РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 27 ноября 2021 года N 3363-р
[О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года]
(с изменениями на 6 ноября 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2024 года N 3140-р.
____________________________________________________________________
1. Утвердить прилагаемую Транспортную стратегию Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года (далее - Стратегия).
2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и корректировке государственных программ Российской Федерации и иных документов стратегического планирования.
3. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии при разработке и корректировке государственных программ субъектов Российской Федерации и иных документов стратегического планирования.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2024 года N 3140-р. - См. предыдущую редакцию)
4. Минтрансу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:
представить в 6-месячный срок в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Стратегии;
обеспечить реализацию Стратегии.
5. Мониторинг реализации Стратегии и ведение транспортно-экономического баланса Российской Федерации возложить на федеральное государственное бюджетное учреждение "Научный центр по комплексным транспортным проблемам Министерства транспорта Российской Федерации".
6. Признать утратившими силу:
распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. N 877-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 29, ст.3537);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 50, ст.5977);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. N 1032-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 25, ст.3349);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 327-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 10, ст.1462);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2017 г. N 2469-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 47, ст.7016);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 мая 2018 г. N 893-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 22, ст.3176).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года
(с изменениями на 6 ноября 2024 года)
Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с:
Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
поручениями Президента Российской Федерации от 26 июля 2017 г. N Пр-1449 и от 25 марта 2020 г. N Пр-573;
Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р (далее - Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025 года).
Стратегия также учитывает положения отраслевых документов стратегического планирования смежных отраслей и межфункциональных документов стратегического планирования, в том числе:
Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года";
Морской доктрины Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 26 июля 2015 г.;
Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2019 г. N 1797-р;
Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р;
Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2020 г. N 1388-р;
Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. N 1523-р (далее - Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года);
национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденной протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. N 7;
иных документов стратегического планирования по видам экономической деятельности.
Стратегия сохраняет преемственность целеполагания по отношению к Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р (далее - Транспортная стратегия).
В Стратегии учтены акты (решения) Высшего Евразийского экономического совета, в том числе:
Основные направления и этапы реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств - членов Евразийского экономического союза, утвержденные решением Высшего Евразийского экономического совета от 26 декабря 2016 г. N 19;
Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, утвержденные решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. N 12, а также иные акты и решения органов Евразийского экономического союза в части транспорта.
Стратегия учитывает опыт реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N 1596 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. N 2101-р (далее - комплексный план), национального проекта "Безопасные качественные дороги", сформированных в ходе реализации Транспортной стратегии, а также прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации, прогнозы международной торговли, подготовленные российскими и международными аналитическими агентствами на период до 2035 года.
В Стратегии учтены положения Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов и Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с основополагающими национальными целями и задачами развития Российской Федерации, определенными в документах стратегического планирования, указах и поручениях Президента Российской Федерации, в Стратегии определены миссия и стратегические приоритеты развития транспортного комплекса.
Миссия государства в сфере обеспечения функционирования и развития транспортной системы заключается в создании условий для повышения качества жизни и здоровья граждан, экономического роста и повышения конкурентоспособности национальной экономики, укрепления безопасности и обороноспособности страны, реализации ее транспортного потенциала через опережающее развитие транспортной инфраструктуры и расширение доступа к безопасным и качественным транспортным услугам с минимальным воздействием на окружающую среду и климат, использование географических особенностей Российской Федерации в качестве ее конкурентного преимущества.
Важнейшим приоритетом при реализации Стратегии является обеспечение национальных интересов Российской Федерации в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".
Стратегия предусматривает реализацию следующих долгосрочных целей развития транспортной системы до 2030 года и на прогнозный период до 2035 года:
повышение пространственной связанности и транспортной доступности территорий;
повышение мобильности населения и развитие внутреннего туризма;
увеличение объема и скорости транзита грузов и развитие мультимодальных логистических технологий;
цифровая и низкоуглеродная трансформация отрасли и ускоренное внедрение новых технологий.
Стратегия направлена на опережающее удовлетворение ожиданий основных пользователей и потребителей транспортного комплекса. Прямыми пользователями транспортных услуг в части пассажирских перевозок являются граждане Российской Федерации, проживающие в агломерациях и за их пределами, граждане, проживающие в удаленных, труднодоступных и геостратегических районах страны. Прямыми пользователями услуг грузового транспорта являются грузовладельцы -физические и юридические лица, осуществляющие разовые или регулярные отправки грузов по территории Российской Федерации. Транспортный комплекс также выполняет важные функции по достижению государственных целей в части обеспечения национальной безопасности, экономического роста (в том числе за счет развития смежных отраслей и косвенных эффектов от транспортного комплекса) и связанности территории страны.
Удовлетворение ожиданий основных пользователей достигается за счет формирования технически, технологически и экономически сбалансированной на основе транспортно-экономического баланса транспортной системы и повышения профессионализма сотрудников транспортных организаций.
Гражданам страны должно быть обеспечено повышение качества жизни в части, зависящей от транспортного комплекса, в том числе:
повышение транспортной доступности для граждан социально-экономических, туристских и культурных центров;
повышение доступности транспортных услуг для жителей удаленных, труднодоступных и геостратегических территорий;
повышение качества транспортных услуг в части комфортности и безопасности перевозок с минимизацией негативного воздействия на окружающую среду при сохранении ценовой доступности перевозок;
повышение качества транспортных услуг в части скорости обслуживания пассажиров и, как следствие, увеличение подвижности населения;
создание транспортной инфраструктуры для развития внутреннего туризма.
Грузовладельцам должны быть обеспечены:
повышение транспортной доступности территорий, производственных, коммерческих и деловых центров, существующих и перспективных минерально-сырьевых центров, а также рынков сбыта, в том числе экспортных;
повышение доступа к полному объему транспортно-логистических услуг, позволяющих расширить экономические связи для реализации продукции на новых рынках сбыта;
повышение качества и доступности транспортно-логистических услуг для потребителей за счет достижения рационального баланса между тарифами, объемом и качеством транспортных услуг;
повышение финансовой доступности транспортно-логистических услуг через обеспечение сбалансированных тарифов, позволяющих достичь конкурентного уровня транспортных издержек в стоимости конечной продукции;
повышение скорости движения грузов, предсказуемости сроков доставки, надежности транспортных связей, что обеспечит повышение конкурентоспособности российской продукции на внутреннем и внешнем рынках;
безопасность перевозки и сохранность груза.
Предприятиям транспортной отрасли и их инвесторам должны быть созданы условия для:
повышения производительности труда и снижения себестоимости транспортных услуг;
повышения фондоотдачи инфраструктуры транспорта;
снижения энерго- и углеродоемкости;
повышения инвестиционной привлекательности транспортной отрасли;
развития эффективных и предсказуемых механизмов регулирования, а также механизмов государственно-частного партнерства;
повышения профессионализма сотрудников и их социальной защищенности;
повышения доступности технологических, финансовых и трудовых ресурсов.
Государству должны быть обеспечены:
реализация потенциала экономического роста и достижение запланированных темпов роста экономики, обеспеченной транспортным комплексом;
повышение производительности труда по экономике в целом за счет повышения качества транспортных услуг;