ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 20 февраля 2021 года N 431-р

[Об утверждении Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года]

(с изменениями на 21 октября 2024 года)

Информация об изменяющих документах



1. Утвердить прилагаемую Концепцию цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года.

2. Минтруду России, Минцифры России и Минфину России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами Российской Федерации обеспечить реализацию Концепции, утвержденной настоящим распоряжением.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 20 февраля 2021 года N 431-р

Концепция цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года

(с изменениями на 21 октября 2024 года)

I. Общие положения


Концепция цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года (далее соответственно - Концепция, социальная сфера) определяет направления цифровой и функциональной трансформации социальной сферы и разработана для оптимизации деятельности государственных внебюджетных фондов (за исключением Федерального фонда обязательного медицинского страхования) и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, а также для совершенствования процессов предоставления мер социальной поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях на базе цифровых технологий.

Концепция разработана для достижения следующих основных целей:

повышение адресности и эффективности предоставления мер социальной поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

повышение эффективности использования средств бюджетов различных уровней на предоставление мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации;

оптимизация взаимодействия с гражданами при получении ими мер социальной поддержки, в том числе сроков их получения, состава представляемых документов;

оптимизация процессов предоставления государственных услуг Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации);

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2023 года N 1184-р. - См. предыдущую редакцию)

оптимизация взаимодействия с гражданами при проведении медико-социальной экспертизы;

снижение административной нагрузки на страхователей (юридических лиц), оптимизация процессов их взаимодействия с Пенсионным фондом Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации)";

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2023 года N 1184-р. - См. предыдущую редакцию)

снижение издержек на осуществление функций, оказание государственных услуг и повышение эффективности основных и обеспечивающих процессов, в том числе расходов в сфере информационных технологий, федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2023 года N 1184-р. - См. предыдущую редакцию)

снижение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на осуществление процессов предоставления мер социальной поддержки;

оптимизация организационных структур государственных внебюджетных фондов (за исключением Федерального фонда обязательного медицинского страхования), а также осуществляемых ими функций.

Концепция содержит краткий анализ текущего состояния информатизации Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, определяет цели и задачи, актуальность ее цифровой трансформации, устанавливает принципы и подходы, направления и мероприятия цифровизации, ожидаемые результаты.

Концепция предполагает цифровую трансформацию посредством глубокой реорганизации и реинжиниринга функциональных процессов с широким применением цифровых инструментов в качестве механизмов исполнения процессов.

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в настоящее время в рамках координации деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации), координации и контроля деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы осуществляются информационно-технологические мероприятия по совершенствованию процессов в сфере соответствующей государственной политики. При этом принятие Концепции необходимо для утверждения мероприятий, требующих совместной межведомственной реализации в течение продолжительного периода.

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2023 года N 1184-р. - См. предыдущую редакцию)

В 2020 году Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы реализовано значительное количество проектов в сфере информационных технологий в рамках оказываемых услуг и осуществляемых функций, в том числе:

реализация ведения сведений о трудовой деятельности ("электронная трудовая книжка"). С 1 января 2020 г. работодатели представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) сведения о трудовой деятельности сотрудников, которые отражаются в электронном виде в системе индивидуального (персонифицированного) учета фонда. В электронных сведениях сохраняются все данные о трудовой деятельности гражданина, которые учтены в бумажной трудовой книжке. Введенный в эксплуатацию на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал) сервис предоставления зарегистрированным лицам сведений о трудовой деятельности в электронном виде позволяет получить из информационных ресурсов фонда выписку о трудовой деятельности за период с 1 января 2020 г.;

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2023 года N 1184-р. - См. предыдущую редакцию)

проактивное уведомление гражданина о возможности получить пособие по безработице при увольнении. На едином портале реализован сервис проактивного уведомления граждан (в личном кабинете и на электронную почту), которые были уволены в связи с сокращением численности или штата работников организации. Для уволенных граждан будут автоматически сформированы проекты заявлений для возможности подачи заявления о предоставлении гражданину государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, а также для направления жалобы на работодателя в связи с нарушением трудового законодательства при увольнении по сокращению численности или штата работников;

постановка на учет в качестве безработного и получение пособия по безработице в дистанционном формате. Признание гражданина безработным и назначение пособия по безработице осуществляются центрами занятости населения дистанционно на основании заявления в электронной форме, которое гражданин формирует, используя личный кабинет информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" либо личный кабинет на едином портале. При этом все необходимые для принятия решения документы и сведения запрашиваются центрами занятости населения в порядке межведомственного взаимодействия;

персонифицированное уведомление граждан о возникновении возможности получения мер социальной поддержки при возникновении таких жизненных событий, как рождение ребенка, установление инвалидности и наступление пенсионного возраста. На основании обработки различных данных будет выявляться жизненное событие у гражданина посредством единой государственной информационной системы социального обеспечения, обеспечиваться его соответствие мере социальной поддержки и осуществляться уведомление гражданина через личный кабинет на едином портале;

дистанционное оформление в случае карантина листков нетрудоспособности в электронном виде, назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности. Для застрахованных лиц, прибывших в Российскую Федерацию с территорий стран, где зарегистрированы случаи заболевания новой коронавирусной инфекцией, а также для проживающих совместно с ними застрахованных лиц был реализован упрощенный порядок оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина, который подразумевает возможность их получения дистанционно, без необходимости личного посещения человеком медицинской организации, на основании заявления и информации, направленной в электронной форме в Фонд социального страхования Российской Федерации;

беззаявительное оформление листков нетрудоспособности, назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности работающим застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше. Фонд социального страхования Российской Федерации самостоятельно на основе сведений, предоставляемых страхователем (работодателем) о застрахованных лицах, инициирует оформление электронного листка нетрудоспособности, исключая необходимость личного посещения медицинской организации, и осуществляет назначение и выплату (в случае наличия соответствующего права) пособия по временной нетрудоспособности;

выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. С 15 апреля 2020 г. предоставление гражданам государственной услуги по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал реализовано полностью в электронном виде посредством единого портала без необходимости личного посещения органов Пенсионного фонда Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации) в проактивном режиме. Кроме того, ведется работа по оптимизации процесса предоставления государственной услуги по распоряжению материнским (семейным) капиталом. Обеспечена возможность электронного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и организациями, участвующими в процессе оказания услуги, посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, исключая истребования отдельных документов от гражданина;

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2023 года N 1184-р. - См. предыдущую редакцию)

электронное информационное взаимодействие Пенсионного фонда Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации) с кредитными организациями (банками) в целях обеспечения возможности для гражданина обращения в клиентский офис кредитной организации (банка) посредством единого портала за получением государственной услуги по распоряжению средствами материнского (семейного) капитала на уплату первоначального взноса по ипотеке и на погашение действующего ипотечного кредита;

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2023 года N 1184-р. - См. предыдущую редакцию)

информирование граждан о страховом номере индивидуального лицевого счета их ребенка. Начиная с 15 июля 2020 г. страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (с 1 января 2023 г. - страховой номер индивидуального лицевого счета) новорожденному ребенку присваивается Пенсионным фондом Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации) автоматически на основании данных единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и проактивно направляется в личный кабинет матери ребенка на едином портале. При этом в личном кабинете гражданина на едином портале реализован сервис по получению родителями страхового номера индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования ребенка, родившегося до 15 апреля 2020 г.;

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2023 года N 1184-р. - См. предыдущую редакцию)

осуществление денежных выплат в рамках государственной поддержки семей с детьми в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей". Процесс предоставления гражданам ежемесячной выплаты в размере 5 тыс. рублей на каждого ребенка до 3 лет, единовременной выплаты в размере 10 тыс. рублей на каждого ребенка в возрасте от 3 до 16 лет был реализован максимально просто и удобно. Для получения указанных выплат необходимо было подать одно лишь заявление в электронной форме на едином портале либо в личном кабинете застрахованного лица в Пенсионном фонде Российской Федерации. Назначение единовременной выплаты в размере 10 тыс. рублей на каждого ребенка до 16 лет впервые осуществлялось в упреждающем режиме (проактивно) на основании ранее поданных заявлений на ежемесячную выплату в размере 5 тыс. рублей на детей до 3 лет и единовременную выплату в размере 10 тыс. рублей на детей от 3 до 16 лет;

осуществление ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" реализовано предоставление нуждающимся семьям, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации, ежемесячной выплаты. Для получения ежемесячной выплаты предусматривается подача гражданином только соответствующего заявления без необходимости приложения каких-либо документов. Все необходимые сведения о составе семьи, доходах членов семьи и иная информация, требующаяся для назначения ежемесячной выплаты, запрашивается уполномоченными органами посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия у органов власти и организаций, в распоряжении которых находятся данные сведения;

осуществление единовременной выплаты семьям, имеющим детей, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2020 г. N 797 "О единовременной выплате семьям, имеющим детей". Обеспечены выплаты на 13,6 млн. детей, 96 процентов выплат были осуществлены в беззаявительном порядке. Пенсионным фондом Российской Федерации в сжатые сроки проведена проверка значительной части массива сведений о гражданах, получавших в 2020 году выплаты на детей, с использованием единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, а также сведений об ограничении (лишении) родительских прав.

Концепция разработана в соответствии с положениями следующих нормативных правовых актов Российской Федерации и документов:

Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";

Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования";

Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2024 года N 2963-р. - См. предыдущую редакцию)

Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации Д.А.Медведевым 29 сентября 2018 г.

Концепция разработана в соответствии с национальными целями, определенными Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", и соответствует ключевым направлениям инициативы "Социальное казначейство", предусмотренной перечнем инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. N 2816-р.

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2023 года N 1184-р. - См. предыдущую редакцию)

II. Предпосылки цифровой и функциональной трансформации социальной сферы


В настоящее время в Российской Федерации активно и достаточно успешно реализуются процессы цифровой трансформации коммерческого сектора, предполагающие принципиальное изменение бизнес-моделей за счет использования новых цифровых инструментов и технологий (искусственного интеллекта, интернета вещей, больших данных, биометрии и др.).

Ситуация с пандемией коронавируса привела к ускорению перехода на цифровые технологии и онлайн-сервисы и соответствующему изменению моделей оказания услуг и потребительских моделей поведения.

Данные информационных систем Пенсионного фонда Российской Федерации, в первую очередь подсистемы индивидуального (персонифицированного) учета, стали наиболее востребованы в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Сведения из автоматизированной информационной системы Пенсионного фонда Российской Федерации являлись важной частью при оказании услуг Фонда социального страхования Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости, а также позволили максимально оперативно организовать взаимодействие с другими информационными системами с целью реализации поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение социальной защиты граждан, в частности, своевременно осуществить выплаты, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей".

Одновременно в Российской Федерации назрела необходимость адаптации сферы социального обеспечения к новым цифровым реалиям с учетом возможностей новых цифровых технологий, лучших мировых и отечественных практик государственного управления и растущих ожиданий и требований граждан к получению государственных и муниципальных услуг, в том числе:

удаленно, посредством единого портала без необходимости посещения организаций;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»