ЗАКОН

 РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ


Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года

(с изменениями на 25 декабря 2019 года)

(в ред. Законов РТ от 05.04.2019 N 31-ЗРТ, от 25.12.2019 N 112-ЗРТ)




Принят
Государственным Советом
Республики Татарстан
10 июня 2015 года




Статья 1


Утвердить Стратегию социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года согласно приложению к настоящему Закону.



Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Временно исполняющий обязанности
Президента Республики Татарстан
Р.Н.МИННИХАНОВ


Казань, Кремль
17 июня 2015 года
N 40-ЗРТ



Приложение
к Закону Республики Татарстан
"Об утверждении Стратегии
социально-экономического развития
Республики Татарстан до 2030 года"



СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ДО 2030 ГОДА

(в ред. Законов РТ от 05.04.2019 N 31-ЗРТ, от 25.12.2019 N 112-ЗРТ)




Общие положения


Нормативно-правовой основой разработки Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года (далее - Стратегия) являются Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее - ФЗ-172) и Закон Республики Татарстан от 16 марта 2015 года N 12-ЗРТ "О стратегическом планировании в Республике Татарстан".


В Стратегии сформулирована главная стратегическая цель: Татарстан-2030 - глобальный конкурентоспособный устойчивый регион, драйвер (основной источник роста) полюса роста "Волга - Кама". Татарстан - лидер по качеству взаимоувязанного развития человеческого капитала, институтов, инфраструктуры, экономики, внешней интеграции (осевой евразийский регион России) и внутреннего пространства; регион с опережающими темпами развития, высокой включенностью в международное разделение труда.


Стержень стратегии - человек, и три приоритета Стратегии группируются вокруг этого стержня: собственно формирование и накопление человеческого капитала; создание комфортного пространства для развития человеческого капитала; создание общественных институтов, при которых человеческий капитал востребован экономикой и может успешно функционировать. Экономическая политика рассматривается, прежде всего, как создание условий, в которых человек - носитель талантов - может реализоваться. Это важнейший акцент и в инновационной, и в инвестиционной, и в кластерной политике.


Разработка Стратегии велась с учетом самых современных исследований, теорий и мирового опыта, с привлечением ведущих российских и зарубежных специалистов.


Примененный в Республике Татарстан подход к созданию Стратегии отличают следующие особенности:


1) формирование международного консорциума консультантов, объединившего организации с лучшими компетенциями в своей сфере и обеспечившего всестороннюю проработку Стратегии, включая проведение специальных исследований;


2) беспрецедентный масштаб открытости и коммуникаций стейкхолдеров (заинтересованных лиц и групп), позволивший вовлечь через рабочие встречи, интервью, совещания, проектные семинары и сессии всех заинтересованных участников. Работали 13 проектных площадок - отраслевых, территориальных и по направлениям конкуренции. На специальном сайте http://tatarstan2030.ru оперативно размещались отчеты, проблемные записки, проекты документов, экспертные мнения. За два года разработки проведено более 40 мероприятий, в которых участвовали более 2,5 тысячи человек;


3) совмещение концептуального и операционального уровней. Наряду с выработкой базовых принципов и идей развития и формулированием крупных флагманских проектов выполнена огромная работа по сбору и анализу первичной информации с проведением обследования предприятий, что позволило конкретизировать предложения для Плана мероприятий по реализации Стратегии;


4) глубокая проработка пространственных аспектов развития, что позволило сократить концептуальный и временной разрыв между документами социально - экономического и территориального планирования;


5) создание нового набора терминов для описания будущего республики и представления ее на мировом уровне (полюс роста "Волга - Кама", Волго-Камский метрополис, Казанская, Камская и Альметьевская экономические зоны и агломерации, экозона "Волжско-Камский поток", татарстанская технологическая инициатива, кластерная активация, модель "Татарстан 7+6+3" и др.);


6) единый процесс разработки Стратегии и документов, обеспечивающих ее реализацию. Тесная интеграция в разработку исполнительных органов власти Республики Татарстан;


7) разработка Стратегии наряду с формированием новой системы стратегического планирования на основе ФЗ-172, установившего переходный период до 1 января 2017 года. Вероятность обновления и переформатирования Стратегии в 2016 - 2017 годах с учетом готовящихся методических рекомендаций Министерства экономического развития Российской Федерации;


8) внимание к вопросам управления реализацией Стратегией: разработка предложений по укреплению системы республиканских институтов развития, определения структуры для мониторинга выполнения Стратегии, органов координации развития в рамках городских агломераций.


Методическая особенность подхода - использование специально разработанной интегрирующей схемы - модели "Татарстан 7+6+3", задающей логику стратегического анализа, целеполагания и построения системы управления, ориентированной на рост конкурентоспособности региона и его предприятий. Модель отражает базовую идею - участие Татарстана в борьбе за лидирующие позиции в мировой межрегиональной конкуренции полюсов роста, в которых развиваются конкурентоспособные экономические комплексы и кластеры, создаются условия для привлечения и удержания капиталов (рис. А).


Модель совмещает два уровня рассмотрения региона: внешний, отражающий конкурентные позиции Татарстана относительно других регионов в разрезе семи направлений межрегиональной конкуренции, и внутренний, описывающий структуру шести базовых экономических комплексов (с выделением в каждом из них кластеров и проектов развития) в разрезе трех экономических зон, формирующихся вокруг трех городских агломераций.


Семь направлений конкуренции могут быть интерпретированы и применительно к бизнесу (предприятиям, хозяйственным комплексам), и применительно к региону, что делает модель удобным инструментом изучения и описания взаимосвязанных процессов - конкуренции регионов и предприятий (табл. А).



Рис. А. Татарстан в глобальной конкуренции (модель "Татарстан 7+6+3")



Примечание. Модель является конкретизацией более общей методики "AV Region Galaxy Model", разработанной AV Group, на основе развития подходов классиков теории межрегиональной и глобальной конкуренции и территориального развития Ф.Перру, М.Портера, Й.Шумпетера и др.


Поскольку прямое измерение и сравнение регионов по направлениям межрегиональной конкуренции зачастую затруднены, используются соответствующие показатели деятельности предприятий (экономических комплексов) исходя из гипотезы, что достижения предприятий являются следствием созданных в регионе общих условий.


Таблица А. Цели семи направлений конкуренции регионов/предприятий

Название направления (регион/предприятие)

Региональный уровень

Уровень предприятия

Рынки продукции и услуг

Конкурентоспособность региональных отраслей специализации на их рынках. Лучшие условия для продвижения продукции местных предприятий на внешние рынки

Объем продаж и доля рынка

Институты/Управление

Качество частных, государственных и государственно-частных институтов и механизмов управления. Высокий уровень развития предпринимательства. Понятный доступ к административным ресурсам

Эффективное внутрифирменное управление

Человеческий капитал/Персонал

Лучшие условия для привлечения и удержания носителей человеческого капитала. Высокое качество социальных услуг

Мотивированные, квалифицированные сотрудники

Инновации и информация/Технологии

Лучшая экосистема инноваций. Высокое качество телекоммуникационной инфраструктуры

Разработка и приобретение передовых технологий и новых продуктов

Природные ресурсы/Сырье

Обеспечение лучших условий доступа к природным ресурсам при сохранении экологического благополучия

Доступ к сырью и земельным ресурсам

Реальный капитал/ Материальные активы

Высокое качество физической инфраструктуры и пространства, привлекающее бизнес и население

Обеспеченность и эффективное использование основных фондов

Финансовый капитал

Условия для развития финансовых институтов. Лучшие инструменты привлечения внешних инвестиций. Эффективное вложение федеральных и региональных инвестиций

Обеспеченность и эффективное использование финансовых ресурсов


Внутренняя структура социально-экономического комплекса Республики Татарстан описывается моделью "Татарстан 7+6+3" и отражается соответствующим набором статистических показателей следующим образом:


- республика в целом;


- три экономические зоны: Казанская, Камская и Альметьевская;


- шесть базовых экономических комплексов: четыре производственных (нефтегазохимический комплекс, энергетический комплекс, комплекс машиностроения и другой обрабатывающей промышленности, агропромышленный комплекс) и два обеспечивающих (инфраструктурный комплекс и комплекс услуг), которые детализируются до 17 и далее до 60 подкомплексов и отраслей (структура экономических комплексов приведена в приложении 1);


- межотраслевые кластеры;


- меры и проекты, обеспечивающие реализацию поставленных экономических и социальных целей.



1. Стратегический анализ: основные выводы


1.1. Тенденции развития внешней среды - стратегические вызовы


1.1.1. Глобальные тенденции мирового развития


Мы стоим на пороге нового мира. Это мир стремительно меняющихся технологий и предпочтений людей, мир существенно большей волатильности и неопределенности в экономике, мир усиления конкуренции со стороны совершенно новых участников рынка, мир более требовательного регулирования и снижающейся рентабельности бизнеса. Мир, в котором человек становится ключевым активом. Мир, в котором конкуренция перемещается с макроуровня (конкуренция между государствами) на мезоуровень (конкуренция между полюсами роста).


В настоящее время существуют следующие основные глобальные тенденции и факторы развития мировой экономики, которые необходимо учитывать при разработке долгосрочных стратегий развития (тенденции сгруппированы по семи направлениям конкуренции).


Рынки продукции и услуг


- Переход на модель устойчивого развития (Sustainable Development), когда удовлетворение потребности настоящего времени проходит без ущерба для потребностей будущих поколений.


- Существенный рост населения Земли - за счет роста населения стран Азии, Африки и Латинской Америки (согласно прогнозам до 10 млрд чел. к 2030 году).


- Удержание позиций лидеров роста развитыми странами, преимущественно входящими в "Группу двадцати" (G20), а также быстро развивающимися странами, входящими в BRICS+11 и Growth Markets: Филиппины, Египет, Нигерия, Турция, Вьетнам, Пакистан, Иран, Бангладеш, Малайзия, Сингапур, Гонконг, Тайвань.


- Формирование новых регионов - полюсов роста за счет сочетания усиления глобальной конкуренции и активного развития международной кооперации. Переход лидерства в развитии от отдельных государств к регионам - полюсам роста, формирующимся, как правило, вокруг городских агломераций.


- Смещение центра экономической активности в Азию: Азия во главе с Китаем и Индией становится мировым центром производства и потребления. По прогнозам, к 2030 году Китай будет обладать первой по величине экономикой в мире с противоречивой тенденцией, возникшей в последующие годы возврата производственного капитала в развитые страны.


(в ред. Закона РТ от 05.04.2019 N 31-ЗРТ)


- Глобальный рост среднего класса с одновременным ростом поляризации доходов во всем мире: увеличение в развивающихся странах численности населения, относимого к среднему классу.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»