Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли


ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 января 2015 года N 10-п


Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области»*

(с изменениями на 12 октября 2021 года)

_____________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства области от 01.02.2016 N 7-п;

постановлением Правительства области от 14.12.2016 N 406-п;

постановлением Правительства области от 15.02.2017 N 47-п;

постановлением Правительства области от 12.03.2018 N 86-п;

постановлением Правительства области от 09.07.2018 N 290-п;

постановлением Правительства области от 25.03.2019 N 112-п;

постановлением Правительства области от 28.05.2019 N 204-п;

постановлением Правительства области от 30.09.2019 N 389-п;

постановлением Правительства области от 12.05.2020 N 167-п;

постановлением Правительства области от 02.09.2020 N 373-п;

постановлением Правительства области от 10.11.2020 N 467-п;

постановлением Правительства области от 13.04.2021 N 121-п;

постановлением Правительства области от 12.10.2021 N 413-п

_____________________________________________

___________

*Наименование в редакции, введенной постановлением Правительства области от 28.05.2019 N 204-п, - см. предыдущую редакцию


В соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 28.03.2014 N 125-п «О Порядке принятия решений о разработке государственных программ Новосибирской области, а также формирования и реализации указанных программ» и распоряжением Правительства Новосибирской области от 04.02.2014 N 13-рп «О перечне государственных программ Новосибирской области», в целях эффективного решения экологических проблем в Новосибирской области Правительство Новосибирской области

п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Новосибирской области «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области».(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 28.05.2019 N 204-п, - см. предыдущую редакцию)

2. Установить прилагаемый Порядок финансирования мероприятий, предусмотренных государственной программой Новосибирской области «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области», согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 28.05.2019 N 204-п, - см. предыдущую редакцию)

3. - Пункт утратил силу - постановление Правительства области от 02.09.2020 N 373-п  - см. предыдущую редакцию

4. - Пункт утратил силу - постановление Правительства области от 02.09.2020 N 373-п  - см. предыдущую редакцию

4.1. Установить Порядок предоставления субсидий из областного бюджета Новосибирской области юридическим лицам на условиях и в сроки, предусмотренные по концессионным соглашениям, заключенным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, при реализации мероприятий государственной программы Новосибирской области «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области» согласно приложению N 4 к настоящему постановлению.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 28.05.2019 N 204-п, - см. предыдущую редакцию)

5. Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (Архипов Д.Н.) обеспечить координацию выполнения мероприятий государственной программы Новосибирской области «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области».(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 28.05.2019 N 204-п, - см. предыдущую редакцию)

6. - Пункт утратил силу - постановление Правительства области от 28.05.2019 N 204-п - см. предыдущую редакцию

7. Признать утратившими силу с 01.01.2015:

1) постановление Правительства Новосибирской области от 02.05.2012 N 219-п «О субсидиях местным бюджетам и порядке финансирования мероприятий, предусмотренных долгосрочной целевой программой «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области на 2012-2016 годы»;

2) постановление Правительства Новосибирской области от 09.04.2013 N 134-п «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 02.05.2012 N 219-п»;

3) постановление Правительства Новосибирской области от 14.10.2013 N 441-п «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 02.05.2012 N 219-п»;

4) постановление Правительства Новосибирской области от 10.09.2012 N 424-п «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 28.09.2011 N 413-п»;

5) постановление Правительства Новосибирской области от 18.06.2014 N 231-п «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 28.09.2011 N 413-п».

8. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Сёмку С.Н.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 25.03.2019 N 112-п, - см. предыдущую редакцию)

9. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2015 года.

     

     Губернатор области
     В.Ф.Городецкий


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Новосибирской области
от 19.01.2015 N 10-п
(В редакции, введенной
постановлением Правительства
 области от 12.10.2021 N 413-п
, -
см. предыдущую редакцию)

Государственная программа Новосибирской области «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области в 2015-2020 годах»


I. ПАСПОРТ
государственной программы Новосибирской области

(Раздел в редакции, введенной постановлением Правительства
 области от 12.10.2021 N 413-п
, - см. предыдущую редакцию)

Наименование государственной программы

Государственная программа Новосибирской области «Развитие системы обращения с отходами производства и    потребления в Новосибирской области» (далее - государственная программа)

Разработчики государственной программы

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области; рабочая группа, утвержденная приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области от 20.02.2014 N 29 «О создании рабочей группы по разработке государственной программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области в 2015-2020 годах»;

департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области (в период с января 2015 года по  март 2018 года); министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области

Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) государственной программы

Государственный заказчик-координатор - министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (далее - министерство).

Государственный заказчик - департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области (далее - департамент) в период с января 2015 года по март 2018 года; министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области

Руководитель государственной программы

Министр жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области

Исполнители подпрограмм государственной программы, мероприятий государственной программы

Министерство, органы местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области, государственное казенное учреждение Новосибирской области «Проектная дирекция министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области»;

департамент (в период с января 2015 года по март 2018 года); министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области;

инвестиционные компании, привлекаемые в соответствии с  законодательством Российской Федерации и Новосибирской области, в соответствии с официально подтвержденными намерениями;

организации, определяемые заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации и Новосибирской области

Цели и задачи государственной программы

Цель государственной программы: совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления в     городских округах и муниципальных районах Новосибирской области, направленное на снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду.

Задачи государственной программы:

Задача 1.

Внедрение глубокой обработки твердых коммунальных отходов, образующихся в Новосибирской области.

Задача 2.

Совершенствование системы управления в сфере обращения с отходами (сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение отходов), образующимися в Новосибирской области.

Задача 3.

Создание условий для легитимного размещения твердых коммунальных отходов на территории Новосибирской области.

Задача 4.

Создание инфраструктуры по раздельному сбору отходов.

Задача 5.

Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива на автомобильном транспорте специального назначения операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Задача 6.

Ликвидация несанкционированных свалок отходов.

- Абзац утратил силу -  постановление Правительства области от 13.04.2021 N 121-п

- Абзац утратил силу -  постановление Правительства области от 13.04.2021 N 121-п

Перечень подпрограмм государственной программы

Подпрограммы не выделяются

Сроки (этапы) реализации государственной программы

Период реализации государственной программы

2015-2024 годы.

Этапы реализации государственной программы не выделяются

Объемы финансирования государственной программы

 Общий объем финансирования государственной программы составляет 7 715 041,9 тыс. руб., в том числе:

2015 год - 55 764,0 тыс. руб.;

2016 год - 57 791,5 тыс. руб.;

2017 год - 99 381,8 тыс. руб.;

2018 год - 27 263,6 тыс. руб.;

2019 год - 1 181 867,7 тыс. руб.;*

2020 год - 118 916,6 тыс. руб.,

2021 год - 73 136,8 тыс. руб.;

2022 год - 1 993 271,8 тыс. руб.;

2023 год - 4 890 989,0 тыс. руб.;

2024 год - 216 659,1 тыс. руб.,

в том числе по источникам финансирования:

средства областного бюджета Новосибирской области - 712 545,7тыс. руб., в том числе:

2015 год - 11 226,0 тыс. руб.;

2016 год - 27 088,2 тыс. руб.;

2017 год - 46 077,9 тыс. руб.;

2018 год - 26 419,1 тыс. руб.;

2019 год - 173 435,5 тыс. руб.;

2020 год - 115 313,9 тыс. руб.,

2021 год - 71 640,4 тыс. руб.;

2022 год - 46 052,6тыс. руб.;

2023 год - 0,0 тыс. руб.;

2024 год - 195 292,1 тыс. руб.,

средства местных бюджетов (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 21 941,2 тыс. руб., в том числе:

2015 год - 38,0 тыс. руб.;

2016 год - 703,3 тыс. руб.;

2017 год - 1 803,9 тыс. руб.;

2018 год - 844,5 тыс. руб.;

2019 год - 8 432,2 тыс. руб.;

2020 год - 3 602,7 тыс. руб.,

2021 год - 1 496,4 тыс. руб.;

2022 год - 642,2 тыс. руб.;

2023 год - 0,0 тыс. руб.;

2024 год - 4 378,0 тыс. руб.,

средства федерального бюджета (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 0,0 тыс. руб., в том числе:

2015 год - 0,0 тыс. руб.;

2016 год - 0,0 тыс. руб.;

2017 год - 0,0 тыс. руб.;

2018 год - 0,0 тыс. руб.;

2019 год - 0,0 тыс. руб.;

2020 год - 0,0 тыс. руб.,

2021 год - 0,0 тыс. руб.;

2022 год - 0,0 тыс. руб.;

2023 год - 0,0 тыс. руб.;

2024 год - 0,0 тыс. руб.,

внебюджетные источники - 6 980 555,0 тыс. руб., в том числе:

2015 год - 44 500 тыс. руб.;

2016 год - 30 000,0 тыс. руб.;

2017 год - 51 500,0 тыс. руб.;

2018 год - 0,0 тыс. руб.;

2019 год - 1 000 000,0 тыс. руб.;*

2020 год - 0,0 тыс. руб.

2021 год - 0,0 тыс. руб.;

2022 год - 1 946 577,0 тыс. руб.;

2023 год - 4 890 989,0 тыс. руб.;

2024 год - 16 989,0 тыс. руб.

Общий объем финансирования государственной программы по государственным заказчикам, исполнителям мероприятий:

1. Государственный заказчик-координатор - министерство.

Общий объем финансирования, всего - 7 654 282,9 тыс. руб.,

в том числе:

2015 год - 55 764,0 тыс. руб.;

2016 год - 54 769,0 тыс. руб.;

2017 год - 99 381,8 тыс. руб.;

2018 год - 17 779,6 тыс. руб.;

2019 год - 171 157,2 тыс. руб.;

2020 год - 118 916,6 тыс. руб.,

2021 год - 35 594,8 тыс. руб.;

2022 год - 1 993 271,8 тыс. руб.;

2023 год - 4 890 989,0 тыс. руб.;

2024 год - 216 659,1 тыс. руб.,

в том числе по источникам финансирования:

средства областного бюджета Новосибирской области - 653 847,7 тыс. руб., в том числе:

2015 год - 11 226,0 тыс. руб.;

2016 год - 24 065,7 тыс. руб.;

2017 год - 46 077,9 тыс. руб.;

2018 год - 17 409,1 тыс. руб.;

2019 год - 163 435,5 тыс. руб.;

2020 год - 115 313,9 тыс. руб.,

2021 год - 34 974,9 тыс. руб.;

2022 год - 46 052,6 тыс. руб.;

2023 год - 0 тыс. руб.;

2024 год - 195 292,1 тыс. руб.,

средства местных бюджетов (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 19 880,2 тыс. руб., в том числе:

2015 год - 38,0 тыс. руб.;

2016 год - 703,3 тыс. руб.;

2017 год - 1 803,9 тыс. руб.;

2018 год - 370,5 тыс. руб.;

2019 год - 7 721,7 тыс. руб.;

2020 год - 3 602,7 тыс. руб.,

2021 год - 619,9 тыс. руб.;

2022 год - 642,2 тыс. руб.;

2023 год - 0 тыс. руб.;

2024 год - 4 378,0 тыс. руб.,

средства федерального бюджета (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 0,0 тыс. руб., в том числе:

2015 год - 0,0 тыс. руб.;

2016 год - 0,0 тыс. руб.;

2017 год - 0,0 тыс. руб.;

2018 год - 0,0 тыс. руб.;

2019 год - 0,0 тыс. руб.;

2020 год - 0,0 тыс. руб.,

2021 год - 0,0 тыс. руб.;

2022 год - 0,0 тыс. руб.;

2023 год - 0,0 тыс. руб.;

2024 год - 0,0 тыс. руб.,

внебюджетные источники - 6 980 555,0 тыс. руб., в том числе:

2015 год - 44 500,0 тыс. руб.;

2016 год - 30 000,0 тыс. руб.;

2017 год - 51 500,0 тыс. руб.;

2018 год - 0,0 тыс. руб.;

2019 год - 1 000 000,0 тыс. руб.*;

2020 год - 0,0 тыс. руб.;

2021 год - 0,0 тыс. руб.;

2022 год - 1 946 577,0 тыс. руб.;

2023 год - 4 890 989,0 тыс. руб.;

2024 год - 16 989,0 тыс. руб.

Суммы средств, выделяемые из областного, местных бюджетов и внебюджетных источников, подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей бюджетов всех уровней.

В государственной программе приведена прогнозная (справочная) информация об объемах средств местных бюджетов и внебюджетных источников.

2. Государственные заказчики - департамент, министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области.

Общий объем финансирования, всего - 60 759,0 тыс. руб., в том числе:

2015 год - 0,0 тыс. руб.;

2016 год - 3 022,5 тыс. руб.;

2017 год - 0,0 тыс. руб.;

2018 год - 9 484,0 тыс. руб.;

2019 год - 10 710,5 тыс. руб.;

2020 год - 0,0 тыс. руб.,

2021 год - 37 542,0 тыс. руб.;

2022 год - 0,0 тыс. руб.;

2023 год - 0,0тыс. руб.;

2024 год - 0,0 тыс. руб.,

в том числе по источникам финансирования:

средства областного бюджета Новосибирской области - 58 698,0 тыс. руб., в том числе:

2015 год - 0,0 тыс. руб.;

2016 год - 3 022,5 тыс. руб.;

2017 год - 0,0 тыс. руб.;

2018 год - 9 010,0 тыс. руб.;

2019 год - 10 000,0 тыс. руб.;

2020 год - 0,0 тыс. руб.

2021 год - 36 665,5 тыс. руб.;

2022 год - 0,0 тыс. руб.;

2023 год - 0,0 тыс. руб.;

2024 год - 0,0 тыс. руб.,

средства местных бюджетов (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 2 061,0 тыс. руб., в том числе:

2015 год - 0,0 тыс. руб.;

2016 год - 0,0 тыс. руб.;

2017 год - 0,0 тыс. руб.;

2018 год - 474,0 тыс. руб.;

2019 год - 710,5 тыс. руб.;

2020 год - 0,0 тыс. руб.

2021 год - 876,5 тыс. руб.;

2022 год - 0,0 тыс. руб.;

2023 год - 0,0 тыс. руб.;

2024 год - 0,0 тыс. руб.,

средства федерального бюджета (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 0,0 тыс. руб., в том числе:

2015 год - 0,0 тыс. руб.;

2016 год - 0,0 тыс. руб.;

2017 год - 0,0 тыс. руб.;

2018 год - 0,0 тыс. руб.;

2019 год - 0,0 тыс. руб.;

2020 год - 0,0 тыс. руб.,

2021 год - 0,0 тыс. руб.;

2022 год - 0,0 тыс. руб.;

2023 год - 0,0 тыс. руб.;

2024 год - 0,0 тыс. руб.,

внебюджетные источники - 0 тыс. руб., в том числе:

2015 год - 0,0 тыс. руб.;

2016 год - 0,0 тыс. руб.;

2017 год - 0,0 тыс. руб.;

2018 год - 0,0 тыс. руб.;

2019 год - 0,0 тыс. руб.;

2020 год - 0,0 тыс. руб.;

2021 год - 0,0 тыс. руб.;

2022 год - 0,0 тыс. руб.;

2023 год - 0,0 тыс. руб.;

2024 год - 0,0 тыс. руб.

В государственной программе приведена прогнозная (справочная) информация об объемах средств местных бюджетов и внебюджетных источников

Объемы налоговых расходов в рамках государственной программы

Не предусмотрены

Основные целевые индикаторы государственной программы

Основные целевые индикаторы:

1. Доля направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов.

2. Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов.

3. Доля населения, которому предоставлена коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новосибирской области.

Подробный перечень целевых индикаторов с указанием плановых значений в разбивке по годам приведен в приложении N 1 к государственной программе

Ожидаемые результаты реализации государственной программы, выраженные

в количественно измеримых показателях

Результатами реализации государственной программы станут:

снижение доли направляемых на захоронение твердых коммунальных отходов,в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов в 2021 году до 99,6% (в сравнении с 2020 годом) и сохранение показателя на достигнутом уровне до конца реализации государственной программы (2024 год);

сохранение доли твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов на уровне 3,1% до конца реализации государственной программы (2024 год);

сохранение доли населения, которому предоставлена коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новосибирской области, не менее 90% до конца реализации государственной программы (2024 год)

Электронный адрес размещения государственной программы

https://mjkh.nso.ru/page/2841

    

*Объем средств, приведенный в 2019 году, в целях исключения повторного счета не учитывается в общем объеме финансирования по государственной программе

 

II. Обоснование необходимости разработки государственной программы

(Раздел в редакции, введенной постановлением Правительства
 области от 12.10.2021 N 413-п
, - см. предыдущую редакцию)

Для целей настоящей государственной программы применяются следующие понятия:

объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);

полигон твердых бытовых отходов или твердых коммунальных отходов - сооружения для размещения твердых бытовых (коммунальных) отходов (далее - ТКО), построенные и эксплуатируемые в соответствии с проектами;

несанкционированные свалки отходов - объекты и (или) территории, используемые для размещения отходов, но не соответствующие установленным требованиям и не включенные в государственный реестр объектов размещения отходов;

санкционированные места размещения отходов - разрешенные органами местного самоуправления территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не соответствующие установленным требованиям. Являются временными, подлежат обустройству в соответствии с установленными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов ТКО;

площадка временного накопления - объект, используемый для осуществления накопления твердых коммунальных отходов, с целью их последующего транспортирования специализированным транспортом для дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;

утилизация отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;

отходы эксплуатации автотранспортных средств, образующиеся у населения (физических лиц), - отработанные шины авто-, мототранспорта.

Обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;

обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

накопленный вред окружающей среде - вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме;

объекты накопленного вреда окружающей среде - территории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.

Легитимное размещение ТКО - размещение отходов на специально оборудованных объектах, предназначенных для их размещения, утилизации и захоронения (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Объекты по раздельному сбору отходов включают в себя площадки для раздельного сбора, мусоросортировочные станции, центры сбора компонентов, входящих в состав ТКО, которые могут быть утилизированы (использованы) в целях вовлечения их в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.

Известные в настоящее время и применяемые в практике многочисленные методы обезвреживания отходов можно объединить в группы:

1. Ликвидационные, применяемые исключительно с целью изолировать и по возможности уничтожить растущую массу отходов без использования содержащихся в них ценных веществ. К этой категории относится очень широко применяемое в настоящее время захоронение мусора на свалках различного типа, как открытых, так и усовершенствованных (многоярусные, с земляным перекрытием); сжигание отходов в специальных печах, часто очень крупных по мощности, использование мусора в качестве балласта для выравнивания отрицательных форм рельефа и заполнение ими выработанных карьеров или шахт.

2. Частично ликвидационные, предусматривающие обязательную сортировку, массы отходов на специализированных заводах для выделения наиболее легко утилизируемых категорий мусора - вторичного сырья, органических частей.

По оценочным данным на территории Новосибирской области образуется 3860 тыс. тонн отходов в год. В связи с чем, система обращения с отходами производства и потребления в городских округах и муниципальных районах Новосибирской области нуждается в совершенствовании, внедрении новых механизмов по утилизации, сбору и захоронению отходов.

Принимая во внимание высокую социальную значимость повышения эффективности управления отходами, была разработана и реализовывалась (до 01.01.2015) на территории Новосибирской области с 2012 года долгосрочная целевая программа «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области на 2012-2016 годы», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 28.09.2011 N 413-п (далее - программа).

В рамках программы были начаты следующие мероприятия:

1. Реализация пилотного проекта по строительству мусорообрабатывающих комплексов для города Новосибирска и Новосибирской агломерации Новосибирской области, которые по завершению строительства позволят обрабатывать до 65% ТКО, образующихся в городе Новосибирске и Новосибирской агломерации Новосибирской области (далее - пилотный проект).

В рамках реализации данного мероприятия осуществлялся поиск потенциального инвестора. В мае 2014 года с потенциальным инвестором заключено соглашение о реализации пилотного проекта, проводятся мероприятия по выбору и согласованию земельных участков на правом и левом берегах Новосибирского района Новосибирской области.