ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 27 декабря 2021 года N 3883-р

стратегическом направлении в области цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года]

(с изменениями на 13 октября 2022 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2022 года N 1817 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.10.2022, N 0001202210170035).

____________________________________________________________________



1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года.

2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением, при разработке и реализации региональных программ и иных документов стратегического планирования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНО
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 27 декабря 2021 года N 3883-р

Стратегическое направление в области цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года

(с изменениями на 13 октября 2022 года)



I. Общие положения


Основаниями разработки стратегического направления в области цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года (далее соответственно - цифровая трансформация, стратегическое направление) являются:

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы";

Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации";

Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 октября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2022 года N 1817. - См. предыдущую редакцию)

национальный проект "Жилье и городская среда" (паспорт утвержден протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. N 16);

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;

постановление Правительства Российской Федерации от 3 мая 2019 г. N 549 "О государственной поддержке компаний-лидеров по разработке продуктов, сервисов и платформенных решений на базе "сквозных" цифровых технологий";

национальный проект "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (паспорт утвержден протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. N 7);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 января 2020 г. N 20-р;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2020 г. N 3143-р;

перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N Пр-2242 по итогам конференции по искусственному интеллекту;

план мероприятий цифровой трансформации системы управления отрасли строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на базе интегрированной информационной системы управления в целях реализации стратегии "Агрессивное развитие инфраструктуры", утвержденный протоколом совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш.Хуснуллина от 21 мая 2021 г. N МХ-П49-79пр.

В ходе реализации стратегического направления будут внедрены следующие технологии:

технологии информационного моделирования;

технологии обработки больших данных;

технологии систем распределенного реестра;

технологии виртуальной и дополненной реальностей;

технологии быстродействующих систем обработки информации;

технологии пространственного анализа и моделирования;

технологии в области искусственного интеллекта;

технологии интернета вещей;

технологии проводной и беспроводной передачи данных;

технологии телеметрии;

технологии микроэлектроники и радиоэлектроники.

Указанные технологии будут применены:

при формировании графика строительства;

при оказании государственных и муниципальных услуг;

при формировании реестра нормативно-технических документов в машинопонимаемом и человекочитаемом виде;

при реализации строительного надзора и строительного контроля;

при реализации концепции "умный дом".

Использование программно-аппаратных средств и программного обеспечения отечественного происхождения является главным приоритетом при обеспечении цифровой трансформации на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства.

Стратегическое направление определяет основные направления развития цифровой системы управления жизненным циклом строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства для достижения следующих ключевых показателей эффективности по национальным целям, национальным проектам и государственным программам:

увеличение объема жилищного строительства в целях достижения целевого показателя улучшения жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно и не менее чем 120 млн. кв. метров в год;

кардинальное повышение комфортности городской среды, повышение индекса качества городской среды на 30 процентов, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в 2 раза;

доведение в крупнейших городских агломерациях доли автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности до 85 процентов;

применение новых механизмов развития и эксплуатации дорожной сети, включая использование инфраструктурной ипотеки, контрактов жизненного цикла, наилучших технологий и материалов;

обеспечение учета в целях устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда;

достижение "цифровой зрелости" строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства;

внедрение сквозных цифровых технологий на всем жизненном цикле объектов вне функционального назначения и источника финансирования;

увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов.

Результаты и эффекты от реализации решений стратегического направления целевым образом направлены на 4 группы получателей - физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления.

Стратегическое направление утверждается до 2030 года с ежегодной актуализацией по мере необходимости.

В рамках реализации стратегического направления предусмотрено внедрение программного и аппаратного обеспечения российского происхождения.

II. Приоритеты, цели и задачи цифровой трансформации


Целью цифровой трансформации является достижение "цифровой зрелости" строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства.

Задачами цифровой трансформации являются:

сокращение количества процедур, в том числе путем закрепления закрытого перечня строительных процедур;

переход на исключительно электронный обмен информацией между участниками строительной отрасли;

исключение административных барьеров для обеспечения срока не более 7 дней от идеи до выхода на строительную площадку;

унификация процедур на уровне субъектов Российской Федерации;

повышение "цифровой зрелости" отрасли строительства, включая работы по изменению нормативно-правовой базы и переводу нормативно-технической документации в машиночитаемый формат, формированию базовых классификаторов, информационных реестров, форматов машиночитаемого обмена информацией, а также по формированию цифровых данных в форме, обеспечивающей их автоматическую и интеллектуальную обработку в информационных системах. Достижение "цифровой зрелости" в отрасли жилищно-коммунального хозяйства за счет стандартизации применения интеллектуальных систем, технологии интернета вещей, применения принципа сквозных технологий на основе отечественных решений;

поддержка граждан в части повышения доступности и качества оказываемых государственных и муниципальных услуг в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства и обеспечения вовлеченности в вопросы управления жилищно-коммунального хозяйства.

III. Проблемы и вызовы цифровой трансформации


Проблемами текущего состояния строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, решаемыми при цифровизации, являются:

наличие избыточных требований и процедур в инвестиционно-строительном цикле;

наличие инвестиционно-строительного проекта со 103 контрагентами и 136 процедурами;

осуществление 95 процентов взаимодействий между участниками на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства на бумаге либо в электронном нередактируемом формате;

длительность процедуры получения исходно-разрешительной документации от 20 до 50 процентов времени инвестиционно-строительного цикла;

отсутствие возможности идентификации и мониторинга объектов капитального строительства на всем протяжении жизненного цикла данных объектов;

низкая степень вовлеченности физических лиц в систему управления объектами собственности (многоквартирные дома, индивидуальное жилищное строительство, арендное строительство);

неунифицированные процедуры в муниципальных образованиях как препятствие масштабированию строительного бизнеса;

длительность процедур получения финансовых средств по результатам выполнения работ ввиду сложности оформления бумажной документации;

недостаточный уровень импортозамещения систем информационной безопасности, используемых в жилищно-коммунальном хозяйстве и городском хозяйстве;

отсутствие стандарта оснащения жилищного фонда интеллектуальными системами и невозможность их интеграции со связанными системами, в том числе в проектах "Безопасный город" и "Умный город".

Решение указанных проблем за счет развития цифровых решений окажет позитивное воздействие на строительную отрасль, городское и жилищно-коммунальное хозяйство Российской Федерации, при этом выделяются следующие задачи цифровой трансформации:

разработка отраслевых цифровых систем поддержки принятия управленческих решений, отвечающих современным запросам по эффективному планированию, проектированию, эксплуатации и текущему управлению объектами, направленным на достижение национальных целей и решение стратегических задач;

минимизация "цифрового неравенства" субъектов Российской Федерации в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»