означает эффективное удовлетворение внутреннего спроса, формируемого в том числе в рамках реализации национальных программ и проектов, и с одной стороны основывается на балансе доступности и полезности для потребителя энергетической продукции или услуг, а с другой стороны, на эффективности производства указанных продукции или услуг;
пространственное и региональное развитие сферы энергетики, которое означает трансформацию и оптимизацию энергетической инфраструктуры с учетом развития внутренних и мировых рынков продукции и услуг в сфере энергетики, политических и экономических интеграционных процессов и изменений в международных отношениях;
достижение технологической независимости отраслей топливно-энергетического комплекса и повышение их конкурентоспособности, что означает достаточный для устойчивого функционирования и развития уровень обеспеченности организаций топливно-энергетического комплекса собственными компетенциями и производимыми на территории Российской Федерации и территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, технологическими комплексами, оборудованием, материалами, программным обеспечением и соответствующими услугами;
совершенствование государственного управления и развитие международных отношений в сфере энергетики.
Показатели реализации Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года приведены в приложении N 1 и характеризуют целевое состояние энергетики Российской Федерации.
Прогнозный топливно-энергетический баланс Российской Федерации до 2035 года приведен в приложении N 2.
Вклад энергетики Российской Федерации в достижение следующих национальных целей и решение стратегических задач развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации N 204:
обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации - улучшение условий жизни населения, уменьшение отрицательного воздействия деятельности организаций топливно-энергетического комплекса на окружающую среду и снижение негативного воздействия деятельности организаций топливно-энергетического комплекса на климат, обеспечение безопасных условий труда работников организаций топливно-энергетического комплекса;
повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году - до 80 лет) - снижение количества аварий на объектах топливно-энергетического комплекса и снижение численности пострадавших при несчастных случаях на производстве, в том числе за счет внедрения автоматизированных и роботизированных технологий добычи (производства) энергетических ресурсов;
обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции - обеспечение конкурентоспособного уровня заработной платы и социального пакета в отраслях топливно-энергетического комплекса, расширение социального партнерства между работодателем и работниками, внедрение в компаниях топливно-энергетического комплекса международной практики корпоративной социальной ответственности;
снижение в 2 раза уровня бедности в Российской Федерации - оптимизация и обеспечение предсказуемости тарифообразования в отраслях топливно-энергетического комплекса;