(с изменениями на 15 июля 2024 года)
(в ред. Постановлений КМ РТ от 12.12.2014 N 976, от 29.04.2015 N 299, от 12.09.2015 N 671, от 25.12.2015 N 980, от 23.06.2016 N 429, от 23.09.2016 N 682, от 26.12.2016 N 1000, от 07.02.2017 N 62, от 15.02.2017 N 88, от 08.06.2017 N 362, от 26.06.2017 N 436, от 22.12.2017 N 1028, от 25.12.2017 N 1030, от 21.05.2018 N 383, от 24.09.2018 N 842, от 20.12.2018 N 1182, от 08.04.2019 N 275, от 03.06.2019 N 464, от 20.09.2019 N 854, от 27.01.2020 N 24, от 28.05.2020 N 437, от 01.12.2020 N 1086, от 30.07.2021 N 666, от 19.05.2022 N 464, от 20.07.2022 N 699, от 06.09.2022 N 967, от 01.06.2023 N 665, от 14.07.2023 N 831, от 29.09.2023 N 1196, от 04.10.2023 N 1227, от 15.07.2024 N 560)
В целях реализации государственной политики в области транспортной системы Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Татарстан "Развитие транспортной системы Республики Татарстан" (далее - государственная программа).
(п. 1 в ред. Постановления КМ РТ от 29.09.2023 N 1196)
2. Определить Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан ответственным исполнителем государственной программы.
(п. 2 в ред. Постановления КМ РТ от 29.09.2023 N 1196)
3. Министерству финансов Республики Татарстан ежегодно при формировании бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год и плановый период предусматривать средства на реализацию мероприятий государственной программы.
(в ред. Постановления КМ РТ от 29.09.2023 N 1196)
4. Признать с 1 января 2014 года утратившими силу Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан:
от 29.05.2012 N 437 "О внесении изменений в Долгосрочную целевую программу "Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2011 - 2015 годы", утвержденную Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.12.2011 N 983";
от 12.11.2012 N 982 "О внесении изменений в Долгосрочную целевую программу "Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2011 - 2015 годы", утвержденную Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.12.2011 N 983";
от 22.12.2012 N 1126 "О внесении изменения в Долгосрочную целевую программу "Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2011 - 2015 годы", утвержденную Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.12.2011 N 983 "Об утверждении Долгосрочной целевой программы "Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2011 - 2015 годы";
от 15.02.2013 N 107 "О внесении изменения в Долгосрочную целевую программу "Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2011 - 2015 годы", утвержденную Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.12.2011 N 983 "Об утверждении Долгосрочной целевой программы "Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2011 - 2015 годы".
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан
И.Ш.ХАЛИКОВ
(в ред. Постановления КМ РТ от 15.07.2024 N 560)
Государственная программа Республики Татарстан "Развитие транспортной системы Республики Татарстан" (далее - государственная программа Республики Татарстан) направлена на обеспечение дальнейшего развития транспортного комплекса и создание современной инфокоммуникационной транспортной инфраструктуры для удовлетворения потребностей экономики Республики Татарстан.
В Республике Татарстан транспорт - одна из базовых отраслей хозяйства, важнейшая составная часть производственной и социальной инфраструктуры. Система транспортных коммуникаций является условием территориальной целостности региона, единства его экономического пространства. Она связывает Республику Татарстан с другими регионами России, с мировым сообществом, будучи основой обеспечения интеграции региона в глобальную экономическую систему.
Республика Татарстан находится на перекрестке главных транспортных путей:
автомагистралей и железнодорожных линий, идущих с востока на запад и связывающих сибирские регионы, Урал, Восточную Европу и запад России;
автомагистралей, железных дорог и речных артерий, идущих с юга на север и соединяющих черноморские регионы, территорию Поволжья, Московскую и Ленинградскую области.
Столица Республики Татарстан - Казань расположена в центре крупнейшего густо населенного индустриального бассейна р. Волги с крупными населенными пунктами. Выгодное географическое положение позволяет Республике Татарстан получать доходы от осуществления транзитных перевозок по своим коммуникациям.
О роли транспорта свидетельствует его значительный удельный вес в основных производственных фондах Республики Татарстан. Основными видами транспорта в республике являются железнодорожный, воздушный, внутренний водный и автомобильный. По итогам 2023 года удельный вес валовой добавленной стоимости предприятий отрасли в объеме валового регионального продукта Республики Татарстан, по оценке, составил 6,0 процента, в том числе вклад предприятий по виду экономической деятельности "Транспортировка и хранение" в валовой региональный продукт Республики Татарстан в 2023 году, по оценке, составил 4,6 процента, по виду экономической деятельности "Строительство автомобильных дорог и автомагистралей" в 2023 году - 1,4 процента.
Республика Татарстан является одним из ключевых регионов в транспортно-транзитной системе Российской Федерации и играет ведущую роль в формировании международных транспортных коридоров, проходящих через территорию Российской Федерации.
Активными темпами осуществляется строительство автомобильной дороги М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа на участке обхода городов Нижнекамска и Набережные Челны в составе маршрута Казань - Екатеринбург, что позволит в несколько раз повысить его пропускную способность и уровень безопасности дорожного движения. Будет решена проблема перегруженности и транспортной разобщенности Закамской зоны, где сосредоточены предприятия нефтехимии, нефтепереработки, автомобилестроения и других отраслей. Данное направление фактически будет являться новым направлением федеральной дороги М-7 "Волга".
Строительство обхода имеет особую важность не только для Республики Татарстан, но и для соседних регионов, поскольку трасса М-7 - основная магистраль Поволжья, обеспечивающая устойчивые торгово-экономические и социальные связи между несколькими субъектами Российской Федерации.
Также важнейшей задачей является строительство транспортного маршрута по направлению от г. Казани до г. Екатеринбурга, который позволит связать в единое целое транспортные коммуникации Приволжского, Уральского и Сибирского федеральных округов.
С целью перспективного развития международного транспортного маршрута "Европа - Западный Китай", а также для обеспечения соединения Казанской и Альметьевской экономических зон и соединения двух федеральных трасс М-7 "Волга" и М-5 "Урал" проработан вопрос строительства автомобильной дороги "Шали - Бавлы", которая станет транспортным коридором для роста грузовых перевозок.
Первым этапом строительства данного коридора стало строительство мостового перехода через р. Каму у с. Сорочьи Горы и строительство автодороги Шали - Сорочьи Горы, которая соединила две крупные федеральные дороги - М-7 "Волга" и Р-239 "Казань - Оренбург".
Проект строительства автомобильной дороги "Алексеевское - Альметьевск" в составе платной автомобильной дороги "Шали (М-7) - Бавлы (М-5)" реализуется на условиях государственно-частного партнерства.
В дальнейшем дорога будет способствовать развитию транспортных коммуникаций между Казанской и Альметьевской агломерациями и Оренбургом, обеспечивая транзит грузов по альтернативной, по отношению к существующей, дорожной инфраструктуре. Существенно сократится перепробег транспорта по направлениям Казань - Самара и Казань - Оренбург, а также обеспечится доступ в Казахстан и Среднюю Азию по более короткому маршруту.
Развитие территорий в рамках строительства автомобильной дороги "Алексеевское - Альметьевск" обеспечит динамику строительства жилья в Республике Татарстан в зоне тяготения на уровне 719 тыс. кв. метров жилья до 2038 года. Также спрос на дорогу будет обеспечен со стороны промышленных предприятий Альметьевской агломерации (Татнефтепром, Альметьевский трубный завод и т.д.), производящих ежегодно миллионы тонн продукции.
В рамках перспективы создания транспортно-логистических коридоров, необходимых для обеспечения движения товаров в новых экономических реалиях, повышения пропускной способности транспортной инфраструктуры для переориентации транспортных потоков, рассматривается реализация следующего этапа автомагистрали "Шали - Бавлы" проекта строительства автомобильной дороги "Альметьевск - Бавлы". Проект также может быть реализован на условиях государственно-частного партнерства.
Данная автодорога будет продолжением строящейся в настоящее время автомобильной дороги "Алексеевское - Альметьевск" и позволит соединить в единую сеть международный транспортный маршрут "Европа - Западный Китай", скоростной маршрут "Юго-Западная хорда" в увязке с проектом "Меридиан".
Стоит отметить, что проект "Юго-Западная хорда" очень важен для республики. Прохождение скоростного маршрута "Юго-Западная хорда" по территории Республики Татарстан планируется по автомобильной дороге федерального значения М-5 "Урал", на которую в перспективе выйдет строящаяся автомагистраль "Шали - Бавлы". В рамках формирования маршрута предполагается выполнение мероприятий по реконструкции существующей дорожной сети с доведением до категории IБ с четырьмя полосами движения.
Создание международного транспортного коридора "Юго-Западная хорда" поможет выйти на новые рынки как между регионами Российской Федерации, так и стран Ближнего Востока, Индии, Юго-Восточной Азии.
По пути продвижения товаров из Татарстана целесообразно создание транспортно-логистических узлов (хабов).
Маршрут "Юго-Западная хорда" создаст условия для комфортного, безопасного движения, а также обеспечит экономический рост региона.
Это станет большим шагом для укрепления международной торговли, туризма и культурного сотрудничества, а также поспособствует увеличению объемов транзитных перевозок в два раза.
Транспортная отрасль и дорожное хозяйство имеют значительное влияние на качество жизни населения, инновационное развитие экономики, формирование среднего класса, ценовую и тарифную политику государства, размещение производительных сил.
Однако грузопоток, который идет через Татарстан, растет быстрее, чем развивается транспортная инфраструктура, поэтому необходимо уделить внимание тем участкам дорог, которые не соответствуют задачам международных транспортных коридоров.
Значение транспортного комплекса Республики Татарстан и его роль в транспортной системе страны и мира определяют задачи его развития, которые будут ориентированы на рост инновационной экономики и потребительского сектора. При этом необходимо обеспечить повышение качества, надежности, ритмичности, повсеместную доступность обслуживания, мобильность, полное удовлетворение потребностей в транспортных услугах.
Приоритеты государственной программы Республики Татарстан соответствуют Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р, а также Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, утвержденной Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года" (далее - Стратегия-2030).
Стратегическими целями государственной политики в транспортном комплексе Республики Татарстан являются повышение пространственной связанности и транспортной доступности территорий, увеличение скорости и объема доставки грузов, повышение мобильности населения.