(с изменениями на 27 декабря 2022 года)
____________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства области от 27.12.2022 N 625-п
____________________________________________
В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Законом Новосибирской области от 18.12.2015 N 24-ОЗ «О планировании социально-экономического развития Новосибирской области», на основании постановления Правительства Новосибирской области от 22.12.2015 N 454-п «Об утверждении Порядка разработки и корректировки стратегии социально-экономического развития Новосибирской области», постановления Законодательного Собрания Новосибирской области от 21.12.2018 N 209 «О проекте Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года», в целях обеспечения стратегических приоритетов социально-экономического развития Новосибирской области Правительство Новосибирской области
п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года (далее - Стратегия).
2. Заместителям Губернатора Новосибирской области, заместителям Председателя Правительства Новосибирской области, руководителям областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, структурных подразделений администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области обеспечить реализацию приоритетов социально-экономического развития Новосибирской области, достижение стратегических целей и целевых показателей Стратегии по курируемым направлениям деятельности.
3. Министерству экономического развития Новосибирской области (Молчанова О.В.) совместно с областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области:
1) обеспечить в срок до 01.09.2019 разработку плана мероприятий по реализации Стратегии;
2) обеспечить мониторинг достижения стратегических целей и целевых показателей, отраженных в Стратегии;
3) продолжить практику общественных обсуждений документов стратегического планирования Новосибирской области, а также информировать население Новосибирской области о результатах реализации Стратегии в средствах массовой информации.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления в Новосибирской области при разработке документов стратегического планирования муниципальных районов, городских округов и поселений руководствоваться Стратегией, при необходимости вносить уточнения и корректировки в ранее принятые документы стратегического планирования муниципальных образований Новосибирской области.
5. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.
Губернатор области
А.А. Травников
СТРАТЕГИЯ
социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года
В 2014 году в Российской Федерации был изменен подход к системе стратегического планирования, принят Федеральный закон от 28.06.2014 N 172_ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее - Закон N 172-ФЗ). В 2015 году в Новосибирской области была проведена масштабная работа по формированию системы документов планирования социально-экономического развития региона в соответствии с Законом N 172-ФЗ. Ключевой элемент проведенной работы - это принятие Закона Новосибирской области от 18.12.2015 N 24-ОЗ «О планировании социально-экономического развития Новосибирской области», который определяет комплексную систему документов планирования социально-экономического развития Новосибирской области, охватывающую все уровни планирования - и стратегическое, и краткосрочное. Принятые законы определили требования к содержанию стратегии социально-экономического развития Новосибирской области.
В период 2014-2016 годов экономика России столкнулась с серьезными вызовами, как внешнего, так и внутреннего характера, что негативно отразилось на социально-экономическом развитии Новосибирской области. Приняты ряд правовых актов Российской Федерации (далее - РФ) и правовых актов Новосибирской области, которые регламентируют действия органов государственной власти Новосибирской области в новых изменившихся политических и экономических условиях. Эти факторы послужили основанием для определения новых приоритетов, постановки целей, задач и направлений развития Новосибирской области. В совокупности все вышеперечисленное обусловило необходимость разработки стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года (далее - стратегия).
Правовую основу разработки стратегии составляют Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, Устав Новосибирской области, законы Новосибирской области, постановления и распоряжения Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области и иные правовые акты РФ и Новосибирской области (перечень правовых актов приведен в приложении N 1 к настоящей стратегии).
_________________________
(1) статистические данные приведены по состоянию на 31.12.2018.
1.1. Новосибирская область на современном этапе развития
1.1.1. Диагностика социально-экономического развития
Новосибирской области
Новосибирская область расположена в географическом центре России. Территория области площадью 178 тыс. кв. км простирается более чем на 600 км с запада на восток и на 400 км с юга на север. Область граничит на севере с Томской областью, на юго-западе - с Республикой Казахстан, на западе - с Омской областью, на юге - с Алтайским краем, на востоке - с Кемеровской областью. Административный центр - город Новосибирск, расположен на берегах Оби, рядом с Новосибирским водохранилищем (в 3191 км к востоку от Москвы). На 1 января 2018 года население Новосибирской области составляет 2 788,8 тыс. человек (1,9% населения РФ), из которых 58% (1612,8 тыс. человек) проживает в городе Новосибирске - административном центре.
С 2008 года в регионе действует и реализуется стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, утвержденная постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 N 474 «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года» (далее - Стратегия 2025).
Мониторинг реализации действующей Стратегии 2025, проведенный по итогам 2017 года (анализ промежуточных результатов реализации Стратегии 2025 за 2007-2017 годы приведены в приложении N 2 к настоящей стратегии), позволил сделать следующие выводы. Досрочно выполнены демографические показатели развития региона. Стратегией 2025 прогноз численности населения по базовому (мобилизационному) сценарию развития области к 2025 году определялся до 2784 тыс. человек. За прошедшие десять лет население Новосибирской области выросло на 146,1 тыс. человек и в 2018 году достигло исторического максимума. Положительные экономические и социальные тенденции, реализация программ по стимулированию рождаемости и государственная поддержка семей с детьми, модернизация системы здравоохранения на протяжении пяти лет обеспечили устойчивую динамику естественного прироста населения. С 2012 года в регионе отмечен естественный прирост населения, который значительно выше, чем в большинстве других регионов страны, и эта тенденция сохранялась до 2016 года (0,8 на каждую 1000 человек населения). В 2017 году в области вновь зафиксирована естественная убыль населения (-0,5 на 1000 человек населения) на фоне резкого (на 10%) сокращения рождаемости (12,4 на 1000 человек населения против 13,8 годом ранее). Приток населения за счет миграции, начиная с 2012 года, также сокращается.
Численность населения Новосибирской области по состоянию на 1 января 2018 года составила 2788,8 тыс. человек, что на 141,6 тыс. человек больше по сравнению с численностью на 1 января 2007 года. По численности населения Новосибирская область занимает 2 место в Сибирском федеральном округе (далее - СФО) после Красноярского края и 16 место в РФ, доля населения Новосибирской области составила 14,4% от численности населения по СФО и 1,9% от численности населения по РФ.
Средняя ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 2007 по 2017 год на 4 года и составила в 2017 году 71,57 лет, что все же остается ниже среднероссийского уровня.
Экономика Новосибирской области является достаточно диверсифицированной, в ней представлены все виды экономической деятельности. В 2016 году объем валового регионального продукта Новосибирской области (далее - ВРП) составил 1084,6 млрд. рублей, что соответствует 15 месту в общероссийском рейтинге субъектов РФ, в СФО лучший результат имеет только Красноярский край (8 место).
За период с 2007 года по 2016 год доля Новосибирской области в суммарном объеме ВРП РФ увеличилась с 1,31% до 1,6%, ее вклад в экономику СФО возрос за этот период с 12,2% до 15,2%.
Среднедушевой объем ВРП в Новосибирской области отстает от среднероссийского уровня, между тем в 2011-2016 годах наметилась отчетливая тенденция к улучшению соотношения между этими показателями, улучшилось в эти годы и соотношение между среднедушевыми показателями по области и СФО. При этом следует отметить, что за период 2006-2016 годов рост среднедушевого ВРП составил 4,4 раза, при целевых установках Стратегии 2025 за период 2006-2025 годов в 4,7 раза.
Несмотря на существенное снижение физического объема ВРП Новосибирской области в 2009, 2015 годах, за период 2007-2016 годов экономика Новосибирской области развивалась в целом более быстрыми темпами, чем в среднем в РФ. Прирост ВРП за этот период составил 29,5%, при увеличении суммарного объема ВРП РФ на 24,2%, ВРП СФО - на 24,6%.
Формирование ВРП Новосибирской области осуществляется, главным образом, за счет видов деятельности, ориентированных на оказание услуг. Удельный вес этих видов деятельности в структуре ВРП области увеличивается, в 2016 году он составлял более 73% объема ВРП, в 2007 году - 67%. Для сравнения средние показатели по РФ и СФО в 2016 году сложились в размере 56,2% и 48,5% соответственно. Преобладание в структуре ВРП области видов деятельности, связанных с оказанием услуг, оказывает влияние на его динамику в части более глубокого снижения в кризисных ситуациях и более высоких темпов роста во время появления позитивных сдвигов в экономике. Структура экономики Новосибирской области близка к структуре экономики развитых стран, для которых характерно наличие высокой доли услуг (таких видов деятельности как образование и здравоохранение, научная деятельность).
В США по итогам 2013 года доля сферы услуг (кроме транспорта и торговли) в ВВП составляет 56,2%, в городе Москве указанный показатель (в структуре ВРП) составляет 41,2%, а в Новосибирской области место сферы услуг в экономике только приближается к указанным значениям - 38,1%.
Рис.1. Сравнительная характеристика отраслевой структуры валового регионального продукта Новосибирской области, сложившейся в 2007 и 2016 годах
Среди приоритетных направлений развития Новосибирской области следует выделить операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг, в том числе научные исследования и разработки, транспорт и связь, оптовую и розничную торговлю, а также обрабатывающие производства. Совокупная доля этих видов деятельности в структуре ВРП области составляет более 70%, они вносят наиболее существенный вклад и в прирост объема ВРП. Немаловажное значение для экономики Новосибирской области имеет такой вид деятельности как строительство. При невысоком удельном весе в структуре ВРП (5-7%), его вклад в прирост ВРП в 2010-2014 годах составлял около 8% ВРП, что сопоставимо с вкладом транспорта и связи, который составил около 10% при удельном весе в структуре производства ВРП 13-19%. Очевидно, что снижение объемов строительной деятельности в 2015-2016 годах оказало негативное воздействие на динамику объема ВРП области.
В 2016 году объем фактического конечного потребления домашних хозяйств Новосибирской области составил 750,9 млрд. рублей, из него 635,8 млрд. рублей (84,7%) (в 2007 году - 85,2%) приходилось на потребление товаров и услуг населением за счет собственных доходов и 115,1 млрд. рублей (15,3%) (в 2007 году - 14,8%) - на потребление услуг здравоохранения, образования, культуры и других за счет средств государства и некоммерческих организаций, передаваемых домашним хозяйствам в виде социальных трансфертов в натуральной форме.
Изменение динамики Новосибирской области по показателям, характеризующим конечное потребление населения, является следствием снижения уровня благосостояния жителей области в последние годы, что подтверждается рядом социальных показателей. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в области превышает общероссийские показатели примерно на треть. Так, эта доля в 2017 году составила для Новосибирской области 17,2%, для РФ - 13,2%.
Номинальные среднедушевые денежные доходы населения выросли с 2007 года по 2017 год в 2,5 раза - с 10317 до 25230 рублей соответственно, что позволило региону по этому показателю занять 3 место в СФО, при этом относительно регионов РФ произошло снижение с 31 до 43 места. Почти 30% населения Новосибирской области - пенсионеры (более 800 тыс. человек). По среднему размеру назначенных пенсий (в 2017 году - 17599 рублей) Новосибирская область находится на 36 месте в РФ и на 6 месте в СФО.
В последние годы политика федерального центра и действия органов власти Новосибирской области по повышению заработной платы работников бюджетной сферы позволили снизить дифференциацию населения по доходам. Заработная плата в бюджетной сфере региона составляет более 90% от средней по области. Тем не менее в области сохраняются значительные межотраслевые и межсекторные различия в оплате труда. Традиционно высокая заработная плата в большинстве отраслей реального сектора экономики - базовых и высокотехнологичных отраслях промышленности, строительстве, транспорте и связи, а также в сфере финансов, государственного управления. Тогда как заработная плата в отраслях, обеспечивающих массовую занятость, а также в сферах, непосредственно работающих на формирование и развитие человеческого потенциала - в образовании, здравоохранении, культуре и других отраслях, предоставляющих социальные услуги, составляет от 50 до 80% от средней зарплаты по области.
За период с 2007 года по 2017 год среднемесячный номинальный размер заработной платы работников предприятий и организаций Новосибирской области увеличился в 2,7 раза, составив в 2017 году 32287 рублей. При этом реальный размер заработной платы с учетом роста потребительских цен в области за этот период увеличился в 1,4 раза.
Основным источником обеспечения благосостояния населения Новосибирской области является развитый рынок труда, предлагающий населению возможность реализации своих профессиональных знаний и навыков и получения материального вознаграждения, соответствующего качеству и количеству затраченного труда. За последнее десятилетие численность трудовых ресурсов Новосибирской области изменилась незначительно, в основном за счет роста численности работающих лиц старше пенсионного возраста и трудовой миграции населения (в 2017 году численность трудовых ресурсов составила 1730,3 тыс. человек). Уровень безработицы, рассчитанный по методологии международной организации труда, снизился с 7,1% от численности рабочей силы в 2007 году до 6,0% в 2017 году. За этот же период значительно уменьшилась численность официальных зарегистрированных безработных граждан.
За последние десять лет в экономику региона удалось привлечь более 1531 млрд. рублей инвестиций. Удалось достичь высокого уровня инвестиционной привлекательности. Новосибирская область единственная из СФО занимает место в двадцатке лидеров Национального рейтинга состояния инвестиционного климата, демонстрируя позитивную динамику (перейдя с 57 места в 2007 году на 19 место в 2017 году). При этом в сопоставимых ценах рост инвестиций составил 95,3% к уровню 2007 года. В Новосибирской области инвестиционная активность в последние годы имеет отчетливую тенденцию к снижению, доля инвестиций в ВРП сократилась с 24,5% в 2007 году до 15% в 2016 году. Сохраняется низкий уровень привлеченных иностранных инвестиций, по итогам 2016 года объем прямых иностранных инвестиций в 6 раз ниже среднего значения по стране. Область остро ощущает недостаток в инвестициях, особенно направленных на обновление основных фондов (коэффициент износа основных фондов по состоянию на начало 2017 года составил 44,9%, в 2008 году - 44%).
Новосибирская область объективно характеризуется сегодня мощным научно-образовательным, инновационным потенциалом. Новосибирские ученые составляют 5% всего российского научного сообщества и почти половину числа ученых в Сибири. Цитируемость научных публикаций новосибирских исследователей в среднем в 2-3 раза выше средних показателей соседних регионов. Качество научных исследований в некоторых ключевых областях, например в физических науках, по объективным показателям уже сегодня находится на мировом уровне. Вместе с тем в регионе отмечается низкий спрос на инновации, в том числе по причине низкой платежеспособности основных заказчиков регионального рынка и низкой восприимчивости реального сектора экономики к инновациям.
Промышленный комплекс Новосибирской области занимает ведущее положение в экономике Новосибирской области. На долю промышленности приходится 18,2% валового регионального продукта области; четвертая часть инвестиций в основной капитал; 19,4% от численности всех работников, занятых в экономике Новосибирской области. В структуре поступлений налоговых платежей во все уровни бюджетов РФ доля поступлений промышленных организаций составляет более 30%.
Удельный вес Новосибирской области в объеме отгруженной промышленной продукции РФ составляет 1%. В объеме отгруженных промышленных товаров СФО область занимает пятое место (8,1% продукции региона) после Красноярского края, Кемеровской, Иркутской и Омской областей.
Основу промышленного комплекса Новосибирской области составляют крупные и средние организации, на долю которых приходится более 80% отгруженных промышленных товаров собственного производства. Малыми предприятиями произведено около 20% промышленной продукции.
Объем промышленного производства в Новосибирской области за последние десять лет в сравнении с 2007 годом в текущих ценах вырос в 2,6 раза.
Особое внимание в регионе уделяется развитию агропромышленного комплекса. Географическое положение Новосибирской области обусловливает ее континентальный климат, поэтому развивать сельское хозяйство области приходится в зоне рискованного земледелия. Производство продукции растениеводства находится в сильной зависимости от погодных условий. Несмотря на природные капризы, население области полностью обеспечено зерном и зернопродуктами, картофелем и овощами местного производства, молочными и мясными продуктами, яйцами. За период 2007-2017 годов на 33% увеличилось производство мяса (в живом весе), картофеля - на 22%, овощей - на 8%. По данным 2017 года среди регионов СФО Новосибирская область занимает 1 место по производству яиц, 3 - по производству молока, 2 - по производству мяса, 3 - по валовому сбору зерна.
В Новосибирской области отмечается высокая предпринимательская активность. На территории региона на начало 2018 года по данным Единого реестра субъектов МСП зарегистрировано свыше 146 тысяч субъектов МСП (с учетом индивидуальных предпринимателей). За последние семь лет оборот малых и средних предприятий вырос в 2,5 раза, среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий Новосибирской области возросла на 10%.
Продолжают укрепляться позиции Новосибирской области как делового и торгово-логистического центра. На начало 2018 года финансово-кредитная система региона представлена 6 кредитными организациями (в том числе 2 небанковскими), 41 филиалом иногородних кредитных организаций, 625 структурными подразделениями. Область сохраняет высокий уровень институциональной обеспеченности - одно банковское учреждение обслуживает в среднем около 4,5 тыс. человек. Растет оборот оптовой торговли, по сравнению с 2007 годом он увеличился в 2,2 раза в сопоставимых ценах (в среднем по РФ в 1,3 раза, по СФО - в 1,6 раза) и составил в 2017 году 1 348 млрд. рублей - самый высокий показатель среди субъектов СФО, 6 место среди субъектов РФ. Объем несырьевого неэнергетического экспорта за период 2013-2017 годов составил 6,4 млрд. долларов США, но при этом на душу населения объем несырьевого неэнергетического экспорта в 2016 году - 0,5 тыс. долларов США, что значительно ниже, чем у соседних регионов СФО (Красноярский край - 1,5 тыс. долларов США).
В регионе сохраняется высокий уровень потребительской активности. Среди регионов СФО Новосибирская область стабильно занимает второе место по обороту розничной торговли после Красноярского края. По объемам оборота общественного питания в сравнении с другими регионами России Новосибирская область за период 2005-2017 годов поднялась с 23 на 14 место. Обеспеченность населения торговыми площадями увеличивается ежегодно. В 2017 году обеспеченность стационарными торговыми объектами на 1000 жителей в области составляла 1155 кв.м (при нормативе минимальной обеспеченности площадью торговых объектов 552 кв.м).
Растет обеспеченность инфраструктурой: произошло кратное увеличение плотности автомобильных дорог с твердым покрытием с 59 км дорог на 1000 кв. км территории (2007 год) до 111 км (2017 год). Пассажирские авиаперевозки выросли в 4 раза. Значительно сократилась доля аварийного и ветхого жилья - с 2,9% до 1,8%. Успешно решается проблема обеспеченности жильем. За последние 10 лет обеспеченность жилыми помещениями в среднем на одного жителя выросла на 22,9% к уровню 2007 года (20,1 кв.м) и составила 24,7 кв.м в 2017 году - это один из лучших результатов среди российских регионов. Обеспеченность жильем и его доступность для населения напрямую влияют на качество жизни, сказываются на темпах прироста населения, отражаются на его экономической культуре. В Новосибирской области ежегодно вводится большой объем нового жилья (за 2007-2017 годы введено почти 19 млн. кв.м жилья), застраиваются новые микрорайоны. По масштабам жилищного строительства Новосибирская область уверенно лидирует среди других регионов Сибири, город Новосибирск является одним из лидеров среди муниципальных образований РФ.
Основные показатели социально-экономического развития Новосибирской области в 2007 и 2017 годах, характеризующие тенденции развития, приведены в таблице 1.(2)
_________________________
(2) детальный анализ социально-экономического развития Новосибирской области в разрезе сфер деятельности за 2007-2017 годы приведен в приложении N 3 к настоящей стратегии;
Таблица 1.
Основные показатели социально-экономического развития
Новосибирской области в 2007 и 2017 годах(3)
_________________________
(3) информация приведена в соответствии с научно-исследовательской работой по теме «Разработка проекта стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года», проведенной ФГБОУ ВО «НГУЭУ».
- | Показатели | 2007 | 2017 | Изменение |
I | Развитие человеческого капитала | - | - | - |
1.1 | Среднегодовая численность населения, тыс. чел. | 2645,0 | 2784,2 | 139,2 тыс. чел. |
В СФО, % | 13,5 | 14,4 | +0,9 процентного пункта (далее - п.п.) | |
Место в СФО | 3 | 2 | +1 позиция | |
В РФ, % | 1,9 | 1,9 | - | |
Место в РФ | 18 | 16 | +2 позиции | |
В том числе городское население, % | 76,2 | 79,0 | +2,7 п.п. | |
1.2 | Рождаемость на 1000 чел. | 11,4 | 12,4 | +1,0 п.п. |
Место в СФО | 11 | 6 | +5 позиций | |
Место в РФ | 44 | 22 | +22 позиции | |
1.3 | Смертность на 1000 чел. | 14,7 | 12,9 | -1,8 п.п. |
Место в СФО | 10 | 9 | +1 позиция | |
Место в РФ | 45 | 41 | +4 позиции | |
1.4 | Заболеваемость на 1000 чел. (с диагнозом, установленным впервые в жизни) | 728,1 | 763,6 | +35,5 п.п. |
1.5 | Численность рабочей силы, тыс. чел. | 1378,7 | 1428,2 | +49,5 тыс. чел. |
1.6 | Уровень занятости (отношение | 61,0 | 64,4 | +3,4 п.п. |
Место в СФО | 6 | 3 | +3 позиции | |
Место в РФ | 39 | 31 | +8 позиций | |
1.7 | Среднедушевые денежные доходы населения, руб. | 10317 | 25313 | +14996 руб. |
Место в СФО (по текущей оценке) | 5 | 2 | +3 позиции | |
От среднего уровня по СФО, % | 100,3 | 105,8 | +5,5 п.п. | |
Место в РФ | 31 | 44 | -13 п.п. | |
От среднего уровня по РФ, % | 81,9 | 80,6 | -1,3 п.п. | |
1.8 | Индекс человеческого развития | 0,804 | 0,867(4) | |
Место в СФО | 4 | 4 | - | |
Место в РФ | 19 | 20 | -1 позиция | |
II | Развитие конкурентоспособной | |||
2.1 | ВРП, млрд. руб. | 365,5 | 1084,6(5) | +719,1 млрд. руб. |
2.2 | ВРП на душу населения, тыс. руб. | 138,2 | 391,4 | +253,2 тыс. руб. |
2.3 | Основные виды экономической | |||
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (A) | 6,8 | 4,9 | -1,9 п.п. | |
Обрабатывающие производства (D) | 15,2 | 13,4 | -1,8 п.п. | |
Строительство (F) | 4,8 | 3,8 | -1,0 п.п. | |
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (G) | 17,7 | 16,8 | -0,9 п.п. | |
Транспорт и связь (I) | 16,0 | 17,2 | +1,2 п.п. | |
Операции с недвижимым имуществом, предоставление услуг, в том числе научные исследования и разработки (К) | 16,5 | 22,9 | +6,4 п.п. | |
2.4 | Инвестиции в основной капитал, в фактически действовавших ценах, млрд. руб. | 89,5 | 175,6 | +86,1 млрд. руб. |
в сопоставимых ценах 2007 года | 89,5 | 85,6 | -3,9 млрд. руб. | |
к ВРП НСО, % | 24,5 | 15,8 | -8,7 п.п. | |
Место в СФО | 4 | 4 | - | |
Место в РФ | 21 | 26 | -5 позиций | |
2.5 | Инвестиции в основной капитал на душу населения, тыс. руб. | 33,8 | 63,1 | +29,3 тыс. руб. |
в сопоставимых ценах 2007 года | 33,8 | 30,7 | -3,1 тыс. руб. | |
Место в СФО | 6 | 6 | - | |
Место в РФ | 39 | 50 | -11 позиций | |
2.6 | Внешнеторговый оборот товаров, млн. долларов США | 2872,0 | 4284,1 | +1412,1 млн. долларов США |
В СФО, % | 7,7 | 10,6 | +2,9 п.п | |
Место в СФО | 4 | 4 | - | |
В РФ, % | 0,55 | 0,73 | +0,18 п.п. | |
Место в РФ | 27 | 26 | +1 позиция | |
2.7 | Число предприятий и организаций | 149660 | 122270 | -27390 |
2.8 | Число малых предприятий | 102 | 296,5 | +194,5 п.п. |
От среднего уровня по СФО, % | 161,4 | 207,6 | +46,2 п.п. | |
Место в СФО | 2 | 1 | +1 позиция | |
От среднего уровня по РФ, % | 159,0 | 200,2 | +41,2 п.п. | |
Место в РФ | 6 | 4 | + 2 позиции | |
2.9 | Доходы консолидированного бюджета, млрд. руб. | 72,4 | 157,1 | +104,7 млрд. руб. |
2.10 | Собственные доходы бюджета на душу населения, тыс. руб. | 23,6 | 49,9 | +26,3 тыс. руб. |
в ценах 2007 года | 23,6 | 49,9 | ||
2.11 | Энергоемкость ВРП НСО, тут/млн. руб. | 26,6 | 9,4 | -17,2 тут/млн. руб. |
2.12 | Удельное потребление электроэнергии в жилых домах на 1 человека, кВт ч | 1025 | 1278 | +253 кВт ч, |
2.13 | Валовое потребление природного газа в качестве моторного топлива (без субъектов малого предпринимательства), тыс. куб. м | - | 634,0 | - |