ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2014 года № 313
Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество" *
(с изменениями на 17 декабря 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2015 года N 157 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.02.2015, N 0001201502270014);
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 года N 602 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.06.2015, N 0001201506220004) (вступило в силу с 1 июля 2015 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2016 года N 1083 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.10.2016, N 0001201610250001);
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2017 года N 203 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.02.2017, N 0001201702220015);
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 года N 256 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.03.2017, N 0001201703070033);
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 года N 380 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.04.2017, N 0001201704070026);
постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2017 года N 966 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.08.2017, N 0001201708150008) (о порядке вступления в силу см. пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2017 года N 966);
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2017 года N 1298 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.10.2017, N 0001201710300008);
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2017 года N 1384 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.11.2017, N 0001201711170021);
постановлением Правительства Российской Федерации от 12 января 2018 года N 4 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.01.2018, N 0001201801160005);
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2018 года N 160 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.02.2018, N 0001201802200014);
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2018 года N 369-16 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.04.2018, N 0001201804090028);
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2018 года N 1138 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.09.2018, N 0001201809280003);
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 года N 1761 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2018, N 0001201812310069) (вступило в силу с 1 января 2019 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2019 года N 79 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.02.2019, N 0001201902060007);
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 356-24 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.04.2019, N 0001201904080008);
постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2019 года N 649 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.05.2019, N 0001201905270014);
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2019 года N 1484 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.11.2019, N 0001201911250009);
постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2019 года N 1497 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.11.2019, N 0001201911260027);
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2019 года N 1557 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.12.2019, N 0001201912050004);
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 386-20 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.04.2020, N 0001202004080027);
постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2020 года N 1002 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.07.2020, N 0001202007100032);
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2020 года N 1266 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.08.2020, N 0001202008250005);
постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 года N 1707 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.10.2020, N 0001202010210016);
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2020 года N 2093 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.12.2020, N 0001202012180007);
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2020 года N 2125 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.12.2020, N 0001202012180008);
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 года N 504-19 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.04.2021, N 0001202104100004);
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 года N 1859 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.11.2021, N 0001202111010032);
постановлением Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2021 года N 1922 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.11.2021, N 0001202111120013) (о порядке вступления в силу см. пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2021 года N 1922);
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2021 года N 2018 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.11.2021, N 0001202111260038);
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2021 года N 2347 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.12.2021, N 0001202112230024) (вступило в силу c 1 января 2022 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 года N 2359 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.12.2021, N 0001202112230049) (вступило в силу c 1 января 2022 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2022 года N 39 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.01.2022, N 0001202201280014);
постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2022 года N 1016 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.06.2022, N 0001202206030010);
постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2022 года N 2122 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.11.2022, N 0001202211240027);
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2022 года N 2145 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.11.2022, N 0001202211280025);
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2022 года N 1949 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.11.2022, N 0001202211020025) (вступило в силу с 1 января 2023 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2023 года N 253 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.02.2023, N 0001202302180001);
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2023 года N 685 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.05.2023, N 0001202305020038);
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2023 года N 2241 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.12.2023, N 0001202312220068) (вступило в силу с 1 января 2024 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2024 года N 172 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.02.2024, N 0001202402150033);
постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2024 года N 658 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.05.2024, № 0001202405240077);
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2024 года N 1805 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.12.2024, № 0001202412190021) (вступило в силу c 1 января 2025 года).
____________________________________________________________________
________________
* Наименование в редакции, введенной в действие с 16 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 356-24. - См. предыдущую редакцию.
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Информационное общество".
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 356-24. - См. предыдущую редакцию)
2. Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;
принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации.
3. Признать утратившими силу:
распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 года N 1815-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 46, ст.6026);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2011 года N 2161-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 51, ст.7543);
пункт 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 2438-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст.514);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года N 747-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 21, ст.2662);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 августа 2012 года N 1472-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 35, ст.4836);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2012 года N 2322-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 51, ст.7269);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 года N 2434-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 52, ст.7570);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 2562-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 1, ст.73);
пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 года N 606 "О премиях Правительства Российской Федерации в области средств массовой информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст.4115);
пункт 5 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в связи с преобразованием Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2013 года N 1056 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с преобразованием Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст.6259);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 года N 2535-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 2, ст.171);
пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1293 "О федеральной государственной информационной системе "Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров" и о создании на ее базе пилотной версии единой информационной системы управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 2, ст.117).
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Государственная программа Российской Федерации "Информационное общество" *
(с изменениями на 17 декабря 2024 года)
________________
* Наименование в редакции, введенной в действие с 16 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 356-24. - См. предыдущую редакцию.
(Утратил силу с 1 января 2022 года - постановление Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2021 года N 1922. - См. предыдущую редакцию)
(Утратил силу с 1 января 2022 года - постановление Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2021 года N 1922. - См. предыдущую редакцию)
(Утратил силу с 1 января 2022 года - постановление Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2021 года N 1922. - См. предыдущую редакцию)
(Утратил силу с 1 января 2022 года - постановление Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2021 года N 1922. - См. предыдущую редакцию)
(Утратил силу с 1 января 2022 года - постановление Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2021 года N 1922. - См. предыдущую редакцию)
(Утратил силу с 1 января 2022 года - постановление Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2021 года N 1922. - См. предыдущую редакцию)
(Раздел в редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2021 года N 1922. - См. предыдущую редакцию)
(Подраздел в редакции, введенной в действие с 1 января 2025 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2024 года N 1805. - См. предыдущую редакцию)
Информационно-коммуникационные технологии являются основой стратегического развития в современном мире и неотъемлемой частью управленческих систем в ключевых отраслях экономики, сферах государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
Изменение внешних и внутренних условий развития российской экономики, связанных прежде всего с усилением внешнеполитического давления и введением экономических санкций, оказало непосредственное влияние и на российский сектор информационно-коммуникационных технологий и медиаотрасль.
Вместе с тем принимаемые Правительством Российской Федерации меры, в том числе меры поддержки бизнеса, ускоренная адаптация российской экономики и общества к новым условиям и накопленный ранее запас прочности позволяют превратить негативные факторы в точки роста. В целях укрепления технологического суверенитета Российской Федерации уделяется повышенное внимание реализации комплекса мер по поддержке сектора информационно-коммуникационных технологий и медиаотрасли. Продолжается работа по дальнейшему динамичному развитию инфраструктуры связи, обеспечению информационной безопасности, поддержке импортозамещения, развитию сфер искусственного интеллекта, цифрового государственного управления, медиаотрасли, а также по кадровому обеспечению ключевых отраслей, в особенности отрасли информационных технологий.
По результатам анализа, проведенного федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" на основе официальной статистической информации, с 2019 по 2023 год ИТ-отрасль находится на первом месте по темпам роста среди крупных отраслей экономики. Произошло увеличение всех основных показателей - вклада в валовый внутренний продукт, объема реализации продукции и услуг собственной разработки, численности сотрудников и инвестиций в основной капитал. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" провело масштабное исследование ИТ-отрасли.
Объем реализации продуктов собственной разработки и ИТ-услуг увеличился с 2019 по 2023 год в 2,5 раза и составил 3,1 трлн. рублей. Среднегодовой темп роста показателя за этот период составил 26 процентов (в текущих ценах). Для сравнения, в целом по экономике объем реализованной продукции вырос в 1,6 раза за 4 года.
Средняя зарплата в ИТ-отрасли в 2 раза выше средней по экономике. В 2023 году она составляла 155,9 тыс. рублей, что в 1,7 раза больше, чем в 2019 году.
Численность работников ИТ-отрасли стабильно растет и за 4 года увеличилась в 1,5 раза, а к концу 2023 года составила 857 тыс. человек. Для сравнения, в целом по экономике количество сотрудников за этот же период почти не изменилось.
Инвестиции в основной капитал ИТ-компаний составили почти 500 млрд. рублей. Это в 4,4 раза больше, чем в 2019 году, и почти на 50 процентов выше, чем в 2022 году (в текущих ценах). Экономика в целом выросла по этому показателю в 1,8 раза.
С 2019 года по динамике валовой добавленной стоимости ИТ-отрасль опережала другие крупные секторы экономики. Среднегодовой темп ее прироста в реальном выражении за 2019-2023 годы превысил 10 процентов. В результате вклад в валовый внутренний продукт вырос в 1,5 раза за 4 года и составил почти 2 процента.
По данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, в соответствии с официальной статистической информацией в сфере связи по итогам 2023 года объем рынка телекоммуникаций в Российской Федерации составил 1,96 трлн. рублей. Годовая динамика рынка была положительной и составила 5,2 процента в сопоставимых ценах (по оценке Федеральной службы государственной статистики). В структуре российского телекоммуникационного рынка самую большую долю (порядка 46 процентов) занимают услуги мобильной связи, включая доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") через сети подвижной связи.
Объем российского рынка доступа к сети "Интернет" через сети фиксированной и подвижной связи в целом в 2023 году оценивается в 652,1 млрд. рублей, из них 77,1 процента (502,6 млрд. рублей) приходится на долю услуг, оказанных населению.
По итогам 2023 года значение показателя "Рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", до 97 процентов" составило 86,4 процента.
В 2025-2027 годах операторы связи планируют дальнейшее осуществление инвестиционной деятельности, направленной на обеспечение устойчивого функционирования сетей связи, сохранение качества предоставляемых услуг связи для потребителей, в том числе обеспечение надежного высокоскоростного фиксированного и беспроводного доступа к сети "Интернет", а также развитие рынка коммерческих центров хранения и обработки данных и рынка "облачных услуг" и возможное внедрение новых, особенно отечественных, технологий связи.
Развитие и модернизация современной инфраструктуры создадут условия для обеспечения доступности услуг электросвязи для всех слоев населения на территории Российской Федерации, предоставят равные возможности доступа к информационным сетям городскому и сельскому населению, приведут к снижению цифрового неравенства в регионах Российской Федерации. Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры позволит расширить возможности использования средств электросвязи, радиочастотного спектра для повышения эффективности государственного управления, нужд обороноспособности и безопасности государства и обеспечения правопорядка.
В условиях санкционной политики актуальны угрозы деактивации недружественными государствами зарубежных средств защиты информации, включая штатные (встроенные) механизмы безопасности зарубежных информационных технологий, а также прекращение предоставления по инициативе недружественных государств сервисов (работ, услуг) по обеспечению информационной безопасности, предоставляемых (выполняемых, оказываемых) зарубежными организациями, что может привести к ограничению доступности информационных ресурсов государства, нарушению конфиденциальности и целостности информации, передаваемой при электронном взаимодействии государства, граждан и бизнеса.
Для парирования указанных угроз необходимо обеспечить массовое применение отечественных средств защиты информации, включая сертифицированные Федеральной службой безопасности Российской Федерации средства криптографической защиты информации, а также использование сервисов (работ, услуг) по обеспечению информационной безопасности, предоставляемых (выполняемых, оказываемых) российскими организациями.
Большинство технологий, в которых необходимо достичь технологического суверенитета, относятся к умным технологиям, которые построены на вычислительных алгоритмах и на обмене данными через сеть "Интернет". Как следствие, повышается уязвимость всех ключевых отраслей экономики и социальных сфер от киберугроз. По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации, сегодня от киберпреступлений экономика теряет около 156 млрд. рублей ежегодно.
С каждым годом уровень ущерба и количество атак растут - по данным исследования общества с ограниченной ответственностью "СОЛАР СЕКЬЮРИТИ", в I квартале 2024 г. количество атак достигло 119 тысяч - это вдвое больше значения I квартала 2023 г., а самыми атакуемыми отраслями стали государственный сектор, финансовая отрасль и сфера ИТ. Атаки нового поколения уже выполняются злоумышленниками с применением технологий искусственного интеллекта, которые постоянно совершенствуются, в том числе в части быстрого поиска уязвимостей в отечественных цифровых платформах.
Устойчивость критической информационной инфраструктуры во многом определяется ее защищенностью от DDoS-атак, количество и мощность которых растут с каждым годом, - федеральным государственным унитарным предприятием "Главный радиочастотный центр" в 2023 году отражено 185 крупных DDoS-атак, а в I квартале 2024 г. - уже 512. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций создана национальная система противодействия DDoS-атакам, которая обеспечивает дополнительную защиту ключевых и социально значимых ресурсов российского сегмента сети "Интернет" с использованием возможностей технических средств противодействия угрозам.
В последние несколько лет наблюдается значительное увеличение действий злоумышленников, направленных на получение конфиденциальных сведений за счет введения пользователя в заблуждение (фишинг), в то время как количество сайтов в сети "Интернет", направленных на распространение вредоносных программ, уменьшается. Злоумышленники, занимающиеся фишингом, имитируют службы известных организаций, их сайты в сети "Интернет" и учетные записи людей и организаций, которые пользуются доверием среди их потенциальных жертв. В результате фишинговых атак обманутые пользователи сами предоставляют злоумышленникам свои персональные данные и другую информацию ограниченного доступа. Поиск эффективных методов борьбы с фишингом представляется особенно актуальным в настоящее время. Сложность противодействия фишингу обусловлена многообразием типов фишинга и используемых злоумышленниками методов и программных средств, в том числе самых современных информационных технологий. Поэтому государству, обществу и специалистам в области защиты данных необходимо постоянно совершенствовать средства и способы выявления, защиты и устранения последствий фишинговых атак. Так, противодействие атакам с использованием фишинговых сайтов может быть осуществлено посредством различных техник - применения черных и белых списков, машинного обучения и нейронных сетей и т.д.
За 2023 год в рамках функционирования информационной системы мониторинга фишинговых сайтов и утечки персональных данных обнаружено для последующей блокировки около 335 тыс. интернет-ресурсов, среди которых:
ресурсы, применяемые для фишинга;
материалы, направленные на распространение недостоверной общественно значимой информации в сети "Интернет" (деструктивный контент);
ресурсы, в материалах которых могут содержаться признаки других нарушений законодательства Российской Федерации, - изготовления и оборота поддельных документов, незаконного сбыта наркотических веществ и др. (запрещенный контент);
ресурсы, на которых размещены материалы, которые могут нарушать законодательство Российской Федерации в области персональных данных (продажа персональных или конфиденциальных данных, в том числе получение их при помощи взлома ресурсов).