Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 апреля 2014 года N 326

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды"*

(с изменениями на 18 апреля 2025 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2016 года N 790 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.08.2016, N 0001201608170022);

постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 года N 397 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.04.2017, N 0001201704070036);

постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2017 года N 802 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.07.2017, N 0001201707070012);

постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2018 года N 147 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.02.2018, N 0001201802140010);

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2018 года N 379 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.04.2018, N 0001201804060014);

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 362 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.04.2019, N 0001201904050013);

постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2019 года N 1599 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.12.2019, N 0001201912100019);

постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 397 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.04.2020, N 0001202004100023);

постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 года N 1523 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.09.2020, N 0001202009280008);

постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 1819 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.11.2020, N 0001202011160009) (вступило в силу c 1 января 2021 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 года N 507 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.04.2021, N 0001202104080010);

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2021 года N 1289 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.08.2021, N 0001202108030029);

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 года N 2502 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2021, N 0001202112300040);

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 года N 2549 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2021, N 0001202112310092) (о порядке вступления в силу см. пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 года N 2549);

постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2022 года N 403 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.03.2022, N 0001202203220041);

постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 года N 907 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.05.2022, N 0001202205230002);

постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 года N 1132 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.06.2022, N 0001202206280079);

постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2022 года N 1222 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.07.2022, N 0001202207110018);

постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2022 года N 1818 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.10.2022, N 0001202210140050);

постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2022 года N 2241 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.12.2022, N 0001202212080037);

постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2023 года N 792 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.05.2023, N 0001202305220018);

постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 2023 года N 1266 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.08.2023, N 0001202308030017);

постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2023 года N 1704 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.10.2023, N 0001202310160042);

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2023 года N 1994 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.12.2023, N 0001202312010050) (о порядке вступления в силу см. пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2023 года N 1994);

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2023 года N 1994 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.12.2023, N 0001202312010050);

постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2024 года N 1078 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.08.2024, № 0001202408170007);

постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2024 года N 1088 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.08.2024, № 0001202408170005);

постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2024 года N 1372 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.10.2024, № 0001202410150014);

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2024 года N 1891 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.12.2024, № 0001202412270071) (вступило в силу с 1 января 2025 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2025 года N 347 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.03.2025, № 0001202503240025);

постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2025 года N 523 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.04.2025, № 0001202504190006).

____________________________________________________________________

________________

* Наименование в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 362. - См. предыдущую редакцию.


Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Охрана окружающей среды".

(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 362. - См. предыдущую редакцию)

2. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;

принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации.

3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 2552-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 1, ст.71).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 2014 года N 326
(В редакции, введенной в действие
 с 18 апреля 2020 года
 постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 марта 2020 года N 397
. -
 См. предыдущую редакцию)

Государственная программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды"

(с изменениями на 18 апреля 2025 года)


Стратегические приоритеты в сфере государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды"

(В редакции, введенной в действие с 27 апреля 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2025 года N 523. - См. предыдущую редакцию)

1. Оценка текущего состояния в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности

На территории Российской Федерации сохраняются угрозы экологической безопасности, несмотря на принимаемые меры по снижению уровней воздействия на окружающую среду химических, физических, биологических и иных факторов, по предотвращению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Окружающая среда в городах и на прилегающих к ним территориях, где проживает 74 процента населения страны, подвергается существенному негативному воздействию, источниками которого являются объекты промышленности, энергетики и транспорта, а также объекты капитального строительства.

Сложившийся уровень антропогенного загрязнения окружающей среды является одной из основных причин, вызывающих ухудшение состояния рек, водохранилищ, озерных систем, накопление в донных отложениях, водных биологических ресурсах загрязняющих, в том числе токсичных, веществ и ухудшение качества вод поверхностных водных объектов, используемых в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и являющихся средой обитания водных биологических ресурсов. Загрязнение сточными водами водных объектов приводит их к неудовлетворительному экологическому состоянию. В целом по стране более 70 процентов действующих очистных сооружений построены 30-50 лет назад и 80 процентов из них требует полной модернизации.

Сохраняются угрозы экологической безопасности на Байкальской природной территории. Выявлены загрязнения, оказывающие негативное воздействие на озеро Байкал. В центрах промышленных зон на Байкальской природной территории зафиксировано загрязнение подземных вод, что в совокупности оказывает негативное влияние на экосистему Байкальской природной территории в целом.

В рамках реализации федерального проекта "Сохранение озера Байкал" в 2019-2024 годах сокращены объемы сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты Байкальской природной территории на 32 процента, снижена общая площадь Байкальской природной территории, подвергшейся высокому и экстремально высокому загрязнению, на 214,13 гектара (47,7 процента).

В рамках реализации федерального проекта "Чистая страна" в 2018-2024 годах проведены работы по ликвидации 87 наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и 185 несанкционированных свалок в границах городов.

В рамках реализации федерального проекта "Оздоровление Волги" в 2019-2024 годах ликвидировано 13 объектов накопленного вреда окружающей среде, в рамках контрольно-надзорных мероприятий проведены работы по выявлению и пресечению фактов несанкционированных сбросов сточных вод в реку Волгу и лабораторный анализ отобранных проб сточных вод на определение содержания загрязняющих веществ.

В рамках реализации федерального проекта "Генеральная уборка" в 2022-2024 годах Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проведены мероприятия по обследованию и оценке воздействия 1002 объектов, обладающих признаками объектов накопленного вреда окружающей среде, на состояние окружающей среды, жизнь и здоровье граждан.

В 2023 году усовершенствован институт инвентаризации и ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, в котором особое значение придается деятельности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет обследование и оценку выявленных объектов накопленного вреда окружающей среде и подтверждает ликвидацию таких объектов.

Для обеспечения учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, функционирует государственный реестр таких объектов, а также введен риск-ориентированный подход и установлена периодичность проведения плановых проверок.

В 2023 году образовано ориентировочно 9,3 млрд. тонн отходов производства и потребления, из которых порядка 47 млн. тонн составляют твердые коммунальные отходы.

Более 55 процентов твердых коммунальных отходов в 2024 году было направлено на обработку. Состав твердых коммунальных отходов в Российской Федерации аналогичен зарубежному - большая часть твердых коммунальных отходов представлена пищевыми отходами, далее по убыванию - макулатура, полимеры, стекло, лом и прочие виды твердых коммунальных отходов.

Прогнозы международных статистических организаций показывают неуклонный рост отходов производства и потребления в мире, в связи с этим большинство прогрессивных стран ориентируется на сокращение образования отходов производства и потребления к 2030 году. Как в международной практике, так и в Российской Федерации взят курс на сокращение объема отходов производства и потребления за счет использования вторичного сырья в производстве, энергетической утилизации. Так, к концу 2024 года показатели федерального проекта "Экономика замкнутого цикла" достигли значений - "Индекс использования вторичных ресурсов и сырья из отходов в отраслях экономики" - 10,4 процента, "Доля видов упаковки, утилизируемой в Российской Федерации" - 51,6 процента.

Совокупный объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 12 городах - участниках федерального проекта "Чистый воздух" (гг.Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита) по итогам 2024 года снижен на 21,3151 процента базового уровня 2017 года, в том числе опасных загрязняющих веществ на 20,2847 процента базового уровня 2017 года. В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам расширенного заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации от 24 октября 2020 г. № Пр-1726ГС с 1 сентября 2023 г. в список городов - участников федерального проекта "Чистый воздух" включено 29 новых городов.

По данным государственной наблюдательной сети, на территории Российской Федерации регистрируется около 900-1000 опасных гидрометеорологических явлений (в 2024 году - 1234 опасных гидрометеорологических явления) и почти треть из них наносит значительный ущерб отраслям экономики - это в основном дожди, паводки, засуха, ветер и град. Такие явления зачастую становятся источником чрезвычайных ситуаций природного характера. По экспертным оценкам, материальный ущерб от опасных гидрометеорологических явлений в отдельные годы может достигать одного процента валового внутреннего продукта.

Ведущую роль в обеспечении устойчивости экологических систем и биосферы в целом играет биологическое разнообразие, которое также выполняет регулирующую функцию в осуществлении всех биогеохимических, климатических и других процессов на Земле. Надежно функционирующие экологические системы укрепляют устойчивость компонентов природной среды к негативным воздействиям и снижают ее уязвимость к природным и антропогенным катастрофам.

В целях сохранения, восстановления и изучения биологического разнообразия создаются особо охраняемые природные территории.

В настоящее время функционирует 239 государственных природных заповедников, национальных парков и государственных природных заказников, находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, общая площадь которых более 75,26 млн. гектаров.

В 2012-2024 годах создано 48 особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, общей площадью 17,73 млн. гектаров.

В 2014-2024 годах произошло увеличение численности основных видов охотничьих ресурсов и количества охотничьих хозяйств, занятых разведением охотничьих ресурсов, что указывает на постепенную реализацию основных направлений развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации.

Постоянное присутствие и научная деятельность Российской Федерации в Антарктиде и в водах окружающего ее Южного океана начиная с 1956 года обеспечиваются экспедиционной инфраструктурой Российской антарктической экспедиции.

В Антарктиде в настоящее время действуют 5 российских антарктических станций - Прогресс, Мирный, Восток, Новолазаревская, Беллинсгаузен и 5 сезонных полевых баз.

В целях обеспечения интересов Российской Федерации в высокоширотных и полярных районах с 2023 года реализуется проект по строительству научно-экспедиционного судна ледового класса с необходимой мощностью силовой установки и неограниченным районом плавания для производства работ в Антарктике и Арктике.     

2. Описание приоритетов и целей государственной политики Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности

Настоящая Программа является инструментом реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности и направлена на обеспечение достижения приоритетов и целей государственной политики в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности, отраженных в следующих стратегических документах:

Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. № 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года";

Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. № 164 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года";

Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. № 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года";

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";

Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г.;

Стратегия деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. № 1458-р;

Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 января 2018 г. № 84-р.

Основными приоритетами и целями государственной политики в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности являются сохранение и восстановление природной среды, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата, в том числе:

уменьшение уровня загрязнения атмосферного воздуха в городах и населенных пунктах путем поэтапного снижения к 2036 году в 2 раза выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха;

снижение объемов образования отходов производства и потребления, развитие индустрии их утилизации и вторичного использования, в том числе обработка 100 процентов объема ежегодно образуемых твердых коммунальных отходов, захоронение не более 50 процентов таких отходов и вовлечение в хозяйственный оборот не менее 25 процентов отходов производства и потребления в качестве вторичных ресурсов и сырья к 2030 году;

ликвидация не менее 50 опасных объектов накопленного вреда окружающей среде до конца 2030 года;

сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия, устойчивое развитие системы особо охраняемых природных территорий, в том числе путем увеличения площади на 0,5 млн. гектаров, и создание условий для экологического туризма до 2030 года и на перспективу до 2036 года;

обеспечение потребности государства и населения в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, информации о загрязнении окружающей среды на постоянной основе, обеспечение к 2030 году уровня оправдываемости штормовых предупреждений об опасных природных (гидрометеорологических) явлениях не ниже 95 процентов, уровня оправдываемости суточных прогнозов погоды не ниже 97 процентов;

организация и обеспечение работы и научных исследований в Арктике путем проведения не менее 3 экспедиций ежегодно и Антарктике - на 10 зимовочных станциях и сезонных полевых базах;

повышение эффективности комплексного государственного надзора за выполнением требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды;

снижение к 2036 году в 2 раза объема неочищенных сточных вод, сбрасываемых в основные водные объекты, и сохранение уникальной экологической системы озера Байкал за счет снижения к 2030 году негативного воздействия, оказываемого на центральную экологическую зону Байкальской природной территории, до уровня 54,7 процента и снижения объема неочищенных сточных вод, сбрасываемых в озеро Байкал.

Государственная политика субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности является составной частью государственной политики в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Российской Федерации и должна быть основана на общих принципах и подходах, определенных государственными стратегическими документами, с учетом:

синхронизации планов по охране окружающей среды и экологической безопасности субъектов Российской Федерации с приоритетами Российской Федерации в указанной сфере, а также механизмов реализации таких планов;

разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности;

отражения особенностей социально-экономического развития и состояния окружающей среды субъектов Российской Федерации.

Приоритетами государственной политики субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности являются:

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

сохранение естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

сохранение биологического разнообразия;

предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»