РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере

(с изменениями на 22 июня 2024 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 5 декабря 2022 года N 498-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.12.2022, N 0001202212050039);

Федеральным законом от 28 декабря 2022 года N 568-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.12.2022, N 0001202212280010) (о порядке вступления в силу см. статью 6 Федерального закона от 28 декабря 2022 года N 568-ФЗ);

Федеральным законом от 22 июня 2024 года N 155-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.06.2024, № 0001202406220014).

____________________________________________________________________



Принят
Государственной Думой
7 июля 2020 года

Одобрен
Советом Федерации
8 июля 2020 года



Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет и сфера применения настоящего Федерального закона

     

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с формированием и исполнением государственных (муниципальных) социальных заказов на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим лицам за счет субсидий, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в отраслях социальной сферы, к которым в целях настоящего Федерального закона относятся образование, здравоохранение, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт, туризм (далее - отрасли социальной сферы), в том числе права и обязанности участников таких отношений, отношения, связанные со способами отбора исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере на конкурентной основе, с осуществлением контроля за соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных (муниципальных) услуг в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (включая высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования), Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (за исключением государственных (муниципальных) услуг, включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам), а также отдельных государственных (муниципальных) услуг в сфере охраны здоровья, определяемых Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

3. В случаях, не урегулированных настоящим Федеральным законом, права, обязанности и ответственность участников отношений, указанных в части 1 настоящей статьи, определяются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, при этом к отношениям между потребителями государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и исполнителями государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, применяется законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе


Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) государственные (муниципальные) услуги в социальной сфере, включенные в установленные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг в отраслях социальной сферы (государственные (муниципальные) услуги в социальной сфере), - деятельность, осуществляемая в отношении физических лиц государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами либо, если иное не установлено федеральными законами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами - производителями товаров, работ, услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 июля 2024 года Федеральным законом от 22 июня 2024 года N 155-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2) государственный (муниципальный) социальный заказ на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере (далее - государственный (муниципальный) социальный заказ) - документ, устанавливающий основные показатели, характеризующие качество оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и (или) объем оказания таких услуг в количественном выражении, категории потребителей таких услуг, а также содержащий указание на способ определения исполнителя государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с настоящим Федеральным законом, обеспечивающий государственные гарантии реализации прав граждан на получение государственных (муниципальных) услуг;

3) уполномоченный орган - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, утверждающие государственный (муниципальный) социальный заказ и обеспечивающие предоставление государственных (муниципальных) услуг потребителям государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с показателями, характеризующими качество оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и (или) объем оказания таких услуг и установленными государственным (муниципальным) социальным заказом;

4) исполнитель государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере (далее - исполнитель услуг) - юридическое лицо, в том числе государственное (муниципальное) учреждение, либо, если иное не установлено федеральными законами, индивидуальный предприниматель или физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг, оказывающий государственные (муниципальные) услуги в социальной сфере потребителям государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере на основании соглашения, заключенного в соответствии с настоящим Федеральным законом;

5) отбор исполнителей услуг - совокупность действий, которые осуществляются уполномоченным органом, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, также потребителем государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, в целях определения исполнителей услуг;

6) потребитель государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере (далее - потребитель услуг) - физическое лицо, имеющее в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований или принятыми в соответствии с ними правовыми актами право на получение государственных (муниципальных) услуг от исполнителя (исполнителей) услуг на безвозмездной основе, а в случаях, установленных федеральными законами, за частичную плату;

7) социальный сертификат на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере (государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере) (далее - социальный сертификат) - именной документ, удостоверяющий право потребителя услуг либо его законного представителя выбрать исполнителя (исполнителей) услуг для получения государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере (государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере) в определенном объеме и на определенных условиях, а также в установленных нормативными правовыми актами случаях определенного качества и право исполнителя (исполнителей) услуг получить из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации средства на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с оказанием соответствующей государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере (государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере).

Статья 3. Права потребителей услуг


Потребители услуг имеют право на:

1) надлежащее оказание им государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;

2) получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о ценах (тарифах) на эти услуги и об их стоимости для потребителей услуг (в случае, если законодательством Российской Федерации предусмотрено оказание государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере за частичную плату), а также об исполнителях услуг;

3) выбор исполнителя услуг в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)";

(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 июля 2024 года Федеральным законом от 22 июня 2024 года N 155-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

4) отказ от получения государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, если иное не установлено федеральными законами;

5) обращение в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении, неоказании или ненадлежащем оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере исполнителем услуг, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)";

(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 июля 2024 года Федеральным законом от 22 июня 2024 года N 155-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

6) реализацию иных связанных с получением государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере прав, предусмотренных федеральными законами.

Статья 4. Обязанности исполнителей услуг

     

1. Исполнители услуг обязаны:

1) осуществлять свою деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;

2) оказывать государственные (муниципальные) услуги в социальной сфере потребителям услуг в соответствии с социальными сертификатами, условиями соглашений, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом;

3) предоставлять бесплатно в доступной форме потребителям услуг или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, подлежащих оказанию потребителям услуг, и показателях качества и (или) объема их оказания, о реквизитах нормативного правового акта, устанавливающего стандарт (порядок) оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере, а при отсутствии такого нормативного правового акта - о требованиях к условиям и порядку оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере, установленных уполномоченным органом, о сроках, порядке и об условиях предоставления государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, о ценах (тарифах) на эти услуги и об их стоимости для потребителей услуг (в случае, если законодательством Российской Федерации предусмотрено оказание государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере за частичную плату) либо о возможности получать их бесплатно;

4) использовать информацию о потребителях услуг в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных требованиями к защите обрабатываемых персональных данных;

5) предоставлять уполномоченному органу информацию о ходе и результатах оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;

6) исполнять иные обязанности, связанные с реализацией прав потребителей услуг на получение государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

2. Исполнители услуг при оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере не вправе:

1) ограничивать права, свободы и законные интересы потребителей услуг;

2) применять физическое или психологическое насилие в отношении потребителей услуг, допускать их оскорбление, грубое обращение с ними.

Статья 5. Обязанности уполномоченных органов


Уполномоченные органы обязаны:

1) обеспечивать организацию оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;

2) обеспечивать свободный и безвозмездный доступ к информации об утвержденных государственных (муниципальных) социальных заказах, о проведении отбора исполнителей услуг и результатах такого отбора;

3) предоставлять исполнителям услуг информацию, необходимую для оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;

4) утверждать требования к условиям и порядку оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере при отсутствии нормативного правового акта, устанавливающего стандарт (порядок) оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере;

5) рассматривать заявления потребителей услуг о предоставлении, неоказании или ненадлежащем оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере исполнителями услуг;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 июля 2024 года Федеральным законом от 22 июня 2024 года N 155-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

6) принимать меры по предотвращению случаев неоказания или ненадлежащего оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.

Статья 6. Формирование государственного (муниципального) социального заказа

     

1. Государственный (муниципальный) социальный заказ формируется на срок, соответствующий сроку (предельному сроку) оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере, установленному в соответствии с законодательством Российской Федерации. В предусмотренных федеральными законами случаях государственный (муниципальный) социальный заказ может предусматривать показатели, характеризующие объем оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере в количественном выражении, на период, следующий за годом формирования такого заказа, корректируемый с учетом распределения объема оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере по результатам отбора исполнителей услуг.

2. Порядок формирования государственных социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям федеральных органов государственной власти (далее - федеральный социальный заказ), и перечень государственных услуг в социальной сфере, в отношении которых формируется федеральный социальный заказ, утверждаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

(Часть в редакции, введенной в действие с 3 июля 2024 года Федеральным законом от 22 июня 2024 года N 155-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

3. Порядок формирования государственных социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - региональный социальный заказ), и перечень государственных услуг в социальной сфере, в отношении которых формируется региональный социальный заказ, утверждаются нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации.

(Часть в редакции, введенной в действие с 3 июля 2024 года Федеральным законом от 22 июня 2024 года N 155-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

4. Порядок формирования муниципальных социальных заказов на оказание муниципальных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления (далее - муниципальный социальный заказ), и перечень муниципальных услуг в социальной сфере, в отношении которых формируется муниципальный социальный заказ, утверждаются правовыми актами местной администрации муниципального образования.

(Часть в редакции, введенной в действие с 3 июля 2024 года Федеральным законом от 22 июня 2024 года N 155-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

4_1. Информация о предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи перечнях государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере размещается на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - единый портал бюджетной системы Российской Федерации) в соответствии с порядком размещения такой информации, установленным Министерством финансов Российской Федерации в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Такая информация должна соответствовать информации, включенной в установленные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг в отраслях социальной сферы.

(Часть дополнительно включена с 3 июля 2024 года Федеральным законом от 22 июня 2024 года N 155-ФЗ)

5. Порядки, предусмотренные частями 2-4 настоящей статьи, определяют в том числе:

1) правила формирования и утверждения государственных (муниципальных) социальных заказов;

2) органы власти, уполномоченные на формирование государственных (муниципальных) социальных заказов;

3) право уполномоченных органов передать полномочия по отбору исполнителей услуг и заключению соглашений в целях исполнения государственных (муниципальных) социальных заказов или полномочие по заключению соглашений в целях исполнения государственных (муниципальных) социальных заказов органам власти, уполномоченным на формирование государственных (муниципальных) социальных заказов;

4) правила взаимодействия уполномоченных органов и органов власти, уполномоченных на формирование государственных (муниципальных) социальных заказов;

5) форму, структуру государственного (муниципального) социального заказа с учетом примерных формы, структуры государственного (муниципального) социального заказа, установленных Правительством Российской Федерации;

6) правила выбора способа (способов) определения исполнителя услуг из числа способов, установленных частью 3 статьи 7 настоящего Федерального закона, в том числе определения объема оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере на основании государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) (далее - государственное (муниципальное) задание), включаемого в государственный (муниципальный) социальный заказ;

7) правила внесения изменений в государственные (муниципальные) социальные заказы;

8) правила осуществления уполномоченным органом контроля за оказанием государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»