РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 декабря 2021 года N 3924-р
[Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса]
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Правительства Российской Федерации
от 12 марта 2024 года № 581-р
____________________________________________________________________
1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса.
2. Минэнерго России совместно с федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением, при принятии в пределах своей компетенции решений в части топливно-энергетического комплекса.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Стратегическое направление в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса
Основаниями разработки стратегического направления в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса (далее - цифровая трансформация, стратегическое направление) являются:
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 10 октября 2019 года N 490". - Примечание изготовителя базы данных.
перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N Пр-2242 по итогам конференции по искусственному интеллекту;
национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. N 7;
поручение Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. N ДЧ-П10-1369 по вопросу разработки стратегии цифровой трансформации отрасли в целях достижения "цифровой зрелости", предусматривающей внедрение конкурентоспособного отечественного программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов, созданных в том числе на основе технологий искусственного интеллекта.
В ходе реализации стратегического направления будут внедрены следующие технологии:
большие данные;
нейротехнологии и искусственный интеллект;
компоненты робототехники и сенсорика;
технологии беспроводной связи.
Искусственный интеллект будет использоваться для анализа больших данных в промышленности, а также в рамках функционирования систем поддержки и принятия решений.
Компоненты робототехники и сенсорики будут применяться для повышения производительности труда, разработки и эксплуатации труднодоступных месторождений в целях обеспечения сохранности жизни и здоровья работников предприятий топливно-энергетического комплекса.
Технологии беспроводной связи будут применяться для мониторинга и диагностики объектов и работников топливно-энергетического комплекса, в том числе для обеспечения их безопасности, снижения количества внештатных ситуаций и травматизма.
Стратегическое направление утверждается на период до 2030 года. Внесение изменений в стратегическоое направление возможно не более одного раза в год.
В рамках реализации стратегического направления предусмотрено внедрение радиоэлектронной продукции (в том числе при внедрении робототехнических решений, цифровых средств индивидуальной защиты) российского происхождения.
Реализация ключевых проектов и мероприятий стратегического направления будет способствовать достижению следующих целевых показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":
достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;
увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в 4 раза по сравнению с показателем 2019 года;
реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года;
увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн. человек.
Целью цифровой трансформации является ускоренный переход энергетического сектора страны на новые управленческий и технологический уровни, обеспечивающие условия для развития топливно-энергетического комплекса и долгосрочного устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации путем оптимизации и трансформации бизнес-процессов (моделей) с применением цифровых технологий и платформенных решений в условиях высокой динамики изменений внешних и внутренних факторов.
Задачами цифровой трансформации являются:
реализация пилотного проекта по управлению спросом потребителей розничного рынка электрической энергии;
внедрение новой системы взаимоотношений на оптовом рынке электрической энергии и мощности и розничных рынках - создание целевого рынка управления спросом;
формирование процедур и технических решений, обеспечивающих доступ и участие ресурсов управления спросом на рынках электрической энергии и мощности;
развитие сегмента микрогенерации;
создание единого информационного сервиса в субъекте Российской Федерации по услугам поставщиков энергетических ресурсов в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
создание Единого окна для коммуникаций с клиентами и доступа ко всем энергетическим ресурсам и услугам;
снижение издержек в секторах топливно-энергетического комплекса;
обеспечение доступности (законодательно и технически) промышленных данных для организаций топливно-энергетического комплекса;
создание единых стандартов обмена и использования данных компаниями топливно-энергетического комплекса;
повышение производительности труда;
разработка отечественных продуктов и решений;
снижение аварийности и производственного травматизма на предприятиях топливно-энергетического комплекса;
снижение рисков кибербезопасности, безопасности инфраструктуры.
Проблемами текущего состояния топливно-энергетического комплекса, решаемыми при осуществлении цифровой трансформации, являются:
несовершенство нормативно-правовой и нормативно-технической баз:
низкая готовность нормативно-правовой базы к масштабному внедрению цифровых решений и их интеграции в бизнес-процессы организаций, включая отсутствие единых стандартов и систем сертификации;
отсутствие упрощенных процедур закупки для компаний с государственным участием инновационной продукции (в том числе в части цифровых решений/технологий);
недостаток инструментов поддержки принятия быстрых обоснованных решений субъектами топливно-энергетического комплекса;
ограничение политики импортозамещения - отсутствие российских комплексных пакетов программного обеспечения, которые являются аналогами зарубежных продуктов, что требует внедрения целого набора дополнительных решений и ведет к росту издержек;
технологические и нормативные барьеры в области сбора и передачи данных:
недостаточность развития систем коммуникации и связи, в том числе в отдаленных регионах, в которых расположены операционные активы;
отсутствие возможности сквозного обмена данными между различными отраслями, ведомствами и компаниями, что усложняет внедрение сквозных цифровых решений или единого цифрового пространства;
недостаточное кадровое обеспечение - небольшое количество сотрудников, прошедших программы подготовки (переподготовки) кадров в области цифровой трансформации (недостаточность компетенций на рынке труда, отсутствие карт компетенций в области цифровой трансформации на уровне государства);
отсутствие единой системы управления, координации и мониторинга цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса:
низкая скорость цифрового развития государственных органов;
отсутствие централизованного видения перспектив развития государственного регулирования;
законодательные и финансовые ограничения привлечения инвестиций для обеспечения внедрения цифровых технологий в отрасли топливно-энергетического комплекса:
недостаточность мер государственной поддержки разработки и внедрения цифровых решений (технологий), адаптированных под отрасли топливно-энергетического комплекса (как для разработчиков, так и для заказчиков технологий);
высокая дополнительная нагрузка, связанная с подготовкой отчетности при получении государственной поддержки.
Вызовами цифровой трансформации отрасли являются:
необходимость развития инструментов снижения затрат потребителей на покупку электрической энергии, развития рынка микрогенерации;
повышение качества обслуживания клиентов - граждан Российской Федерации, оптимизация затрат электроэнергетической отрасли;
необходимость формирования правового регулирования рынка промышленных данных и возникающих в связи с этим проблем передачи, обмена, реализации, обработки указанных данных у субъектов деятельности в сфере промышленности и органов государственной власти;
повышение производительности труда и обеспечение сохранности здоровья работников, в том числе при разработке труднодоступных месторождений;
снижение производственного травматизма на объектах топливно-энергетического комплекса.
Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:
при реализации проекта "Активный потребитель" - недостижение целевых показателей по снижению стоимости электрической энергии вследствие недостаточного количества участников (ключевых электроэнергетических компаний) в рамках проекта по управлению спросом на рынке электрической энергии и мощности;
при реализации проекта "Цифровой ассистент "Моя энергетика" - неэффективная финансово-экономическая модель для региональных инвесторов при реализации инициативы в случае отсутствия бюджетного софинансирования;
при реализации проекта "Данные для роста - искусственный интеллект":
срыв сроков реализации проекта в случае увеличения сроков согласования и принятия нормативных правовых и нормативных технических актов, необходимых для обеспечения правового регулирования рынка промышленных данных;
невысокий экономический эффект проекта при отсутствии достаточных стимулов у организаций топливно-энергетического комплекса и государства для осуществления обмена промышленными данными;
при реализации проекта "Роботизация в нефтегазовом комплексе":
отсутствие мер поддержки со стороны государства при производстве, проведении испытаний и внедрении отечественных робототехнических решений;