Правительство Новосибирской области
п о с т а н о в л я е т:
Внести в постановление Правительства Новосибирской области от 19.01.2015 N 10-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области» следующие изменения:
В государственной программе Новосибирской области «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области»:
1. Раздел I «Паспорт государственной программы Новосибирской области» изложить в следующей редакции:
«I. Стратегические приоритеты в сфере реализации
государственной программы Новосибирской области «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области»
1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной
программы
С 01.01.2019 на территории Новосибирской области реализуется реформа обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) через внедрение института региональных операторов по обращению с ТКО.
На текущий момент среднегодовое образование ТКО (за 2021-2023 годы) на территории Новосибирской области составляет 994,3 тыс. тонн в год, из них обрабатывается только 12,4%, утилизируется 3,5%.
В соответствии с территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Новосибирской области, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 26.09.2016 N 292-п (далее - территориальная схема), на территории Новосибирской области расположено 19 объектов размещения отходов, из них оборудованы объектами обработки ТКО только 3.
Имеющаяся инфраструктура по обращению с ТКО требует реконструкции, а в большей части, создания новых объектов, отвечающих требованиям законодательства, с целью выполнения Указов Президента Российской Федерации по 100% сортировке и 50% захоронению ТКО.
Территориальной схемой предусмотрено создание 6 комплексных и межрайонных объектов обращения с ТКО, включающих объекты обработки, утилизации и захоронения ТКО.
Наравне с необходимостью создания современной инфраструктуры по обращению с отходами актуальным вопросом является вопрос ликвидации свалок отходов, как стихийных, так и исторически сложившихся.
Так, по состоянию на начало 2023 года под понуждением на ликвидацию находилось более 280 свалок.
Законодательством предусмотрена ликвидация несанкционированных свалок силами и за счет собственных средств собственников земельных участков, на которых они размещены. Учитывая, что основная часть несанкционированных мест размещения отходов расположены на землях муниципальной собственности, их ликвидация проводится за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации
государственной программы
Приоритеты и цели государственной политики в сфере развития системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области отражены в следующих стратегических документах:
Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19.04.2017 N 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года»;
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30.04.2021;
Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.01.2018 N 84-р.
Приоритетными направлениями в сфере развития системы обращения с отходами производства и потребления определены:
снижение экологической нагрузки на население за счет сокращения захоронения твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку);
формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая создание условий для утилизации запрещенных к захоронению отходов;
ликвидация несанкционированных свалок, в том числе в рамках реализации региональных проектов.
Обеспечение реализации приоритетных направлений осуществляется в рамках региональных проектов «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами (Новосибирская область)», «Снижение негативного воздействия на окружающую среду путем ликвидации несанкционированных свалок в границах городов Новосибирской области» национального проекта «Экология» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Целями государственной программы Новосибирской области «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области» (далее - государственная программа) являются:
создание к 2030 году устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза;
ликвидация несанкционированных свалок.
Повышение качества окружающей среды и ликвидация накопленного вреда окружающей среде вследствие хозяйственной и иной деятельности в условиях возрастающей экономической активности необходимы для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики. Обеспечение экологической безопасности населения Новосибирской области предусматривает совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления в городских округах и муниципальных районах Новосибирской области, направленное на сокращение объемов захоронения отходов, увеличение объемов их утилизации и переработки с учетом выполнения требований законодательства Российской Федерации в области безопасного обращения с отходами.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и
показателями государственных программ Российской Федерации
Государственная программа связана со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 326.
4. Задачи (направления) государственной программы, способы их эффективного решения
Государственной программой определены следующие задачи (направления):
1. Создание условий для формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами.
Для решения указанной задачи реализуются мероприятия по следующим направлениям:
поддержка муниципальных образований Новосибирской области на обустройство (создание) контейнерных площадок, в том числе приобретение контейнеров (емкостей) для накопления твердых коммунальных отходов;
возмещение недополученных доходов и (или) экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении тарифов для регулируемой организации в предыдущем периоде регулирования;
возмещение недополученных доходов концессионера;
актуализация территориальной схемы обращения с отходами.
2. Улучшение качества окружающей среды в связи с ликвидацией несанкционированных свалок будет достигнуто за счет снижения негативного воздействия на окружающую среду путем ликвидации:
несанкционированных свалок в границах городов;
несанкционированных свалок, возникших до 01.01.2019, не являющихся объектами накопленного вреда.».
2. Признать утратившими силу:
раздел II «Обоснование необходимости разработки государственной программы»;
раздел IV «Система основных мероприятий государственной программы»;
приложение N 2 «Основные мероприятия государственной программы Новосибирской области «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области».
3. Приложение N 1 «Цели, задачи и целевые индикаторы государственной программы Новосибирской области «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области» изложить в редакции согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.
4. Приложение N 2.1 «Основные мероприятия государственной программы Новосибирской области «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области» изложить в редакции согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.
5. Приложение N 4 «Сводные финансовые затраты и налоговые расходы государственной программы Новосибирской области «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области» изложить в редакции согласно приложению N 3 к настоящему постановлению.
6. Признать утратившими силу с 01.06.2024:
приложение N 1 «Цели, задачи и целевые индикаторы государственной программы Новосибирской области «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области»;
приложение N 2.1 «Основные мероприятия государственной программы Новосибирской области «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области»;
приложение N 4 «Сводные финансовые затраты и налоговые расходы государственной программы Новосибирской области «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области».
Губернатор области
А.А. Травников
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ
государственной программы Новосибирской области
«Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области»
Цель/задачи, требующие решения для достижения цели | Наименование целевого индикатора | Единица измере-ния | Значение целевого индикатора | Примечание | |||||||||
в том числе по годам | |||||||||||||
2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Государственная программа Новосибирской области «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области» | |||||||||||||
Цель: совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления в городских округах и муниципальных районах Новосибирской области, направленное на снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду | 1. Доля обезвреживаемых, используемых отходов от объема отходов, образованных в Новосибирской области (ежегодно) | % | 40,36 | 41 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | - | - | - | Исключен с 2021 года |
2. Доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов (ежегодно) | % | - | - | - | - | - | - | 0,3 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | Целевой индикатор РП введен с 2021 года. На 2020 годы приведено базовое значение | |
3. Введенные в промышленную эксплуатацию мощности по утилизации твердых коммунальных отходов (нарастающим итогом) | млн тонн | - | - | - | - | - | - | 0 | 0 | 0 | 0 | Целевой индикатор введен с 2021 года. На 2020 год приведено базовое значение. Плановые значения целевого индикатора будут включены после уточнения объемов финансирования | |
4. Доля отходов, направляемых на захоронение, в общем объеме образованных отходов в Новосибирской области (ежегодно) | % | - | 59 | 39 | 38 | 37 | 36 | 35 | - | - | - | Исключен с 2021 года | |
5. Доля твердых коммунальных отходов, направляемых на захоронение, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов (ежегодно) | % | - | 79 | 78 | 74 | 68 | 66 | 65 | - | - | - | Исключен с 2021 года | |
6. Доля направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов (ежегодно) | % | - | - | - | - | - | - | 99,7 | 99,6 | 99,6 | 99,6 | Целевой индикатор РП введен с 2021 года. На 2020 год приведено базовое значение | |
Задача 1. | 7. Количество мусорообрабатывающих предприятий, созданных в результате реализации пилотного проекта для города Новосибирска и Новосибирской агломерации Новосибирской области (нарастающим итогом) | ед. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
8. Потенциально возможная мощность мусорообрабатывающих предприятий, созданных в результате реализации пилотного проекта для города Новосибирска и Новосибирской агломерации Новосибирской области (нарастающим итогом) | тыс. тонн отходов/ год | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||
9. Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов (нарастающим итогом) | % | - | - | - | - | 2 | 2 | 3,3 | 3,1 | 3,1 | 3,1 | Целевой индикатор РП введен с 2019 года. На 2018, 2019 годы приведено базовое значение. | |
Задача 2. | 10. Доля организаций в сфере обращения с отходами, деятельность которых в единой системе регулируется региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (нарастающим итогом) | % | - | - | - | - | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | |
11. Доля населения, охваченного услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новосибирской области (ежегодно) | % | - | - | - | - | - | 90 | 91 | 90 | 90 | 90 | Целевой индикатор вводится с 2020 года, в 2019 году приведено базовое значение. | |
12. Доля разработанных электронных моделей территориальной схемы обращения с отходами | % | - | - | - | - | - | - | - | 100 | 100 | 100 | Целевой индикатор введен с 2022 года. На 2021 год приведено базовое значение | |
Задача 3. | 13. Введены в промышленную эксплуатацию мощности по обработке (сортировке) твердых коммунальных отходов (нарастающим итогом) | млн тонн | - | - | - | - | - | - | 0,050 | 0,055 | 0,089 | 0,089 | |
14. Доля муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, обеспеченных полигонами твердых коммунальных отходов, отвечающими установленным требованиям, от общего количества муниципальных районов и городских округов Новосибирской области (нарастающим итогом) | % | 20,6 | 20,6 | 20,6 | 22,9 | 50 | 68,5 | 68,5 | 74,3 | 78,6 | 78,6 | ||
15. Доля твердых коммунальных отходов, захораниваемых на полигонах твердых коммунальных отходов, отвечающих установленным требованиям, от количества твердых коммунальных отходов, образующихся у населения муниципальных районов и городских округов Новосибирской области (ежегодно) | % | 12 | 14 | 14 | 25 | 32 | 65 | 89 | 90 | 90 | 90 | ||
16. Количество полигонов твердых коммунальных отходов, отвечающих установленным требованиям (нарастающим итогом) | шт. | 7 | 7 | 7 | 8 | 12 | 14 | 14 | 14 | 14 | 14 | ||
17. Количество площадок временного накопления твердых коммунальных отходов, созданных на территории Новосибирской области (ежегодно) | шт. | - | - | - | 0 | 0 | 8 | 3 | 1 | 3 | 3 | Целевой индикатор введен с 2018 года. На 2017 год приведено базовое значение | |
18. Доля приобретенных контейнеров (емкостей) для накопления твердых коммунальных отходов на территории Новосибирской области от потребности (нарастающим итогом) | % | - | - | - | - | 0 | 12,6 | 28,3 | 48,8 | 48,8 | 48,8 | Целевой индикатор введен с 2019 года. | |
19. Количество приобретенных контейнеров для раздельного накопления твердых коммунальных отходов на территории Новосибирской области (ежегодно) | шт. | - | - | - | - | - | - | 5 900 | 2 279 | 915 | - | Целевой индикатор введен с 2020 года. На 2020 год значение приведено справочно | |
Задача 4. | 20. Количество районов города Новосибирска, обеспеченных пунктами по раздельному сбору отходов (нарастающим итогом) | ед. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | При выделении средств значения целевых показателей будут уточнены |
21. Доля муниципальных районов, городских округов Новосибирской области, на территории которых имеется не менее шести мест сбора отдельных видов опасных отходов, образующихся у населения, оборудованных специализированными контейнерами для отработанных ртутьсодержащих ламп, гальванических элементов питания (батареек), от общего количества муниципальных районов и городских округов Новосибирской области (кроме города Новосибирска) | % | - | - | - | 0 | 100 | 97 | 97 | 97 | 97 | 97 | Целевой индикатор введен с 2018 года. На 2017 год приведено базовое значение | |
Задача 5. | 22. Количество колесной техники специального назначения (приобретенной или переоборудованной в рамках государственной программы), использующей компримированный природный газ в качестве моторного топлива (нарастающим итогом) | ед. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
Задача 6. | 23. Количество ликвидированных несанкционированных свалок в границах городов | шт. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | Целевой индикатор РП введен с 2021 года |
24. Доля ликвидированных несанкционированных свалок отходов от заявленного количества свалок, образовавшихся до 01.01.2019 (за исключением объектов, ликвидируемых в рамках регионального проекта «Чистые города») | % | - | - | - | - | - | - | - | 100 | 100 | 100 | Целевой индикатор введен с 2021 года | |
25. Численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией несанкционированных свалок в границах городов | тыс. чел. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | Целевой индикатор РП введен с 2022 года |