Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 29 декабря 2021 года N 3971-р

[Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года]



1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года.

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением, при разработке и реализации целевых программ и иных документов.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНО
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 29 декабря 2021 года N 3971-р



Стратегическое направление в области цифровой трансформации отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года



I. Общие положения


Основаниями разработки стратегического направления в области цифровой трансформации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года (далее соответственно - Стратегическое направление, цифровая трансформация) являются:

перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N Пр-2242 по итогам конференции по искусственному интеллекту;

перечень поручений Президента Российской Федерации от 5 августа 2021 г. N Пр-1383 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 19 июля 2021 г.;

Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия";

государственная программа Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 314 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса";

Государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 г. N 731 "О Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации";

Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 993-р;

Долгосрочная стратегия развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2019 г. N 1796-р;

Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. N 2798-р;

перечень мероприятий по реализации национального плана действий по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. N 2661-р;

план мероприятий ("дорожная карта") "Создание дополнительных условий для развития отрасли информационных технологий", утвержденный Правительством Российской Федерации 9 сентября 2021 г.

В ходе реализации Стратегического направления в агропромышленном комплексе, в том числе в сельском хозяйстве, пищевой и перерабатывающей промышленности, производстве напитков и табака, на сельских территориях, и рыбохозяйственном комплексе, в том числе в рыболовстве и рыбоводстве, будут внедрены следующие технологии:

моделирование и прогнозирование;

цифровые двойники;

искусственный интеллект, в том числе машинное обучение, компьютерное зрение;

интернет вещей;

беспилотные летательные аппараты;

беспилотная сельскохозяйственная техника и робототехника;

дистанционное зондирование Земли;

спутниковые системы связи и позиционирования;

обработка больших данных;

сенсоры и маяки со спутниковым каналом передачи данных;

технологии учета промысловой деятельности (для оснащения судов рыбопромыслового флота).

Указанные технологии будут применяться как в рамках государственного управления, так и для повышения эффективности производственных и сбытовых процессов предприятий агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.

Стратегическое направление утверждается на период до 2030 года. Актуализация Стратегического направления возможна ежегодно, но не более одного раза в год.

В рамках реализации Стратегического направления предусмотрено внедрение радиоэлектронной продукции (в том числе систем хранения данных и серверного оборудования, автоматизированных рабочих мест, программно-аппаратных комплексов, коммуникационного оборудования, систем видеонаблюдения) российского происхождения.

Реализация Стратегического направления предусматривает достижение следующих показателей национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":

достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;

увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в 4 раза по сравнению с показателем 2019 года.

II. Приоритеты, цели и задачи цифровой трансформации


Целями цифровой трансформации являются достижение "цифровой зрелости" в сфере агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, достижение продовольственной безопасности, повышение эффективности производственных процессов в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах, расширение сбытовых возможностей предприятий агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, а также повышение цифровой грамотности работников предприятий агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.

Задачами цифровой трансформации являются:

повышение экономической и физической доступности продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов за счет использования цифровых решений;

обеспечение отрасли высококвалифицированными кадрами, обладающими цифровыми компетенциями;

снижение издержек и себестоимости продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов;

обеспечение полноты и достоверности данных о ситуации в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах;

повышение открытости информации для предприятий агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов;

сокращение бумажного документооборота и сроков предоставления государственных услуг;

сокращение незаконного оборота продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов;

повышение качества планирования мероприятий агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.

III. Проблемы и вызовы цифровой трансформации


Проблемами текущего состояния отрасли, решаемыми при цифровизации, являются:

высокий уровень дефицита на рынке труда специалистов в сфере агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, способных эффективно работать с инновационными цифровыми технологиями;

отсутствие учебных программ по подготовке специалистов в сфере агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов в области использования современных инновационных технологий для сбора и обработки информации о состоянии и использовании земель в агропромышленном комплексе;

неразвитость прогнозирования и планирования в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах в цифровой среде;

недостаточное развитие цифровой инфраструктуры;

недостаточная доступность информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

отсутствие единой цифровой площадки получения отраслевых данных;

неразвитость сбыта продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов через цифровые каналы;

недостаточная точность данных в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах;

высокая капиталоемкость мероприятий цифровой трансформации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.

Вызовами (задачами) цифровой трансформации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации являются:

обеспечение агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов квалифицированными кадрами, обладающими цифровыми компетенциями;

снижение потерь в цепочке производства продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов;

наращивание доли необходимой для деятельности агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов информации в открытом доступе, а также повышение уровня ее достоверности;

оптимизация контрольно-надзорной деятельности;

повышение эффективности расходования бюджетных средств;

снижение импортозависимости от программно-аппаратных средств и программного обеспечения и увеличение доли российской электронной продукции, используемой при реализации проектов в области цифровой трансформации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.

Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:

зависимость от импортных технологий и цифровых решений для разработки цифровых сервисов и платформ;

недостаточность объемов финансирования;

нехватка управленческого и производственного персонала, адаптированного к новым реалиям ведения бизнеса в условиях цифровой трансформации;

высокий уровень различий в развитии инфраструктуры субъектов Российской Федерации и их кадрового потенциала.

Проект в области цифровой трансформации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации приведен в приложении N 1.

Показатели в области цифровой трансформации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации приведены в приложении N 2.

IV. Участники реализации Стратегического направления


Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за координацию реализации Стратегического направления, является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в составе следующих соисполнителей:

федеральные органы исполнительной власти;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;

предприятия агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов;

научные и образовательные организации, в том числе подведомственные Министерству сельского хозяйства Российской Федерации;